Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Элементы хоровой звучности – строй, ансамбль, нюансы (оттенки), дикция. Хоровой стро й (горизонтальный, вертикальный) - чистота интонирования. Особое значение проблемы строя приобретают в хоровой музыке a cappella. Мелодический (горизонтальный) строй - чистота интонирования внутри хоровой партии. Отметить особенности работы над мелодическим строем в данном произведении с конкретными музыкальными примерами и с описанием методов преодоления трудностей. Интонационные трудности - интонирование мелодии в высоком регистре и подвижном темпе, поступенный ряд больших секунд, полутоновые интонации, хроматические последовательности, увеличенные и уменьшенные интервалы, исполнение органного пункта, смена тональностей, исполнение энгармонизмов,октавных унисонов, модулирующих аккордов и пр. Обратить внимание на ладовую определенность мелодии, гармоническое окружение звуков мелодии, чистоту аккордовых созвучий, точность интонирования мелодии и др. Не все тональности считаются удобными для интонирования (в мажоре петь легче, чем в миноре). Знать правила интонирования ступеней в ладу, интонирования устойчивых и неустойчивых ступеней, интонирование ступеней, связанных с отклонениями, модуляциями, сопоставлением тональностей, интонирование интервалов (тонов, ½ тонов, скачков). Обратить внимание на отдельные вступления, интонирование в высоком регистре, подвижном темпе. Гармонический (вертикальный) строй - строй хора в целом, умение певцов выстраивать интервалы, аккорды в одновременном звучании. Обратить внимание, каких созвучий больше: консонирующих или диссонирующих, в тесном или широком расположении. Зная стиль композитора, ответить на вопрос, что важнее - звучание самих аккордов или движение аккордов. Обратить внимание на унисоны, октавные унисоны, чередование унисона с двух - трехголосием. Необходимо помнить, что на чистоту интонирования влияют: · вялое, ленивое, неэмоциональное пение; · низкая позиция; · недостаточное дыхание или его перегрузка; · безопорное пение и форсирование звука; · слабый голосовой аппарат; · слишком быстрый или медленный темп; · незнание текста; · неверное произношение гласных; · погоня за эффектом. Ансамбль хора (фр. - вместе) в технологическом значении есть синтез следующих элементов: · Интонация – горизонталь; · Строй – вертикаль; · Тембр – характер звука; · Динамика – сила звука; · Ритм – соотношение в длительности звуков; · Агогика – единство движения; · Дикиия – орфоэпия - единство произношения. Ансамбль хора является совокупностью таких частных ансамблей, как: · ансамбль интонационный; · ансамбль строя;где и как · ансамбль темповый и агогический; · ансамбль тембровый; · ансамбль динамический (естественный, искусственный, дифференцированный); · ансамбль метроритмический; · ансамбль дикционно-орфоэпический; · ансамбль тесситурный; · ансамбль фактур изложения. Если произведение написано с сопровождением, либо в нем присутствует партия солиста, то необходимо рассмотреть следующие виды ансамбля: · ансамбль хора и солиста; · ансамбль хора и сопровождения. Р ассматривая виды ансамбля, определить трудности в работе над каждым видом ансамбля в данном произведении. Ритмический ансамбль. Проблемы, которые могут возникнуть, связаны с исполнением пунктирного ритма, синкопированного, полиритмии (ритмической самостоятельностью хоровых партий); всвязи со сложным размером, переменным размером (где нет равномерного чередования слабых и сильных долей); исполнение триолей, затактовых вступлений. Наметить пути преодоления ритмических трудностей (методы и приёмы работы над ритмом). Темповый ансамбль. Трудности представляет очень быстрый темп, очень медленный темп, смена темпа, возвращение к Tempo I, редкое произведение обходится без ritenuto. accelerando. Динамический ансамбль. Динамическое равновесие в хоре устанавливается, прежде всего, в неподвижных нюансах. Более сложные формы динамического ансамбля - подвижные нюансы, контрастная динамика, длительное crescendo и diminuendo, крайние динамические градации рр и ff. Цель работы над динамическим ансамблем - научить одинаковым приёмам регулирования громкости звука (посредством певческого дыхания и использования резонаторов). Если фактура произведения - гармоническая, то необходимо работать над динамическим равновесием голосов. Если гомофонно-гармоническая фактура, динамически ярче должен звучать голос, который ведет мелодию. В полифонических произведениях надо работать над выделением голосов, ведущих тему. Надо помнить, что крайние голоса в силу своего положения прослушиваются лучше, чем средние. Дикционно-орфоэпический ансамбль. Дикция - навык правильного (грамотного и отчетливого) произнесения литературного текста в пении. Дикция связана с особенностями текста, а также с характером произведения. Для гомофонно-гармонического изложения типично одновременное произнесение текста, для полифонического - разновременное. Определить особенности пения без текста - вокализ, «закрытым ртом» и др. Выписать литературный текст произведения с вокальным переносом слогов в соответствии с орфоэпическими, дикционными и артикуляционными нормами. Выявить дикционные трудности произведения и показать методы, приемы и упражнения для их преодоления. Определить степень влияния на произведение динамики и тесситуры. Выписать литературный текст произведения, проставить верные ударения в словах, выделить главные по смыслу слова логическими ударениями, расставить логические паузы (цезуры). Тембровый ансамбль. Тембр рассматривается не как свойство голоса, а как певческая манера. Композитор предписывает каждому произведению определенный тембр. Классические произведения требуют округлого, прикрытого звучания, народные песни допускают открытость. Кроме того, на ансамбль влияют тесситурные условия. Для низкой тесситуры характерна тихая звучность, для средней - умеренная, для высокой - громкая. Если композитор учитывает эти качества - ансамбль естественный, если другиетесситурно-динамические соотношения, ансамбль искусственный. Определить трудности в работе над ансамблем хора и солиста, хора и аккомпанемента. . Динамика (динамические оттенки или нюансы) – подвижные (крещендо, диминуэндо) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые). Нюансировка служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения. Наиболее трудный нюанс в хоре – ff, т.