Возвратные местоимения свой/себя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возвратные местоимения свой/себя.



Местоимение свой употребляется когда предмет, к которому оно относится, принадлежит действующему лицу, не выраженному существительным.

У англоговорящих возникают значительные трудности при употреблении форм возвратного местоимения свой, тк в англ. Языке отсутствует его аналог. Поэтому англофоны допускают ошибки типа: Саша живёт в Киеве. Он очень любит «его» город. «Свой» город очень красивый.

Наибольшие затруднения вызывает у учащихся употр местоимения свой в предложениях, в которых обладатель выражен именем существительным или личным местоимением 3 лица. Сообщаем учащимся, что в этом случае местоимение СВОЙ и притяжательные местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ имеют разное значение. Мест свой указывает на принадлежность определяемого предмета лицу, выраженному в данном предложении существительным (местоимением)-подлежащим; местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ указывают на отнесенность определяемого предмета иному лицу: Коля/он любит свою сестру (сестру Коли); у коли есть друг. Коля любит его сестру (сестру друга).

Необходимо упомянуть об особых случаях употребления местоимения СВОЙ. Оно употребляется в качестве определения существительного в функции подлежащего в предложениях структуры «у кого есть СВОЙ кто,что» У брата есть своя машина.

1. Местоимение ЭТО и указательные местоимения Этот,Тот.

В англ языке слово this недифференцированно. Оно употребляется и в качестве определения, имея только одну форму для всех родов, и в функции подлежащего: this is my teacher. This teacher speaks Russian.- Это мой учитель. ЭТОТ учитель говорит по-русски. Даём следующие ориентиры: английскому указательному слову this в сочетании с формой глагола to be (is,are,was.were) соответствует в русском языке неизменяемое местоимение ЭТО без связки или со связкой

1. Местоимения Кто, что.

Необходимо указать учащимся на имеющиеся различия. Местоимение КТО обозначает вопрос не только о лицах, как в англ, но вообще обо всех одушевлённых существах, а мест ЧТО- только о неодушевленных предметах.

В сложных предложениях местоимения КТО, ЧТО, в отличие от их англ аналогов употребляются только в доп предложениях.

Местоимения и наречия КАК, КАКОЙ; ТАК, ТАКОЙ; КАКОВ, ТАКОВ

Сообщаем учащимся, что в русск языке употребление слов как, какой, так, такой определяется тем, к какому классу слов относится определяемое ими слово. Слова как, так употребляются с наречием, кратким прилагательным и глаголом. Слова какой, такой употребляются с полным прилагательным и существительным. На употребление этих слов не влияет тип предложения.

В англ яз слова how, so употребляются с наречием, прилагательным и глаголом. Поэтому англофоны по аналогии употребляют наречия как, так в сочетании с полными прил и совершают ошибки, типа: Он «так» умный!

Определительные местоимения

3 группы: 1) Каждый любой, всякий 2) Весь, вся, всё 3) Сам, сама, само, сами

Общая семантика- это определение лица или предмета с различных точек зрения

1 группа. Обозначают отдельный предмет из числа многих однородных. Например: Каждый студент хочет хорошо сдать экзамен.

Любой-один из многих, всё-равно какой

Всякий- разный, разнообразный

Относительные местоимения-это те же вопросительные, которые выполняют функцию, соединяя гл с придаточным.

Кто изучает русский язык?

Я знаю, кто изучает русский язык

Я хочу знать, что он купил и тд.

16 билет.Лингвистические и методические трудности усвоения русского глагола
Спрягаемые формы глагола. Овладение спрягаемыми формами происходит непросто. В речи неносителя русского языка можно встретить ошибки такого типа: «Я сознаваю свою ошибку» или «Эти слова мне не принадлежают». Такого рода ошибки возможны, когда идет интенсивное накопление глагольной лексики. Это объясняется тем, что учащийся, не зная системы классов, при встрече с новым глаголом не может самостоятельно отнести его к нужному типу. Трудности вызывает у учащихся и постановка ударения в спрягаемых формах, что приводит к нарушению нормативности, а в ряде случаев – к непонятности речи.
Лингвистика дает нам четкую систему классов глаголов. Итак, в зависимости от принадлежности к I или II спряжению, а также по характеру отношения основы инфинитива, прошедшего и настоящего времени, глаголы делятся на 16 классов. 4 первых из них продуктивные, 5-16 класс – непродуктивные. Вне классов находятся разноспрягаемые глаголы бежать, хотеть, чтить, дать, создать, есть, надоесть, а также ехать, идти, быть.

