Печатается по решению кафедры теории искусств и мировой художественной культуры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печатается по решению кафедры теории искусств и мировой художественной культуры



Музыка ХХ века

Учебно-методическое пособие

 

Казань 2012

Печатается по решению кафедры теории искусств и мировой художественной культуры

УДК 78.03 (4) (7/8) «19»

ББК 85.313 (3)

Составитель – Л.Г. Сафиуллина, кандидат филологических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета

 

Рецензенты

 

Файзулаева М.П. – кандидат искусствоведения, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РФ и РТ;

Раимова С.И. – кандидат педагогических наук, профессор Казанского государственного педагогического университета.

 

Учебно-методическое пособие по курсу «Музыка ХХ века» адресовано студентам музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений и включает тематический план, вопросы к семинарским занятиям, краткое содержание лекций, примерные образцы тестов, список произведений для слушания, тематику рефератов, экзаменационные вопросы и библиографию.

 

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Музыкальное искусство ХХ века отличает множественность художественных тенденций, развивавшихся параллельно, в соприкосновении или отталкивании. Появление целого созвездия новых композиторских имен, творческих объединений, национальных школ обусловило сложность панорамы. Бурное экспериментаторство, периодически захватывавшее европейскую и американскую музыку, привело к радикальным изменениям в музыкальном языке, системе жанров, выразительных средствах. Некоторые из этих новаций имели исторически преходящий характер, другие же прочно вошли в мировой фонд. Лучшие произведения, созданные в ХХ столетии, стали зеркалом духовных, нравственных исканий эпохи, отразили драматизм и противоречивость современного мира.

Изучение важнейших эстетических направлений, закономерностей развития музыкально-исторического процесса в ХХ в. является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Компетентный педагог должен свободно ориентироваться в музыкальной стилистике нового времени, знать выдающиеся сочинения, быть адаптирован к их слуховому восприятию.

Курс «Музыка ХХ века» завершает академический курс истории зарубежной музыки и ставит своей целью ознакомление студентов с основными музыкально-стилевыми явлениями прошедшего столетия.

Задачи курса:

- сформировать у студентов представления об эволюции музыкального языка в ХХ веке;

- рассмотреть современные композиционные техники;

- осветить жанровую картину;

- изучить композиторские школы Франции, Италии, Австрии, США, Латинской Америки, стран Восточной Европы;

- охарактеризовать творчество крупнейших композиторов ХХ в. и проанализировать их наиболее значительные произведения.

На лекциях педагог обозначает основные тенденции развития музыкальной культуры той или иной страны, рассматривает художественно-стилевые течения, рассказывает об исканиях в области выразительных средств, характеризует творческий облик ведущих композиторов. Изложение теоретических сведений сопровождается демонстрацией аудио- и видеозаписей фрагментов музыкальных произведений.

На семинарских занятиях студенты, в основном, анализируют произведения пройденных на лекциях композиторов: знакомят сокурсников с историей их создания, раскрывают замысел, выявляют принципы строения, особенности музыкального языка. Тем самым осуществляется подготовка к слуховым контрольным работам, составляемым из отрывков данных сочинений. На семинарские занятия также выносятся некоторые обзорные и монографические темы. В период работы над докладами студенты могут воспользоваться рекомендованной педагогом литературой и информацией, почерпнутой из Интернета.

Самостоятельная работа студентов поглощает основное время, отведенное на изучение дисциплины. Большую ее часть занимает прослушивание указанных в списке произведений. Звучание многих из них при «первом приближении» может показаться непривычным: мелодические линии изломанными, угловатыми, гармонии – жесткими, диссонантными, ладотональное развитие – непредсказуемым. Своеобразная красота этих сочинений, их неповторимый эмоциональный колорит, логика в отборе выразительных средств открывается не сразу, а в процессе неоднократного восприятия. Поэтому рекомендуется каждое произведение слушать не менее

двух раз, наблюдая за музыкальным развитием по клавиру или партитуре. Для более эффективного запоминания желательно выписывать основные темы в отдельную нотную тетрадь. В тех случаях, когда нотные сборники изучаемых произведений отсутствуют, необходимо на слух определить границы разделов.

