Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строй произведения – прагматика отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, напомню, что «форма» крайне многозначная вещь, ее нужно употреблять с большой осторожностью, и поэтому здесь нам поможет, например, «строй», ведь произведение искусства – это именно построение, причём не какое-то завершенное, а длящееся, то есть процесс. Например, написание текста – это полдела, главное его суметь прочесть, и его чтение – продолжение написания текста. Точно так же и построение произведения искусства продолжается в его восприятии, которое тоже почти что чтение, и мы читаем произведение искусства, как нечто построенное и продолжающее некое построение, когда художник выстроил некоторый набор знаков, символов, имеющих очень определённую природу, и система знаков – это тоже построение, которое не останавливается. Но вот что выстраивается – это отдельный вопрос, мы, можно сказать, тоже по- своему строимся, выстраиваем своё восприятие, свои переживания пред лицом произведения искусства, вступая с ним в те или иные отношения. И так как это построение – дело рук человеческих и не только рук, то произведение искусства – это символика некоторой прагматики, то есть некоторых усилий человеческой воли, художественно конкретной воли, и, между прочим, персонально этой воли не обязательно определяется именем художника. Но в любом случае там, где есть личность, где есть человеческий опыт, тем более творческий, художественный, так или иначе востребованный, там он фиксируется в том числе, в виде тех или иных формальных знаков, и художественная форма – это способ или инструмент, набор средств фиксации и повторного воспроизведения тех сил, тех усилий, той энергии, той в конце концов воли, что была дана тому или иному художнику. Неслучайно Алоиз Ригль, в качестве основополагающего принципа своей теории, своей концепции использовал понятие «воля», вернее сказать, «воления», подчёркивая процессуально открытый, пролонгированный характер этой прагматики, ведь всякого рода праксис – это именно практическая, действенная, действующая сторона любого явления, и эта прагматика – это именно потребность, необходимость и возможность неких действий, и они не фиксируются раз и навсегда и не прекращаются готовым произведением искусства. Изготовленное произведение искусства, законченное художником, готово к последующей своей рецепции, готово к использованию, и всё только, что называется, начинается. Логика, организация, построение этого опыта последующего взаимоотношения, взаимодействия с произведением искусства – это сама суть подлинной аналитики: анализу предлежит структура данного актуального опыта, когда мы смотрим, когда мы думаем, когда мы реагируем, чувствуем произведение искусства. И всякая художественная прагматика обладает обязательной суггестией, оно именно воздействует на нас и в нас генерирует те или иные реакции, те или иные состояния, причём слово «суггестия» употребляется там, где это воздействие необязательно имеет рациональный и сознательный характер. Эта суггестия действует на уровне эмоций, на уровне чувств, то, что мы называем переживанием, это именно то, что нацелено на живой опыт и целостный, опыт нашей собственной цельности и целостности, как живого организма, в котором присутствует всё одновременно. Мы не только мыслящие существа, мы не только существа чувствующие, переживающие, волю свою реализующие, мы не только на что-то нацелены, имеем какие-то намерения, мы – это всё вместе, единство человеческой жизни, живого существа и его естества, как живого начала, и это все имеется в произведении искусства, туда это вкладывает художник своим актом его создания. И мы имеем возможность не просто это оттуда извлечь, а именно соединиться с этим. Логика, структура этих отношений должна быть нами использована: это структура не того, что я усваиваю, когда художник во мне пробуждает интерес, я открываюсь и получаю что-то от произведения искусства. Дело не только в получении, а в самоотдаче: полное слияние, соединение, адекватность, эквивалентность моих реакций на произведение искусства имеет условием именно мою открытость к новому и неожидаемому, когда не только я вооружён всякими своими понятиями, концепциями, установками, как мыслительными, так и прочими. Наоборот: как произведение искусства готово к открытости, к новым отношениям, точно так же и