Аннотация хорового произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аннотация хорового произведения



РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ АННОТАЦИИ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Иркутск

 

 

Рекомендации к составлению аннотации анализа хорового произведения / сост. Г.А. Камкина – Иркутск: ОГОУ СПО ИПК № 3, 2009.

 

 

Данные рекомендации ставят своей целью оказать учебно-методическую помощь студентам ИПК №3, обучающимся по дисциплине хоровое дирижирование при анализе и составлении аннотации хорового произведения.

 

Составитель: Камкина Г.А., преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин ОГОУ СПО ИПК №3

 

Рецензент: Маркидонов С.А., доцент кафедры пения ИГПУ, Заслуженный работник культуры РФ

 

 

© Камкина Г.А.

© ИПК №3

Содержание

1. Требования к оформлению аннотации хорового произведения ………….4

2. Образец титульного листа …………………………………………………...5

3. План аннотации хорового произведения …………………………………..6

I. Вступление

· Историко-стилистический анализ произведения ………………...7

· Литературный текст ………………………………………………..7

II. Основная часть

· Музыкально-теоретический анализ ………………………………8

· Вокально-хоровой анализ …………………………………...........10

· Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы по их преодолению ……………………………………..10

· Исполнительский анализ …………………………………………14

III. Заключение

· Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства……………………………………………………...........15

Приложение ………………………………………………………………… 16

4. Словарь эстетических эмоций на основе модальностей В.Г.Ражникова……………………………………………………………….17

5. Ритмическая организация речевого акцентного стиха ……………...........19

6. Звуковедение – одно из основных художественно-выразительных средств хорового звучания …………………………………………………21

7. Общепринятые темповые разновидности …………………………………23

8. Хоровые жанры русской духовной музыки ……………………………….27

9. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки………………………………………………………………………..28

10. Периодизация хоровых жанров по эпохам ………………………………..30

11. Литература, которую можно использовать при анализе и написании

аннотации хорового произведения ……………………………...................33

 

Аннотация в курсе учебной дисциплины «Хоровое дирижирование» - это письменное изложение анализа хорового произведения. Обучение написанию анализа хорового произведения осуществляется поступенно, параллельно с изучением дисциплин специального и профессионального циклов, таких как «Теория музыки», «Сольфеджио», «Гармония», «Анализ музыкальных форм», «Музыкальная литература», «Хороведение» и других.

В настоящей работе дается перечень разделов, подразделов аннотации; рекомендации по их содержанию и наполнению; раскрываются основные понятия дирижерско-хороведческой терминологии и др.

Как показывает практика, студенты при анализе хорового произведения чрезмерно большое место отводят описанию жизненного пути авторов. Еще в большей степени ситуация усугубилась развитием и доступностью Интернет-ресурсов. Несмотря на колоссальную пользу Интернета, во всемирной сети появляется огромное количество информации, зачастую недостоверной, которая позволяет делать неверные выводы и мешает пониманию произведения. Студенты должны научиться использовать только проверенные источники, обращаясь в первую очередь к словарям и энциклопедиям, уметь отбирать и структурировать найденный материал, основное внимание уделив анализу самой партитуры.

1. Требования к оформлению аннотации хорового произведения

· Объем анализа хорового произведения должен соответствовать 15-30 стр. печатного текста.

· Печатный текст ограничивается полями: справа – 2 см, слева – 3 см; сверху, снизу - 2,5 см.

· Электронный вариант представляется в редакторе Microsoft Word

Windows 3.1, 3.11 или 95, 97 через интервал 1 или 1,5 размером 14nm.

· Нумерация страниц производится в правом верхнем углу.

· Титульный лист оформляется согласно прилагаемому образцу.

· В анализе должна быть представлена партитура (если произведение с сопровождением, партитура должна быть выписана с сопровождением; в партитуре должна быть проставлена гармония).

· Анализу предшествует план с указанием страниц.

· Объем и глубина раскрытия каждого раздела должны соответствовать уровню подготовленности студента.

· Каждый раздел аннотации начинается с нового листа.

 

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский педагогический колледж №3»

 

 

Аннотация хорового произведения

 

«Озеро»

    Музыка ________________________   Слова __________________________ Русский текст
    К зачету допускаю «____» __________ 200__ г.       Выполнила студентка курса __М509___   _______________________________   Преподаватель: _________________

 

 

План

Аннотации хорового произведения

I. Вступление

1. Историко-стилистический анализ произведения…………………с.

