ТОП 10:

Индексальная непосредственность психического



На самом деле, психика – это вещь открытая, настоящая, здоровая психика действует на открытой волне, психика даёт и обеспечивает внешнюю и положительную симптоматику. То есть всё, чем мы занимаемся вокруг себя, это всё выход того, что происходит у нас внутри, поэтому произведение искусства очень правильно, очень здорово и здраво, очень, так сказать, полезно рассматривать как именно психическую структуру, отражающую, воспроизводящую, фиксирующую, визуализирующую и – главное – проецирующую – эти самые наши душевные процессы. И будет большим заблуждением думать, что есть внутренний и внешний мир, современная психология пытается избегать таких упрощений, так как внутренний, внешний – это всё относительно и, главное – соотносительно. Я смотрю на собственную душу, как на некий объект, и она только так будет чем-то внешним. А откуда я смотрю на нее извне? Тоже снаружи? А что это самое Я, которое смотрит на свои комплексы какие-нибудь, делая вид, что разбирает, изучает, переживает, то есть как раз-таки объективизирует, что и есть проблема, что и есть скользкий путь, ведь объективизировать собственные комплексы означает отстраняться от них, и тогда-то эти комплексы и начинают жить своей жизнью, начинают уже быть от меня независимыми и на меня воздействовать как внешние да и еще вдобавок и чужие, как бы автономные и потому непреодолимые силы. Всё это не есть область сугубой психологической или психиатрической специализации, это всё входит в компетенцию нормального современного образованного искусствоведа и историка искусства в том числе. Это нормальный и обязательный психологический ликбез.

Или случай, когда вам предлагают посмотреть на фотографию как на индексальный знак, вы должны чётко знать, что такое индекс и чем индекс отличается от иконического знака. Индексальный знак встречает нас, например, при нашей встрече с таким непосредственным и очевидным фактом, что солнце вращается вокруг земли, и ничего другое мне совершенно не интересно. Сам Шерлок Холмс не знал и знать не хотел, что земля вращается вокруг солнца, но он знал, например, 45 разновидностей пепла, и знал, что где-нибудь в Хемпстеде встречается глина такого и никакого иного цвета. Искусствовед – это, собственно говоря, тот же криминалист, который должен знать, что индекс – это не то же самое, что иконический знак. Чем отличается там одна группа крови от другой группы крови – тоже в пределах его компетенции, которая вовсе не сделает его тем самым каким-нибудь Декстерам и маньякам. Чтобы интересоваться кровью не нужно становиться даже гематологом, равно как и иметь искушенность в знаковой типологии – это еще не повод для обвинений в посягательстве на семиологическую премудрость и предательство прекрасного…

Но тем не менее, мы с вами в этой связи-то имеем следующей темой «Изобразительное искусство и символизм индивидуального бессознательного». Мы специально употребляем слово символизм, потому что мы этим словом обобщаем всевозможные разновидности этой самой репрезентации. Главное в символе то, что он не есть буквальное присутствие вещи: но он указывает на саму вещь. И одновременно это большая проблема и очень важная: символ указывает не только на то, что он не есть сама вещь, символ указывает на несовпадение между собой и вещью, на разницу и различение. Наконец, символ указывает, что то, что он символизирует, представляет собой бóльшую реальность, чем он сам по себе. И в этой несимметричной, но непреодолимой и неразрывной связи – весь потенциал, вся динамика, коллизия и весь конфликт интерпретационной деятельности. вы видите, например, две под прямым углом пересекающиеся прямые, и для вас это символ, например, христианства, самого Христа, хотя эти самые две палочки – совсем не то ни по объёму, ни по содержанию понятия, что особо видно при сопоставлении с другим христианским символом, совсем другого рода и вида: та же Голгофа – это сразу целый, так сказать, океан, целое море значений, в котором можно и погоибнуть, а можно – и восстать из небытия того невежества.