Не менее важным видом деятельности представляется и детальный просмотр видеозаписей театральных произведений, фрагменты которых демонстрировались на аудиторных занятиях. Здесь следует обратить внимание не только на собственно музыкальные особенности, но и на режиссерский замысел, постановочные решения, пластику, игру актеров, оформление сценического пространства, костюмы и т.д.

К самостоятельной работе также относится освоение материала лекций, работа с учебниками и дополнительной литературой, эскизное исполнение изучаемых произведений. Не все сочинения, фигурирующие в программе, могут быть исполнены силами студентов. Однако песни Дж. Гершвина, отрывки из его оперы «Порги и Бесс», фортепианные миниатюры Б. Бартока, пьесы из цикла «Ludus tonalis» П. Хиндемита, сочинения Ф. Пуленка и А. Пьяцоллы, номера из мюзиклов Э.Л. Уэббера и Л. Бернстайна вполне доступны для игры и пения. Для облегчения задачи студенты при их исполнении могут объединяться в камерные или вокально-инструментальные ансамбли. Главный же залог успешного освоения курса – планомерная и систематическая работа по всем обозначенным направлениям.

По мере прохождения курса осуществляется текущий контроль: слуховые проверочные работы и тестирование. Они проводятся они по подгруппам (15-20 человек).

Слуховые проверочные работы включают в себя по 15-20 фрагментов произведений, указанных в списке. После прослушивания каждого номера студенты должны угадать фамилию автора, название и жанр произведения, иногда – часть, раздел и тему. Ошибки в написании фамилии автора, названия произведения или имени действующего лица снижают отметку. При выполнении слуховых проверочных работ разрешается использование нотных тетрадей с основным тематизмом, учебников и других источников. Категорически запрещается коллективное обсуждение услышанного на протяжении всего отведенного времени. Обычно в течение семестра проводятся две слуховые проверочные работы: одна – в середине обучения, другая – по завершении курса. Полученные результаты учитываются при выведении итоговой экзаменационной оценки. Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» или по каким-либо причинам не явившиеся на слуховые проверочные работы, демонстрируют знание музыки на экзамене. Педагог предлагает им на слух определить 3-4 музыкальных фрагмента.

Тестирование выявляет владение студентов фактологией: представления о музыкальных группировках ХХ в., творческой эволюции композиторов, авторстве произведений, их жанровой природе, структуре, связях со смежными искусствами. Для ответа на каждый вопрос отводится 2-3 минуты. Обращение к какой-либо литературе, конспектам лекций и т.д. не допускается. Студенты, не прошедшие тестирования или заслужившие по нему низкий балл, отвечают на экзамене на дополнительные вопросы.

По окончании курса студенты пишут реферат на одну из предложенных тем и сдают экзамен. Экзамен проводится по билетам, каждый из которых содержит два вопроса. Первый вопрос носит общий характер (осветить особенности музыкальной культуры той или иной страны, обрисовать творческий облик композитора и т.п.), второй предполагает анализ музыкального произведения.

Программа курса «Музыка ХХ века» составлена на основе учебников «История зарубежной музыки. Вып.6», «Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.6,7»; коллективных трудов «Музыка ХХ века», «ХХ век. Зарубежная музыка». В работе также были использованы материалы программ «История зарубежной музыки (от 90-х годов Х1Х в. до первой половины ХХ века)» и «Современная музыка (Западноевропейская музыкальная культура второй половины ХХ века)», составленных кандидатом искусствоведения, и.о. доцента КГК Г. Б. Губайдуллиной.

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Наименование тем
1. Введение. Главные эстетические направления в западно-европейской музыке первой половине ХХ века.
2. Искания в области стиля. Изменения в системе жанров.
3. Творчество Игоря Стравинского.
4. Музыка Франции.
5. Творчество Дариюса Мийо.
6. Творчество Артюра Онеггера.
7. Творчество Франсиса Пуленка.
8. Религиозные и пантеистические произведения Оливье Мессиана.
9. Музыка Италии.
10. Музыкальная культура Австрии.
11. Арнольд Шенберг: личность, творчество, музыкально - теоретическая концепция.
12. Творческий портрет Альбана Берга.
13. Черты стиля Антона Веберна.
14. Музыка Германии.
15. Творчество Рихарда Штрауса
16. Творческий портрет Пауля Хиндемита.
17. Творчество Карла Орфа.
18. Музыкальная культура Великобритании и творчество Бенджамина Бриттена.
19. Музыкальная культура США.
20. Фольклористические тенденции в музыке ХХ века. Музыка Чехии, Словакии и Болгарии.
21. Музыкальная культура Венгрии. Творчество Белы Бартока.
22. Музыкальный авангард после второй мировой войны.
23. Творческие искания Кшиштофа Пендерецкого.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинар 1.

