Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иконическое, каноническое и экклезиологическоеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кроме того, говоря о сакральном искусстве, необходимо уточнять, что речь идет об искусстве каноническом. Каноническом – это не просто следование правилам. Постоянство, неизменность канонического искусства – это признак того, что оно ориентировано на некоторую константу, причем сакральную. Это – следование определенной и исконной ситуации. Канон призван иконически возобновлять событие Богоявления и тем самым, во всяком случае, теоретически он воспроизводит сущностно вневременную ситуацию Богообщения. Канон выражает себя двояким образом – на уровне иконографии и на уровне стилистики. Канон не отрицает стиль – и мы можем говорить о стилистике московских, новгородских, флорентийских икон. Но это именно облик канона, его формально-художественное, исполнительское выражение. Но у него есть и выражение иконографическое, которое касается именно организации изображения – это предметное содержание и является определяющим для композиции, то есть для структуры изображения. Так что канон – это поэтика, и она заключается в определенной стилистике-риторике и в определенной семантике-иконографии, что являются аспектами и измерениями канона как такового. И подобная наглядная устойчивость, самоидентичность, узнаваемость в каноне обеспечиваются отношениями образа и прообраза. Прообраз может быть и земным, и небесным. Эти два образа, два вектора действуют во взаимосвязи. С одной стороны, такой-то святой жил тогда-то и тогда-то и мы даже можем знать, как он выглядел, с другой стороны, любой святой для верующего человека присутствует неизменно в его жизни, в жизни церкви вне времени и пространства. Поэтому, изображая святого, мы и восстанавливаем ситуацию его жизни, но одновременно и указываем на его жизнь небесную. Поэтому поддержание связи образа и прообраза – это символизация двух онтологий, что на уровне исполнительском реализуется в отношениях протографа и извода. Помимо риторики, стилистики, семантики, иконографичности, каноничности, у сакрального образа него есть и своя прагматика, то есть функционирование, понимание чего – усвоение всей полноты его содержания. Имея в виду искусство христианское, мы должны представлять себе, что это искусство призвано быть вдобавок и экклезиологичным, имея в виду, что экклесия – это единство всех верующих, в смысле не просто обладающих верой, но свою веру реализующих, осуществляющих через верность Богу в единстве с Ним, через верность Его заповедям, Его ожиданиям и Его Жертве, возобновляемой во все той же Литургии, которая, собственно говоря, – это любое приношение, любое пожертвование. В том числе принесение себя, собственного времени, внимания и веры. Литургия христианская – способ, форма существования христианина и способ приобщения к жизни церкви и к жизни Бога. Поэтому любая христианская литургия имеет мистериальный аспект – это именно приношение, приобщение к чему-то высшему через приобщение к откровению. И отсюда структура христианского богослужения, которое определяется способом приобщением не только отдельного человека и общины к Богу, но и – через молитву – всего мироздания, природы и космоса, что есть среда обитания человека. Это самое творение обращается к Богу в литургии, богослужении, через освящение всего времени, ибо оно – великая сила, которой природа подчиняется и через которую приобщается к Богу. Это и есть темпоральный аспект богослужения, поэтому оно должно быть непрестанным подобно течению времени, правда, времени природного, что есть проблема. Но среди совокупности человеческой жизни в календарном времени выделяются определенные периоды: суточный, недельный и годовой. Такие богослужебные круги есть в восточной практике, а католическая церковь знает даже литургию часов. Но важен и космологический момент богослужения: через него освящается все мироздание. Поэтому всякое богослужение есть образ всего мира, всего мироздания, всего космоса – который предстоит Богу. И поэтому момент репрезентации, изобразительности заключен в самом богослужении, которое есть воспроизведение и мира, и событий в нем – и исторических, и сакральных, то есть вневременных. Поэтому иконность является аспектом богослужения, и у иконы следует выделять литургический характер и соответствующие измерения: 1. Икона предназначена для молитвы – это собственно богослужебная, литургическая функция. 2. Эстетически-исполнительская функция. Мы обращаем взор на изображение, и это изображение должно привлекать наш взор. 3. Богословское измерение: всякая икона – это реализация соответствующего христологического богословия – богословия воплощения и искупления. 4. метафизическая – весь мир представлен в богослужении, а богослужение отражается в иконе. Но икона может быть и средством актуального богооткровения, что являют нам нерукотворные образы: Мандилион или Туринская плащаница, например – изображение-отпечаток самого тела Христа, творимые Самим Богом. Это идеальная форма существования сакрального образа как самооткровение Божества. Другая форма иконы как Откровения – это чудотворные иконы.
