Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика иконописания и теория иконы: пределы иконопочитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Так что помимо практики иконописания, существует и, так сказать, теория иконоописания, собственно – богословие иконности как опыт обоснования того, почему и зачем нужны иконные образы. Иконопочитание трубует в христианстве догматическую обоснование. Хотя, чтобы представлять себе, что есть христианство, достаточно двух слов, в которых – выражение всей веры и всей возможной догматики: «Иисус Христос». Исторический человек, Иисус из Назарета, является Христом, то есть Мессией, обетованным еще в Старом Завете Спасителем. И осмысление, кто есть Христос, что есть его дело, как веровать в Него, и есть все богословие христианства. С точки зрения христологической Иисус является в двух очень непохожих аспектах: с одной стороны, это реальный человек, а с другой – Он позволял себе ходить по водам, воскрешать умерших, что по силам, конечно, и всякому святому и пророку. Но Он еще и отпускал грехи, что было самым главным соблазном для очень многих: Ведь это прерогатива Одного только Бога. И поэтому такой двоящийся образ Иисуса и как человека, и как Бога создает проблему для богословия. На уровне человека все очень просто – поверить, приняв Евангелие и, пережив обращение, пережить, что есть Истина и как дальше жить. Тем более, что вера – дар свыше и здесь вроде бы усилий особых не нужно, если не учитывать рассудок, для которого проблемы существуют уже на уровне языковом. Христианская вера облекается в богословскую словесную форму в виде догмата о богочеловечестве в 4-5 веке. Христа мы понимаем и принимаем как Бога и человека, но как два таких несхожих начала могут соединяться воедино? Ответ богословский – это соединение ипостасное: Бог и человек встречаются в Личности Сына Божьего. Бог как Отец, исполненный любви, являет себя через Сына действием Святого Духа и это действие себя выражает в боговоплощении и вочеловечивании, а самое главное, – в Искупительной Жертве и Воскресении. И всякий человек, который верует во Христа и Евангелие, приобщается к тому факту, что Христос жил и творил дело Отца – восстановление единства между Ним и человеком. Это, помимо прочего, и обоснование того, что мы можем не только мысленно, не только чувством, не только верой проходить этот путь, но и взором, ибо воплощение – наглядно, ведь если Бог имел и имеет во Христе человеческую природу, то есть – и человеческий облик, что можно воспроизводить. Но те, кто отрицает иконы, то есть иконоборцы, – такие же христиане, точно также верующие в Иисуса, Святую Троицу и в церковь, считая, однако, что почитание икон – это форма идолопоклонства, а единственная форма правильного почитания Бога, единственно правильная икона – это Евхаристия, литургия, тогда как все остальное – возврат к язычеству. Можно предположить, что для иконопочитателей это самое откровение Бога не является чем-то сугубо историческим. Бог постоянно себя открывает в этом мире, Христос этот мир не покинул. Вознесение Христа – это вознесение всего спасенного человечества. Поэтому икона – это образ литургический, это образ постоянно возобновляемого богообщения. Это не есть просто документ, не просто визуальная информация о том, как выглядел Христос, Пресвятая Дева или апостол Петр. Не буквальное, символическое восприятие искусства и иконы в частности – это вообще признак иконопочитательской традиции. Тем более, что она на Востоке была подтверждена уже в позднее византийское время в учении исихазма, паламизма о нетварных энергиях, что есть, однако, камень преткновения для богословия до сих пор, хотя должно представлять и положительный пафос, который в них заключен, и сугубо наглядно – ту ситуацию, смысл которой описывается с помощью этого термина. Что произошло на горе Фавор и что такое этот самый фаворский свет? Произошла именно трансформация, трансфигурация, метаморфоза, Преображение Христа. Некоторые могут сказать, что это свет нетварный, небесный, другие – что это отсвет воскресного дня – разные существуют традиции, но главное, что Он себя явил, обнаружил, показал апостолам Себя в другом обличие, что не есть изменение Его природ – он остался Богом и остался человеком, это другая форма воздействия на тех же апостолов. И вся история человечества – это есть формы и способы действия и воздействия Бога в этом мире. Но Бог в этом мире действует, сохраняя свое отличие от этого мира. Поэтому Палама посчитал возможным говорить об энергиях, действиях Божества, но об энергиях нетварных. Это не есть какое-то умаление божества – Бог остается Богом, но это не Он Сам, а Его действия, то есть энергии. Поэтому свет фаворский – это не сам Бог, и светом его можно назвать только иносказательно (и прочими всякими именованиям). Так что и икона – это тоже форма самооткровения Божества, приобщение к которому возможно через молитвенный акт. Поэтому икона, которая висит где-нибудь в музее – она, строго говоря, перестает быть иконой. Икона является иконой только в пространстве храма, в контексте богослужения. Хотя мы говорим о форме иконного изображения, об иконной стилистике, но это уже не совсем верно: икона – это именно функция, это образ действия, это, говоря языком грамматики, наречие, языком риторики – парабола, притча, а пользуясь метафорой лингвистической – это идиолект, то же наречие, на котором мы общаемся с Богом во Христе и действием непременным и непреложным Св. Духа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.006 с.) |