Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индексальная непосредственность психическогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На самом деле, психика – это вещь открытая, настоящая, здоровая психика действует на открытой волне, психика даёт и обеспечивает внешнюю и положительную симптоматику. То есть всё, чем мы занимаемся вокруг себя, это всё выход того, что происходит у нас внутри, поэтому произведение искусства очень правильно, очень здорово и здраво, очень, так сказать, полезно рассматривать как именно психическую структуру, отражающую, воспроизводящую, фиксирующую, визуализирующую и – главное – проецирующую – эти самые наши душевные процессы. И будет большим заблуждением думать, что есть внутренний и внешний мир, современная психология пытается избегать таких упрощений, так как внутренний, внешний – это всё относительно и, главное – соотносительно. Я смотрю на собственную душу, как на некий объект, и она только так будет чем-то внешним. А откуда я смотрю на нее извне? Тоже снаружи? А что это самое Я, которое смотрит на свои комплексы какие-нибудь, делая вид, что разбирает, изучает, переживает, то есть как раз-таки объективизирует, что и есть проблема, что и есть скользкий путь, ведь объективизировать собственные комплексы означает отстраняться от них, и тогда-то эти комплексы и начинают жить своей жизнью, начинают уже быть от меня независимыми и на меня воздействовать как внешние да и еще вдобавок и чужие, как бы автономные и потому непреодолимые силы. Всё это не есть область сугубой психологической или психиатрической специализации, это всё входит в компетенцию нормального современного образованного искусствоведа и историка искусства в том числе. Это нормальный и обязательный психологический ликбез. Или случай, когда вам предлагают посмотреть на фотографию как на индексальный знак, вы должны чётко знать, что такое индекс и чем индекс отличается от иконического знака. Индексальный знак встречает нас, например, при нашей встрече с таким непосредственным и очевидным фактом, что солнце вращается вокруг земли, и ничего другое мне совершенно не интересно. Сам Шерлок Холмс не знал и знать не хотел, что земля вращается вокруг солнца, но он знал, например, 45 разновидностей пепла, и знал, что где-нибудь в Хемпстеде встречается глина такого и никакого иного цвета. Искусствовед – это, собственно говоря, тот же криминалист, который должен знать, что индекс – это не то же самое, что иконический знак. Чем отличается там одна группа крови от другой группы крови – тоже в пределах его компетенции, которая вовсе не сделает его тем самым каким-нибудь Декстерам и маньякам. Чтобы интересоваться кровью не нужно становиться даже гематологом, равно как и иметь искушенность в знаковой типологии – это еще не повод для обвинений в посягательстве на семиологическую премудрость и предательство прекрасного… Но тем не менее, мы с вами в этой связи-то имеем следующей темой «Изобразительное искусство и символизм индивидуального бессознательного». Мы специально употребляем слово символизм, потому что мы этим словом обобщаем всевозможные разновидности этой самой репрезентации. Главное в символе то, что он не есть буквальное присутствие вещи: но он указывает на саму вещь. И одновременно это большая проблема и очень важная: символ указывает не только на то, что он не есть сама вещь, символ указывает на несовпадение между собой и вещью, на разницу и различение. Наконец, символ указывает, что то, что он символизирует, представляет собой бóльшую реальность, чем он сам по себе. И в этой несимметричной, но непреодолимой и неразрывной связи – весь потенциал, вся динамика, коллизия и весь конфликт интерпретационной деятельности. вы видите, например, две под прямым углом пересекающиеся прямые, и для вас это символ, например, христианства, самого Христа, хотя эти самые две палочки – совсем не то ни по объёму, ни по содержанию понятия, что особо видно при сопоставлении с другим христианским символом, совсем другого рода и вида: та же Голгофа – это сразу целый, так сказать, океан, целое море значений, в котором можно и погоибнуть, а можно – и восстать из небытия того невежества. И в нашей повседневной жизни можно найти символ, такие маленькие дырочка, такие замочные скважинки, к которым если правильно прильнуть, то откроется целый мир, а что будет – если подобрать к ним ключ! Выяснить, что перед нами не просто поверхность стены, а дверная плоскость. И этот самый символизм может касаться сферы, которая, не совпадает с нашим сознанием, что есть мощнейшая гуманитарная традиция в научном знании 20 века. И искусствовед обязан разбираться с психоанализом, с Фрейдом, и это нужно делать не просто как образованному человеку, а как человеку, занимающемуся наукой, ведь эти самые концепции имеют для нас и методологический характер, мы с ними знакомимся, чтобы потом применять. Любая аналитика, в том числе искусствоведческая, касается всех проблем, связанных с областью сознательного, бессознательного, всех символизмов, и, главное, всех механизмов, процессов всей этой символизации. А это именно процессы, это всё динамика, психоанализ – это динамическая психология, это всё движение, и где оно начинается и где заканчивается, – вопрос открытый.
