Особенности изучения падежей в нерусской аудитории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности изучения падежей в нерусской аудитории



Изучение склонения всех имён русского языка вызывает у инофонов особое затруднение. Это обусловлено тем, что в большинстве иностранных языков имена не изменяются в зависимости от синтаксической функции в словосочетании и предложении, отсутствует само понятие падежа и склонения. Нередко учащиеся, изучающие падежные формы и запоминающие их, не в состоянии употреблять их в речи, не ощущая необходимости их употребления.

Первой задачей преподавателя, приступающего к ознакомлению учащихся с падежной системой русского языка, является не характеристика какого-либо одного падежа, а раскрытие перед учащимися самого понятия падежной формы и понятия падежной системы в целом. Нужно предложить учащимся несколько предложений на их родном языке, в которых одно и то же существительное выполняет различные синтаксические функции. Например, для англичан: The student is reading- Студент читает. Здесь студент-производитель действия. The teacher is asking the student- Учитель спрашивает студента. Студент-объект действия субъекта.

Сообщаем учащимся, что эти формы существительных называются падежами. Говорим студентам, что в русском языке всего 6 падежей, а изменение слова по падежам называется склонением. Все существительные подразделяются на три класса (три склонения)- 1,2,3, кот. Различаются окончаниями. Предваряющее знакомство студнетов с тремя склонениями не усложняет,а, наоборот, упрощает объяснение формообразование падежей. Отнесенность существительного к типу склонения определяется его конечной буквой (звуком). К 1 скл. Относятся существительные мужского рода на твёрдый согласный (класс, студент_ и среднего рода на О (слово) Е (поле, здание) и существительные мужского рода на мягкий согласный (ь,й)- (преподаватель, музей). 2 скл- жен., муж род на А (комната, студентка, папа) и сущ на Я (деревня, аудитория, дядя). 3 скл- жен род на Ь (мать, ночь).

После ознакомления учащихся с тремя склонениями работаем над формированием первичных умений по отнесению существительного к соотв склонению. Преподаватель называет уже знакомые существительные, учащиеся определяют склонение.

При введении падежей важно формировать в сознании учащихся связь между их формой и значением. Учащиеся должны овладеть двумя видами умений: 1. приобрести способность на основании определенной падежной формы установить выражаемый ею элемент смысла высказывания. 2. научиться выражать требуемое грамматическое значение соответствующей формой. Для этого необходимо сначала установить элемент смысла высказывания и далее определить соответствующую ему падежную форму. Определение необходимой падежной формы по вопросу (где? Куда? Кому?) является надежным ориентиром, тк вопрос может не совпадать в русском языке и языке учащихся. Выбор вопроса также зависит от осознания элемента смысла высказывания и опредеения соответсвующего ср-ва его выражения. В противном случае учащимся приходится заучивать вопрос от каждого глагола в отдельности, что затрудняет и замедляет процесс усвоения материала.

Для ознакомления учащихся с падежами предлагаются 2 направления: от формы к содержанию (дательный, родительный, творительный) и от содержания к форме (предложный винительный (изучаются первыми)).

4 аспекта употребления падежей:

1. Сначала знакомим учащихся с основными значениями падежей, определяемыми хар-ром самих выражаемых отношений

2. Затем переходим к ознакомлению учащихся с предложно-падежными формами, не имеющими собственного значения, употребление которых зависит от управляющего слова (радоваться чему? Интересоваться чем?)

3. Употребление падежей, обусловленное структурой предложения, объясняем в связи с изучением предложений данных структур (нам надо заниматься, ему 20 лет, у меня нет времени).

4. Представляем падежные формы, следуя функционально-семантическому подходу: предложно-падежные формы изучаются в качестве ср-в выражения определенных смыслов (выр времени, причины, меры и тд).

Семантическое и функциональное значение полных и кратких форм прилагательных. Образование кратких форм прилагательных

С краткими прилагательными знакомим учащихся до изучения парадигм склонений полных прилагательных.

Во многих языках нет функционально ограниченной формы прилагательных. Любое прилагательное может выполнять и функцию определения и функцию предиката. Поэтому учащиеся с трудом осознают роль прилагательного в предложении и испытывают значительные затруднения при усвоении кратких форм прилагательных в русском языке, в частности их употребления.

Представление кратких форм прилагательных начинаем с их формальной характеристики. Сообщаем, что краткие прилагательные имеют 4 формы: в ед. числе формы мужского рода-нулевое окончание, женского рода-окончание а, среднего рода- окончание о, во множественном числе одну общую форму- окончание ы: здоров, здорова, здорово, здоровы. В форме мужского рода у некоторых прил появляется беглая гласная е или о. У прил с односложным корнем ударение в форме женского рода обычно переносится на окончние.

