Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Дворжак. Симф. «из нового света»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
-является последней и наиболее известной симфонией, написанной Антонином Дворжаком. Была написана в 1893 во время пребывания композитора в США в 1892—1895 и отражает его впечатления от Нового Света. История Создания Дворжак проявлял глубокий интерес к музыке индейцев и афроамериканцев, в том числе спиричуэлсу. В своей симфонии он претворил свои впечатления от этой музыки и от США в целом, не используя собственно народных мелодий. Название симфонии появилось в момент передачи рукописи дирижеру. 15 декабря 1893 г. симфония была исполнена в Карнеги-холле с успехом. Общая характеристика В симфонии 4 части – это классический цикл. Жанр – лирико-драматическая симфония. I и IV части симфонии излагают впечатления Дворжака от американских городов.Медленная II(«Индейская колыбельная») и III части были навеяны поэмой «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло. Все 4 части связаны не только общей идеей, но и темой, которая формируется во вступлении, проходит в Г.П. 1 части, и в последующих частях звучит в кульминационные моменты. Разбор.I часть -Сонатное Аллегро со вступлением. Вступление- своеобразный пролог, где зарождаются основные образные сферы и жанровые линии. Начинается эпически-повествовательно. Первое проведение темы перемещается в верхний регистр, где приобретает лирический оттенок. Затем внезапно звучит ум.VII7, медь и музыка приобретает драматический характер и затем выявляется будущая лейттема – напряжение все больше нарастает и выливается в Г.П. в e-moll, кот. состоит из 2-х контрастных элементов: 1элемент - воинственный, синкопированный ритм, у валторн, который часто встречается в негритянских мелодиях. Развертывается по тоническому трезвучию вверх, назад к тонике по трезвучию VI ступени. 2элемент- звучит у деревянных духовых (кларнетов и фаготов), мелодия в духе польки. Форма Г.П. 3-хчастная репризная, середина – развивающегося характера, реприза – первая кульминация. СП- построена на секвенция, основана на втором элементе ГП. ПП – g –moll, лирическая тема песенно-танцевального характера с чешским колоритом, звучит у флейт и гобоев на педальном фоне валторны и скрипок. П. П. –контраст к ГП. Развитие этой темы приводит к развитию ее в G –dur. ЗП – –G –dur,спокойно и светло, звучит в мягком колорите у флейты в низком регистре. Лад пентатоники, затейливая ритмика сообщают теме характерность негритянских напевов. Синтез ГП и ПП. От Г.П – ритм, от П.П –характер. При переходе к разработке звучит лейттема. В разработке - борьба, т.к. в экспозиции намечается конфликт. Разработка – Очень динамична благодаря непрерывной смене различных по характеру разделов. В разработке идет борьба, т.к. в экспозиции намечался конфликт. Особую роль в разработке играет 1элемент ГП, лейттема имеет волнообразное строение. Кульминация совпадает с репризой, стирая грань между разделами. Реприза – изменяется ГП: сокращена до 1 периода. СП –отсутствует. ПП проводится в полном объеме в тональностях gis –moll и As –dur, нет тонального сближения между ГП и ПП. ЗП – в As –dur. Сoda –превращается во 2 –ю разработку, кот. по напряжению превосходит разработку. Завершается 1 часть утверждением лейттемы (в е –moll) и героико –драматического начала. II часть.Largo. Des –dur. Музыка навеяна отрывком из 20 главы «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло. Это лирическая часть, это рассказ о прощании вождя индейского племени –Гайавате со своей умершей супругой – Минегагой. Форма –сложная 3 –х частная, репризная с контрастной серединой, вступлением и заключением на материале вступления. Вступление –хорал(аккордовость) духовых инструментов. Модуляция из E –dur в Des –dur. Основная тема лирико –эпического склада проводится у английского рожка на фоне этих же аккордов, пентатоника. Средняя часть построена на 3 –х темах: 1)Плач сis –moll, 2)Траурное шествие, 3) Гимн природе Cis –dur - бойкий найгрыш деревянных духовых инструментов на стаккато. Веселье нарастает, но в кульминацию врывается лейттема Далее реприза с английским рожком. В коде звуч. тема вступления. III часть.Скерцо. e –moll Molto vivace. Жанровая стихия. Форма сложная 3 –х частная репризная с трио. Основная тема скерцо в жанре фурианта (чешский народный танец со сменой размеров). Много танцевальных ритмов, преобладает героическое начало. IV часть.Final. Разрешает конфликт симфонии. Allegro con fuoco, e –moll. Сонатная форма. ГП подготавливает небольшое вступление. Тема ГП в жанре марша ff у меди. Форма ГП 3 –х частная репризная с развитой серединой. СП на основе триолей. ПП контраст G –dur лирическая у кларнета на фоне виолончели. ЗП G –dur, героико – эпического характера. Разработка –борьба ГП с лейттемой симфонии + СП(финала)+мотивы 2 и 3 частей. Генеральная кульминация совпадает с репризой. Реприза динамизированная. ГП сокращена до 2 –х проведений(период) нет связующей партии. ПП E –dur соло виолончели на фоне духовых. ЗП в E –dur. Кода начинается с проведения лейтмотива, симфония превращается во 2 –ю разработку, звучат ГП (финала), лейттема, СП(финала), вступление ко 2ч. мотивы 2 и 3 части.Далее кода - преодоление сопротивления: звучит ГП на р, соло волторны, далее она проводится на ff, происходит разрешение в E –dur и тут в контрапункте утверж-тся темы ГП финала. Э.