Магия толкования Есть понятие истории, есть понятие наследственности и прочие вещи, то есть области, структуры, целостности, которые превышают индивидуум, но эти структуры целостности присутствуют в индивидуальном сознании и в индивидуальной психике, проявляя себя в ней как нечто чужеродное и даже вредоносное. Это область коллективного бессознательного, где, собственно говоря, искусствовед должен быть своим человеком, потому что любая интерпретация любого произведения искусства прошлого так или иначе связана с этой сферой, потому что только в 19 веке европейский человек, подчёркиваю, решил, что он знает объективную реальность и знает себя, как субъективную реальность, в прежние эпохи этих субъектно-объектных отношений просто не знают и не ведают. Область коллективного поведения, архаических практик и архетипических переживаний, опыта мистического, навыков магического и знания синкретического, – это всё то, что есть реальность для цивилизаций и европейской, и любой не европейской, грубо говоря, до 18 века, почти что включительно. И, например, то, что ведьму жгут на костре, это, конечно же, это, с одной стороны, просто преступление, это духовная дикость, это дрянной демонизм в чистом виде, да, но, с другой стороны, мы должны понять, что и каковым это было для участников всего этого, всех этих страшных вещей, этих безумных вещей, для нас ужасных, но не для иных, что, конечно, тоже и более ужасно. Столь же крайний пример в случае с искусством архаическим, которым используются в магических и опять же демонических целях. И эта реальность притаилась внутри соответствующих форм изобразительности, и ее нельзя игнорировать по причине того, что на дворе 21-й, а не просто 1-й век. Мы при всем желании не можем игнорировать этот обширный и мощный слой значений, тем паче, что есть искусство 20 века, с его уже иными разговорами о все том же архаизме, о первобытности, о первичности, когда уже уровни коллективного бессознательного становятся предметом изображения, никоим образом, однако, по своей сути не способные быть предметом чего-либо. Так что и приходиться изображать неизобразиоме в соответствии с его сущностью, то есть обходясь без предмета, буквально беспредметно. И чтобы уразумевать хотя бы отчасти амбиции и потуги того же сюрреализма, не обязательно становится ни магами, ни волшебниками, ни демонологами. От этой, так сказать, специализации избавляет все та же психологическая компетенция, просто просвещенная и трезвая рациональность сосредоточенной и ответственной герменевтики, собственно говоря, практики рефлексии на собственные когнитивные возможности и потребности. Но тем не менее эту сферу знания мы должны иметь в виду, для этого мы тоже с этим знакомимся, имея под рукой картографию этой самой местности, на которой, хотим мы того или нет, и архетипы водятся, и символы пасутся, и эстетические объекты обитают. И вся подобная местность именуется Искусством. И ее просвещенные и подготовленные для выживания путешественники проходят безбоязненно, не уклоняясь и не обходя стороной все ее регионы, последние и самые обширные из которых соответствуют трем последним темам нашего курса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.008 с.) |