Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ музыкального произведения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Л.В.Бетховен. Соната.№ 14 "Лунная" Какая разница между словами: исповедь и монолог? Монолог может быть на любую тему, исповедь - очень личное, это состояние души отдельного человека. Сегодня мы будем слушать музыку Л.Бетховена, о которой французский писатель Р. Ролдан сказал: "Это монолог без слов, исповедь правдивая, потрясающая, подобную которой можно встретить в музыке… здесь нет ни одного слова, но она эта музыка, понятна всем". Звучит I часть Анализ. Мелодия - басы – триоли. Человек - Горе человека - мир вокруг. Как развиваются эти три составные части? Нежность, печаль, раздумье. Мерное, укачивающее движение среднего голоса. Затем появляется умоляющая мелодия, небольшое движение наверх. «Неужели это со мной? - думает человек. Она страстно, настойчиво пробует выйти к светлым регистрам, но постепенно мелодия уходит к басам. Человек растворился в горе, ушёл в него совсем, и природа осталась неизменной. Слился с бедой. Последние аккорды - как тяжелой плитой накрывают человека. Звучит П часть Какой образ навеяла эта мелодия? Это островок маленького счастья. Б. Агет назвал ее "цветком между двумя безднами". Что представляет собой эта лирическая часть? Одни считают музыкальным портретом Джульетты Гвичарди, другие воздерживаются от образных пояснений загадочной части. Интонации допускают толкование от непритязательной грации до заметного юмора. Человек, вероятно, выполнил что-то давно прошедшее, любимое, уголок природы, праздник, Г.Нейгауз сказал, что это "Цветок с поникшими листьями". Звучит Ш часть Какие возникли ассоциации? Звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами - бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний её голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению – в том же движении, что и при бурном начале 3 части. Иногда кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания. Это главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё как в жизни многих людей, для которых жить - значит бороться, побеждать страдания.
" Патетическая соната " № 8 Написана соната Л. Бетховеном в 1798 году. Заглавие принадлежит самому композитору. От греческого слова «пафос" - с приподнятым, возвышенным настроением. Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя "приподнятость" эта выражена в каждой части по разному. I часть написана в быстром темпе в форме сонатного аллегро. Необычно начало сонаты "Медленное вступление звучит мрачно и вместе с тем торжественно. Тяжелые аккорды, из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы. Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия на фоне спокойных аккордов. После вступления начинается стремительное сонатное аллегро. Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного баса, тревожно взбегает и опускается мелодия верхнего голоса. Связующая партия постепенно успокаивает волнение главной темы, и приводит к мелодичной и певучей побочное партии. Вопреки установившимся правилам в сонатах венских классиков – побочная партия "Патетической сонаты" звучит не в параллельном мажоре, а в одноименном к нему миноре. Контрольные вопросы и задания для студентов 1.В каком году родился Л, Бетховен? А).1670году, Б). 1870 году, В). 1770 году. 2. Где родился бетховен? А). В Бонне, Б). В париже, В). В Бергене. 3. Кто был учителем Бетховена? А). Гендель Г. Ф. Б). Нефе К. Г. В). Моцарт В. 4. В каком возрасте Бетховен написал «Лунную сонату»? А). В 50 лет. Б). В 41 год. В). В 21 год. 5. Впору любви к какой женщине Бетховен написал «Лунную сонату? А). Джульетте Гвичарди. Б).Джульетте Капулетти. 6. Какой поэт дал название сонате №14 «Лунная»? А), И Шиллер. Б). Л. Рельштаб. В). И. Шенком. 7. Какое произведение не относится к творчеству Бетховена? А). «Патетитическая соната». Б). «Героическая симфония». В),. «Революционный этюд». 8. Сколько симфоний написал Бетховен? А). 32. Б). 9. В). 24. Задание 1. Прослушать два произведения, определить по стилю какое из них Л. Бетховена, пояснить своё мнение. Звучат: «Прелюдия №7» Ф. Шопена и «Соната» №14, 3 часть Л. Бетховена. Симфо́ния Симфо́ния (от греч. συμφωνία — «созвучие») — жанр симфонической инструментальной музыки многочастной формы фундаментального мировоззренческого содержания. Вследствие сходства по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части. 1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме; 2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной 3-я — скерцо или менуэт — в трёхчастной форме 4-я часть, в быстром темпе — в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты. Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе и выраженной, например, в названии или эпиграфе, — «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза, симфонии №1 «Зимние грёзы» Чайковского и пр.