Сведения об авторах произведения………………………………..с.

2. Литературный текст…………………………………………………с.

II. Основная часть

1. Музыкально-теоретический анализ………………………………..с.

2. Вокально-хоровой анализ…………………………………………..с.

3. Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и

способы их преодоления……………………………………………с.

4. Исполнительский анализ………………………………………........с.

III. Заключение

Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства.………………………………………………………………..с

Литература

Приложение

I. Вступление

Историко-стилистический анализ произведения.

Общие сведения о хоровом произведении:

Хоровой жанр: хоровая миниатюра

Вид хорового исполнительства: хор a'cappella,

Сведения об авторах произведения

Парцхаладзе Мераб Алексеевич – родился 15 декабря 1924, в городе Тифлис. Был советским композитором, народным артистом РСФСР (1986), а так же заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР (1967). Участник Великой Отечественной войны.

Мераб был сыном композитора Алексея Алексеевича Парцхаладзе (1897—1972), это во многом предопределило его судьбу. В 1947—1950 учился в Тбилисской консерватори по классу композиции С. В. Бархударяна. В 1953 окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. С. Богатырева, в 1957 — здесь же аспирантуру. В 1953—1957 преподаватель Московского хорового училища. В 1957—1974 заведующий редакцией издательства "Музыка" ("Советский композитор").

Значительное место в творчестве Мераба Парцхаладзе занимает музыка для детей (муз. сказки, хоры a capella, песни, инструментальные пьесы). В хоровых произведениях часто использует жанр хоровой миниатюры например: «Море спит», «Горы», «Озеро», «Яблонька», «Туман» и т. д.. Среди других произведений: симфоническая поэма «Нестан» (по поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, 1954), оркестровые сюиты «Лесные картины» (1978), «Таёжными тропами» (1986), «Прощание с Дерсу» (1987); концерт для фортепиано с оркестром (1953); струнный квартет (1951), соната для скрипки и фортепианоно; Пандурули № 1 и № 2 (для фортепиано); музыка к спектаклям драмтеатра, к кинофильмам.

Скончался 14 февраля 2008 года.

Б. Купаташвили – грузинский поэт, писал только исключительно на грузинском языке. Патриот своей страны, это доказывает это стихотворение.

А. Гурин написал русский текст, но сведений об этом авторе нами не обнаружено. Русский поэт, грузинский поэт, и Гёте? одинаково воспринимали

природу и значение человека.

У Мераба Партсхаладзе есть переложение этого произведения для смешанного хора и этот вариант звучит более глубоко, тембрально красочнее и более выразительно за счет мужских голосов. Мужские голоса придают яркий национальный колорит этому произведению, поэтому в нашем варианте необходимо женским голосам петь более округлым звуком, используя грудной резонатор.

Литературный текст

Содержание литературного текста, его образы, тема, идея, настроение (постижение произведения не только интонационным путем, но и через смысловое значение текста). Выявить эмоционально-психологический «подтекст» поэтического произведения, раскрыть символику, особенно в русских народных песнях. Форма изложения, размер (количество строф, строк, куплетов). В обработке или переложении сравнить текст хорового произведения с оригиналом. Если текст - отрывок из литературного произведения, дать краткую характеристику всего произведения. Проследить взаимосвязь литературного текста и музыки, степень соответствия содержания литературного текста содержанию музыки, воплощение средствами музыки литературных тем и образов. Проанализировав, какие образы, мысли, идеи поэта нашли в музыке наиболее яркое воплощение, можно сделать вывод о том, что привлекло композитора в данном поэтическом тексте, что считает главным, в чем видит суть его содержания.

Если литературный текст на иностранном языке, то необходимо сделать перевод, дать сведения об авторе перевода.

II. Основная часть

Вокально-хоровой анализ

Тип хоpa:, женский,

Вид хора: 4 х голосный divisi в хоровой партии 2 го сопрано(Divisi (дивизи) – временное (эпизодическое) разделение хоровой партии на 2, 3 и более голосов.

Диапазон хоровых партий и всего хора. Диапазон – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука.

