ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В области музыкального искусства



В области музыкального искусства

По учебному предмету

Музыкальный инструмент (баян)

 

 

Елабуга, 2014

 

 

«Рассмотрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДМШ №1 им. Э. Бакирова»   «____» ______________ 2013 г.   «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДМШ №1 им. Э. Бакирова»   _______________Н.М. Кучерявенко «____» ______________ 2013 г.  

 

Разработчик: Портнова Ирина Васильевна, преподаватель Первой квалификационной категории по классу баян МБУ ДО «ДМШ №1 им. Э. Бакирова»

 

 

Рецензент – Опарина О.В. - Кандидат педагогических наук, преподаватель Высшей Квалификационной категории по классу фортепиано, заместитель директора по научно-методической работе ГАОУ СПО РТ «Елабужский колледж культуры и искусств»

 

Рецензент – Барова И.Н. – Заместитель директора по УВР, преподаватель Первой Квалификационной категории по классу фортепиано МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1 им. Э. Бакирова»

 

Структура программы

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

- Срок реализации учебного предмета.

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета.

- Сведения о затратах учебного времени.

- Форма проведения учебных аудиторных занятий.

- Цель и задачи учебного предмета.

- Методы обучения.

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план.

- Годовые требования.

 

III. Требования к уровню подготовки выпускника

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

- Критерии оценки

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям.

VI. Перечень нотной и методической литературы

 

- Учебно-методическая литература.

- Методическая литература.

- Нотная литература.

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры РФ от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на баяне в детскоймузыкальной школеи школе искусств.

Баян является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный баянный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, народную.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) - 12 лет.Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Баян как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти его возможности являются мотивацией для начала обучения игре на баяне. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: народная песня, старинные и современные романсы, эстрадная музыка, популярные образцы классической музыки.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.

 

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации   Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения   1-й год 2-й год 3-й год
Полугодия  
               
Количество  
недель              
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 210 часов - аудиторные занятия, 210 часов - самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями обаянномисполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на баяне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Музыкальный инструмент (баян)» являются:

- ознакомление детей с баяном, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них - формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на баяне, в том числе подбора по слуху.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета:

- учебные аудитории для индивидуальных и мелкогрупповых занятий, с хорошей освещённостью и проветриванием;
- баяны (размеры, соответствующие росту обучающихся);
- пюпитры;
- стулья в соответствии с ростом обучающихся;
- концертный зал;
- библиотека с соответствующим нотным, научно-методическим фондом, словарями и т.д.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
1 четверть Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов игры каждой рукой отдельно. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера.
2 четверть Игра двумя руками вместе.Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов.
3 четверть Исполнение гамм до, соль, фа-мажор каждой рукой отдельно, арпеджио, аккорды в данных тональностях.Подготовка к игре в ансамбле на простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
4 четверть Игра гамм двумя руками в 1октаву, арпеджио, аккорды. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

Второй год обучения

Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
1 четверть Гаммы до, соль, фа-мажор двумя руками в 2 октавы различными штрихами.Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов и обработки народных песен.
2 четверть Знакомство с элементами полифонии. Упражнения и этюды. Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок народных песен.
3 четверть Гаммы: ля, ми, ре-минор в 2 октавы каждой рукой отдельно, арпеджио, аккорды в данных тональностях. Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники). Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле с педагогом.
4 четверть Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных композиторов. Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям.

Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
1 четверть Гаммы до 4-х знаков двумя руками в 2 октавы различными штрихами, арпеджио, аккорды в данных тональностях. Включение в план произведений с элементами полифонии. Произведения классической и народной музыки, эстрадные песни.
2 четверть Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Исполнение пьес современных композиторов, обработок народных песен. Игра в ансамбле.
3 четверть Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка итоговой программы.
4 четверть Совершенствование техники аккордовой игры, Произведения зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация.

Третий год обучения

 

 

Годовые требования

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

Требования третьего года обучения имеют несколько вариантов примерных исполнительских программ, сгруппированных по двум уровням сложности и разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, а также планирования дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.

 

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот с листа.

В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на клавиатуре.

Содержание работы в первом классе

В течение года ученик может выучить:

- четыре-пять этюдов и 10 – 12 различных музыкальных произведений (народные и детские песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом);

- гаммы: до, соль, фа мажор каждой рукой в одну октаву; гамма ля минор (натуральный, гармонический, мелодический вид) правой рукой в одну октаву;

- короткие мажорные арпеджио правой рукой;

- упражнения на основные виды техники.
За год учащийся сможет:

Знать – устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатур, правила посадки и постановки рук, записи нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием инструмента, основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основы звукоизвлечения и др.

