А. Дворжак. Симф. «из нового света» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Дворжак. Симф. «из нового света»



-является последней и наиболее известной симфонией, написанной Антонином Дворжаком. Была написана в 1893 во время пребывания композитора в США в 1892—1895 и отражает его впечатления от Нового Света. История Создания Дворжак проявлял глубокий интерес к музыке индейцев и афроамериканцев, в том числе спиричуэлсу. В своей симфонии он претворил свои впечатления от этой музыки и от США в целом, не используя собственно народных мелодий. Название симфонии появилось в момент передачи рукописи дирижеру. 15 декабря 1893 г. симфония была исполнена в Карнеги-холле с успехом. Общая характеристика В симфонии 4 части – это классический цикл. Жанр – лирико-драматическая симфония. I и IV части симфонии излагают впечатления Дворжака от американских городов.Медленная II(«Индейская колыбельная») и III части были навеяны поэмой «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло. Все 4 части связаны не только общей идеей, но и темой, которая формируется во вступлении, проходит в Г.П. 1 части, и в последующих частях звучит в кульминационные моменты. Разбор.I часть -Сонатное Аллегро со вступлением. Вступление- своеобразный пролог, где зарождаются основные образные сферы и жанровые линии. Начинается эпически-повествовательно. Первое проведение темы перемещается в верхний регистр, где приобретает лирический оттенок. Затем внезапно звучит ум.VII7, медь и музыка приобретает драматический характер и затем выявляется будущая лейттема – напряжение все больше нарастает и выливается в Г.П. в e-moll, кот. состоит из 2-х контрастных элементов: 1элемент - воинственный, синкопированный ритм, у валторн, который часто встречается в негритянских мелодиях. Развертывается по тоническому трезвучию вверх, назад к тонике по трезвучию VI ступени. 2элемент- звучит у деревянных духовых (кларнетов и фаготов), мелодия в духе польки. Форма Г.П. 3-хчастная репризная, середина – развивающегося характера, реприза – первая кульминация. СП- построена на секвенция, основана на втором элементе ГП. ПП – g –moll, лирическая тема песенно-танцевального характера с чешским колоритом, звучит у флейт и гобоев на педальном фоне валторны и скрипок. П. П. –контраст к ГП. Развитие этой темы приводит к развитию ее в G –dur. ЗП – –G –dur,спокойно и светло, звучит в мягком колорите у флейты в низком регистре. Лад пентатоники, затейливая ритмика сообщают теме характерность негритянских напевов. Синтез ГП и ПП. От Г.П – ритм, от П.П –характер. При переходе к разработке звучит лейттема. В разработке - борьба, т.к. в экспозиции намечается конфликт. Разработка – Очень динамична благодаря непрерывной смене различных по характеру разделов. В разработке идет борьба, т.к. в экспозиции намечался конфликт. Особую роль в разработке играет 1элемент ГП, лейттема имеет волнообразное строение. Кульминация совпадает с репризой, стирая грань между разделами. Реприза – изменяется ГП: сокращена до 1 периода. СП –отсутствует. ПП проводится в полном объеме в тональностях gis –moll и As –dur, нет тонального сближения между ГП и ПП. ЗП – в As –dur. Сoda –превращается во 2 –ю разработку, кот. по напряжению превосходит разработку. Завершается 1 часть утверждением лейттемы (в е –moll) и героико –драматического начала. II часть.Largo. Des –dur. Музыка навеяна отрывком из 20 главы «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло. Это лирическая часть, это рассказ о прощании вождя индейского племени –Гайавате со своей умершей супругой – Минегагой. Форма –сложная 3 –х частная, репризная с контрастной серединой, вступлением и заключением на материале вступления. Вступление –хорал(аккордовость) духовых инструментов. Модуляция из E –dur в Des –dur. Основная тема лирико –эпического склада проводится у английского рожка на фоне этих же аккордов, пентатоника. Средняя часть построена на 3 –х темах: 1)Плач сis –moll, 2)Траурное шествие, 3) Гимн природе Cis –dur - бойкий найгрыш деревянных духовых инструментов на стаккато. Веселье нарастает, но в кульминацию врывается лейттема Далее реприза с английским рожком. В коде звуч. тема вступления. III часть.