Анализ музыкального произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ музыкального произведения



Песня «Красный сарафан»- оригинальная по форме. Сюжет стихотворения подсказал создать композицию в форме диалога. Мажорные куплеты (признание дочери) сменяются минорными (ответ Матроны). умеренно-быстрый темп сменяется замедленным. В последней строфе при заключительных словах матери (…И я молоденька была такова) музыка вновь возвращается к светлой мажорной тональности, первоначальному темпу и тематическому материалу. Складывается общая трехчастная (репризная) форма с внутренним вариационно-куплетным развитием.

Основная характерно-русская секстовая попевка интонируется по-новому на протяжении песни.

«Не шей…», «Неразлучная», «На детей глядим…»

Общий колорит песни светлый и ясный, лишь слегка овеянный задумчивой грустью, хорошо ассоциируется с образом юности, с грациозным образом русской девушки, знакомым нам по картинам русских живописцев - Венецианова, Тропинина, картина «Кружевница» (Анализ и сопоставление с романсом).

Молодая девушка изображена с большим душевным теплом. Ее миловидное лицо с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, она как - будто на минуту остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой.

Вместе с тем, бытовой по-своему характеру портрет лишен обыденности: интересна композиция фигуры, занимающая всю плоскость картины, делающая образ значительным и приподнятым. Художник утверждает красоту девушки, занятой каждодневным трудом, в то же время привносит в этот образ свой идеал красоты: миловидность, грацию, отзвуки изящной кокетливости 18 века.

П.А. Федотов. Портрет Н. Жданович – сестры друга художника, воспитанницы Смольного института. Мир портрета - это мир юности и музыки. Тонкие и гибкие девичьи руки как будто продолжают свое движение, воздух еще пронизан звуками. Естественная грациозность движения, здесь нет и тени позирования. Свободно, естественно и убедительно передано остановившиеся мгновения в жизни юной музыкантши, вступившей в лучшую пору девичества.

Общему впечатлению легкости романса, ясности способствует грациозный танцевальный рефрен фортепианной партии.

С течением времени жанр романса все более обособляется от песни, которой он обязан своим происхождением. Усложняется мелодическая сторона романсов и наблюдается постепенный отход от простой песенной формы (куплетно-строфической). Создавая более углубленные и сложные по содержанию романсы, композиторы нередко применяют контрастные сопоставления образов. В романсе Глинки «Я помню чудное мгновенье» вслед за лирически светлой и нежной мелодией, рисующей основной поэтический образ стихотворения следует напряженный и драматически устремленный эпизод- «Шли годы. Бурь порыв мятежный…». Рассказывая языком музыки о том, как жизненные невзгоды и треволнения оттеснили чарующее впечатление от встречи с обаятельной женщиной, композитор от пластичной, типично романсовой мелодии переходит к изложению напряженному и порывистому в средней части. А далее в соответствии со смыслом пушкинского стихотворения («Душе настало пробужденье…») возвращается первоначальный музыкальный образ, или можно сказать наступает реприза – повторение основной темы.

Широко пользуясь термином «романс» русские композиторы не применили его к песням шуточным, парадийно-сатирическим и характерно-бытовым, таким как «Червяк», «Мельник» Даргомыжского.

Среди разнообразных жанров вокальной камерной музыки видное место принадлежит балладе.

Баллада – жанр народного происхождения. Еще в середине века в Италии, Франции и Англии так именовались повествовательные песни о подвигах народных героев или же о каких-либо необычайных драматических происшествиях.

Баллада – это повествование, но не простое. Непременно должны присутствовать элементы фантастики. Яркость событий, изобразительность музыки, поэтапность развития сюжета не укладывается в рамки куплета или 3-х частной форме строится свободно, следуя за текстом.

Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Вокализ – пьеса без слов, исполняемая на какой-либо гласной («а»). в прошлом сочинялись для учебных целей. «Вокализ» Рахманинова – это песня без слов, о чем-то дорогом и близком.

Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Кант — род бытовой многоголосной песни.

 

Вопросы и задания для студентов

1. Что такое камерная музыка?

2. Что такое вокальная музыка?

3. Разновидности вокальной музыки.

 

Практические задания

1. Работа над постановкой голоса. Пение вокализов.

2. Разучить и исполнить народную песню и романс или другие виды вокального жанра.

3. Подготовить разучивание вокального произведения со своей группой.

4. Петь песню с подголосками, каноном.

5. Петь и дирижировать.