к. всегда есть опасность форсирования; в этом нюансе труднее установить ансамбль и строй, а pp должно быть слышимом, звучным («не проваливаться»). Нюансом называется также обозначение характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.) Дикция - правильное формирование (произношение) - гласных и согласных в соответствии с правилами певческой орфоэпии. (Орфоэпия - соблюдение правил произношения, принятых в данном литературном языке). Описать редукцию гласных в данном тексте, редукцию согласных, т.к. в пении отдельные безударные гласные редуцируются (ослабляются в силе – заглушается их фонетическая ясность, укорачиваются). Например, «О» приближается к «А» (Москва), «Я» к «Е» (обняла) и т.д. Отметить особенности произношения иностранных текстов. Интонирование звонкой согласной на высоте следующей за ней гласной; одновременное и четкое произношение согласных в конце слова, большое количество шипящих и свистящих звуков; многобуквенные слоги; несовпадение метроритмического акцента музыки и логического ударения слова, хоровые скороговорки и др. Дыхание - исходя из особенностей хоровой фактуры: общехоровое, по партиям; в медленном темпе - глубокое, крепкое; короткое - быстрых темпах и коротких фразах; цепное дыхание. С точки зрения формы: по фразам, цепное, В связи с характером произведения; характер вдоха. Характеристика приемов звуковедения: legato, поп legato, marcato, staccato и т.д. Атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.
Вышеупомянутые трудности - лишь небольшая часть тех, которые могут встретиться в работе над хоровым произведением. Главное - выявить их при анализе и найти пути их преодоления Все разделы репетиционного плана должны основываться на конкретных примерах данного произведения, связываться с текстом, предлагать эффективные и оптимальные методы работы. Исполнительский анализ Необходимо определить специфические стилевые исполнительские трудности произведения с учетом особенностей жанра и формы (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма; куплетность, репризность и т.д.). Осознание творческого стиля композитора, эпохи, в которой формировался стиль этого композитора. Определить характерный для данного произведения основной исполнительский принцип: цельность, непрерывность развития, или эпизодичность, детализация, периодичность и др. Таблица из лен Представить подробный исполнительский план произведения с указанием совокупности выразительных средств: агогики, артикуляции, динамики, тембральных красок, качества звука (светлый, матовый, легкий), характера звуковедения (legato, поп legato, marcato, staccato), темповых соотношений, вопроса исполнения кульминаций, выразительной фразировки в соответствии с характером произведения, образом; расстановка дыхания, ритмические особенности и т. д. · Темп. В соответствии с характером произведения и его частей устанавливается темповый план, отмечаются метрономические указания. Анализ использования темповых колебаний: основной темп, кратковременные отклонения в сторону замедления или ускорения, агогические нюансы, ферматы. Проставить в партитуре исполнительские темповые и агогические обозначения (желательно вписать их контрастным цветом). · Динамика. Динамические, эмоциональные нюансы, подвижные нюансы, связь динамики с дыханием, звукообразованием, тембром. Проставить в партитуре исполнительскую динамику (желательно выделить ее контрастным цветом). · Тембр. В пределах основной тембровой зоны определить тембровые изменения, степень округленности звука. Классические произведения требуют более округлого, прикрытого звучания, в народных песнях допускается некоторая открытость. Также открытым, ярким звуком выражается большая радость, гордость, ярость. Приглушенные звуки служат для выражения сдержанности чувств, затаенности, таинственности, робости. Обязательно проанализировать связь тембра с дикцией и мимикой поющих. · Певческое дыхание. Перечислить виды певческого дыхания, которые будут применяться хором. Описать каким по длительности, глубине и характеру будет то или иное дыхание. Проставить в партитуру дыхание, обозначив его «галочкой». · Кульминация (наиболее напряженный момент в развитии музыкальной формы) и средства их достижения (динамика, агогика, тесситура, ферматы, ритм, гармония и т.д.).Определить главную (мелодическую)и частные динамические кульминации. · Фразировка – важное средство выразительности (отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных фраз и других построений при исполнении произведения). Фразировка использует разграничение при помощи цезур, объединение при помощи лиг, артикуляцию, нюансировку. Выписать фразировку (выделение интонационных «вершин» фраз, предложений, периодов). Кульминация может быть «тихой» или отсутствовать. 2 графаАнализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Составной частью исполнительского анализа являются: определение этапов работы над произведением с исполнительским коллективом; определение необходимых приемов дирижерской техники. Показ вступлений, снятий, цезур, наличие фермат, дробленых долей и др. Обосновать выбор схемы, звуковедения, xapaктepa жеста, форму кисти, степень участия той или иной части руки в дирижерском движении (кисть, предплечье, плечо), подбор рабочих жестов, формирование эмоционально-выразительных задач. Определить средства дирижерской выразительности: темп и жест, динамика и жест, тембр и жест, фактура и жест, артикуляция (legato, поп legato, staccato) и жест, фразировка и жест.
III. Заключение
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 6814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.110.150 (0.007 с.) |