Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные трудности в изучении грамматики русского языка нерусскими↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные трудности в изучении грамматики русского языка нерусскими При изучении иностранного языка с практической целью грамматика выполняет важную функцию, она должна помогать студентам:
Основные трудности:
Категория рода имен существительных Существительные русского языка делятся на существительные мужского, женского и среднего рода. Отнесенность существительного к тому или иному роду определяется двояко.
Выделяем две подгруппы: существительные- названия животных, которые почти всегда относятся к мужскому или к женскому роду, и названия неодушевленных предметов-вещей, явлений,-которые могут относиться ко всем трем родам: мужскому, женскому и среднему. (???) Существительные на мягкий согласный могут относиться к мужскому или женскому роду, ряд этих существительных нужно запомнить. Существительные на ж,ш,ч,щ могут относиться так же или к мужскому или к женскому, тоже надо запомнить. У сущ. Женского рода на конце пишется Ь: м.р.- товарищ, борщ; женский род: вещь, ночь, дочь. На более позднем этапе обучения говорим учащимся о роде существительных, обозначающих лиц мужского и женского пола: врач, доктор, директор, секретарь- и об особенности согласования с ними других слов. Род этих существительных определяется по их реальному значению: где врач? Он в кабинете/Она в кабинете. Если они выступают в функции подлежащего, местоимение и прилагательное согласуются с ними по смыслу: Наш врач пришел-Наша врач пришла. Если они выступают в роли дополнения, имеет место грамматическое согласование местоимения и прилагательного: Петр Иванович- известный врач; Анна Ивановна-известный врач; Мы пошли к нашему врачу Ивановой. Параллельно с изучением категории рода существительных методически целесообразно давать личные местоимения третьего лица он, она, оно, формы притяжательных местоимений в именительном падеже и числительное один, одна, одно, так как при употреблении в сочетании с ними существительных выявляется необходимость знания грамматического рода последних. Основные проблемы изучения категории падежа Семантическое и функциональное значение полных и кратких форм прилагательных. Образование кратких форм прилагательных С краткими прилагательными знакомим учащихся до изучения парадигм склонений полных прилагательных. Во многих языках нет функционально ограниченной формы прилагательных. Любое прилагательное может выполнять и функцию определения и функцию предиката. Поэтому учащиеся с трудом осознают роль прилагательного в предложении и испытывают значительные затруднения при усвоении кратких форм прилагательных в русском языке, в частности их употребления. Представление кратких форм прилагательных начинаем с их формальной характеристики. Сообщаем, что краткие прилагательные имеют 4 формы: в ед. числе формы мужского рода-нулевое окончание, женского рода-окончание а, среднего рода- окончание о, во множественном числе одну общую форму- окончание ы: здоров, здорова, здорово, здоровы. В форме мужского рода у некоторых прил появляется беглая гласная е или о. У прил с односложным корнем ударение в форме женского рода обычно переносится на окончние. Приводим список наиболее употребительных кратких прил, группируя их по общности формальных показателей и указывая ударение: Занятый: занят, занята, занято, заняты Глупый: глуп, глупа, глупо, глупы Узкий: узок, узка, узко, узки. И т.д. Не все прил имеют краткие формы. Только полные формы имеют прил, обозначающие цвет, свойство через отношение к другому предмету (серый, зубной). Далее объясняем функционирование кратких прил в предложении. Они всегда выполняют функцию предиката. Но трудность их употребления состоит в необязательности их употребления в функции предиката. Схема функционирования полных и кратких прилагательных:
2) употребление полной и краткой форм дифференцируется по значению: а) Он больной- Он болен б) Платье короткое-платье коротко. Б. Краткая форма: 1) предикат находится в препозиции: Богата природа Индии 2) прил имеют только краткую форму: Я рад вас видеть; мы должны скоро вернуться 3) прил выражает храктер соотношения определяемого предмета и другого предмета: Сын похож на отца. При закреплении кратких форм прилагательных проводим вначале упражнения на их образование, в особенности форм с беглой гласной и изменением места ударения. Далее предлагаем разные виды упражнений на употребление полных и кратких форм.
. Степени сравнения прилагательных, их образование Представление сравнительной степени начинаем с простой неизменяемой предикативной формы, являющейся одновременно сравнительной степенью прилаг и наречия: Эта книга интереснее; Он рассказывает интереснее. Описываем способы ее образования. Продуктивные формы образуются прибавлением к основе суффикса –ее (-ей в разговорной речи): интересный-интереснее/интересней. Обращаем внимание учащихся на перенос ударения у прилагательных с односложным корнем с основы на первое е суффикса: быстрый-быстрее. Далее приводим непродуктивные формы сравнительной степени.