6. Подготовить беседу о вокальном произведении по выбору.

Контрольный тест

1.Что такое вокализ?

А) песня с аккомпанементом;

Б) пение с названием нот;

В) пьеса без слов.

2.Что такое баллада?

А) песня без слов;

Б) песня повествовательного характера;

В) песня с чувственным, лирическим характером.

3. Что общего у народной песни и романса? (где неправильный ответ?)

А) произведение для голоса;

Б) темы;

В) создавались любителями – певцами;

Г) создавались композиторами.

4.Что такое «а капелла»?

А) пение с инструментальным сопровождением;

Б) пение хором;

В) пение без инструментального сопровождения.

 

Инструментальные жанры

Студенты должны

Знать:

разновидности инструментального жанра;

характерные особенности этих произведений;

названия нескольких произведений и композиторов, их создавших.

методику восприятия музыкального произведения.

Уметь:

определять на слух инструментальные произведения разных жанров;

составить план анализа музыкального произведения;

провести с учащимися анализ музыкального произведения по заданной теме;

подобрать задания учащимся для активного восприятия музыкального произведения;

придумать задания для ассоциативного восприятия музыки;

составить ритмические движения для пластического интонирования;

продумать и записать ритмическую партитуру для игры на ДМИ(детских музыкальных инструментах);

провести с учащимися различные виды музыкальной деятельности, активизирующие восприятие инструментальной музыки разных жанров и стилей.

Лекция

Какая музыка развивалась раньше вокальная или инструментальная?

Европейская инструментальная музыка развивалась позднее вокальной, долго сохраняла прикладной характер, сопровождая торжественные и траурные процессии, городские и придворные балы, выезды на охоту.

В домашней обстановке играли песни и танцы на щипковых струнных инструментах – многострунной ЛЮТНЕ – предшественнице гитары и мондолины. В 16 веке в домашнем быту получают распространение клавишные инструменты: клавесин, клавикорд, клавичембало, в Англии верджинал.

Бытовые городские танцы 16 – 18 веков были разнообразны по характеру движения и по ритму. Среди них встречались плавные танцы – шествия (итальянская павана, немецкая алеманда, испанская сарабанда), оживлённые, скользящие (французская куранта и менуэт), быстрые с подскоком и вприпрыжку (буре, гавот жига).

Из чередования и сопоставления различных танцев возникла старинная сюита.

Сюи́та (с фр. Suite — «ряд», «последовательность») —.музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым замыслом. Например «Карнавал» Р. Шумана цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М.П. Мусорского – собрание пьес, передающих впечатление композитора от выставки художника В.А. Гартмана. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных и оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Кармен» Р. Щедрина.

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́льшая самостоятельность частей, не такая строгость и закономерность их соотношения.

В Германии, в конце 17 века образовалась точная последовательность частей:. например у Г. Ф. Генделя, Ж. Б. Люли, И. С. Баха.

1. Allemande

2. Courante

3. Sarabande

4. Gigue

Сюиты XVII—XVIII веков были танцевальными; оркестровые нетанцевальные сюиты появились в XIX веке; известнейшие — «Шахерезада» Н. А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского

Наряду с сюитами для клавирной и органной музыки характкрны двухчастные циклы, состоящие из прелюдии и фуги или токкаты и фуги.

Токката (итал. – касаться, трогать) – название пьесы виртуозногохарактера, основана на быстром и ритмически ровном движении без певучих лирических эпизодов.

Прелюдия (лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдия всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

И. С. Бах написал «Хорошо темперированный клавир»

состоящий из прелюдий и фуг и оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох. Многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг, освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения - вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения. Особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.

 

Известные циклы прелюдий

И. С. Бах — два тома «Хорошо темперированного клавира», Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги в 12 основных мажорных и 12 минорных тональностях, по прелюдии и фуге на каждую клавишу фортепиано.

Ф. Шопен — 24 прелюдии,

К. Дебюсси — два тома по 12 прелюдий,. В конце каждой прелюдии стоит её название, в то время как перед ней стоит только римское число, указывающее её номер.

С. В. Рахманинов —24 прелюдии, среди них всемирно известная прелюдия до-диез минор.

А. Н. Скрябин — 24 прелюдии

П. Хиндемит — Ludus Tonalis, прелюдия, 11 интерлюдий

Д. Д. Шостакович — цикл из 24 прелюдий и фуг, и более ранний цикл из 24 прелюдий для фортепиано.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.083 с.)