Задания для студентов Слушание и анализ фрагментов из симфоний по программе Критской Е. Д. «Музыка». В Моцарт симфония №40, экспозиция. 1. Петь главную мелодию сольфеджио, вокализ, на придуманный самостоятельно текст. 2. Слушать и рисовать мелодическую линию главной темы. 3. В процессе прослушивания нарисовать возникший художественный образ. 4. Составить ритмическую партитуру для ДМИ. 5. Разучить предложенные ритмические движения и сочинить ритмические импровизации. А. П. Бородин симфония №2 «Богатырская» 1. Главную тему: петь, играть на металлофонах, на фортепиано. 2. Сравнить музыкальный образ с художественным – А.Васнецов «Богатыри». П. Чайковский симфония №4 финал 1. Пропеть главную тему с паузами на слова песни «Во поле берёза стояла». 2. Исполнить на шумовых музыкальных инструментах ритмический аккомпанемент. Музыкально- сценические жанры Театр.
Опера. Студенты должны: знать: -что такое опера; -виды оперы: (героические, лирические, сказочные, комические, народная драма). - что составляет основу оперы; (ария, каватина, ариозо, ансамбли – дуэты, трио, квартеты, квинтеты; речитативы, увертюра, хор) -наиболее известные оперы русских и зарубежных композиторов; музыкальные фрагменты из разных опер. Уметь: Подготовить рассказ для младших школьников об опере, о композиторах, обо всём что составляет оперу. -провести с учащимися беседу об этом жанре. -подготовить рассказ о какой – либо опере с прослушиванием и анализом фрагментов. -играть и петь некоторые популярные темы из опер; -разучить с учащимися фрагменты оперных арий; хоров. Лекция Опера – это большой и сложный музы кальный спектакль в котором органически сплелись пение, симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Действие оперы, как и любого театрального спектакля, разворачивается на сцене. Зрители ви- дят героев произведения, их поступки, следят за развертыванием событий. декорации и костюмы дают представление об эпохе, определяют место действия и облик каждого персонажа. Однако ведущее место в опере принадлежит музыке. Она является главным выразительным средством: раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, передает напряженность действия. Опера имеет богатое историческое прошлое. Она родилась около 400 лет назад в итальянском городе Флоренции. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор – лицо второстепенное – должен был подчиняться авторам текста и певцам. Было и такое время, когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в «концерт» в костюмах. В XVIII-XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас. Главное в опере – все-таки музыка Родившись в Италии в ХVI веке опера прошла большой и сложный распространилась в другие страны Европы и мира. Возникнув как произведение мифологическое - на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Апполона со змеем Пифоном - теперь она удивительно богата по сюжетам. В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», Верди «Ригалетто» «Травиата», Пуччини «Чио-Чио-Сан». В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", Даргомыжского "Русалка", Бородина "Князь Игорь", Мусорского "Борис Годунов", Римского-Kopcакого "Снегурочка", Чайковского "Евгений Онегин", «Пиковая дама». Оперу композитор пишет на какой-то сюжет, содержание, т.е. либретто. Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, т.е. оперы, оперетты, балета. Как правило, сочиняют либретто специализирующиеся на этом авторы – либреттисты. Часто в качестве первоисточника либретто служит литературное или драматическое произведение. Например, популярные произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата», «Ригалетто», «Кармен», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Война и мир» … это русские, зарубежные и советские оперы, в основе которых известные произведения Пушкина, Толстого, Островского, Мериме, Гюго, Дюма-сына. Однако произведения эти сильно изменены, потому что жанр оперы имеет свою специфику. Текст оперы должен быть очень лаконичный: ведь поющееся слово значительно дольше звучит, чем произнесенное. Кроме того, основа драматической пьесы – диалог. В опере же должны быть арии, ансамбли, хоры. Все это тоже требует переработки. Либретто бывает самостоятельным, не основанным на литературном произведении. Иногда автором либретто становиться сам композитор. А.П. Бородин – «Князь Игорь», М.П. Мусорский – «Борис Годунов», «Хованщина» А. Даргомыжский для оперы «Каменный гость» избирает драматическое произведение А.С. Пушкина, не меняя в нем ни одного слова. В опере есть арии. 1. Ария – это основная характеристика действующего лица, музыкальный портрет героя. В арии присутствует главный музыкальный тематический материал, который характеризует героя. С точки зрения развития сюжета и сценического действия, ария чаще всего совпадает с важным моментом в жизни героя. Структура арии разнообразна – двухчастная, трехчастная, рондо и другие. В большинстве случаев в арии присутствуют два разных музыкальных материала (для полной характеристики героя). Ария является обязательной в партиях главных действующих лиц. 2. Ариозо – отличается от арии содержанием и размерами. Это - частичная характеристика действующего лица в связи с каким-либо событием. Здесь передается отношение героя к другому персонажу или его реакция на событие. Форма чаще всего трехчастная. 3. Ариетта – итальянская маленькая ария, невелика по размерам, напоминает ариозо, но отличается более простой, похожей на песню мелодией Форма – одночастная, простая двух- и трехчастная. 4. Баллада связана с повествовательным характером изложения (куплетная или сквозная форма). 5. Романс, серенада чаще всего передают лирические переживания героя (форма - простая трехчастная, рондо, куплетная, куплетно-вариационная). 6. Каватина – небольшая лирическая ария. С конца 18 века выходная ария в опере. Например, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник», Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила», Антониды в «Иване Сусанине».
