Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская музыкальная культура 2й половины 19 века

Поиск

Ф. Шопен биография

Шопен (Chopin) Фридерик Францишек [22.2 (по др. сведениям, 1.3).1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,—17.10.1849, Париж], польский комп-р и пианист. Сын французского эмигранта Никола Шопена, участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры — Людвики Шопен. С 1816 уч. у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистич. и композит-е дарование Шопен прояв. очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огинского, в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823—26), продолжал совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал теорию композиции под руководством Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826—29) в Варшаве. Творческое развитие Шопена проходило в условиях подъёма польской национальной культуры. В студенческие годы он сблизился с передовой интеллигенцией и революционно настроенной молодёжью. В 1825—29 в поездках по различным районам Польши знакомился с народным творчеством и бытом. В 1828 посетил Берлин, в 1829 — Вену, где выступил как пианист и композитор, исполнив среди других своих сочинений «Вариации на тему Моцарта» для фортепьяно с оркестром. Варшавский период жизни (до ноября 1830) сыграл решающую роль в творческом формировании Шопена. На родине, восприняв опыт Огинского, Эльснера., М. Шимановской, Ф. Лесселя, К. Курпиньского, Ф. Островского и др., он создал два концерта для фортепьяно с оркестром (1829—30), фортепьянное трио (1829), «Большую фантазию» на польские народные темы для фортепьяно с оркестром (1830), краковяк («Большое концертное рондо») для фортепьяно с оркестром (1828), сонату (1828), ряд полонезов и мазурок, ноктюрн ми минор (1827) и первые из 12 «Больших концертных этюдов» (1829—30 закончены в Париже, где Шопен завершил и другие циклы фортепьянных пьес). В сочинениях, написанных в Польше, ощутима национальная, народная основа, выраженная складом мелодии, характером ритмики, связанной с польскими танцами (мазур, полонез) и особенностями гармонической фактуры, и строением форм. В них полностью проявилось интонационное своеобразие его музыки — широкое применение приёмов переменности, особенно в сфере субдоминанты, «славянской кварты» (чередование натуральной и повышенной IV ступеней), — характерное и для зрелых сочинений Шопена. На основе национальных танцев он создавал и поэтичные фортепьянные миниатюры, и большие концертные пьесы с оркестром, насыщая их чертами поэмности. На родине он начал также писать песни на слова польских поэтов; из нескольких десятков сохранились лишь 19 (опубликованы посмертно).

 

Ф.Лист биография

Ференц Лист (Liszt) (1811-86) - венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические и другие произведения). Возглавлял т. н. веймарскую школу. Композитор-романтик, Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, "Фауст-симфония" (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип монотематизма); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (около 70), культовая музыка (был аббатом). Один из основателей (1875) и первый президент Академии музыки в Будапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальных музыкальных школ, особенно венгерской.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Доборьяне, близ Шопрона (Венгрия). До переезда семьи в Вену (1821) Лист уже владел основами игры на фортепиано. В Вене десятилетний Лист начал обучение у выдающихся музыкантов К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция). Успехи юного вундеркинда были феноменальными, но попытка поступить в Парижскую консерваторию в 1823 году оказалась неудачной, - Листа не приняли под тем предлогом, что он иностранец. Ему пришлось брать частные уроки у Ф. Паэра. Первый публичный концерт Листа состоялся в 1824 году. Юношеская опера "Дон Санчо" была поставлена в Париже (1825), но больше к оперному жанру Лист не обращался. Он совершенствуется в композиции под руководством А. Рейха. Встречи с Г. Берлиозом и Ф. Шопеном, игра Н. Паганини открывают Листу новые горизонты творчества и перспективы совершенствования. Знакомство в 1833 году с графиней Мари д'Агу стало для Листа значительным событием, стимулировавшим его творчество. У них было трое детей (дочь Козима впоследствии стала женой Р. Вагнера). В 1837 году состоялось творческое состязание Листа с пианистом З. Тальбергом, закончившееся победой Листа. Проходят его триумфальные концерты во Франции, Англии, Дании, Германии. Слава Листа как непревзойденного пианиста-виртуоза достигает апогея. С 1840 года Лист выступает еще и как дирижер. В 1842 году он посещает Россию, затем назначается придворным капельмейстером в Веймаре. На открытии памятника Л. Бетховену в Бонне (1845) Лист выступает как композитор, пианист и дирижер. Наступает расцвет творческой деятельности Листа, он пишет множество симфонических и фортепианных произведений. Благодаря деятельности Листа Веймар становится крупнейшим музыкальным центром (объединение "Нововеймарская школа", 1854). Именно Листом был создан и развит новый музыкальный жанр - симфоническая поэма. В 1865 году в Риме Лист принимает малое пострижение и становится аббатом. Он сочиняет духовную музыку необычайной возвышенности и чистоты. С 1869 года он снова в Веймаре. Продолжается его активная творческая деятельность во всех направлениях. В 1881 году в Риме состоялись музыкальные празднества по случаю 70-летия со дня рождения Листа. Последние концерты великий музыкант дал в 1886 году. 31 июля 1886 года Ференц Лист скончался в Байрейте. Колоссальное по объему творчество Листа многолико и разнообразно. Для симфонического оркестра им созданы "Фауст-Симфония", "Симфония к Божественной комедии Данте", 13 симфонических поэм ("Прелюды", "Орфей", "Прометей", "Мазепа", "Венгрия", "Гамлет", "Битва гуннов", "Идеалы" и другие). Им написаны мессы и оратории, множество вокальных сочинений. Фортепианное творчество композитора представлено такими известными произведениями, как Соната h-moll, циклы пьес "Годы странствий", "Этюды трансцендентного исполнения", "Большие этюды по каприсам Паганини", "Поэтические и религиозные гармонии", Венгерские рапсодии, транскрипции. Некоторые произведения последнего периода творчества непосредственно предвосхищают поиски композиторов ХХ века.