я должен быть готов к открытому усвоению того, что может быть мне незнакомо, неизвестно, в этом великая и важная и теоретическая, и концептуальная коллизия и заключена, ибо я должен не только узнать, увидеть в произведении искусства, что я и так знаю, в том-то вся и проблема. Я должен познать, то есть подстеречь и настичь знание, о котором не догадывался, которое не мое, быть может, не о мне и даже – не для меня, но которое коснулось меня, со мной пересеклось, меня настигло – или я его подстерег. Это тоже проблема историзма: если я что-то забыл, если общество, традиция что-то утратила, и что-то вспоминается, что-то обретается, – это не открытие, и наука начинается только там, где есть прибавление, прирост знания, а не возобновление прежнего знания. Во всяком случае истина открывается мне как что-то новое и доселе незнакомое. И легитимизация знания – это его неизбежность: то, чего нельзя избежать, что – как судьба, что необходимо как нечто, что не обойти стороной... Поэтому само произведение искусства, как организованное, живое, выстроенное целое, содержащее в себе потенциально всю прагматику творчества, становится еще и предметом моего интереса, внимания, предполагает, что я открываю именно творческие ресурсы, совершаю открытие прагматически продуктивного единого целого, которое называется произведением искусства. И я все эти ресурсы, потенциально заключённые в произведении искусства, раскрываю, активизирую и актуализирую, помещая произведение искусства в свою собственную жизненную ситуацию. После Дильтея немецкие выражения «Sitz im Leben» («место в жизни»), или «Lebensituation» («жизненная ситуация»), становятся ключевыми, потому что эти понятия предполагают, что я могу что-либо анализировать, только анализируя свою жизненную ситуацию и осознавая место, положение произведения искусства в моей ситуации, и одновременно осознавая себя как тоже некоторый материал анализа. Тем самым, кстати, снимаются все обвинения, подозрения в субъективизме: я свидетельствую, показываю, демонстрирую не себя, а произведение искусства в его именно действии на том материале, который мне единственно доступен напрямую. И это я сам, но именно, как материал я сам себя делаю именно объектом мыслительных, оценочных и аналитических усилий. И эта аналитика, повторяю, имеет продуцирующий, созидающий, смыслополагающий характер. Поэтому так важно представлять себе структуру произведения искусства как функционирующего, прагматического единого целого, и это самое целое именно функционирует и именно открыто, поэтому, строго говоря, произведение искусства как художественное, визуальное и изобразительное целое не имеет таких чётких и твёрдых границ, которые представлялись классической теорией искусства, сформировавшейся в классицистическом 18 веке. Разделение изобразительных искусств на виды – это условность, их границы размыты, раскрыты, это места соприкосновения разных модусов-видов изобразительности, которые друг в друга перетекают, и уловить в этой подвижности, в этой текучести какие-то твёрдые структуры можно, только обнаружив исходную логику этого текучего, прагматического и процессуального материала.
Композиция, гештальт и поле Исходная точка – структура самого акта построения, то есть изготовления произведения искусства. Из какого же исходного материала художник строит произведение искусства? Иначе говоря, есть некоторый исходный материал, материя творчества, и есть некоторый инструментарий, то есть форма, как средство воздействия на этот самый материал. Но вот материалом может быть всё, что угодно, просто от природного вещества – базальта, гранита, глины, песка, через искусственные материалы до самого важного в данном случае: этим материалом может быть всякого рода семантика, всякого рода содержание, темы, мотивы, которые присутствуют в культуре, в истории, в традиции, в обществе, в психике человеке – индивидуальной или в коллективной, в бессознательной: в Эго или в Ид. И этот исходный материал во всём своём разнообразии предшествует самому акту и самому процессу творчества, равно как и форма, художественный инструментарий, точно так же предшествует точно тому же. И этой формой точно так же может быть всё, что угодно: пространственные свойства, представления мои, моя воля, мои усилия, как художника, мои навыки, мои, так сказать, намерения – всё то, чем я рассчитываю воздействовать и в реальности воздействую