7. Ансамбли – дуэты, трио, квартеты квинтеты и так далее имеют большое значение в опере. Среди них наиболее распространенными являются дуэты "согласия" и "несогласия". В первом случае оба героя одинаково реагируют на события и это находит свое отображение в похожей по своему характеру мелодике их высказываний. Во втором – герои по-разному относятся к одному и тому же явлению, в результате чего их мелодический материал является контрастным и самостоятельным. Хор в опере чаще всего связан с массовыми сценами, и характеризует группу людей. Форма хоров разнообразна и зависит от содержания и сюжетного значения. К оркестровой музыке в опере относятся следующие жанры: увертюра, вступление, интродукция, прелюдия – это вступительные пьесы к опере; антракт – вступление в следующие действия или картины; интермецо – внутри действия. Кроме того, в ряде случаев в опере встречаются балетные номера. Иногда в опере звучат короткие, разделённые остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию, называется оно речитатив- от латинского слова - читать вслух, громко произносить. Речитатив является в опере основой развития действия. Ведь когда звучат законченные музыкальные номера - арии, ансамбли - действие обычно останавливается. В первой половине 19 века выходную арию, т.е. первую арию по ходу действия ту, с которой герой выходил на сцену, называли Хор – (греч. – толпа, собрание) – произведение для достаточно большого коллектива певцов, а также название певческого коллектива, массовые сцены в опере. Хоры бывают однородные (детские, женские, мужские) и смешанные одноголосые и многоголосые. Певческий коллектив без инструментального сопровождения называется не хором, а капелла. Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего – на четыре. В детском хоре голоса делятся на высокие (сопрано) и низкие (альт). В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано альты, тенора, басы. Особенность хоровой музыки состоит в том, что она дает возможность яркого воплощения идей и переживаний больших народных масс. Увертюра -(франц. ouyerture- начало, открытие) инструментальное вступление к крупному произведению – опере, балету, оратории, театральному спектаклю, даёт представление о характере предстоящего действия, и о его содержании. Она построена на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречаются в произведении и играют там важную роль. Многие увертюры нового типа стали фактически концертными пьесами, например «Арагонская хота» Глинки, «Ромео и Джульетта» Чайковского.
Известные музыкальные театры: Москва - Большой театр Санкт-Петербург - Мариинский театр Париж - Грант-опера Одесский театр оперы и балета Милан (Италия) – Ла Скала Известные оперные исполнители: Ф. Шаляпин, И Козловский Л.Лемешев, Б. Штоколов Е Образцова, Г.Вишневская, Борисенко, Фирсова, Л. Казарновская.
Вопросы и задания для студентов Контрольный тест 1.Опера это: А) сценическое действие, где органично сплелись музыка, танец, живопись; Б) сценическое действие, где органично сплелись музыка, пение, хореография, живопись; В) крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и хора и солистов 2.Либретто это: А) полный текст музыкально – сценического произведения; Б) вступление к опере; В) литературное произведение, послужившее основой для создания оперы. 3.Увертюра это: А) инструментальный антракт между действиями; Б) сольный номер в опере; В) вступление к опере. 4. Ария это: А) произведение для большого количества певцов; Б) декламационное пение; В) сольный номер в опере, характеризующий героя. 5.Бас это: А) высокий женский голос; Б) высокий мужской голос; В) низкий женский голос; Г) низкий мужской голос. 6.Высокий мужской голос это: А) тенор; Б) баритон; В) меццо сопрано; Г) сопрано; Д) альт; Е) бас.
. Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908)
Тихвин, где родился и провел детские годы Н.А. Римский-Корсаков - город вольного русского Севера. Здесь царь Иван Грозный устроил Богородицкий монастырь, куда не имели доступа государевы воеводы - таких немного было на Руси. Здесь широкой волной разлилось старообрядчество, красочные обряды, поэтичные обычаи, да и народ был самостоятельный, бойкий наязык и скорые на расправу. Отец Николая Андреевича - человек редкой порядочности и доброты, скромник, бессеребренник, склонный к чтению книг и философским размышлениям. Он помог декабристам деньгами при проезде их в сибирскую ссылку. Дом Римского-Корсакова стоял на высоком берегу Тихвинки напротив монастыря. За большим садом начинались поля. Не надо было далеко идти, чтобы услышать песню жаворонка днем, соловьиные трели ночью. Все привлекало внимание мальчика. Стены Введенского монастыря, где когда-то 52 года томилась насильно постриженная в монахини четвертая жена Ивана Грозного. Старший брат Ники, Воин Андреевич, уже плавает в морях дальнего Востока. Его привлекательные письма о Китае, Японии, Сахалине зажигает детское воображение. Он берет уроки музыки. В 9 лет пробует сочинять, в 12 лет мальчик расстается с Тихвином. Всю жизнь будут вспоминаться ему пенье птиц, колокольные звоны, северные леса и озера, тихвинские обычаи и предания. А пока военно-чиновничий Петербург, морской кадетский корпус, куда определили Нику. Но существовало еще нечто, помогавшее подростку не терять самого себя и не обезличиваться в условиях муштры, жестокости, унижений. Этим нечто была музыка. Ничего не зная о теории музыки, он пробует сочинять, не зная техники струнных и духовых инструментов, пробует "оркестровать". Этот музыкальный хаос начинает проясняться с момента, когда Ника встречает понимание настоящегомузыканта, пианиста-педагога Ф.А. Канилле. Общее музыкальное развитие Ники сделало громадный шаг вперед. Он узнал Шумана. Баха, Бетховена, новые для себя сочинения Глинки. Когда Римскому-Корсакову было 17 лет, Канилле привел его к музыканту, которомупредстояло сыграть исключительную роль в жизни Н.А. - это был Милий Алексеевич Балакирев. Вопросы и задания для студентов Контрольный тест 1. Где родился и провёл детские годы Римский Корсаков? А) в селе Новоспасском; Б) в Воткинске; В) в Тихвине. 2. Куда поступает учиться в 12 летнем возрасте будущий композитор? А) в училище правоведения; Б) в морской военный корпус; В) в школу гвардейских подпрапорщиков. 3. Кто повлиял на становление Римского-Корсакова как профессионального композитора? А) Бородин; Б) Балакирев;. В) Мусоргский.
Слушание и анализ музыкального произведения Опера «Снегурочка» Создание "Снегурочки" поражает предельной стремительностью. Огромное произведение редкой красоты и оригинальности было написано в два с половиной месяца. Сказалась и увлеченность содержанием, образам "весенней сказки" и то, что творчески, технически, эмоционально композитор был полностью подготовлен к этой работе. Создав только первые наброски, Римский-Корсаков отложил сочинение до лета: вместе с семьей он провел его в исключительно благоприятных условиях в усадьбе Стелёво под Лугой. Композитор так описал это счастливое для него время - работу над "Снегурочкой". "Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Красивое местоположение, прелестные рощи, огромный лес, поля ржи, гречихи, овса, льна, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера. Бездорожье, запустение - все приводило меня в восторг. Какой-нибудь толстый, и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем. Тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших и др. чудовищ". Начав работу 30 мая, композитор закончил набросок всей оперы к середине августа. "Ни одно сочинение не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как "Снегурочка". Полгода композитор затратил на инструментовку оперы, а 29 января 1882 года состоялась ее премьера в Петербурге в Мариинском театре. Успешная сценическая жизнь "Снегурочки" продолжается и поныне. Пролог 1.