Тесситура - часть общего диапазона хоровых партий, наиболее часто используемых в данном произведении. Если в партии преобладают звуки низкого регистра - тесситура низкая, высокого регистра - тесситура высокая, среднего регистра - тесситура средняя. Определив это, необходимо ответить на вопрос- «Тесситура удобная или неудобная?». Тесситура средняя - удобная (учитывает возможности данной партии). Низкая, высокая - неудобная.

вокальную загруженность равномерноя каждой партии и хора в целом. Значение каждой партии в произведении (исполняет основной тематический материал, либо подголоски, либо аккомпанемент).

Хоровые приемы. Как использованы специфические тембровые качества хора и его партий (, хоровая педаль, сопоставление хоровых групп, слияние в унисон, divisi, дублирование, колористические приемы: опевание, глинссандо, партаменто см вниз.

Определить количественный состав хора: средний состав (32-40 чел.),

Определить квалификацию хора, учитывая сложность произведения - учебный, профессиональный, опытный самодеятельный.

Элементы хоровой звучности;

Ритмический ансамбль.

Проблемы, которые могут возникнуть, связаны с исполнением пунктирного ритма, синкопированного, полиритмии (ритмической самостоятельностью хоровых партий); всвязи со сложным размером, переменным размером (где нет равномерного чередования слабых и сильных долей); исполнение триолей, затактовых вступлений. Наметить пути преодоления ритмических трудностей (методы и приёмы работы над ритмом).

Темповый ансамбль.

Трудности представляет очень быстрый темп, очень медленный темп, смена темпа, возвращение к Tempo I, редкое произведение обходится без ritenuto. accelerando.

Динамический ансамбль.

Динамическое равновесие в хоре устанавливается, прежде всего, в неподвижных нюансах. Более сложные формы динамического ансамбля - подвижные нюансы, контрастная динамика, длительное crescendo и diminuendo, крайние динамические градации рр и ff.

Цель работы над динамическим ансамблем - научить одинаковым приёмам регулирования громкости звука (посредством певческого дыхания и использования резонаторов).

Если фактура произведения - гармоническая, то необходимо работать над динамическим равновесием голосов. Если гомофонно-гармоническая фактура, динамически ярче должен звучать голос, который ведет мелодию. В полифонических произведениях надо работать над выделением голосов, ведущих тему.

Надо помнить, что крайние голоса в силу своего положения прослушиваются лучше, чем средние.

Тембровый ансамбль.

Тембр рассматривается не как свойство голоса, а как певческая манера. Композитор предписывает каждому произведению определенный тембр. Классические произведения требуют округлого, прикрытого звучания, народные песни допускают открытость.

Кроме того, на ансамбль влияют тесситурные условия. Для низкой тесситуры характерна тихая звучность, для средней - умеренная, для высокой - громкая. Если композитор учитывает эти качества - ансамбль естественный, если другиетесситурно-динамические соотношения, ансамбль искусственный.

Определить трудности в работе над ансамблем хора и солиста, хора и аккомпанемента.

.

Динамика (динамические оттенки или нюансы) – подвижные (крещендо, диминуэндо) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые). Нюансировка служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения. Наиболее трудный нюанс в хоре – ff, т.к. всегда есть опасность форсирования; в этом нюансе труднее установить ансамбль и строй, а pp должно быть слышимом, звучным («не проваливаться»).

Нюансом называется также обозначение характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.)

Дикция - правильное формирование (произношение) - гласных и согласных в соответствии с правилами певческой орфоэпии. (Орфоэпия - соблюдение правил произношения, принятых в данном литературном языке). Описать редукцию гласных в данном тексте, редукцию согласных, т.к. в пении отдельные безударные гласные редуцируются (ослабляются в силе – заглушается их фонетическая ясность, укорачиваются). Например, «О» приближается к «А» (Москва), «Я» к «Е» (обняла) и т.д.

Отметить особенности произношения иностранных текстов. Интонирование звонкой соглас­ной на высоте следующей за ней гласной; одновременное и чет­кое произношение согласных в конце слова, большое количество шипящих и свистящих звуков; многобуквенные слоги; несовпадение метроритмического акцента музыки и логического ударе­ния слова, хоровые скороговорки и др.

Дыхание - исходя из особенностей хоровой фактуры: общехоровое, по партиям; в медленном темпе - глубокое, крепкое; короткое - быстрых темпах и коротких фразах; цепное дыхание. С точки зрения формы: по фразам, цепное, В связи с характером произведения; характер вдоха.