на произведение искусства, на материал, на исходное положение дел и вещей. Даже программа произведения искусства – это тоже только материал, это ещё не содержание произведения искусства, равно как и какие-нибудь прежние проекты, если я архитектор, например, мои представления о том, в каком стиле я должен создавать произведение искусства, – это всё тоже ещё не есть форма. Всё по-настоящему начинается только, когда то и другое, эти два предваряющих условия соединяются в процессе создания произведения искусства. И содержанием именно произведения искусства, его прямым, буквальным смыслом будет смысл данного акта творчества. И «композиция», то есть структура произведения искусства и его «стиль» – эти две традиционные, исторически знакомые и историографически привычные рубрики, описывающие способ соединения формы и материала. «Композиция» появляется в Новое время у Альберти, происходя из античной риторической традиции, связанной в том числе и с юридически-процессуальным контекстом ораторского искусства. Представим себе, с чем имеет дело оратор, вступающий в суде. Его речь буквально скомпонована из самого разнородного материала – свода законов, совокупности прецедентов, конкретных обстоятельств дела, позиций сторон, состава публики в сочетании с собственно правилами построения судебных речей, традицией языка и соответствующей словесности в ее например, жанровой спецификации и многое иное… Вот что предваряет создание речи, где одно дело – ее написание, другое – ее запоминание и третье – произнесение. И подобная связь «композиции» с риторикой подразумевает и характер целенаправленного воздействия на публику, аудиторию, а если это живопись, архитектура – на зрителя, на пользователя. То есть в самой структуре любой композиции заложены намерения, желания добиться того или иного эффекта, такого-то результата, поэтому композиция должна быть очень чётко выстроенной и, что называется, прописанной. Это самое устойчивое начало в том числе и изображения, поэтому композиция – почти синоним структуры произведения искусства. Хотя для Гёте «композиция» была словом совсем неприемлемым, ему она казалась чисто французским изобретением, в ней звучало для него нечто кулинарное: композиция может касаться только ингредиентов какого-нибудь блюда, салата или супа. Он предпочитал немецкое слово «гештальт» и предлагал употреблять его вместо композиции, потому что в гештальте указывается и имеется в виду бессознательные и непроизвольные вещи, которые не зависят от намерений автора, благодаря чему снимается подозрение в нарочитости, некоторой, так сказать, искусственности композиционных правил. И одновременно в гештальте звучит все тоже построение. Гёте в данном случае действовал вопреки как раз всякого рода классицизму в теории искусства, в недрах сентимантализма предвосхищая, предвкушая, пользуясь гастрономическими опять же терминами, уже романтическую теорию искусства, где спонтанность, импульсивность, непринуждённость, безыскусность творчества, – это не просто нечто альтернативное правилам, а условие проявления не совсем сознательных, иррациональных, дорациональных структур творчества, независящих от сознания и потому подлинных. Это признак и условие творчества как такового. Поэтому, если мы настаиваем на том, что художник и свободен в построении изображения, и одновременно вынужденно подчинен правилам, предварительным условиям, то мы должны добавлять к словам «композиция» и «структура» понятие «поля», получая композиционно-структурное поле как поле деятельности, место приложения и место проявления-обнаружения неких сил. Мы не рыбы, не перелётные птицы, мы не чувствуем электромагнитное поле Земли, но воспользовавшись компасом, мы тут же его «увидим». И точно так же изобразительное, структурное поле, проявляет себя только там, где прикладываются соответствующие усилия, где в него помещаются те или иные образы. Если я нахожусь в нейтральном, пассивном состоянии, то я собственно ничего и не почувствую, но я способен обнаруживать себя, как источник активных сил, творческой энергии, и это может быть энергия художника, которая структурирует это невидимое поле, это может быть энергия аналитика, которая помогает разобраться ему в том, что предстоит взору. Там, где есть эта энергетика поиска, энергия созидания, там это поле себя и проявляет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.95.229 (0.007 с.) |