Приводим список наиболее употребительных кратких прил, группируя их по общности формальных показателей и указывая ударение:

Занятый: занят, занята, занято, заняты

Глупый: глуп, глупа, глупо, глупы

Узкий: узок, узка, узко, узки. И т.д.

Не все прил имеют краткие формы. Только полные формы имеют прил, обозначающие цвет, свойство через отношение к другому предмету (серый, зубной).

Далее объясняем функционирование кратких прил в предложении. Они всегда выполняют функцию предиката. Но трудность их употребления состоит в необязательности их употребления в функции предиката.

Схема функционирования полных и кратких прилагательных:

  1. Функция определения: полные прилагательные- На столе лежит интересная книга.
  2. Функция предиката. А. Полная и краткая формы: 1) употребление обеих форм не дефференцируется по значению: Эта книга интересная- Эта книга интересна.

2) употребление полной и краткой форм дифференцируется по значению: а) Он больной- Он болен б) Платье короткое-платье коротко.

Б. Краткая форма:

1) предикат находится в препозиции: Богата природа Индии

2) прил имеют только краткую форму: Я рад вас видеть; мы должны скоро вернуться

3) прил выражает храктер соотношения определяемого предмета и другого предмета: Сын похож на отца.

При закреплении кратких форм прилагательных проводим вначале упражнения на их образование, в особенности форм с беглой гласной и изменением места ударения. Далее предлагаем разные виды упражнений на употребление полных и кратких форм.

  1. Образование от приведенных полных прилагательных всех форм кратких прилагательных и составление с ними предложений (Стол занят)
  2. Заполнение пропусков в приведённых предложениях с употреблением полной или краткой формы прил
  3. Перевод на русский предложений, в кот. Есть прил в функции определения и предиката, соответствующие в русском языке обеим формам прилагательных или только одной из них.
  4. Творческое упражнение на составление короткого монолога на заданную тему, предполагающую исп. Кратких форм прил (способный, умный, женатый и тд.)

. Степени сравнения прилагательных, их образование

Представление сравнительной степени начинаем с простой неизменяемой предикативной формы, являющейся одновременно сравнительной степенью прилаг и наречия: Эта книга интереснее; Он рассказывает интереснее. Описываем способы ее образования. Продуктивные формы образуются прибавлением к основе суффикса –ее (-ей в разговорной речи): интересный-интереснее/интересней. Обращаем внимание учащихся на перенос ударения у прилагательных с односложным корнем с основы на первое е суффикса: быстрый-быстрее. Далее приводим непродуктивные формы сравнительной степени.

  1. Прилагательные и наречия с основой на г,к,х,д,т,си принимают безударный суффикс –е. Происходит чередование согласного и в нек случаях перенос ударения:

Г-ж: дорогой/дорого- дороже

Д-ж: молодой-моложе, твёрдый-тверже

К-ч: громкий-громче

Х-ш: тихий-тише

Ст-щ: густой-гуще

В-ел- дешевый-дешевле

 

  1. Прил и нар с основой на ок, к теряют эти звуки и происходит чередование согласного: близкий-ближе, высокий/высоко-выше, короткий-короче и т.д.
  2. Некоторые формы сравнительной степени имеют суффикс ШЕ: далекий-дальше, долгий- дольше, тонкий- тоньше
  3. Некоторые прил и нар имеют неправильные формы сравнит степени: большой/много- больше, плохой/плохо- хуже.

Далее приводим две структуры предложений с формой сравнительной степени: с союзом чем и с родительным падежом. Я ответила правильнее, чем мой друг; Петя учился лучше Коли (Петя учится лучше, чем Коля).

Представляя сложные формы сравнительной степени прилагательных и наречий, демонстрируем их образование и функционирование. Указываем на неизменяемость слов более, менее и изменяемость полной формы прилагательного:

Более/менее интересный (ая,ое,ые)- определени е

Более/менее интересен,интересна (о,ы)- предикат

Более/менее интересно – обстоятельство

Отмечаем, что форма с полным прилагательным является универсальной, т.е. может употребляться и в функции определения и в функции предиката, а форма с кратким прилагательным- исключительно в функции предиката.

Для закрепления форомообразования сравнительной степени предлагаем упражнения на образования обеих ее форм. Для закрепления построения предложений с формами сравнит степени можно предложить упражнение на трансформацию предложений, заменяя структуру с родительным падежом структурой с союзом чем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.241.123 (0.01 с.)