Характеристика приемов звуковедения: legato, поп legato, marcato, staccato и т.д.

Атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.

 

Вышеупомянутые трудности - лишь небольшая часть тех, которые могут встретиться в работе над хоровым произведе­нием.

Главное - выявить их при анализе и найти пути их преодо­ления

Все разделы репетиционного плана должны основываться на конкретных примерах данного произведения, связываться с текстом, предлагать эффективные и оптимальные методы работы.

Исполнительский анализ

Необходимо определить специфические стилевые исполнительские трудности произведения с учетом особенностей жанра и формы (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма; куплетность, репризность и т.д.). Осознание творческого стиля композитора, эпохи, в которой формировался стиль этого композитора.

Определить характерный для данного произведения основной исполнительский принцип: цельность, непрерывность развития, или эпизодичность, детализация, периодичность и др.

Таблица из лен Представить подробный исполнительский план произведения с указанием совокупности выразительных средств: агогики, артикуляции, динамики, тембральных красок, качества звука (светлый, матовый, легкий), характера звуковедения (legato, поп legato, marcato, staccato), темповых соотношений, вопроса исполнения кульминаций, выра­зительной фразировки в соответствии с характером произведения, образом; рас­становка дыхания, ритмические особенности и т. д.

· Темп. В соответствии с характером произведения и его частей устанавливается темповый план, отмечаются метрономические указания. Анализ использования темповых колебаний: основной темп, кратковременные отклонения в сторону замедления или ускорения, агогические нюансы, ферматы. Проставить в партитуре исполнительские темповые и агогические обозначения (желательно вписать их контрастным цветом).

· Динамика. Динамические, эмоциональные нюансы, подвижные нюансы, связь динамики с дыханием, звукообразованием, тембром. Проставить в партитуре исполнительскую динамику (желательно выделить ее контрастным цветом).

· Тембр. В пределах основной тембровой зоны определить тембровые изменения, степень округленности звука. Классические произведения требуют более округлого, прикрытого звучания, в народных песнях допускается некоторая открытость. Также открытым, ярким звуком выражается большая радость, гордость, ярость. Приглушенные звуки служат для выражения сдержанности чувств, затаенности, таинственности, робости. Обязательно проанализировать связь тембра с дикцией и мимикой поющих.

· Певческое дыхание. Перечислить виды певческого дыхания, которые будут применяться хором. Описать каким по длительности, глубине и характеру будет то или иное дыхание. Проставить в партитуру дыхание, обозначив его «галочкой».

· Кульминация (наиболее напряженный момент в развитии музыкальной формы) и средства их достижения (динамика, агогика, тесситура, ферматы, ритм, гармония и т.д.).Определить главную (мелодическую)и частные динамические кульминации.

· Фразировка – важное средство выразительности (отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных фраз и других построений при исполнении произведения). Фразировка использует разграничение при помощи цезур, объединение при помощи лиг, артикуляцию, нюансировку. Выписать фразировку (выделение интонационных «вершин» фраз, предложений, периодов). Кульминация может быть «тихой» или отсутствовать.

2 графаАнализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Составной частью исполнительского анализа являются: оп­ределение этапов работы над произведением с исполнительским коллективом; определение необходимых приемов дирижерской техники. Показ вступлений, снятий, цезур, наличие фермат, дробленых долей и др. Обосновать выбор схемы, звуковедения, xapaктepa жеста, форму кисти, степень участия той или иной части руки в дирижерском движении (кисть, предплечье, плечо), подбор рабочих жестов, формирование эмоционально-выразительных задач.

Определить средства дирижерской выразительности: темп и жест, динамика и жест, тембр и жест, фактура и жест, артикуляция (legato, поп legato, staccato) и жест, фразировка и жест.

 

III. Заключение

Литература.

Краснощеков В. Вопросы хороведения - М., Музыка 1969.

Осеннева М.С, Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: /учебное пособие/ - М.: Издательский центр Академия, 2003.

Все

Данный разделоформляется в соответствии с регламентированными общепринятыми правилами: в алфавитном порядке с указанием авторов, издательств, года издания.

 

Приложение. В этот раздел студенты должны включить материалы, которые могут помочь более полному раскрытию содержания аннотации. Ссылки на приложение (например: см. приложение 2) должны быть в тексте аннотации, иначе «Приложение» теряет весь смысл.