1. Опера-оратория « Царь Эдип» И. Стравинского.

2. Симфония псалмов.

3. Концерт для скрипки с оркестром.

Семинар 2.

1. Третья симфония А. Онеггера: концепция, драматургия цикла, круг музыкальных образов, особенности тематизма, оркестровое письмо.

2. Последовательный разбор всех трех частей симфонии.

Семинар 3.

1. Моноопера « Человеческий голос» Ф. Пуленка: своеобразие жанра, истоки в музыкальном театре других стран, литературная основа.

2. Драматургия.

3. Характеристика вокальной партии.

4. Оркестр - носитель тематизма.

Семинар 4.

1. Опера А. Берга «Воццек» как образец экспрессионистской музыкальной драмы. Соотнесение с литературным первоисточником.

2. Драматургия. Принципы строения оперных сцен. Использование форм инструментальной музыки.

3. Вокальный стиль.

4. Лейтмотивный комплекс.

Семинар 5.

1. История создания « Путеводителя по оркестру» Б. Бриттена.

2. Анализ произведения.

3. Возможности использования « Путеводителя» в школьной практике.

Семинар 6.

1. «Военный реквием» Б. Бриттена: история создания, концепция, текстовая основа.

2. Драматургия цикла. Роль пространственных эффектов.

3. Последовательный разбор частей.

Семинар 7.

1. Жизненный и творческий путь Дж. Гершвина.

2. «Рапсодия в блюзовых тонах».

3. «Американец в Париже».

4. Опера «Порги и Бесс».

Семинар 8.

1. Рождение джаза.

2. Период свинга как один из важнейших этапов развития джаза.

3. Стиль би-боп.

4. Основные направления в джазовой музыке второй половины ХХ века.

Семинар 9.

1. Музыкальная культура Латинской Америки.

2. Творчество Эйтора Вилла-Лобоса.

3. Творчество Астора Пьяцоллы.

Семинар 10.

1. Творчество Леоша Яначека. Опера « Ее падчерица».

2. Творчество Богуслава Мартину. Третий концерт для фортепиано с оркестром.

3. Творчество Панчо Владигерова. Рапсодия « Вардар».

Семинар 11.

1. Музыка для струнных, ударных и челесты» Б.Бартока.

2. Фортепианный цикл «Детям».

Семинар 12.

1. Жизненный и творческий путь З. Кодая.

2. Опера « Хари Янош».

3. Педагогическая и музыкально - просветительская деятельность Кодая.

Семинар 13.

1. Румынская композиторская школа.

2. Джордже Энеску: композитор, скрипач, дирижер и пианист. Обзор творчества.

3. Третья соната для скрипки и фортепиано Энеску.

Семинар 14.

1. Музыкальная культура Польши.

2. Творчество К. Шимановского.

3. Творчество В. Лютославского.

Семинар 15.

1. Мюзикл как новый музыкально-театральный жанр. Его эволюция.

2. Творчество Л. Бернстайна. «Вестсайдская история».

3. Рок-опера: история, сюжеты, драматургия, музыкальный язык.

4. Творчество Э. Л. Уэббера. «Иисус Христос - суперзвезда».

 

ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРАМ

Семинар 1.

1. Друскин М. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды. – Л.,1982.

2. Музыка ХХ века: Очерки. Ч.2. Кн.4. – М.,1984.

3. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.6/ Сост. И. Гивенталь,

Л. Щукина, Б. Ионин. – М., 1994.

4. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. – Л.,1982.

Семинар 2.

1. Павчинский С. Симфоническое творчество Онеггера. – М.,1972.

2. Сысоева Е. Симфонии А. Онеггера.

Семинар 3.

1. Медведева И. Франсис Пуленк. – М.,1969

2. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 6. – М.,1994. . 3. Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ века. – М.,1964.

Семинар 4.

