ТОП 10:

Виды, перцепты и представления



Тем не менее, надо отдавать себе отчёт, что образы как бы не казались нам чем-то самостоятельным, независимым, чуть ли не обладающие собственной волей происходят из нашего восприятия и им питаются. Образность особым образом связана с процессом зрительного восприятия, так что тот же Гельмгольц различает три типа образов. Если брать чувственные переживания, то с точки зрения Гельмгольца, существует так называемый первичный образ, употребляется также слово «вид». Хотя здесь не стоит доверять этому слову, ведь что значит «чувственные ощущения как таковые»: то ли очищенные посредством моей рефлексии-интроспекции, то ли, наоборот, просто в момент, в мгновение восприятия присутствующие ощущения, свободные от прежнего опыта, как будто этот прежний мой опыт, воспоминание о предыдущем восприятии включается не сразу. Происходит какое-то мгновение с точки зрения Гельмгольца, когда в моём сознании присутствует ощущение в чистом виде, которое и было искомым моментом для всей психологии 19 века, видевшей своей задачей и целью иметь дело с такого рода чистым материалом. Для этого и следовало очистить от прежнего опыта это первичное ощущение, и не только от прежнего опыта, а и от так называемых реминисценций: когда я воспринимаю новое, сравнивая его со старым, то я видоизменяю это новое, я не могу новое воспринимать как оно есть, я его обязательно приспосабливаю под уже имеющиеся какие-то мои ассоциации, приспосабливаю, видоизменяю, делаю похожим, искажаю, в конце концов. Но само это ощущение, как казалось, можно найти, оно присутствует в виде непосредственного воздействия на меня со стороны некоторого стимула.

С другой стороны, иным полюсом этого непосредственного воздействия-присутствия является «образ представления», тоже термин Гельмгольца. Такой образ, то есть представление как таковое, возникает, когда я уже всё обработал, когда я включил все свои реминисценции, когда я уже сформировал, сконструировал некое итоговое и стабильное представление, которое может храниться у меня в сознании, с которым я имею дело, которое я могу вспоминать. А в середине между двумя этими полюсами помещаются так называемые перцептивные образы. Итак, образы представления – один, конечный полюс, начальный же – это первичные образы, а в середине перцептивные.

То есть восприятие как таковое и его содержание, с точки зрения Гельмгольца, можно описать, изучить и проанализировать как процесс, как последовательность восприятия – и это будет специфическим предметом науки психологии, нацеленной на результат этого процесса, что есть перцептивный образ, который с точки зрения Гельмгольца возникает, как среднее звено, в результате взаимодействия первичных ощущений (предмет изучения биологии) и представлений (область уже гносеологии). Перцептивный образ происходит от этих двух полярностей. А психология – от соответствующих дисциплин.

Так что получается прямая зависимость перцепции от апперцепции, от двух базовых, структурных ее форм – пространства (организация внешнего опыта) и времени (сфера ответственности – внутреннее чувство, рефлексия) вкупе со системой категорий. Через эту категориальную сеть пропускаются все внешние сенсорные раздражители (или стимулы), аффициируя сами сенсоры (органы чувств). Но что сквозь этот организующий фильтр проходит и структурируется, а что задерживается, то есть не сознается, – в этом смысл и тайна бессознательной цензуры, осуществляемой даже на уровне перцептивного опыта.

Представим себе чистый цвет, у которого есть совершенно иррациональные свойства, ведь цвет действует непосредственно на эмоции, то есть он каким-то образом избегает, уклоняется от этой понятийно-рациональной сетки, он сразу пробивает моё сознание и попадает в самые его глубины. Я могу много всего про цвет рассказывать, но эти рассказы описывают представление о цвете, это не сам цвет. Хотя, с точки зрения Гельмгольца, существует особый образ, который формируется в процессе восприятия, оно же не есть мгновение, это не вспышка, а работа органов чувств и сознания, и результат этой работы, с точки зрения Гельмгольца, -- это отдельный тип образов под названием перцептивные образы, или просто перцепты.

Более того, при ближайшем рассмотрении выясняется, что цвет – это и есть чистой воды перцепт, потому что ничто во внешнем мире не является цветом, цвет возникает как то, что на меня воздействует, это загадка для любого психолога: один и тот же перцептивный образ может возникать из разных элементов, когда разные представления с разными ощущениями могут давать один и тот же образ.

Это всё очень загадочно и очень мистически выглядит, ощущая одновременно и представляя весь пафос этой психологии, которая шла на самые крайние меры, чтобы понять саму суть перцепции, и когда ей показалось, что она это всё поймала, то тогда это всё стало достоянием всяких других смежных наук, и из этой психологии восприятия и рождается искусствоведение как таковое со своим специфическим методом – формальным анализом.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.31.247 (0.004 с.)