вед. - Оркестровое вступление рисует картину последней зимней ночи. В глухом заснеженном лесу властвует хозяин Мороз; мрачная суровая тема его царит в оркестре. (Слушание фрагмента). Но уже летят с юга птичьи стаи, с птицами летит сама Весна-Красна. Мягкая глубокая тема ее – все яснее. Верный слуга Мороза Леший возглашает о приближении Весны. А птицы все летят и весь оркестр наполнен щебетом. Но невесело в угрюмом бору». «Леса стоят безмолвны, под снегами опущены густые лапы елей. И все лишь свет да блеск холодный – и нет тепла». Весна признается в своей вине: «Сама я виновата, что холодно и мне Весне и вам. Шестнадцать лет тому, когда я для шутки и теша свой непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый стала заигрывать с Морозом, и с той поры в неволе я у старого! Оставить седого бы, да вот беда: у нас со старым дочка есть Снегурочка. Люблю я Снегурочку, жалеючи ее в несчастной доле со старым я поссориться боюсь. А он и рад тому: знобит, морозит меня, Весну и берендеев. Солнце ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех, и вот причина жестоких зим и холодов весенних». Птицам холодно, и Весна советует им: «Дрожите вы, бедняжки! попляшите, согреетесь! Видела и не раз, что пляскою отогревались люди!» И птицы пляшут все более весело и беззаботно. Звучит Фрагмент «Песни и пляски птиц» 2.вед - Мороз готов уйти на Север. Но как же быть им с дочкой Снегурочкой? «Милей всего на свете девке – воля!» - так думает мать Весна, но Мороз страшится этой воли: «Послушай! Известно мне, что солнце собирается сгубить Снегурочку! Только и ждет того, чтобы заронить ей в сердце лучом своим огонь любви! Тогда спасенья нет Снегурочке! Доколе ж младенчески чиста ее душа, не властен он вредить Снегурке!». Скрепя сердце родители решают отдать Снегурочку в поселок берендеев. И вот из леса выходит их дочка, снежная красавица. О, она с радостью пойдет к людям! Звучит ария «С подружками по ягоды ходить …» Вот пока все о чем мечтает полуребенок-полудевушка. Но Мороз встревожен и этим признанием: «А Леля узнала ты откуда? И снегурочка, волнуясь, описывает родителям пение пастуха: Мам! Слыхала я, слыхала И жаворонков пенье…
Слыхала я и громкие раскаты соловьев, Певцов твоих любимых. Песни Леля дороже мне! И дни и ночи слушать я готова Его пастушьи песни, И слушаешь и таешь… Но слово «таешь» - встревожило мороза. «Ужасный смысл таится в этом слове!» Мать Весна обещает Снегурочке свою помощь - пусть только придет она в Ярилину долину, к озеру и покличет мать! Снегурочка идет в слободку берендеев, ее берут в свой дом Бобыль и Бобылихе
Первое действие Пастух Лель поет Снегурочке песни. Первая грустная про "Земляничку ягодку" - доводит девушку до слез. Тогда Лель запевает веселую плясовую "Как по лесу лес шумит". Едва успела развеселиться Снегурочка, как пастух покидает ее! Другие девушки манят его, и бросив цветок, подаренным Снегурочкой, Лель уже бежит к ним "Как больно здесь! Как сердцу тяжко стало! Тяжелою обидой, словно камнем, На сердце пал цветок, измятый Лелем. К другим бежит пастух, они милей, Звучнее смех у них, теплее речи. Ая стою и плачу с горя, Что Лель меня оставил… Отец Мороз, обидел ты снегурку! Но я возьму у матери – Весны Немножечко сердечного тепла, Чтоб чуть лишь теплилось сердечко. 3.вед. - Словно для того, чтобы еще больше растравить горе Снегурочки, к ней прибегает подружка Купава и рассказывает о своем счастье, о встрече с Мизгирем, о любви к нему, о свадьбе, которая состоится в Ярилин день. Приходит Мизгирь, девушки заводят свадебную песню Купавы. Не в силах отвести глаз от чудной девушки, Мизгирь, не колеблясь, отказывается от Купавы – он ее больше не любит! Он остается со Снегурочкой! Страстно обращаясь к Снегурочке, Мизгирь сулит ей и бесценные дары и жизнь свою в придачу! Купава не может примириться с бедой и отчаянно взывает к своей подружке. «Снегурочка - разлучница, отдай дружка назад!» Снегурочка и рада бы помочь Купаве, она просит Мизгиря уйти от них, но тот не преклонен, настойчив. Купава сзывает народ. Берендеи возмущены изменой Мизгиря. Все убеждают Купаву идти за помощью к мудрому царю Берендею. Второе действие 4 вед. - Пышно, причудливо расписанные терем-дворец царя Берендея. Царь с Бермятой решают, чтобы умилостивить грозного бога солнца: "В Ярилин день, в лесу заповедном, велим брать, что есть в моем народе девиц-невест и парней-женихов. Соединим их всех союзом брачным - на солнечном восходе, пусть сольются в единый ключ привет ему навстречу и брачная торжественная песнь. Угодней - нет Яриле - Солнцу жертвы!" Прибегает обиженная невеста Купава - плачет, жалуется на жениха и злую разлучницу Снегурочку. Звучит ария Купавы Царь созывает берендеев творить