Обязательным является включение в «Приложение» нот произведения, на которое пишется аннотация. Такты необходимо пронумеровать. В партитуру можно вносить пометки, необходимые для раскрытия того или иного раздела (например, анализ гармонии и т.д.). При написании дипломной аннотации (V курс) возможно включение двух вариантов одной партитуры. В первом будут находиться обозначения, относящиеся к разделу «Музыкально-теоретический анализ», во втором – к разделу «Исполнительский анализ» (контрастным цветом).

 

Примерный перечень материалов, которые могут составить «Приложение»:

· партитура(ры) анализируемого произведения;

· портреты авторов произведения;

· репродукции картин, отражающих содержание произведения (указать название картины и фамилию автора);

· полный список хоровых произведений композитора;

· примеры поэтического творчества автора литературного текста, созвучные по тематике и образному содержанию анализируемого произведения;

· диск с записью данного произведения в исполнении разными коллективами, либо хоровой музыкой композитора (перечень записанных произведения и их исполнителей указать обязательно) и т.д.

 

 

Словарь эстетических эмоций

Хорового звучания.

Хоровое пение располагает различными вокальными штрихами, среди которых значительное место занимают приемы звуковедения. Эти приемы диктуются характером музыки, особенностями ее фактурного изложения. В хоровом пении и дирижировании наиболее часто используемые – legato, non legato (markato), stakkato.

Все указанные приемы звуковедения могут быть осуществле­ны лишь при условии умения певцов пользоваться дыханием. По­этому во время исполнения того или иного певческого штриха руководитель должен обращать внимание участников хора на взаимосвязь звуковедения с дыханием, мышцами брюшного прес­са, диафрагмой. Например, при звуковедении legato нельзя сни­мать звук с дыхания, а при исполнении staccato надо петь, как бы коротко прерывая (ослабляя) дыхание, но постоянно сохраняя при этом активное состояние мышц, регулирующих дыхательный про­цесс.

Существует три главных приема певческого звуковедения:

1. Legato, что означает «плавно, связно». Это наиболее труд­ный для овладения прием звуковедения. Вместе с тем именно на­выки пения без толчков являются для певцов основополагающими. На базе пения legato вырабатываются все другие навыки звуко­ведения.

Петь legato, незаметно переходя от звука к звуку, как бы пе­реливая голос из звука в звук, сохраняя на одном уровне силу всех составляющих мелодию звуков или постепенно усиливая и филируя их, есть большое певческое искусство.

Лучше всего прием legato удается в пении на гласные или с закрытым ртом. Самое трудное — сохранить legato при пении ме­лодии с текстом, так как согласные звуки, встречающиеся в нем, неизбежно прерывают вокальную линию. Необходимо добиваться как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения незвучащих согласных, особенно б, п, к, д, т.

Пение legato можно сравнить с непрерывным и ровным звуча­нием смычка струнных инструментов. Так же ровно, плавно дол­жен звучать певческий голос. Лирические напевные произведения исполняются приемом legato.

Дирижирование:

Прием legato (легато - связно): мягко, пластично, плавно, тягуче, ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей в дирижерских схемах почти стираются, а доли схемы связываются между собой. Для этого необходима свобода всего мышечного аппарата (кисти, предплечья, плеча).

2. Staccato означает «отрывисто». Этот прием звуковедения прямо противоположен legato. Переходить к нему рекомендуется после овладения навыком связного, плавного пения. Обозначается этот штрих точками над или под нотами. При исполнении staccato звуки как бы подчеркиваются голосом легкими толчками (акцен­тами) и отделяются друг от друга цезурами (короткими паузами). Согласные с конца слога (если они не стоят в конце слова) пере­носятся к началу следующего слога. Прием staccato используется в подвижных, шуточных произведениях в звукоизобразительных целях.

Дирижирование:

Прием stakkato (стаккато - отрывисто) обычно исполняется либо одной кистью, либо кистью с предплечьем. «Точки» фиксируются очень четко, остро и отчетливо. Плечо и предплечье должны быть при этом абсолютно свободны. Путь от «точки» до «точки» в дирижерской схеме предельно сокращен.

3. Non legato — буквально — не legato, не плавно, не связно. Этот штрих состоит как бы из элементов двух предыдущих: с од­ной стороны, прием non legato предусматривает некоторое под­черкивание каждого звука мелодии (как staccato), но при этом нельзя допускать нарочитости акцентов, то есть, с другой сторо­ны, исполнять мелодию надо на основе непрерывности, не делая цезур (пауз).

