Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сакральное, профанное и культовоеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Человек не может, как ему кажется, спонтанно взаимодействовать с миром сакрального. Это опасение выражается в форме культа, который бывает простым, примитивным, архаическим, подменяющим опыт прямого общения с божественным – косвенным, например, переживанием цикличности мироздания. Мифы обязательно архаичны, и обязательно проявляются в культе, они ритуальны, то есть регламентированы и выстроены как правила поведения. Человек в динамике своей поведенческой активности постоянно переходит от одной ситуации к другой, так что вся жизнь – череда событий, сцен, обстоятельств, где есть участники и где нет сторонних наблюдателей. Рождение – детство – отрочество – взросление – брак – умирание. Это не только жизненные вехи, но и экзистенциальные состояния, требующие своей обрядности, своей символической оформленности, ибо обряды призваны быть устойчивыми, их полагается возобновлять. Тогда-то обряд станет способом подтверждения собственной идентичности и коллективной континуальности, перехода и преемства, традиции и ее сохранности, а значит – подлинности и приемлемости. Но есть и сугубо изобразительная, миметическая и репрезентирующая сторона обряда, который всегда – возобновление связей. Репрезентация отсутствующего, способ связывания трансцендентного и человеческого, установления обменных отношения (пока в пределах архаического язычества). Божество вступает в контакт, потому что заинтересовано. Его внимание привлечено и сфокусировано – с помощью жертвоприношения, понятого и исполненного как своего рода приманка, как приношение-приглашение. И везде человек предстает и миру, и другой личности, и иной сверхличности, являя себя как есть, не скрывая себя в этих актах коммуникации. И если человек себя обнаруживает, он подвергает себя взгляду со стороны, а где взгляд со стороны, там возможность все той же оценки. И человек, таким образом, предполагает, что он принадлежит не только себе, но и другому, он учитывает интересы и отношения других. Это и есть на самом деле область нравственного – оценки, суждения, но не осуждения. Оценка – это не приговор, хотя, зачастую – диагноз. И наивысшая, запредельная сфера выхода человека за пределы себя – это область того самого сакрального, трансцендентного, что не есть где-то за горизонтом. Сакральное – это то, что присутствует здесь и сейчас. Любой опыт преодоления себя, любой опыт учета чего-то другого, мнения другого, других интересов – опыт самотрансцендирования. Любой опыт осознания, в конце концов, своей недостаточности, собственного несовершенства, собственной неполноты, незаконченности – это опыт выхода за пределы собственной изолированности и соотнесения себя с чем-то большим, высшим, могущественным, от чего зависит так или иначе жизнь. Это опыт и потребность в экстатическом существовании, в забегании вперед, в вынесении себя в грядущее, заброшенность и озабоченность. Это не есть опыт умаления, подчинения, унижения, а совсем наоборот – опыт расширения человеком своего собственного мира, трансформации, обогащения себя, преображения. Поэтому, конечно же, опыт сакрального – это опыт врожденный, присущий человеческой природе: всякий человек вполне к этому приспособлен и предназначен, в этом – бытийственная сторона его существования. Но этому опыту сакрального всякий человек может противопоставлять профанное, то есть повседневное, обыденное. И более того – если я сакральному приписываю качества благие, положительные, то, что поддерживает меня, подтверждает мою жизнь, мое существование, то профанное я склонен наделять противоположными свойствами – все враждебное, все опасное, все угрожающее мне как личности, все противостоящее, противное и сопротивляющееся. Человек, который принадлежит мифу, принадлежит мифической ситуации с фундаментальной парой двух полярных миров. А человек религиозный свое положение на грани между двумя мирами осознает и всячески активно переживает, пытаясь восстановить и утвердить связь между ними, открывая, на самом деле, что есть лишь один мир – его мир, им утвержденный, его существованием, его присутствием, его личным даже не участием в жизни мира, не просто вовлеченностью в этот мир, а его идентичностью и солидарностью с этим миром, который, однако, может являть в человеке – собой, своим обличьем и своим состоянием, все не подлинное, ложное, лукавое и иллюзорное. Тогда-то и хочется отказаться от этого мира, отторгнуть профанное, то есть мирское, секулярногое. Но Высшее не просто требует к себе внимания, а низшее предполагает отвержение. То и другое в реальности сопрягаются в человеческом существовании, знающем и переживающем свою ограниченность и свою пограничность, свою смертность и ее претерпевание и пересиливание через отторжения себя несовершенного, незаконченного, не спасенного и отвергнутого. Религиозное переживание, религиозный опыт сопровождает всякого человека. Другое дело, насколько этот опыт осознан, сформирован, насколько он разработан, на сколько не просто он хорош или плох, правилен или нет. Важно – насколько он плодотворен, насколько он меняет человека, в какой мере он наполнен свершениями, достижениями, – осуществлением задуманного и замысленного (существование – проективно, трансферно и экстатично!) – достижениями тех пределов человеческого, за которыми – беспредельность Божественного. Экзистенция – это непрестанное творение и реализация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.007 с.) |