суд над Мизгирем. Под торжественный и в то же время какой-то игрушечный марш берендейского царства собирается народ, славит своего мудрого владыку. Мизгирь не протестует, не просит пощады, когда берендеи приговаривают его на вечное изгнание в пустыню, в лес." Сердце, звериное с зверями тешь, Мизгирь!" Он только восклицает: "Если б ты, великий государь, Снегурочку увидел!" Звучит ария Мизгиря И девушка Снегурочка появляется перед Берендеем со своими приемными родителями. Наивно и простодушно приветствует Снегурочка никогда невиданного старика-царя". Берендей, пораженный красотой девушки, в мягкой раздумчивой каватине славит ее": "Полна, полна чудес могучая природа". С удивлением он узнает, что сердце Снегурочки не знает любви. Как же не гневается подателя тепла?" И старый царь-жрец изрекает решение: "Кому из вас- обращается он к юным берендеям, удается до рассвета Снегурочку любовью увлечь, тот из рук царя с великим награжденьем возьмет ее! Юноши молчат - холодность Снегурочки им известна. Берендеи указывают на Леля: он один может "внушить любовь девице, сердце женское поколебать" хотя бы верность их была крепка как сталь. Осужденный преступник просит царя отсрочить его изгнание: «Мизгирь клянется, что зажжет любовью "Снегурочки нетронутое сердце». Третье действие 5 вед - Вечер. В заповедном лесу на полянах берендеи праздную приближение лета. Девушки – среди них Снегурочка – водят хоровод, старинную «Липеньку», мягкую и изящную. А Бобыль с друзьями пляшут под разгульную плясовую песню. Звучит песня Бобыля – «Купался бобер, купался черный на речке быстрой» Лель запевает беззаботно веселую песню Звучит песня Леля: - «Туча с громом сговорилась. Все уходят. Снегурочка вспоминает о последней одежде своей – о матери Весне. К ней пойдет она с отчаянной мольбой: «Отдай девичье сердце, мама… Отдай любовь – иль жизнь мою возьми!» Четвертое действие Озеро в Яриловой долине, покрытое цветами, заросшее осокой. В глубине его дремлет Весна. Сюда, к матери прибегает полная отчаяния Снегурочка. Звучит: «Кругом меня все любят, Все счастливы и радостны, а я одна тоскую. Завидно мне чужое счастье, мама, И чувства нет. Мучительная ревность Узнала я, любви не зная. И страшно мне, Краса моя увянет без радости. О мама, дай любви, любви прошу, любви девичей. С нежностью Весна надевает на голову Снегурочки волшебный венок. И чары цветов преображают холодную девушку. Теперь весь мир засверкал для нее небывалыми красками. "Ах, Мама, что теперь со мной! Какой красой зеленый лес оделся! Заря все разгорается. С восходом солнца вступит в свои права Ярило, слышна еще глухо его медленно-торжественная тема. Весна наказывает Снегурочке таиться от лучей страшного Ярилы. И почти сразу Снегурочка видит ищущего ее Мизгиря: всю ночь неистово метался он по очарованному лесу, гоняясь за ускользающим призраком девушки. И опять бросился он к Снегурочке со словами любви. А Снегурочка уже неотталкивает, не гонит его, все существо ее тянется к любви. Праздник берендеев начинается игровой хороводной песней "а мы просто сеяли». Затем все пары по очереди подходят к Берендею, приветствуя царя. В ряду других дар и Мизгирь со своей невестой Снегурочкой. Царь недоверчиво рассматривает Снегурочку: дает ли она вместе с рукой и сердце? Она признается: Звучит: «Великий царь спроси меня сто раз – сто раз отвечу, что люблю его. При бледном утре открыла я избраннику души Любовь свою – и кинулась в объятья. И в это время яркие солнечные лучи, внезапно пробившись сквозь туман, озаряют девушку. «Но что со мной? Блаженство или смерть? Какой восторг, какая чувств истома! О мать Весна, благодарю тебя за радость Благодарю тебя за сладкий дар любви. Практические задания. 1.Подготовить фрагмент урока по теме «Музыкальный театр» – опера: А) беседа о композиторе, Б) история создания оперы, В) Разучивание некоторых тем, фрагментов арий, хоров и пр. Г) Прослушивание арий, ансамблей, сцен, хоров и анализ музыки. Д) Повторное прослушивание. Е) Прослушивание и участие в исполнении (вокализация, ритмо – пластика, игра на детских музыкальных инструментах, цветовое восприятие и др.). Оперы: - М. И. Глинка «Иван Сусанин», - М. И. Глинка «Руслан и Людмила», - А. С. Даргомыжский «Русалка» - А. П. Бородин «Князь Игорь», -Н. А. Римский – Корсаков «Снегурочка», - М. П. Мусоргский «Борис Годунов», - П. И. Чайковский «Евгений Онегин» и др. по выбору.