Штрихом non legato исполняются, например, произведения в подвижном темпе, когда следует передать характер взволнован­ности или особую значительность подчеркиванием каждого слога текста (Танеев. «Посмотри, какая мгла»). В работе над такими хоровыми партитурами следует наметить и выполнять динамику фраз, предложений, чтобы не получилось однообразное пение «по слогам».

Дирижирование:

Прием non legato (нон легато - несвязно): комбинированный, промежуточный, т.к. соединяет в себе особенности звуковедения и legato и non legato. Доли разграничены по отношению друг к другу, долевые движения ускорены, увеличивается значимость «точки» - исполняется упруго, с б о льшей отдачей.

Markato (маркато - подчеркивая) требует острого, четкого удара кисти, но с сохранением эластичности, движение руки должно быть непрерывным

 

7. Общепринятые темповые разновидности

Как известно, среди многих элементов исполнения темп (т. е. тип движения) является наименее стабильным и устойчивым. Свободный, «живой» темп в про­изведении обладает естественностью, пластичной гибкостью; в таком типе дви­жения заложена необыкновенная сила воздействия. В то же время ровность и неизменная поступательность постоянного темпа производят не меньшее впе­чатление. Различные типы движения избираются композиторами для воплоще­ния в произведениях музыкальных образов. В сочинениях разных стилей и жан­ров установились разнообразные типы движения — быстрые, спокойные и мед­ленные, свободные и строгие по темпу.

Как сообщал Г.Риман в книге «Катехизис истории музыки», темповые обо­значения появились к концу XIXв. Поначалу это были allegro, andante, adagio. Затем к ним присоединились presto, largo и производные — allegretto, andantino, prestissimo. Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например, allegretto, скорее, указывает на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, остается и поныне. Некоторые темповые определения отличались друг от друга совсем незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Та­ким образом, движение allegro XVIIIв. отличается от скорости allegro XX в. большим спокойствием.

Обычно композиторы в произведениях выставляют темповые обозначения либо в виде общепринятых терминов, выражающих тип, скорость движения и характерные жанровые, стилистические особеннос ти. Дополнительно могут использоваться метрономические указания, выраженные в числовом значении, что, безусловно, облегчает исполнителям понимание движения в музыке.

Правильное определение темпа в произведении — первостепенная задача дирижера. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех становится неуверенным. Достаточно перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится: утратится отчетливость ритма и слова, разрушит­ся ансамбль и строй.

Иногда исполнители не удерживают единый темп с начала до конца произ­ведения. Это проявляется в тенденции связывать crescendo с accelerando,diminuendo с rallentando.

В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущение метрономически постоянного движения откры­ваются возможности

· разнообразной агогики, например, tempo rubato и tempo ad libitum,

· все виды ускорений (accelerando, stringendo, incalzando, affrettando, con moto, piu mosso) и

· замедлений (ritenuto, ritardando, rallentando, stentando, strasciando).

Фермата является знаком, увеличивающим звук (паузу) на неопределенное количество временных единиц. Существует два вида фермат на звуке — снимае­мые и неснимаемые.

Первые, снимаемые, ферматы называются так, потому что встречаются в конце музыкальных построений (например, на заключительных аккордах) и внутри построений перед паузами, т.е. в тех случаях, когда после остановки на ноте ее звучание прерывается, при этом требуется дирижерский жест снятие.

Вторые, неснимаемые, ферматы встречаются внутри музыкальной фразы; после ферматы (остановки на ноте) следует продолжение музыки, и дирижер не производит движения снятие. К ферматам на паузе относят ферма­ту между звуками и фермату на тактовой черте; обе они выражают внезапную остановку в виде люфтпаузы.

 

Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.