Григ «Пер Гюнт» Созданная для театральной постановки, музыка к “Перу Гюнту” получила значение самостоятельного художественного произведения. Полная партитура “Пера Гюнта” включает в себя двадцать три номера, среди которых—вступления к пяти актам драмы, песни (песня и колыбельная Сольвейг, серенада Пера Гюнта), танцы (на свадьбе Ингрид, Арабский танец, танец Анитры), фантастические (“В пещере горного короля”) и лирико-драматические (“Смерть Озе”) оркестровые эпизоды, мелодрамы. Отдельные номера музыки Грига подчеркивают, раскрывают разные образы, ситуации драмы Ибсена: возвышенный, чистый лиризм образа Сольвейг, трагедию смерти Осе, поэзию природы, яркость фантастики. В образе Пера Гюнта Ибсен разоблачает людей, у которых понимание прекрасного и отрицание мелкого, косного, мечта и стремление не претворяются в действие, в борьбу за достижение жизненного идеала. “Пер Гюнт” Грига получил широкое признание в виде двух оркестровых сюит. В первую сюиту включены “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”.. Вторая сюита “Пер Гюнт” состоит из следующих пьес: “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”, “Возвращение Пера Гюнта на родину”, “Песня Сольвейг”. Такая композиция, при которой лирические пьесы играют роль начала и заключения, говорит об их ведущем значении в сюитном цикле. Светлые и радостные чувства. (“Утро”), трагедия конца жизни (“Смерть Осе”), изящная жанровая зарисовка (“Танец Анитры”), “буйная” фантастика (“В пещере горного короля”)—таковы контрастные образы сюиты. В пьесе “Утро” яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом. Пьеса строится на вариантном развитии одной пентатонной мелодии. Звучащая вначале поочередно у флейты и гобоя, она воспринимается как перекличка наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широкого пространства, воздуха. При каждом новом повторе наигрыша появляются мелодические варианты, которые связывают сходные фразы в единую мелодию. В насыщенном, широком по диапазону звучании струнной группы эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости, полноты жизнеощущения. “Смерть Озе” — произведение огромной драматической силы. Лаконичный музыкальный образ, на развитии которого строится пьеса, сочетает мерную поступь марша со строгостью хорала и скорбными песенными интонациями. При повторе его во втором предложении периода напряжение усиливается благодаря обострению гармонии и иной динамической окраске. Повторы периода при постепенном усилении звучности, увеличении “объема звучания” и тональных контрастах — вот средства, какими достигается напряжение, динамика первой части двухчастной формы. Вторая часть, светлая, как то царство грез, в которое увлекает умирающую Озе своей фантазией Пер Гюнт, не нарушает общего движения музыки: здесь та же структура и ритмика мелодии. Но нисходящие хроматические интонации ее, постоянное стремление гармонии к устою, к тонике (в первой части движение гармонии шло от тоники к неустою), общая нисходящая линия мелодии и затухающая звучность—все это противоположно развитию первой части. Разнообразие в звучании этой пьесы достигается очень скромными оркестровыми средствами: она написана для струнной группы оркестра. В “Танце Анитры”, при почти той же скромности орестровых средств (к струнной группе добавлен лишь треугольник), композитор добивается редкой тембровой красочности. Звучание струнной группы, разнородное благодаря применению агсо и pizzicato, засурдиненного и открытого звука, “инкрустируется” серебром треугольника. В пьесе выразительна каждая деталь фактуры. Изящная, пластичная мелодия отшлифована многими штриховыми и динамическими нюансами, украшена трелями, форшлагами; мелодия, прихотливая по ритмическому рисунку, опирается на четкую танцевальную фигуру сопровождения. Финал сюиты—“В пещере горного короля”— яркая и красочная динамическая пьеса. Просто и своеобразно ее строение: при многократном проведении темы без изменений мелодии она каждый раз появляется в окружении все большего количества голосов, с новыми фигурациями в фактуре, усиливающим” ее причудливость и динамику. Это соответствует тому образу, который лежит в основе пьесы: нестройная пляска, нарастание движения, гомона. Простой и угловатой теме соответствуют резкие и однообразные на протяжении всей пьесы фактурные штрихи—отрывистые ритмические фигуры на слабой доле такта, ровная “дробь” баса, а также единообразие гармонической окраски. Тема очень отчетливо прорисована в скупой оркестровой фактуре начала: виолончели и контрабасы pizzicato и фагот поочередно ведут тему и фигуру сопровождения: Постепенное усиление звучности от начала к концу является основным средством динамики этой пьесы. “Жалоба Ингрид” —драматическая пьеса. Полная скорби лирическая песня-жалоба обрамлена остро ритмованнй и напряженно звучащей темой: так теперь вспоминается Ингрид танцевальная мелодия, которая звучала в день ее свадьбы. Драматизму, смятенности этой лирики противопоставлена светлая лирика “Песни Сольвейг”.Самые поэтичные страницы драмы Ибсен связывает с образом Сольвейг. До и после самой песни звучит чудесный наигрыш. Близкий по характеру к протяжным и задумчивым наигрышам рожка, он тем яснее “вписывается” в воображаемый пейзаж, что его последняя, квартовая интонация отдается двукратным эхом. Самая песня, простая по интонационному строению (поступенное движение мелодии и ходы по трезвучиям, свойственные норвежской музыке), плавная (ровность и единообразие ритмических фигур, равномерность аккордов сопровождения) звучит скромно, сдержанно и величаво. С каждой новой фразой растет проникновенность мелодии: сперва за счет большего напряжения гармоний, дальше—за счет обострения выразительности отдельных интонаций. Эта значительность, проникновенность каждой интонации распространяется даже на обычный, казалось бы, каденционный оборот мелодии в конце ее (ритмическое “удлинение” заключительных интонаций).Легкий и нежный танцевальный припев (в варианте для голоса это вокализ) открывает иную грань образа: радость и свет юности, которые сохранила в душе Сольвейг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.009 с.) |