Г. Берлиоз биография

Берлиоз (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи - французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 Берлиоз — студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения Берлиоза («Торжественная месса») состоялось в Париже в 1825. В 1826—30 Берлиоз учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832), занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867—68). Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Берлиоза во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений. Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос — с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. Берлиоз был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Берлиоз внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.В 1821 году переехал в Париж, где учился у знаменитого композитора периода буржуазной революции Лесюэра в Парижской консерватории, которую окончил, получив в 1830 году «Римскую премию» за кантату «Сарданапал». До отъезда в Рим написал свою знаменитую «Фантастическую симфонию». Бурные события революции 1830 года пробудили у композитора революционный пыл, он сделал обработку «Марсельезы» для хора и оркестра и приехал в Италию, полный революционных мечтаний, но вскоре охладел к политике. По возвращении из Рима (1832) Берлиоз развил активную деятельность: он сочетал композиторскую работу с научно-литературной, публицистическо-критической, организаторской, исполнительской, постоянно при этом, страдая от нужды и необходимости трудиться ради заработка. До 1840 года им были созданы такие произведения, как симфония «Гарольд в Италии», дополнение к «Фантастической симфонии» (монодрама «Лелио»), опера «Бенвенуто Челлини», грандиозный «Реквием», «Траурно-триумфальная симфония», драматическая симфония «Ромео и Джульетта». Небольшой просвет в материальных делах появился у Берлиоза в этот период в связи с тем, что Паганини, восхищенный «Гарольдом в Италии», подарил ему 20000 франков. Сороковые годы в деятельности Берлиоза отмечены переломом. Он сочинял по случайным заказам, ездил в концертные поездки (в том числе в Россию в 1847 году), выступая, как дирижер; создал всего одно крупное произведение — «Осуждение Фауста», в содержании которого отражается известная духовная опустошенность композитора, дающего победу силам зла над силами жизни и света. Эта концепция не случайна: Берлиоз враждебно относился к революциям 1848—1849 годов, но восторженно встретил монархический переворот во Франции, произведенный Наполеоном III. В период Империи Берлиоз сочинил ораторию «Детство Христа», оперную дулогию «Троянцы», комическую оперу «Беатриса и Бенедикт». В 1868 году, за год до своей смерти, Берлиоз, больной и обессиленный, приезжал в Россию. При всей нечеткости прогрессивных позиций молодого Берлиоза и идеологических шатаниях более поздней поры, Берлиоз — новатор-художник, постоянно стремившийся к обновлению средств музыкального выражения, боровшийся с пустым, бессодержательным искусством, внесший много нового в трактовку средств симфонического оркестра в связи с содержанием музыки, выступавший за программность инструментальных произведений, — побеждает Берлиоза-обывателя и мечтателя с его неизбежными противоречиями. Стремления Берлиоза к воплощению в музыке грандиозных идей, к монументальности форм сочинений, к контрастности средств музыкального выражения, страстность и пафос некоторых страниц его произведений не прошли бесследно в истории мирового музыкального искусства. Творчество Берлиоза будило мысль передовых композиторов последующих поколений и оказывало влияние на их творческие поиски.