Скерцо. e –moll Molto vivace. Жанровая стихия. Форма сложная 3 –х частная репризная с трио. Основная тема скерцо в жанре фурианта (чешский народный танец со сменой размеров). Много танцевальных ритмов, преобладает героическое начало. IV часть.Final. Разрешает конфликт симфонии. Allegro con fuoco, e –moll. Сонатная форма. ГП подготавливает небольшое вступление. Тема ГП в жанре марша ff у меди. Форма ГП 3 –х частная репризная с развитой серединой. СП на основе триолей. ПП контраст G –dur лирическая у кларнета на фоне виолончели. ЗП G –dur, героико – эпического характера. Разработка –борьба ГП с лейттемой симфонии + СП(финала)+мотивы 2 и 3 частей. Генеральная кульминация совпадает с репризой. Реприза динамизированная. ГП сокращена до 2 –х проведений(период) нет связующей партии. ПП E –dur соло виолончели на фоне духовых. ЗП в E –dur. Кода начинается с проведения лейтмотива, симфония превращается во 2 –ю разработку, звучат ГП (финала), лейттема, СП(финала), вступление ко 2ч. мотивы 2 и 3 части.Далее кода - преодоление сопротивления: звучит ГП на р, соло волторны, далее она проводится на ff, происходит разрешение в E –dur и тут в контрапункте утверж-тся темы ГП финала.

Э.Григ «Пер Гюнт»

Созданная для театральной постановки, музыка к “Перу Гюнту” получила значение самостоятельного художественного произведения. Полная партитура “Пера Гюнта” включает в себя двадцать три номера, среди которых—вступления к пяти актам драмы, песни (песня и колыбельная Сольвейг, серенада Пера Гюнта), танцы (на свадьбе Ингрид, Арабский танец, танец Анитры), фантастические (“В пещере горного короля”) и лирико-драматические (“Смерть Озе”) оркестровые эпизоды, мелодрамы. Отдельные номера музыки Грига подчеркивают, раскрывают разные образы, ситуации драмы Ибсена: возвышенный, чистый лиризм образа Сольвейг, трагедию смерти Осе, поэзию природы, яркость фантастики. В образе Пера Гюнта Ибсен разоблачает людей, у которых понимание прекрасного и отрицание мелкого, косного, мечта и стремление не претворяются в действие, в борьбу за достижение жизненного идеала. “Пер Гюнт” Грига получил широкое признание в виде двух оркестровых сюит. В первую сюиту включены “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”.. Вторая сюита “Пер Гюнт” состоит из следующих пьес: “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”, “Возвращение Пера Гюнта на родину”, “Песня Сольвейг”. Такая композиция, при которой лирические пьесы играют роль начала и заключения, говорит об их ведущем значении в сюитном цикле. Светлые и радостные чувства. (“Утро”), трагедия конца жизни (“Смерть Осе”), изящная жанровая зарисовка (“Танец Анитры”), “буйная” фантастика (“В пещере горного короля”)—таковы контрастные образы сюиты. В пьесе “Утро” яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом. Пьеса строится на вариантном развитии одной пентатонной мелодии. Звучащая вначале поочередно у флейты и гобоя, она воспринимается как перекличка наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широкого пространства, воздуха. При каждом новом повторе наигрыша появляются мелодические варианты, которые связывают сходные фразы в единую мелодию. В насыщенном, широком по диапазону звучании струнной группы эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости, полноты жизнеощущения. “Смерть Озе” — произведение огромной драматической силы. Лаконичный музыкальный образ, на развитии которого строится пьеса, сочетает мерную поступь марша со строгостью хорала и скорбными песенными