Если учащимся своевременно не дать нужных знаний, а заставить их механически выучить спряжение указанных глаголов, то создастся довольно пестрая и даже хаотичная картина. Могут возникнуть вопросы, почему читать и писать имеют одинаковую структуру инфинитива, одинаковые окончания в спрягаемых формах, но в одном случае при спряжении остается (читаю), а в другом нет (пишу). Похожи писать/лежать, говорить/пить, но при спряжении у них используются разные окончания. То же самое наблюдается и с ударением. У глагола читать ударение приходится на одну и ту же гласную, а у писать тип ударения подвижный.
Какими же сведениями должны обладать учащиеся? Конечно, невозможно познакомить учащихся одновременно со всеми продуктивными и непродуктивными классами русского языка, но общие сведения по этому вопросу у них должны быть. Им должна быть понятна идея, что для глаголов одного класса характерна определенная система окончаний, так же, как при склонении существительных, и принцип соотнесения основы инфинитива и основы настоящего времени. Кроме того, учащиеся должны иметь представление о трех типах ударения:
- неподвижном, фиксированном, свойственном инфинитиву и сохраняющем свое место во всех формах (читать, делать) – А;
- подвижном, характер которого состоит в следующем: в инфинитиве и форме 1 лица единственного числа ударение падает на последний слог, во всех других формах настоящего и будущего времени переносится на предшествующий (писать) – Б;
- неподвижном, последовательно сохраняющемся на окончании во всех личных формах (говорить) – В.
В методических целях целесообразно подавать глагольную лексику, принадлежащую к разным классам и группам через интервалы во времени, достаточные для осознания особенностей образования спрягаемых форм. Обычно знакомство начинается с глаголов I продуктивного класса на ать(ять) - читать, гулять, но при этом учащимся необходимо уметь распознавать основу инфинитива путем отделения суффикса ть, постоянно обращать внимание на гласную основы. Затем для закрепления дать еще несколько глаголов этого же класса, установить сходство и указать, что эти глаголы спрягаются точно так же. Далее необходимо определить тип ударения. Ударение в этих словах неподвижно, оно сохраняется на том же гласном, что и в основе инфинитива.
Например, последовательность работы с глаголом читать включает:

 

1. выяснение (может быть, на примерах из родного языка или языка-посредника) понятия инфинитива, настоящего времени; ть – показатель инфинитива;

2. какая буква стоит перед ть (выделяется окончание);

3. дается задание: Слушайте, как спрягается глагол;

4. дается задание: Спрягайте глагол читать;

5. дается задание определить, где ударение в данном глаголе: как в инфинитиве? на â?

6. дается форма императива (повелительного наклонения): читай + те;

7. далее спрягается глагол делать и соотносится с читать, работать.

В результате объяснений у учащихся должно сложится представление, что в русском языке есть группа глаголов с суффиксом - ть, перед которым стоит а – на эту букву заканчивается основа настоящего времени. Эти глаголы в спрягаемых формах имеют окончание - ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют; ударение в этих глаголах всегда падает на ту же гласную, что и в инфинитиве, а повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса й, йте.
С самого начала целесообразно вести глагольную тетрадь, в которую выписываются новые глаголы: работать – типа читать, отдыхать – типа читать. Спряжение указывается при этом цифрой I или II, а неподвижное ударение обозначается буквой: думать – типа читать, I A.Затем можно ввести глагол ждать, найти общие и различающие эти глаголы моменты (новый тип ударения, подвижное, возможное чередование). Вывод, к которому должны прийти учащиеся – не все глаголы с суффиксом â спрягаются по типу читать; преподаватель дописывает глагол по схеме искать – ждать (II) ск/ш, Б. Это означает, что при спряжении этого глагола чередуются согласные, Б – символ подвижного ударения. У глагола говорить нет знакомого суффикса â суффикс û утрачивается при спряжении. Ударение можно условно обозначать В – оно неподвижное, на окончании. При введении нового глагола этого типа, например, любить - люблю, можно сделать запись, указывающую на чередование в корне б/бл.
Не все классы целесообразно вводить с выделением в самостоятельную группу:
Отработка в упражнениях не должна быть монотонной, основанной лишь на повторении парадигмы глагола, лучше если даже это будут языковые и речевые упражнения одновременно. Например: Вы говорите по-русски?; А они? А он говорит по-арабски?
^ Работа над видами русского глагола
Виды глагола – еще одно сложное явление в русском языке. Трудности:

1. отсутствие данной категории в большинстве иностранных языков;

2. при объяснении этой категории преподаватель практически лишен возможности опираться на родной язык учащихся или язык-посредник;

3. вид – одна из немногих категорий, которая не осознается на практике; она нуждается не только в длительной тренировке, но и в глубоком творческом освещении;

4. объяснение этого явления проходит на ограниченном лексическом материале, требует от преподавателя продуманности, системы знаний.
При освоении несовершенного вида глагола обычно предлагается не давать материал порционно, а познакомить учащегося со всеми тремя семантическими вариантами несовершенного вида: значением конкретного процесса, значением повторяющегося действия, общефактическим значением.
В результате объяснения в сознании учащегося должны сложиться следующие признаки, характеризующие основные функции несовершенного и совершенного видов глаголов в речи:

1. для обозначения действия как процесса, повторного действия, для называния действия, которое имеет место (общий факт), используется глагол несовершенного вида;

2. для обозначения конкретного действия, однократного или которое завершилось – совершенный вид:
Далее необходимо ввести понятие видовой пары. Глаголы читать, писать, решать обозначают действие, способное достичь предела и после этого прекратиться. Но не все глаголы в русском языке имеют такую способность, например, стоять, жить, находиться своей семантикой не выражают достижения предела, результата. Следовательно, не все глаголы могут образовывать видовые пары.
Один из этапов промежуточного обобщения глагольного материала – знакомство с формальным выражением видовых оппозиций:
читать – про читать
решать – реш и ть
брать – взять.
Демонстрация этих видовых пар иллюстрирует способы их образования: с помощью приставки, суффикса, новой корневой формы (суплетивизм).
Отсутствие унифицированных средств видообразования вызывает трудности в усвоении русского глагола: учащимся приходится заучивать практически не одно, а два слова, супплетивные (разнокорневые) видовые пары, которые, как видим из примеров, могут принадлежать к разным спряжениям: решать – тип читать, А; решить – тип говорить, В и т.д.
Непривычными, трудно осознаваемыми могут оказаться для неносителей языка схожие между собой формы настоящего времени несовершенного вида и будущего времени совершенного вида: решаю – решу, оставляю – оставлю и т.д.
В процессе тренировки рекомендуется обратить внимание на следующее:

1. следует уделить внимание анализу функционирования видов в большом количестве микротекстов монологического и диалогического характера; практически осмыслить семантические варианты значения несовершенного и совершенного видов;

2. анализ контекстного употребления видов глаголов должен быть не формальным (формы выражения вида), а функциональным (в какой именно функции выступает тот или иной вид глагола в конкретном случае);

3. анализ необходимо сопровождать вопросами преподавателя и ответами учащихся: ^ Что ты делал сегодня вечером? – Читал текст. – Долго читал? – Полчаса. Анализ лучше проводить не на разрозненных примерах, а с использованием потенциала речевых ситуаций;

4. для предупреждения ошибок в речевой практике следует освоить ряд правил, акцентирующих внимание на выборе вида:
а) употребление только несовершенного вида после так называемых фазисных глаголов: начинать – начать, продолжать – продолжить, кончать – кончить, а также передавать – передать, уставать – устать, учится – научиться, привыкать – привыкнуть и т.д.;
б) употребление только несовершенного вида в отрицательных конструкциях, при отрицании наличия действия: ^ Я не читал этот текст;
в) употребление несовершенного вида с модальными словами: не надо, не должен;
г) употребление несовершенного вида в повелительном наклонении для выражения побуждения к действию: ^ Пишите!;
д) употребление преимущественно несовершенного вида с отрицанием в повелительном наклонении, императиве: Не пишите!;
е) употребление совершенного вида после глаголов забывать – забыть, уставать – устать;
ж) употребление совершенного вида в отрицательных конструкциях, если цель высказывания – отрицание не действия, а его результата: Я не прочитал текст;
з) употребление совершенного вида в императиве при выражении просьбы, совета, приказа: ^ Расскажите! Отдохните!
Следует осознавать и использовать в организации практики грамматическую тему вида, которая является сквозной, т.е. сопровождает весь процесс обучения русскому языку как новому, неродному.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.222.152 (0.031 с.)