 

Джузеппе Верди биография

Дж. В. (10.10.1813 - 27.01.1901) - итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композитор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра. В 1837 году Верди написал первую оперу "Оберто, граф Бонифачо", которая была поставлена через два года с большим успехом в Милане. По заказу миланского театра "Ла Скала" Верди сочинил комическую оперу "Мнимый Станислав, или один день царствования" ("Король на час", пост. 1840) и оперу "Набукко" ("Навуходоносор", пост. 1842). В этом последнем произведении композитор отразил чувства и стремления итальянского народа, начавшего в те годы борьбу за национальную независимость и освобождение от австрийского ига. Почти все оперы Верди первого периода его творчества пронизаны героическим пафосом, патриотическими настроениями, связаны с темой борьбы против иноземных угнетателей. Таковы "Эрнани" по Гюго (пост. 1844, Венеция), "Двое Фоскари" по Байрону (пост. 1844, Рим), "Орлеанская дева" по Шиллеру (пост. 1845, Милан), "Альзира" по Вольтеру (пост. 1845, Неаполь), "Атилла" по Ц. Вернеру (пост. 1846, Венеция), "Макбет" по Шекспиру (пост. 1847, Флоренция; 2-я редакция 1865, Париж), "Разбойники" по Ф. Шиллеру (пост. 1847, Лондон), "Корсар" по Дж. Байрону (пост. 1848, Триест). Наибольший успех из этих сочинений имели оперы "Эрнани", "Аттила" и "Макбет"; многие сценические ситуации живо напоминали зрителям политическое положение в их стране. Новый период творчества Верди - 1850-е годы - характеризуется созданием опер, отражающих чувства и переживания простых людей; центральной темой оперной драматургии композитора стала борьба свободолюбивого человека против гнета феодального или буржуазного общества. Таковы первые же оперы этого периода - "Луиза Миллер" на сюжет драмы Ф. Шиллера "Коварство и любовь" (пост. 1849, Неаполь) и "Стиффелио" (пост. 1850, Триест; 2-я редакция "Гарольд" пост. 1857, Римини). С еще большей силой развернул композитор тему социального неравенства в таких бессмертных операх, как "Риголетто" по пьесе В. Гюго "Король забавляется" (пост. 1851, Венеция), "Трубадур" (пост. 1853, Рим) и "Травиата" ("Виолетта") по пьесе А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (пост. 1853, Венеция). В этих произв-ях, отличающихся подлинно народным характером музыки, проявился исключ.дар композитора как мелодиста и драматурга, отражающего в своих операх неприкрашенную правду жизни. След. произведения Верди близки к жанру так называемой "большой оперы": историко-романтические оперы "Сицилийская вечерня" ("Джованна ди Гусман"; пост. 1855, Париж), "Бал-маскарад" (пост. 1859, Рим), "Сила судьбы", созданная по заказу дирекции Мариинского театра (в связи с постановкой этой оперы в 1862 году Верди дважды посетил Петербург), "Дон-Карлос" по Ф. Шиллеру (пост. 1867, Париж; 2-я редакция пост. 1881, Милан). В этих операх любимые и близкие Верди темы неравенства и борьбы с угнетателями воплощены в спектаклях, изобилующих эффектными, контрастными сценами. Новый творч. п-д Верди начинается с оперы "Аида", которая была заказана композитору египетским хедивом в связи с открытием Суэцкого канала. Либретист А. Гисланцони в тесном контакте с композитором работал над либретто. Премьера оперы состоялась в 1871 году в Каире. Успех ее превзошел все ожидания. После "Аиды" Верди в течение 14 лет не писал новых опер, пересматривая старые сочинения - "Симон Бокканегра" (пост. 1857, Венеция; 2-я редакция пост. 1881, Милан) и др. Все считали, что композитор ввиду преклонного возраста уже не способен создать что-нибудь новое. Но вскоре стало известно, что 72-летний Верди работает над оперой "Отелло. А еще через несколько лет 80-летний композитор присутствовал на премьере своей новой оперы, также на сюжет Шекспира, - "Фальстаф" (пост 1893, Милан). В последних трех операх Верди стремился к расширению оперных форм, к полному слиянию музыки с драматическим действием, придал новое значение речитативу, усилил роль оркестра в раскрытии образов. Из других произведений Верди выделяется Реквием, посвященный памяти поэта А. Манцони. В этом не похожем на католические мессы произведении, по качествам музыки не уступающем лучшим операм Верди, композитор полностью сохраняет свой стиль, говорит своим языком. Тв-во Джузеппе Верди отличается глубоко реалистическим характером. Его называли летописцем европейской музыкальной жизни 1840-90-х годов. Он внимательно следил за достижениями современных ему композиторов, но не подражал им, а шел собственным путем. Верди великолепно чувствовал законы оперной драматургии, весьма разнообразно использовал человеческий голос. Мелодически богатая, яркая, доходчивая музыка Верди получила широчайшее распространение во всем мире; реализм и демократичность творчества, тесная связь с народным искусством своей родины, глубокая человечность и гуманизм - основные причины популярности Верди.