интонациями. При повторе его во втором предложении периода напряжение усиливается благодаря обострению гармонии и иной динамической окраске. Повторы периода при постепенном усилении звучности, увеличении “объема звучания” и тональных контрастах — вот средства, какими достигается напряжение, динамика первой части двухчастной формы. Вторая часть, светлая, как то царство грез, в которое увлекает умирающую Озе своей фантазией Пер Гюнт, не нарушает общего движения музыки: здесь та же структура и ритмика мелодии. Но нисходящие хроматические интонации ее, постоянное стремление гармонии к устою, к тонике (в первой части движение гармонии шло от тоники к неустою), общая нисходящая линия мелодии и затухающая звучность—все это противоположно развитию первой части. Разнообразие в звучании этой пьесы достигается очень скромными оркестровыми средствами: она написана для струнной группы оркестра. В “Танце Анитры”, при почти той же скромности орестровых средств (к струнной группе добавлен лишь треугольник), композитор добивается редкой тембровой красочности. Звучание струнной группы, разнородное благодаря применению агсо и pizzicato, засурдиненного и открытого звука, “инкрустируется” серебром треугольника. В пьесе выразительна каждая деталь фактуры. Изящная, пластичная мелодия отшлифована многими штриховыми и динамическими нюансами, украшена трелями, форшлагами; мелодия, прихотливая по ритмическому рисунку, опирается на четкую танцевальную фигуру сопровождения. Финал сюиты—“В пещере горного короля”— яркая и красочная динамическая пьеса. Просто и своеобразно ее строение: при многократном проведении темы без изменений мелодии она каждый раз появляется в окружении все большего количества голосов, с новыми фигурациями в фактуре, усиливающим” ее причудливость и динамику.

Это соответствует тому образу, который лежит в основе пьесы: нестройная пляска, нарастание движения, гомона. Простой и угловатой теме соответствуют резкие и однообразные на протяжении всей пьесы фактурные штрихи—отрывистые ритмические фигуры на слабой доле такта, ровная “дробь” баса, а также единообразие гармонической окраски. Тема очень отчетливо прорисована в скупой оркестровой фактуре начала: виолончели и контрабасы pizzicato и фагот поочередно ведут тему и фигуру сопровождения: Постепенное усиление звучности от начала к концу является основным средством динамики этой пьесы. “Жалоба Ингрид” —драматическая пьеса. Полная скорби лирическая песня-жалоба обрамлена остро ритмованнй и напряженно звучащей темой: так теперь вспоминается Ингрид танцевальная мелодия, которая звучала в день ее свадьбы. Драматизму, смятенности этой лирики противопоставлена светлая лирика “Песни Сольвейг”.Самые поэтичные страницы драмы Ибсен связывает с образом Сольвейг. До и после самой песни звучит чудесный наигрыш. Близкий по характеру к протяжным и задумчивым наигрышам рожка, он тем яснее “вписывается” в воображаемый пейзаж, что его последняя, квартовая интонация отдается двукратным эхом. Самая песня, простая по интонационному строению (поступенное движение мелодии и ходы по трезвучиям, свойственные норвежской музыке), плавная (ровность и единообразие ритмических фигур, равномерность аккордов сопровождения) звучит скромно, сдержанно и величаво. С каждой новой фразой растет проникновенность мелодии: сперва за счет большего напряжения гармоний, дальше—за счет обострения выразительности отдельных интонаций. Эта значительность, проникновенность каждой интонации распространяется даже на обычный, казалось бы, каденционный оборот мелодии в конце ее (ритмическое “удлинение” заключительных интонаций).Легкий и нежный танцевальный припев (в варианте для голоса это вокализ) открывает иную грань образа: радость и свет юности, которые сохранила в душе Сольвейг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.120.159 (0.007 с.)