Эпифания и Евхаристия Итак, любое сакральное искусство, христианское, не-христианское, которое себя обслуживает культовым порядком, так или иначе связано с опытом эпифании, так как религиозный опыт – это Богообщение, встреча и переживание Богоприсутствия, для верующего во Христа – это присутствия Христа. А основание христианской веры – это то откровение, которое дано в Евангелии, в Новом Завете и которое являет непосредственный, конкретный и неповторимый случай Богоявления, связанный с личностью Иисуса из Назарета. Христианская вера заключается в том, что мы верим в это благое сообщение, в эту радостную весть, которая называется Евангелием. И если мы имеем желание и возможность общаться в вере с Иисусом, то имеем полный, исчерпывающий, окончательный опыт общения с Богом, Который открывает себя не просто как Бог, как Яхве, как Саваоф, как Адонаи, Владыка и Господь, а как Отец – Иисуса, а через Него, с Ним и в Нем – и Отец наш. Так что этот момент явления силы, любви, верности Бога имеет личностное измерение: Бог в полной мере открывается не только, как Отец в Сыне, но и как непрестанно действующий в верующей душе Дух. И действие Святого Духа вносит в опыт Откровения освящающую и обновляющую активность Бога и ответную активность верующего. Эта практика взаимоотношения Бога и человека имеет некий осязаемо динамическое и осязаемо наглядное, материально телесное качество, потому что всё совершается в контексте Боговоплощения, то есть во Иисусе Христе. Характер такого религиозного опыта требует плоти, тела, материальности, вещественности. Христианство ни в коей мере не отрицает и не упраздняет тело, и если вы сталкиваетесь с разговорами об умерщвлении плоти, то вы сталкиваетесь с проникновением в христианство моментов не-христианских. Это очень романтично, это очень интригующе, особенно все эти восточно-христианские практики, в которых, однако, очень много аскетических мотивов, характерных для Ближнего Востока, для Сирии, отчасти для Египта с, мягко говоря, негативными тенденциями относительно Евангелия, в котором плоть – условие спасения, ибо завет Христов в Тайной вечере заключается в том, чтобы вспоминать Его святую, освящённую и освящающую Плоть, и не просто вспоминать, а употреблять в пищу как хлеб насущный в Пасхальной трапезе и в евхаристическом собрании. Каждый раз, совершая Евхаристию, община верующих воспроизводит конкретный момент перед Распятием, Пасхальную Трапезу, на которой было дана заповедь приобщения Христова Тела и Крови, приобщение к самому Христу, приобщение и участие в этом акте искупления. И если Христос Себя окончательно явил как Искупитель и Агнец ученикам на Тайной вечере, то поэтому Евхаристия как возобновление этой Тайны – это и обоснование иконы как акта богоявления. Подобный меморативный символизм-реализм Евхаристии как анамнезиса– это ядро всего того, что называется и христианским в том числе искусством, где материальность, телесность, визуальность, наглядность, вкупе с символизмом памяти и воспоминания требует активного участия. И подобная видимая, осязаемая, устойчивая конфигурация духовного и телесного, Бога, открывающегося в своей благодати, и человека, который открывается навстречу, называется общим понятием таинства, которое имеет характер, вид, структуру ритуального, богослужебного последования действий. И всё то, что мы называем изобразительным искусством, и относим его к христианскому опыту, к христианской традиции – не важно, восточной, западной, – это всё так или иначе должно рассматриваться, пониматься, восприниматься в контексте таинства, и в первую очередь – все той же Евхаристии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.122 (0.01 с.) |