Ж. Бизе биография

Алекса́ндр Сеза́р Леопо́льд Бизе 1838—1875— французский композитор периода романтизма,автор оркестровых произведений, романсов,фортепианных пьес, а также опер, самой известнойиз которых стала «Кармен». Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе можно назвать вундеркиндом: поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту«Чудесный доктор» и получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.После пребывания в Риме он вернулся в

Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период

он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен». Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. При первом же представлении эта работа получила похвалы раннего романтического периода. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил. Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа.

 

Б. Сметана биография

Бедржих Сметана (2.03.1824, Литомишль - 12.05.1884, Прага) - чешский композитор, пианист, дирижер и общественный деятель. Сын пивовара, любителя-музыканта. Сметана рано проявил выдающиеся муз. способности. С 8 лет Сметана пробовал писать музыку. Первым его педагогом был Ян Хмелик, позднее обучался музыке у кантора Ф. Икавеца. Юношеские годы Сметана провел в Пльзене, где учился в гимназии. Культурная атмосфера города способствовала развитию прогрессивных взглядов молодого композитора. Уже в ранних фортепианных сочинениях композитора ощутима его связь с народным творчеством, чувствуется стремление опоэтизировать народные чешские танцы, вывести их из жанра бытовой музыки. Образцом для него служили мазурки Шопена. Муз. образование Сметана продолжал в Праге, где занимался игрой на фо-но и теорией музыки. Кроме того, Сметана занимался у Ференца Листа, который помог ему впоследствии организовать собственную музыкальную школу, где Cметана до 1856 года давал уроки игры на фортепиано. В Праге композитор был связан с революционно настроенной молодежью и состоял членом прогрессивного общества "Согласие". Во время революционных событий 1848-1849 годов Сметана написал "Марш студенческого легиона Пражского университета", "Марш национальной гвардии", "Песню свободы" и др. В 1849 году Сметана закончил первое крупное оркестровое произведение "Торжественная увертюра". В 1848 году Бедржих Сметана женился на Катержине Коларж, ставшей его верным другом и помощником. В 1856 году Сметана переехал в Гётеборг (Швеция), где давал уроки игры на фортепиано, был дирижером филармонического общества, выступал как пианист. Живя вдали от родины, Сметана продолжал интересоваться чешской культурой. Он создает симфонические поэмы "Ричард III" (по Шекспиру, 1858), "Лагерь Валленштейна" (по Шиллеру, 1859), "Ярл Гакон" (по А. Эленшлегеру, 1861). Интерес, который "будители" проявляли к Шекспиру, не мог не отразиться на творчестве молодого композитора; драма Шиллера была для него одновременно и эпизодом из чешской истории; произведение датчанина А. Эленшлегера привлекло его внимание тираноборческими мотивами. Эти симфонические поэмы еще не обнаруживают индивидуального стиля Сметаны-симфониста, но их объединяет высокое идейное содержание. Годы, проведенные вдали от родины, были для Сметаны очень тяжелыми: перед отъездом в Гётеборг он потерял маленькую дочь (его переживания отразились в фортепиано трио соль минор), а в 1859 году на пути в Прагу, в Дрездене, умерла его жена. В 1861 году Сметана возвратился в Чехию. Бедржих Сметана решил обратиться к оперному жанру. Первое оперное произведение Сметаны "Бранденбуржцы в Чехии" (пост. 1866), написанное по мотивам одноименного рассказа Й. К. Тыла и его же "Истории города Праги", стало событием в чешском театральном искусстве. Сюжет из национальной истории, высокий патриотизм, народные песенные традиции были по достоинству оценены современниками. "Сметана призван трудами своими заложить фундамент здания, которое со временем будет называться "чешской оперой", - писал Ф. Пивода, критик и общественный деятель. В 1866 году Сметана законч. партитуру "Проданной невесты" (пост. 1866, Прага), в которой еще более ощутим чешский колорит. Эта опера утвердила национальные оперные традиции, она стала одной из самых известных чешских опер и обошла все сцены мира. Следующая опера Сметаны - "Далибор" (пост. 1868) была первой чешской музыкальной трагедией; оперой "Либуше" (1872, пост. 1881) начался эпический жанр чешской оперной классики. Бедржих Сметана не оставлял концертной деятельности. В 1861 году он совершил поездку в Германию и Нидерланды, исполняя произведения Шопена, Шумана, Листа и свои собственные. Сметана продолжал и музыкально-общественную деятельность. В 1866-1874 годах Сметана состоял главным дирижером Временного театра. Этот период был началом подъема музыкального театра Чехии. Сметана пропагандировал русскую музыку в Чехии: он исполнял произведения Глинки и Даргомыжского, посвящая их творчеству музыкально-критические статьи. В начале 1870-х годов у Сметаны появились первые симптомы болезни, которые в октябре 1874 года привели к полной глухоте. Сметана не мог больше работать в театре, оставил Прагу и поселился в деревне Ябкице. Здесь он, несмотря на глухоту, снова вернулся к любимому оперному жанру. Из последних произведений Сметаны наибольший успех выпал па долю оперы "Поцелуй" (пост. 1876) и симфонического цикла "Моя родина" (1874-79), из которого Сметана не слышал уже ни одного звука. Цикл "Моя родина", состоящий из шести поэм - "Вишеград", "Влтава", "Шарка", "Из чешских лесов и полей", "Табор", "Бланик", - является одним из лучших произведений чешской симфонической классики. Бедржих Сметана был первым чешским композитором, в творчестве которого в полной мере проявились демократические традиции нац. чешского искусства. С его именем связано создание чешской оперной классики. Его оперы, особенно "Проданная невеста", идут во многих странах. Сметана очень популярен и в нашей стране, где исполняются его оперы, инструментальные и вокальные произведения.