И в нашей повседневной жизни можно найти символ, такие маленькие дырочка, такие замочные скважинки, к которым если правильно прильнуть, то откроется целый мир, а что будет – если подобрать к ним ключ! Выяснить, что перед нами не просто поверхность стены, а дверная плоскость. И этот самый символизм может касаться сферы, которая, не совпадает с нашим сознанием, что есть мощнейшая гуманитарная традиция в научном знании 20 века. И искусствовед обязан разбираться с психоанализом, с Фрейдом, и это нужно делать не просто как образованному человеку, а как человеку, занимающемуся наукой, ведь эти самые концепции имеют для нас и методологический характер, мы с ними знакомимся, чтобы потом применять. Любая аналитика, в том числе искусствоведческая, касается всех проблем, связанных с областью сознательного, бессознательного, всех символизмов, и, главное, всех механизмов, процессов всей этой символизации. А это именно процессы, это всё динамика, психоанализ – это динамическая психология, это всё движение, и где оно начинается и где заканчивается, – вопрос открытый.

 

Магия толкования

Есть понятие истории, есть понятие наследственности и прочие вещи, то есть области, структуры, целостности, которые превышают индивидуум, но эти структуры целостности присутствуют в индивидуальном сознании и в индивидуальной психике, проявляя себя в ней как нечто чужеродное и даже вредоносное. Это область коллективного бессознательного, где, собственно говоря, искусствовед должен быть своим человеком, потому что любая интерпретация любого произведения искусства прошлого так или иначе связана с этой сферой, потому что только в 19 веке европейский человек, подчёркиваю, решил, что он знает объективную реальность и знает себя, как субъективную реальность, в прежние эпохи этих субъектно-объектных отношений просто не знают и не ведают. Область коллективного поведения, архаических практик и архетипических переживаний, опыта мистического, навыков магического и знания синкретического, – это всё то, что есть реальность для цивилизаций и европейской, и любой не европейской, грубо говоря, до 18 века, почти что включительно. И, например, то, что ведьму жгут на костре, это, конечно же, это, с одной стороны, просто преступление, это духовная дикость, это дрянной демонизм в чистом виде, да, но, с другой стороны, мы должны понять, что и каковым это было для участников всего этого, всех этих страшных вещей, этих безумных вещей, для нас ужасных, но не для иных, что, конечно, тоже и более ужасно. Столь же крайний пример в случае с искусством архаическим, которым используются в магических и опять же демонических целях. И эта реальность притаилась внутри соответствующих форм изобразительности, и ее нельзя игнорировать по причине того, что на дворе 21-й, а не просто 1-й век. Мы при всем желании не можем игнорировать этот обширный и мощный слой значений, тем паче, что есть искусство 20 века, с его уже иными разговорами о все том же архаизме, о первобытности, о первичности, когда уже уровни коллективного бессознательного становятся предметом изображения, никоим образом, однако, по своей сути не способные быть предметом чего-либо. Так что и приходиться изображать неизобразиоме в соответствии с его сущностью, то есть обходясь без предмета, буквально беспредметно. И чтобы уразумевать хотя бы отчасти амбиции и потуги того же сюрреализма, не обязательно становится ни магами, ни волшебниками, ни демонологами. От этой, так сказать, специализации избавляет все та же психологическая компетенция, просто просвещенная и трезвая рациональность сосредоточенной и ответственной герменевтики, собственно говоря, практики рефлексии на собственные когнитивные возможности и потребности.

Но тем не менее эту сферу знания мы должны иметь в виду, для этого мы тоже с этим знакомимся, имея под рукой картографию этой самой местности, на которой, хотим мы того или нет, и архетипы водятся, и символы пасутся, и эстетические объекты обитают. И вся подобная местность именуется Искусством. И ее просвещенные и подготовленные для выживания путешественники проходят безбоязненно, не уклоняясь и не обходя стороной все ее регионы, последние и самые обширные из которых соответствуют трем последним темам нашего курса.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.005 с.)