Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зримая и незримая жестикуляция геометрииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
То же самое и визуальные формы творчества указывают на дозримый, довизуальный исток, и это тоже телесность, моё личное присутствие в мире, моё самоприсутствие, самопрезентность себе – это то единственное, что я не просто принимаю, как данность, а то, что я имею данностью, что от меня не зависит, что является условием всех моих последующих действий, да и самой моей жизни, на что можно только указать, но никак не обозначить. Ибо знак – это референция – отсылка к чему-то, чему я не являюсь, что не является моим. Так что вот она – суть поэзии: это единый сквозной, направленный жест, указание на сам факт созидания, на сам процесс поэзиса, поэтому поэтика – это само творчество, где риторика логика, семантика объемлются поэтикой. Когда же я предаюсь всякого рода рефлексии по поводу поэтики, то закладываются основы соответствующей науки под названием поэтология, которая касается не только самих произведений искусства, но и моего тоже творчества как аналитика, как историка, как критика, ведь и я тоже созидаю некие такие «поэзии». Итак, в основании всякого рода поэзии, то есть творчества лежат вещи доизобразительные, допредметные, тогда как собственно предметы, вещи, мои мысли, мои или моего заказчика замыслы, желания, – все подобные объекты творчества – это всё вторичные образования. Поэтому все разговоры о поэтике начинаются с доизобразительных форм творчества, это сугубо важно и принципиально для изобразительного искусства. Говорить о доизобразительных свойствах музыки, о «духе музыки» очень не сложно, равно и о звукиах речи, о дыхании поэтического языка. Все аллитерации, интонации, ритмика и рифмы – это и есть доизобразительная сторона поэзии. В архитектуре – нечто похожее: что изображает архитектура? – ничего, что изображает пространство? – самое себя, и даже, казалось бы, таким очевидно изобразительные виды искусства, как та же классическая живопись, тоже содержат в себе доизобразительные начала, то есть принципы. Из чего же складывается вся эта доизобразительная, немиметическая основа любой изобразительности? Основа основ – это визуальность, которая имеет плоскостную, двумерную природу, потому что это зрение, которое само по себе в своей структуре, в своей, так сказать, оптической механике и органике представляет собой явление, связанное с сетчаткой глаза, говоря иначе – с ретинальной поверхностью. Зрение в основе своей двухмерно, но не только зрение, более того сама наша телесность тоже имеет в основе своей именно плоскость нашей тактильности. И с этой основы начинается и любая визуальность, любая поэтика, с нее начинается место, тот самый топос, элементарная единица пространства, связанная именно с моим положением в этом пространстве, и эта топика определяется отношением к поверхности земли. Поэтому в основе всего лежит и геометрия, хотя это слово может быть не очень подходящим, потому что здесь именно звучит потребность в измерении, размерности и мере (быть может, лучше – геология или – совсем точно – геомантика). Но, тем не менее, эта самая земля, вкупе с почвой суть то, что даёт устойчивость, постоянство и то, что является поверхностью, в конце концов – горизонтом, с которого начинается и любая визуальность, любая изобразительность, Однако, геометрия, геометрика и геометричность, двухмерность нашего визуального опыта, это только начало, потому что наша чистая визуальная активность продолжается и развертывается в жизни нашей соматики. От визуальности к телесности мы переходим очень легко, потому что наше тело подвижно, и пространство задаётся именно динамикой, кинетикой, и там, где появляется кинетика, там уже появляется стереометрия, так что трёхмерность – это прямая производная от двухмерности. Но и на этом дело не заканчивается: человеческая двигательная прагматика связана не просто с тем, что я одно место заменил на другое, важна сама эта переходность, важна связь точек, континуальность смены мест и положения. Ведь смысл пространства заключается в том, что я не просто перешёл из одного места в другое, а то, что это имеет непрерывную направленность. Поэтому за всякого рода геометрией скрывается стереометрия, которая продолжается в топологии, коль речь идет о переменных величинах. Для архитектуры это аспект буквально имманентный: мы движемся внутри архитектурного пространства, но это касается и живописи: постоянное движение взгляда задаётся именно топологией элементов этого квази-двухмерного образования, которым является картина. Поэтому для пифагорейской мифологии – геометрия и всё связанное с землёй, с почвой, с недрами, с нутром, со всей тектоникой сокрытия и укрывания имеет дорациональный, дочеловеческий характер. Более того, всё трансцендентное, говоря языком философии, всё неподвластное человеку, иррационально по определению, но это не значит, что оно не имеет смысла, вовсе