 

А. Дворжак биография

Антонин Дворжак (08.09.1841 - 01.05.1904) - чешский композитор. Родился в бедной крестьянской семье. Первым учителем Дворжака был сельский органист Й. Спиц. Уже в 8 лет Дворжак играл по вечерам в трактирном оркестре. В 1853 году он переехал к своему дяде в небольшой городок Злонице; здесь он продолжал заниматься музыкой, беря уроки игры на фортепьяно, скрипке и альте у Лиманна. В 1857 году Дворжак переехал в Прагу и поступил в Школу органистов, где его учителями были И. Звонарж и Ф. Блажек. Окончив школу, Дворжак работал сначала в пражском концертном ансамбле, а затем в открывшемся в 1862 году чешском "Временном театре". В оркестре этого театра он играл на альте в течение 11 лет. К этому времени относится знакомство Дворжака с Бедржихом Сметаной и с другими передовыми деятелями чешской музыки и литературы. В начале 1870-х годов были созданы первые крупные произведения Дворжака - оперы "Альфред" (поставлена в 1938, Оломоуц), "Король и угольщик" (поставлена 2-я редакция в 1874, Прага), струнный квартет, 4 симфонии, неопубликованные при жизни композитора (свою 5-ю симфонию Дворжак издал как 1-ю). Все эти сочинения свидетельствуют о большом композиторском даровании и мастерстве Дворжака, об исключительной требовательности к себе. Все теснее становится связь творчества композитора с чешской национальной культурой. Под влиянием основоположника чешской классической музыки Сметаны Дворжак создает произведения, в которых стремится отразить борьбу за независимость и свободу чешского народа. В 1872 году он пишет патриотический хор в сопровождении оркестра "Гимн", прославляющий героев чешского народа, боровшихся за свободу, а также ряд сочинений, связанных с фольклором: моравские дуэты, циклы чешских, словацких народных песен в обработке для хора, цикл сольных чешских песен "В народном духе". Следуя реалистическим традициям чешского народного искусства, Дворжак пишет оперы, проникнутые национальным колоритом. Тяжелое семейное горе обрушивается на Дворжака - один за другим умирают трое его детей, и скорбь, охватившая композитора, звучит в его произведениях, созданных в эти годы. Однако горячая любовь к родине, искусству помогают ему перенести личное несчастье, и в написанных им струнном квартете, посвященном Иоганнесу Брамсу, и в опере "Хитрый крестьянин" (поставлена в 1878) снова начинают преобладать жизнерадостные настроения, светлый колорит. Огромную популярность приобрели его "Славянские танцы" (2 цикла), написанные для фортепьяно в четыре руки и позднее переложенные композитором для симфонического оркестра. В 1882 году поставлена опера Дворжака "Дмитрий" (2-я ред. 1894, Прага) на сюжет русской истории начала 17 века. Творческую деятельность Антонин Дворжак совмещает с исполнительской - он выступает как дирижер собственных произведений. Композитор к этому времени становится известным не только у себя на родине, но и за рубежом. Дружба с Чайковским, приезжавшим в Прагу, содействовала поездке Дворжака в Россию; в 1890 году он дирижировал в Москве и Петербурге концертами из своих произведений. С 1891 года Дворжак ведет педагогическую работу в Пражской консерватории. В 1892-1895 