Контрольный тест 1.Ария – это: А) - музыкальная пьеса печального характера. Б) - законченный по построению эпизод в опере, исполняемый певцом-солистом. В) - торжественная песня. 2.Опера – это: А) – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах, Б) - веселая театральная пьеса с музыкальными номерами В) - музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе сценического действия, музыки, хореографии и изобразительного искусства, 3.Либретто – это: А) – программа оперы, Б) – вступление к опере, В) – содержание оперы. 4. Увертюра это: А) – вступление к опере, Б) – заключительный эпизод, В) – антракт в опере. 5. Роль хора в опере: А) – разбавляет действие, Б) – изображает массовые сцены, В) – способствует развитию действия.
Ключ.
1б, 2в, 3в, 4а, 5б.
Балет .
Балет – В переводе с итальянского языка означает «танец». История балета начинается в 14 веке (эпоха Возрождения) в Италии. В это время произошло разделение танца на: бытовой (балы, танцы на праздниках, гуляниях) и сценический (отрепетированный, поставленный, исполненный профессиональным танцором на сцене). Первый же балет появился во второй половине 16 века, но уже во Франции. В 17 веке практически во многих странах западной Европы начали появляться специальные школы, где готовили профессиональных танцоров. С этого момента балет начал развиваться и становиться профессиональнее. Балет - это жанр инструментально-театральной музыки, в котором объединяются музыка, танец, и сценическое действие. В балете, как и в театре, есть костюмы и декорации сцены. Все это предназначено для того, чтобы зрителю было легче различать и узнавать в актерах героев. Как и в любом театральном спектакле, в балете есть свой сюжет, сценарий, только называется он «либретто». Либретто пишется только для балета и оперы. Автор перерабатывает литературное произведение, вносит некоторые изменения в него, но, не нарушая хода событий и сохраняя всех героев. Когда либретто готово, композитор пишет музыку, таким образом, получается балет. Затем профессиональные постановщики ставят танцы. Остается только танцорам выучить свои партии. В балете есть такие же актеры, как и в театральном представлении, и в опере, только в опере герои поют свои монологи и диалоги, а в балете все передается с помощью движения, танца. Герои общаются с помощью танца, рассказывают зрителю о своих переживаниях, делятся мыслями. Они действуют, думают, радуются и страдают.… Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов и песни, как в драме или опере, а посредством танцевальных движений под музыку. Кроме танцев большую роль в балете играет пантомима ,то есть немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. В балете важны три составные части – классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец – тот, что в основных чертах сложился во Франции 17 века – очень красив, грациозен.
Все движения и позы классического танца изящны и возвышены.
Часто главные действующие лица танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де, в котором чередуются совместный танец и сольные танцы – вариации. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер. Па-де-труа – танец троих. Па д’аксьон – действенный танец – основан на выразительных местах, передающих наиболее существенные моменты действия.
Кроме солистов, в балете принимают участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере.
. Танцы кордебалета оттесняют действие, вносят в него разнообразие. Не всегда они построены на классической основе. В «Лебедином озере» Чайковского в третьем действии испанский и неаполитанский танцы воспроизводят движения народных танцев. Во втором действии балета «Щелкунчик» звучат танцы – арабский, китайский, танец пас |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.02 с.) |