Г-ж: дорогой/дорого- дороже Д-ж: молодой-моложе, твёрдый-тверже К-ч: громкий-громче Х-ш: тихий-тише Ст-щ: густой-гуще В-ел- дешевый-дешевле
Далее приводим две структуры предложений с формой сравнительной степени: с союзом чем и с родительным падежом. Я ответила правильнее, чем мой друг; Петя учился лучше Коли (Петя учится лучше, чем Коля). Представляя сложные формы сравнительной степени прилагательных и наречий, демонстрируем их образование и функционирование. Указываем на неизменяемость слов более, менее и изменяемость полной формы прилагательного: Более/менее интересный (ая,ое,ые)- определени е Более/менее интересен,интересна (о,ы)- предикат Более/менее интересно – обстоятельство Отмечаем, что форма с полным прилагательным является универсальной, т.е. может употребляться и в функции определения и в функции предиката, а форма с кратким прилагательным- исключительно в функции предиката. Для закрепления форомообразования сравнительной степени предлагаем упражнения на образования обеих ее форм. Для закрепления построения предложений с формами сравнит степени можно предложить упражнение на трансформацию предложений, заменяя структуру с родительным падежом структурой с союзом чем. Личные местоимения Я, ты, вы, мы, он, она, оно, они Сложность- употребление Вы как этикетной формы, тк инофоны так не делают. Знакомим учащихся с необычным для них употреблением местоимения МЫ в словосочетании с творительным падежом с предлогом С. В русском языке местоимение МЫ в этом словосочетании употребляется в двух значениях: 1. группа лиц, включающая и говорящего: мы с преподавателем- мы и преподаватель. 2. Один говорящий и называемое лицо: Мы с преподавателем- Я и преподаватель В русском языке личные местоимения не повторяются при однородных сказуемых, в отличие, например, от анг и фр языков. Поэтому у студентов часто ошибки: Миша/Он поднялся на пятый этаж, он позвонил в дверь,…. Также сложность составляют конструкции с «есть»: У меня есть брат, у меня есть книга. НО: У нее светлые волосы (а не у нее ЕСТЬ светлые волосы). 2.Притяжательные местоимения. С ними знакомим учащихся на самом раннем этапе обучения. Здесь комментариев требуют притяжательные местоимения 3-го лица, вызывающие у инофонов трудности различного хар-ра. Например, для англофонов непривычно употребление возвратного мест. СВОЙ, отсутствующего в англ. Языке; для франкофонов непривычно употребление притяжательных местоимений ЕГО, ЕЕ, ИХ, не имеющих аналогов во фр языке и заменяемых местоимением СВОЙ. Следует отметить, что в русском языке притяжательные местоимения служат для выражения принадлежности, если в таковом есть смысловая необходимость: Возьми мой карандаш. Я люблю моего друга. В случае неоспоримости принадлежности притяжательные мест не употребляются: Он положил руку в карман. Я закрыл глаза. Инофоноы могут допускать ошибки типа: Я закрыл мои глаза. Определительные местоимения 3 группы: 1) Каждый любой, всякий 2) Весь, вся, всё 3) Сам, сама, само, сами Общая семантика- это определение лица или предмета с различных точек зрения 1 группа. Обозначают отдельный предмет из числа многих однородных. Например: Каждый студент хочет хорошо сдать экзамен. Любой-один из многих, всё-равно какой Всякий- разный, разнообразный Относительные местоимения-это те же вопросительные, которые выполняют функцию, соединяя гл с придаточным. Кто изучает русский язык? Я знаю, кто изучает русский язык Я хочу знать, что он купил и тд. 16 билет.Лингвистические и методические трудности усвоения русского глагола Если учащимся своевременно не дать нужных знаний, а заставить их механически выучить спряжение указанных глаголов, то создастся довольно пестрая и даже хаотичная картина. Могут возникнуть вопросы, почему читать и писать имеют одинаковую структуру инфинитива, одинаковые окончания в спрягаемых формах, но в одном случае при спряжении остается (читаю), а в другом нет (пишу). Похожи писать/лежать, говорить/пить, но при спряжении у них используются разные окончания. То же самое наблюдается и с ударением. У глагола читать ударение приходится на одну и ту же гласную, а у писать тип ударения подвижный.
1. выяснение (может быть, на примерах из родного языка или языка-посредника) понятия инфинитива, настоящего времени; ть – показатель инфинитива; 2. какая буква стоит перед ть (выделяется окончание); 3. дается задание: Слушайте, как спрягается глагол; 4. дается задание: Спрягайте глагол читать; 5. дается задание определить, где ударение в данном глаголе: как в инфинитиве? на â? 6. дается форма императива (повелительного наклонения): читай + те; 7. далее спрягается глагол делать и соотносится с читать, работать. В результате объяснений у учащихся должно сложится представление, что в русском языке есть группа глаголов с суффиксом - ть, перед которым стоит а – на эту букву заканчивается основа настоящего времени. Эти глаголы в спрягаемых формах имеют окончание - ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют; ударение в этих глаголах всегда падает на ту же гласную, что и в инфинитиве, а повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса й, йте. 1. отсутствие данной категории в большинстве иностранных языков; 2. при объяснении этой категории преподаватель практически лишен возможности опираться на родной язык учащихся или язык-посредник; 3. вид – одна из немногих категорий, которая не осознается на практике; она нуждается не только в длительной тренировке, но и в глубоком творческом освещении; 4. объяснение этого явления проходит на ограниченном лексическом материале, требует от преподавателя продуманности, системы знаний. 1. для обозначения действия как процесса, повторного действия, для называния действия, которое имеет место (общий факт), используется глагол несовершенного вида; 2. для обозначения конкретного действия, однократного или которое завершилось – совершенный вид: 1. следует уделить внимание анализу функционирования видов в большом количестве микротекстов монологического и диалогического характера; практически осмыслить семантические варианты значения несовершенного и совершенного видов; 2. анализ контекстного употребления видов глаголов должен быть не формальным (формы выражения вида), а функциональным (в какой именно функции выступает тот или иной вид глагола в конкретном случае); 3. анализ необходимо сопровождать вопросами преподавателя и ответами учащихся: ^ Что ты делал сегодня вечером? – Читал текст. – Долго читал? – Полчаса. Анализ лучше проводить не на разрозненных примерах, а с использованием потенциала речевых ситуаций; 4. для предупреждения ошибок в речевой практике следует освоить ряд правил, акцентирующих внимание на выборе вида: Основные трудности в изучении грамматики русского языка нерусскими При изучении иностранного языка с практической целью грамматика выполняет важную функцию, она должна помогать студентам:
Основные трудности:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.031 с.) |