Уметь - ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах баяна, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые пьески и песни;

Овладеть -техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения.

Учащихся первого класса

Общее эстетическое обучение Академическое обучение
Программа Программа  
1. Д. Самойлов Рассказ 1. А.Латышев. В мире сказок. (Детская сюита)  
2. Русская народная песня в обработке В. Лушникова «Вдоль да по речке»,   2. Латышская народная песня в обработке В.Лушникова «Петушок»    

 

Второй год обучения

Цель: Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний. Дальнейшее развитие способности понимать, воспринимать, совершенствовать.

Опираясь на знания и умения, приобретённые на начальном этапе обучения, учащийся сможет:

Овладеть – минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на баяне, необходимыми для занятий;

Знать — основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка (в пределах требований программы второго класса), некоторые виды многоголосия, приёмы и способы достижения выразительной игры на инструменте, особенности творчества композиторов изучаемых произведений, основы коллективного музицирования;

Уметь — свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации и т.п., звуковысотных и временных особенностей мелодии. Сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые произведения, играть в ансамблях, оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития. Давать общую оценку музыке, разбираться в несложных полифонических произведениях, играть эмоционально, осмысленно и выразительно средней трудности музыкальное произведение. А также читать ноты с листа, подбирать знакомые мелодии.

 

Содержание работы во втором классе

В течение года учащийся сможет выучить:

- 16-18 произведений: 2 полифонических произведения,1 произведение крупной формы;6-8 пьес различного характера, 2 ансамбля;

- гаммы до, соль, фа, ре мажор двумя руками в одну-две октавы;

- гаммы ля, ми минор (гармонический, мелодический) каждой рукой отдельно в одну –две октавы;

- тонические трезвучия аккордами правой рукой в тех же тональностях;

- упражнения на развитие техники.

 

Примерная программа переводного академического концерта учащихся второго класса

Общее эстетическое обучение Академическое обучение
Программа Программа
1 . Л. Моцарт. Бурре   1 . И.Кравченко. Вариации на тему русской народной песни «Не летай, соловей»
2. Русская народная песня в обработке Аз. Иванова «Во саду ли, в огороде» 2. Татарская народная песня в обработке В. Гусева «Залида»

 

 

Третий год обучения

Цель: Совершенствование усвоенных специальных умений и навыков. Усложнение и углубление музыкально-художественного материала. Расширение круга музыкальных образов и исполнительских задач. Опираясь на знания и умения, приобретённые на втором этапе обучения, углубляя и совершенствуя их, учащийся сможет:

Овладеть - расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований;

Знать - специфические особенности звукообразования на баяне, примерную шкалу силы их звучания, гамму возможных динамических оттенков, исполнительские приёмы различного туше и уравновешивания звучания правой и левой клавиатур баяна, закономерность построения музыкальной формы (схемы), строение крупных музыкальных форм (сложная трёхчастная форма, сюита, соната, симфония), различные жанры и виды музыкального искусства, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений, значение художественной формы в выражении содержания музыки, особенности художественно-образного отражения действительности с помощью музыки;

Уметь - различать выразительные средства музыкального языка. Понимать их значение в создании конкретного художественного образа. Активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, её содержание и идейно-эмоциональную направленность. Раскрывать чувства и мысли, заложенные в ней, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, анализировать их ладотональные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные и стилевые особенности.

Оценивать музыку в единстве содержания и формы, рационально, активно, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями. Находить необходимые приёмы работы над музыкальным произведением, намечать примерный исполнительный план, свободно владеть выученным музыкальным материалом, играть в ансамбле (дуэт, трио), в пределах общего и музыкального развития играть эмоционально, осмысленно и выразительно музыкальные произведения по программе курса.

Содержание работы в третьем классе

В течение года учащийся может выучить:

- 12-14 произведений:4 этюда; 2 полифонических произведения;2 произведения крупной формы; 4 пьесы различного характера;2 ансамбля; чтение с листа из репертуара второго класса;

- гаммы мажорные и минорные до 4-х знаков в ключе двумя руками в две октавы;

- тонические трезвучия аккордами с обращениями;

- арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях;

- упражнения на различные виды техники.

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

 

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

-владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;

-умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Оценка качества реализации общеразвивающих общеобразовательных программ в области музыкального искусства включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

 

в области музыкального искусства

По учебному предмету





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.027 с.)