  Очень медленные ММ =       Grave   Largo   Lento Adagio   Важно, степенно, серьезно, значительно, несколько торжественно Широко, протяжно, величаво, очень медленно, торжественно Протяжно, медленно Медленно
Медленные   Largetto   Andante Andantino Sostenuto Умеренно медленный темп (близкий к Andante) Не спеша Скорее (чем Andante) Сдержанно
Умеренные   Commodo   Maestoso Moderatо Tranquillo Удобно; непринужденно, свободно, не спеша Величественно, величаво, торжественно Умеренно Тяжело
Быстрые   Allegretto   Animato Allegro Оживленно, подвижно (медленнее, чем allegro) Одушевленно Скоро, весело, быстро
Очень быстрые   Allegro assai Allegro vivace Vivo, Vivace Presto Prestissimo Весьма скоро Очень скоро Живо, оживленно Быстро Очень быстро

 

Замедление, ускорение:

Accelerando (аччелерандо) – ускоряя

Allargando (алларгандо) – расширяя

A tempo (а темпо) – в прежнем темпе

Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно

Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно

Poco a poco (поко а поко) – постепенно

Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя

Ritardando (ритардандо) – расширяя

Ritenuto (ритэнуто) – замедляя

 

Прочие оттенки:

Da capo al fino (да капо аль фино) – с начала до слова «конец»

Meno (мэно) – менее

Molto (мольто) – много, очень много

Piu (пиу) – больше

Rubato (рубато) – свободно по темпу

Non troppo (нон троппо) – не слишком

Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда

Simile (симиле) – аналогично, в том же роде

Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде

Subito (субито) – внезапно, резко

 

Эмоциональные оттенки:

Agitato (аджитато) – возбужденно

Animato (анимато) – одушевленно

Apassionato (апассионато) – страстно

Cantabile (кантабиле) – певуче

Con anima (кон анима) – с душой

Con brio (кон брио) – живо

Con moto (кон мото) – с движением

Con fuoco (кон фуоко) – с огнем

Dolce (дольче) – нежно, ласково

Espressivo (эспрессиво) – выразительно

Leggiero (леджиеро) – легко, грациозно

Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно

Marcato (маркато) – четко, подчеркивая

Morendo (мoрэндо) – замирая

Risoluto (ризолюто) – решительно

Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором

Semplice (сэмпличе) – просто

Smorzando (сморцандо) – замирая

Sotto voce (сотто воче) – с душой

Spirituoso (спиритуозо) – с увлечением

Tenuto (тэнуто) – выдержанно

Громкость (динамика):

Forte (фортэ) – сильно, громко

Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко

Fortissimo (фортиссимо) – очень громко

Piano (пиано) – тихо

Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо

Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо

 

Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая

Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая

8.Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки

Знаменный распев -основа древнерусской музыки. Знаменный распев относится к монодичеекой музыке. Отличается плавностью, волнообразным движением, внутрислоговыми распевами. Партесное пение - (от латинского «panes» голоса). Стиль русской и украинской многоголосной музыки (от 3-х до 12-ти и более). Два вида многоголосия: 1. постоянное многоголосие (обычно это 4-хголосная обработка знаменного распева) 2. переменный склад многоголосия (сопоставление tutli и групп голосов).   Псальма —род бытовой многоголосной песни духовною содержания. В отличие от церковных псалмов псальма предназначена для домашнегопения. Псальмы - бытовые песни религиозного содержания, а позднее и светского. Переходная форма от церковной музыки к светской, в частности, к жанру лирического канта.   Кант- род бытовой многоголосной песни светского содержания. Канту свойственно 3-х голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору, подчиненная квадратностимузыкальная строфа.   Гимн название различных по содержанию торжественных песен. Гимном является протестантский хорал, гуситские песни, польские псалмы. В 17-19 в.в. гимны как части входили воратории, оперы, кантаты, концерты. В настоящее время гимн - звучащий символ государства   «Знамена» знаки древнерусской безлинейной нотации   «простоественное» тональности Cd, Fd, их параллели     «борительное» или «концертовое»     От греч. «псалом»   От лат. «cantus» пение, песня. Канты - приветственные, патриотические, бытовые. любовно-лирические, канты-виваты     Н.А.Римский- Корсаков – опера «Снегурочка» Хор «Свет и сила, бог Ярило»   11-17в.в. после принятия христианства знаменским распевом распеты песнопения всего годичного круга богослужения. Позднее (16-17в.) демественный распев, путевой, болгарский, греческий, киевский распев.   С середины 17 века распространилось из Украины в Россию (до последней четверти 18 века).     Конец 17 в.- начало 18 в. Россия, Украина, Белоруссия     Начало 18-середина 19 в. Поэзия М. Ломоносова, А.Сумарокова, «Силлабическая поэзия»

9.Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 7266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.133 с.)