годах Дворжак живет в США, где возглавляет Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Интонации народных негритянских и индейских мотивов легли в основу его 9-й симфонии - "Из Нового Света", одного из популярнейших произведений композитора. По возвращении на родину Дворжак снова преподает в Пражской консерватории, а в 1901 году становится ее директором. В последние годы жизни он продолжает интенсивную творческую; пишет живую, увлекательную оперу в народном духе "Черт и Кача" (поставлена в 1899, Прага), поэтическую сказочную оперу "Русалка" (поставлена в 1901, Прага), с успехом идущие и на нашей сцене, 2-й виолончельный концерт, занимающий почетное место в репертуаре виолончелистов. Творчество Антонина Дворжака - "простого чешского музыканта", как он себя называл, носит глубоко национальный, народный характер. Его произведения - крупнейший вклад не только в чешскую, но и мировую музыкальную культуру. Лучшие сочинения Дворжака постоянно звучат в театрах и концертных залах всего мира.

А. Григ биография

(1843–1907)

Крупнейший норвежский композитор. Родился 15 июня 1843 в Бергене. Его отец, коммерсант и британский консул в Бергене. В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У.Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Консерваторские занятия не оказали определяющего воздействия на художественную индивидуальность музыканта; гораздо большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р.Нурдроком. В 1865 Григ заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем. В Риме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф.Листом, который выразил полный восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор (1868). По возвращении на родину Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Кристиании (ныне Осло), основал там Норвежскую музыкальную академию (1867). С 1873 он обрел материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству. В 1885 он поселился в «Трольхаугене» – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране. Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему звание почетного доктора музыки; он был избран в члены Института Франции и Берлинской академии. В 1898 Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора. Десять тетрадей Лирических пьес для фортепиано (Lyriske Stykker, 1867–1901) – вершина творчества композитора. Песни Грига, числом 240, были написаны главным образом для жены композитора Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста. Хотя Григ максимально убедителен в миниатюре, он проявил свой талант также в камерно-инструментальных циклах и создал три скрипичных сонаты (ор. 8, фа мажор, 1865; ор. 13, соль минор, 1867; ор. 45, до минор, 1886–1887), виолончельную сонату ля минор (ор. 36, 1882) и струнный квартет соль минор (ор. 27, 1877–1878). Среди наиболее известных сочинений Грига – фортепианный концерт и музыка к драме Ибсена Пер Гюнт (Peer Gynt, 1876), Норвежские танцы (ор.35, 1881) и Симфонические танцы (ор. 64, 1898). Аранжировки наиболее известных мелодий Грига были использованы в появившейся в 1940-е годы популярной оперетте Песнь Норвегии, основанной на истории жизни композитора.

