Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От света к организации творения↑ Стр 1 из 24Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Очень два важных понятия – «Свет и цвет в изобразительном искусстве». Здесь нужно себе хорошо представлять, о чём идёт речь: свет – это практически единственная характеристика того пространства, вернее – среды, что нас окружает. Поверьте, что цвета в природе не существует, мир окружающий бесцветен, цвет – это функция нашего зрения, то, что вещи такие разнообразные, красочные и цветные, это только потому, что мы на них смотрим, это может прозвучать как откровенно неправдоподобная выдумка, но, тем не менее, это, как говорят, установленный факт. Как это происходит, почему цвет является именно перцептом, как говорят психологи, то есть почему это продукт процесса нашего восприятия, об этом следующая тема. Смотрите, это всё область цветоведения отчасти, и изучение живописи без понимания того, что есть цвет, в общем-то почти что бесполезное занятие. Дальше, мы с вами возвращаемся к художественному произведению, которое имеет все эти измерения – пространство, время, цвет, свет, но главное то, что произведение искусства есть некий организм, произведением искусства мы называем некую структурную целостность, мы не можем отдельно лежащий какой-нибудь орган назвать телом человеческим, да, телом мы называем всё вместе, причём всё телесное – оно живое. Точно так же мы удивительнейшим образом обнаруживаем тот самый факт, что произведение искусства живёт своей жизнью, потому что оно есть продукт, и оно есть документ, знак, след, символ именно деятельности живого существа под названием художник, и это живое творчество фиксируется в произведении искусства с помощью определённой его, произведения, организации. «Организация произведения искусства» – это устройство того самого организма: из чего состоит художественное творение, какие уровни, какие измерения художественного целого существуют, и это следующая важная тема. И, наконец-то, мы понимаем, что произведение искусства – это что-то сделанное, изготовленное, что произведение искусства – это особый способ обращения с вещами, с пространством, со светом, с цветом и не просто способ обращения. В произведении искусства в любом выражается отношение к вещам, к тому, что изображаются.
Стиль – оптика эпохи Но самая-то большая хитрость и тайна произведения искусства заключается в том, что в нём визуально зафиксировано, наглядно и очевидно присутствует и отношение художника к своей собственной этой изобразительной деятельности, а не только к изображаемым вещам. Художественная деятельность тоже, на самом деле, изображается в произведении искусства. Вопрос, как художник это сделал, это отдельный вопрос: что он сделал, – это буквально видно, когда он нарисовал, например, пейзаж, а что, например, он думал, что он чувствовал не по отношению к пейзажу, а по отношению, собственно, к краскам, к собственному, так сказать, мастерству, к таланту, по отношению к собственной задаче, к процессу изготовления произведения искусства, – это совершенно отдельная вещь, которая называется очень простым словом, опять же совершенно таким расхожим понятием, это понятие «Стиля». Я, представьте себе, пишу письмо какому-нибудь человеку, к которому я испытываю какие-то нежные чувства, я не просто эти чувства изображаю с помощью слов, если я пишу это письмо или какую-нибудь открыточку поздравительную, не обязательно нежные чувства, вы сразу думаете о каких-то высоких или каких-то особенных чувствах, например, ребёнок пишет поздравительную открытку маме на, извиняюсь, 8 марта, не самый лучший повод выразить чувства к собственной матери, конечно, ну, тем не менее, он пишет, выводит каждую буковку, изображает старательно, а представьте себе мне нужно написать 100 поздравительных открыток каким-нибудь, так сказать, родителям, родительницам каких-нибудь там, например, воспитанников детского сада, в котором я являюсь воспитателем. Представляете, сначала я пишу старательно, но на сотом письме у меня уже всё, рука дрожит, и всё это мне становится противно, и так далее, и тому подобное, и письмо, почерк, моя рука выдаёт моё отношение к тому, что я делаю, но это отношение может быть не только к краске, к композиции, я могу выражать своим творчеством отношение к обществу, к эпохе, к самому себе, к творчеству как таковому, к той теме, которая присутствует в моём изображении, всё это называется словом «модальность». Модус, то есть образ моего отношения к способу моей связи того, что я делаю, по-другому называется словом «стиль». Главное, однако, что это понятие имеет не искусствоведческое, не художественно-изобразительное происхождение, слово, взятое из античного литературоведения, из самой старинной риторики, потому что можно просто сказать «я люблю родину», да, но вам никто не поверит, если вы не скажете это вслух, с придыханием, с особой жестикуляцией, да, «родину нужно защищать», ну и что-то в данном случае, а если сказать так, что побежишь защищать родину куда-нибудь в Северную Африку, например, если родина у тебя – Рим, а ты её защищаешь под стенами Карфагена, то как это можно? Это никакими инструкциями, никакими, так сказать, армейскими уставами это не объяснишь, а нужно зажечь души, так сказать, чтобы пошли и защищали родину под Карфагеном, или под Галлиполи. например, да, это риторика, это средство убеждения и это стиль. Без стиля не бывает художественной литературы, потому что художественная литература обращает внимание на то, что она литература, а не на то, что она рассказывает о чём-то. Это сосредоточение художественного произведения на себе и своих возможностях, как мы уже выяснили отчасти, и выдаёт в нём именно художественное произведение. Смысл художественной деятельности заключён в самой этой деятельности, а ни в чём-то на стороне, и этим разговором о риторике, о стилистике, начинается разговор о стиле.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.009 с.) |