наоборот – это наиболее достоверный смысл. И потому характерно, что для строго христианского мышления (если допускать такое) всякого рода иррациональная семантика геометрического духа может переживаться как нечто не вполне легитимное, ведь человеческий разум с этой, так сказать, первичной и подлинной геометрией не может совладать: математические законы, язык математики, да и все языка формализованных исчислений – это язык обуздания хтонической, дорациональной геометрики, которая легко переходит в геомантику, когда Земля – это и условие, и способ предсказания, а оно, получается, вторично по отношению к этому первичному и потому интуитивному знанию. Другое дело, что эта иррациональность не миметического свойства, и потому – совсем не необязательный приговор для геометрии и подозрение ее в демонизме…
Эстетика очищенной земли Однако, представим себе послевоенные настроения в Германии, год нулевой, представим себе Дрезден, как он выглядел в 45-м году, или Магдебург с его 90%-ми разрушениями, это 90% городской застройки в буквальном смысле стёрто с лица земли. У Зедльмайра есть рассуждения про то, что настоящий, подлинный, тотальный сюрреализм – это именно война, это ковровые бомбометания, кстати, впервые примененные Красной армией, в Выборге, в финскую войну. Лицо земли открыто, явлено в чистом виде, земля, освобождённая от всего человеческого или слишком человеческого, это страшнейший в своей действенности способ обнаружения чистой геометрии, явление до-человеческого, вот она – эта самая земля, измеряй сколько угодно эту самую Гею, потому что английские бомбардировщики старались, как могли. Это, на самом-то деле, не оправдывает, но объясняет этот самый общий духовно-христианский настрой после 45-го года, хотя после [19]65-го года католику уже не принято и не полагается говорить о демонах, после второго Ватиканского собора, всё гораздо более тонко и точно, без этого такого чрезмерно аффектированного пафоса. Главное надо помнить, что эта геометрия, все эти треугольники, линии, прямые, кривые, всевозможные спирали и прочие всякие вещи, точки, окружности, углы, – всё то, что составляет геометрию, имеет не только иррациональный, но – как раз по этой причине – суггестивный и неподконтрольный характер, иррационально воздействуя на человека. Не случайно, все эти природные стихии увязывались с соответствующими геометрическими телами, и начало геометрии Эвклида – это не слово «начало», ведь употребляется не «архе», а «стойхея». По Эвклиду, речь идёт о стихиях, не «начало геометрии», а «стихия геометрии», и всё стихийное – дорациональное и очень твёрдое, очень правильное, законное и неумолимое в своей законности, но эта законность нечеловеческая. Поэтому и неподвластность этих стихийных сил связана с тем, что они так действуют, потому что по-другому действовать не могут, они несвободны, а человек – существо свободное, так что всякого рода обвинения этой геометрии в нечеловечности, вполне разумны и логичны, ибо это посягательство на свободу человека, который, как человек, действует там, где есть его рациональность, она-то и делает его свободным. Кроме того, вся эта домиметическая, суггестивно эмоциональная и бессознательная сторона любой визуальности – это свойства, качества, можно сказать, аспекты и измерения плоскости, не просто поверхности. Поверхность – это материальная сторона плоскости, сначала визуальная, казалось, абстрактная величина, но потом она соединяется не просто с тем или иным материалом, веществом и обретает характер поверхности и не просто с материалом, а именно с телесностью, потому что мы о поверхности говорим только там, где есть тактильность, где можно что-то осязать, а там, где осязать руками нельзя, где можно только «ощупывать» взглядом, там есть именно плоскость. Какие же у этой плоскости геометрические качества, или, скорее функции? Поверхность и соответственно плоскость – это заряженное поле, поэтому оно функционирует, у нее своя именно прагматика, функции центра, функции верха и низа, равно как и отношений правого и левого. Но самое существенное, что плоскость работает как экран, на который проецируется телесность. Потому что сама по себе эта самая плоскость – это нечто не просто дорациональное, а именно неуловимое, непознаваемое, и человек сразу же пытается перебороть, пересилить, усвоить, освоить, подчинить себе эту дорациональную, недоступную неопределённость плоскости, проецируя на неё бессознательно свойства своей телесности, организацию своего тела. Так что всё то, с чем имеет дело человек, состоит из двух слоёв – из этого первозданного слоя-фона, на котором располагается всякого рода фигуративность, возникающая на этой дорациональной плоскости благодаря механизму проекции, причем переносится не только структура тела, но и всё, что это тело наполняет, даже забытые чувства и утерянные представления. Плоскость – это и архив, а может быть – и склад…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.45 (0.009 с.) |