К. Дебюсси биография

Клод Ашиль Дебюсси (22.08.1862 - 25.03.1918) - французский композитор. Учился в Парижской консерватории у А. Ф. Мармонтеля (фортепьяно) и Э. Гиро (композиция). Еще будучи учеником консерватории, Дебюсси сопровождал в качестве домашнего пианиста российскую меценатку Н. фон Мекк в ее путешествиях по Европе, провел лето 1881 и 1882 годов в имении Мекк - Браилове и в Москве. Дебюсси познакомился с произведениями Мусоргского, Римского-Корсакова, оставившими след в формировании творческих установок Дебюсси. В России он написал симфонию, считавшуюся утерянной и найденную в виде четырехручного клавира, сделал фортепьянное переложение трех танцев из балета Чайковского "Лебединое озеро", изданное Юргенсоном в Москве. В 1884 году при окончании консерватории Дебюсси получил Римскую премию за кантату "Блудный сын" и уехал на три года в Италию. По возвращении в Париж Дебюсси примкнул к литературному кружку символистов, возглавляемому поэтом Стефаном Малларме; опубликовал свои первые фортепьянные и вокальные произведения. Поиски новых звукосочетаний характерны уже и для этого периода творчества композитора. Особенно выделяются в этом отношении пьесы для фортепьяно - "Арабески", "Бергамасская сюита", романсы - "Забытые ариетты", "Пять поэм Бодлера". Эти произведения, перекликавшиеся с господствовавшими тогда в живописи и литературе течениями импрессионизма и символизма, положили начало направлению импрессионизма в музыке. 1890-е годы - расцвет творчества Дебюсси; в этот период он создает симфонический прелюд по стихотворению Малларме "Послеполуденный отдых фавна", оркестровый триптих с литературной программой "Ноктюрны" ("Облака", "Празднества", "Сирены"; 1897-1899), музыкальную драму "Пеллеас и Мелизанда" (пост. 1902, Париж) по пьесе бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка. В этих сочинениях Дебюсси находит новые формы выражения, свой характерный музыкальный язык, отличающийся своеобразием, красочностью образов, изысканными гармониями и ритмами, тонкой, оригинальной оркестровкой. В последующих сочинениях Дебюсси развивает свои новаторские приемы. Светлые, спокойные тона начинают преобладать в его творчестве. Он создает колоритные звуковые пейзажи - три симфонических эскиза "Море" (1905), навеянную картинами испанского праздника "Иберию", наконец, знаменитые 24 прелюдии для фортепьяно (1910-1913), открывшие новые перспективы в развитии фортепьянной музыки. Эти прелюдиии с характерными названиями представляют собой импрессионистские звуковые картины природы, передают впечатления от сказочных образов, танцевальных сцен и др. Значительное место в творчестве Дебюсси занимает вокальная музыка. В своих романсах и песнях он придавал большое значение слову; отсюда естественность и непринужденность вокальной мелодии, подчас близкой интонациям человеческой речи. Некоторые произведения Дебюсси в этом жанре выдержаны в старофранцузском национальном характере, как, например, его вокальные циклы на тексты старинных французских поэтов. Среди камерных сочинений Дебюсси широкой известностью пользуется его струнный квартет. Большой интерес представляют написанные им в последние годы жизни три сонаты для различных инструментов и фортепьяно. С 1910 года Дебюсси выступал как дирижер и пианист, пропагандируя собственные произведения. В 1913 году он посетил также Россию, где с большим успехом дирижировал оркестром Кусевицкого в Петербурге и Москве. Дебюсси много сотрудничал в газетах и журналах в качестве музыкального критика; его критические статьи собраны в книге "Господин Крош - антидилетант".

Творчество Дебюсси, виднейшего представителя музыкального импрессионизма, оказало большое влияние на музыку начала 20 века.

М. Равель биография

(1875-1937)

Родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции. В 1882 году начал заниматься фортепиано у Анри Гиза, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии — «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». Морис Равель целых три раза подряд участвовал в конкурсе на получение Римской Премии: в 1901, 1902 и 1903 году, но проигрывал. В 1904 году Равель уже сознательно воздерживается от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для последней попытки. Наконец, в 1905 году Морис Равель, уже широко исполняемый и известный в Париже музыкант-новатор в последний раз просит допустить его к участию в конкурсе. В ответ на свою заявку Морис Равель получает уклончивый официальный отказ. Весной 1905 года, Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами..В октябре 1914 года он был принят добровольцем в автомобиль<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.017 с.)