Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Христианское искусство и мистериальный контекстСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И чтобы представить, почему же допускается религиозное искусство в христианском контекст, нужно учитывать, что христианство подразумевает некоторую практику. Религия – дело практическое. Вера – образ существования, самореализации, самоосуществления человека. Поэтому религиозный опыт – это именно событийный опыт богообщения. Человек не внушает себе, не придумывает, он действительно реально общается с Богом. И это самое Богообщение предполагает Богоприсутствие. Это знает и античный грек, и ветхозаветный израильтянин: начало истинного религиозного опыта – то, что Бог себя открывает тому, кто с ним желает общаться. И инициатива здесь исходит не от человека, а от противоположной стороны. Теофания, богооткровение – это начало всякой религии, в том числе и христианской. И задача всякой религиозной практики – поддержание богообщения, которое заключается в молитве, в обряде, в культе, в том, что называется священнодействием – как содействие Священному и действиям Святого. Очень важный момент именно иудеохристианского опыта и практики – это признание того, что в факте богообщения не Бог приобщается к человеку, а человек к Богу. То есть нечто высшее не становится чем-то низшим. В философии, в платонизме, это проблема очень болезненная – высшее эманирует, нисходит и лишается своего божества. Для Старого и Нового Завета сохраняется это чудо полноты богообщения – Бог не умаляет себя, общаясь с чем-то низшим, а полностью отдается, приобщая низшее к своей высшей природе, высшему существованию. И поэтому богообщение представляет собой соприкосновение к чему-то непознаваемому по своей природе. Потому что Бог по природе и по определению нечто абсолютно Иное – то, чего нет в этом мире и не может быть. И, тем не менее, это абсолютно иное соприкасается с человеческим началом, что и именуется обычно таинством. Это связано не с секретностью, а с тайной – то, что называется словом mysterium – мистическое по-гречески. Таинство и есть признак подлинного общения с божеством. Поэтому таинство и есть сердцевина всякого богообщения как священнодействия, форма подтверждения и возобновления теофании. Бог общается не просто так, потому что ему хочется, а чтобы человека приобщить к себе – очистить, исправить его природу. Это совершается через дарование человеку того, что является качеством самого божества – именно святости. И человек, который имеет опыт богообщения, приобщается к этой святости или освящается. Потому-то смысл сакрального искусства – не наглядное воспроизведение того, как выглядит Бог и на кого Он похож, а наглядное представление самого факта присутствия божественного и святого в этом мире, оно – не есть «портрет» Бога, а визуально-материальное условие приобщения к этой тайне богоявления, чудесной возможности богообщения. Но почему это возможно и как? Только потому что Бог явил Себя в Сыне своем, Иисусе Христе. Открыл Себя, и это Откровение икона и воспроизводит: она есть образ Боговоплощения и ничего более. Здесь принципиально важно то, что всякое таинство имеет материальный, телесный аспект, и предметный характер любого богослужения – вещь обязательная, а икона в данном случае как тип изображения, это есть, на самом-то деле, один из аспектов и мистериального, и литургического аллегоризма, равно как и символизма всякой изобразительности. Не обязательно ни в коей мере думать, что икона – это самый лучший, оптимальный, идеальный тип христианского изображения, и сомнения в полноте иконной эстетики, – это вопрос вполне закономерный и законный. Если стремиться к полноте Богообщения, то ничего, кроме Евхаристии в это мире не требуется, всё остальное – это то, что образует форму, материальную оболочку этого таинства. Более того, есть такие виды визуальности, которые, в общем-то, ближе к этому таинству, чем икона: это, конечно же, архитектура как искусство пространства – самый ближний регион визуальности и телесности, ближний именно к таинству. Если таинство – это фокус, точка схода всякой телесности и визуальности, то, несомненно, архитектура имеет все преимущества перед остальными видами изобразительности, ведь это буквально оформление таинства. Хотя Евхаристия не нуждается в обязательном порядке ни в храме, ни в иконе, ни в чём другом, Литургию, можно совершать просто где-нибудь на пне, на самом себе, если ты лежачий больной и при том священник. И как раз западно-христианская пастырская практика вменяет в обязанность всякому священнику ежедневно творить Евхаристию, ибо иначе – он не реализовал своего предназначения, функционально он оказался пустое место.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.198 (0.007 с.) |