1. Берг А. О музыкальных формах в моей опере «Воццек»// Зарубежная музыка ХХ века. – М.,1975.

2. Глебов И. «Воццек» Альбана Берга// Зарубежная музыка ХХ века. – М.,1975.

3. Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. – М.,1976.

опер/ Ред.-сост. М. Друскин. – Л.,1987.

Семинар 5.

1. Таурагис А. Бенджамин Бриттен. – М.,1965.

2. Радынова О. Беседа о музыкальных инструментах: Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.,1997.

Семинар 6.

1. Ковнацкая Л.Г. Бенджамин Бриттен // Ковнацкая Л.Г. Английская музыка ХХ века.- М., 1986.

2. Орлов Г. Военный реквием Бриттена // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5. - Л., 1967.

Семинар 7.

1. Волынский Э. Джордж Гершвин.- Л., 1988.

2. Конен В. Гершвин // Музыка ХХ века: Очерки. Ч.2. Кн.5а.-М., 1987.

3. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.7.- М., 2000.

4. Юэн Д. Джорж Гершвин: Путь к славе / Пер. с англ.- М., 1989.

Семинар 8.

1. Конен В. Рождение джаза. – М.,1984.

2. Коллиер Дж.Л. Становление джаза/ Пер. с англ. – М., 1984.

3. Панасьев Ю. История подлинного джаза. – Л., 1978.

4. Популярная история музыки/ Автор-сост. Е.Горбачева. – М., 2002. – С.464-472.

5. Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М.,1987.

6. Фейертаг В. Джаз. ХХ век: Энциклопедический справочник. – СПб.,2001.

7. Энциклопедия юного музыканта/ Сост. И. Куберский, Е. Минина. – СПб.,2001. – С.455-591.

Семинар 9.

1. Мариз В. Э. Вила Лобос/ Пер. с франц. - Л., 1977.

2. Музыкальная культура стран Латинской Америки: Сб. ст./ Сост., общ. ред. и прим. П. Пичугина. – М.,1974.

3. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ. Л. Акопяна.- М., 2001.

4. Пичугин П. Э. Вилла-Лобос и бразильская национальная музыкальная культура // Культура Бразилии. - М., 1981.

5. Струйский П. Национальная музыкальная культура Аргентины // Культура Аргентины.- М., 1977.

6. Федотова В. Композиторы Латинской Америки // Музыка ХХ века. Ч.2. Кн.5а.- М., 1987.

7. www.elalmadeltango.ru

8. www.krugosvet.ru

9. www.tangoman.narod.ru

Семинар 10.

1. Лейтес Р. Композиторы Болгарии // Музыка ХХ века. Ч.2. Кн. 5а. - М., 1987.

2. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.7.- М., 2000.

3. Павлов Е. Панчо Владигеров. - М., 1964.

4. Полякова Л. Мартину // Музыка ХХ века. Ч.2. Кн.5а.- М., 1987.

5. Полякова Л. Оперное творчество Л. Яначека. -М., 1968.

6. Фогель Я. Леош Яначек/ Пер. с чешск. - М., 1982.

Семинар 11.

1. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 7. – М., 2000.

2. Нестьев И. Бела Барток. – М., 1969.

3. Тараканов М. Вариантное развитие в «Музыке для струнных, ударных и челесты» Б. Бартока// Бела Барток: Сб. ст. – М., 1977.

4. Уйфалуши Й. Бела Барток: Жизнь и творчество/ Пер. с венг. – Будапешт, 1971.

Семинар 12.

1. Мартынов И. Золтан Кодай. - М., 1983.

2. Мартынов И. Кодай // Музыка ХХ века. Ч.2. Кн. 5а. - М., 1987.

3. Эссе Л. Жизнь З. Кодая в фотографиях и документах /Пер. с венг. - Будапешт, 1982.

Семинар 13.

1. Джордже Энеску: Воспоминания и биографические материалы/ Ред. Б. Гавоти. - М.-Л., 1966.

2. Котлярова Б. Джордже Энеску.- М., 1970.

3. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 7.- М., 2000.

4. Лейтес Р. Энеску // Музыка ХХ века. Ч.2.Кн. 5а.- М., 1987.

5. Сбырча Дж. Первые шаги к славе / Пер. с румынск. – Бухарест, 1983.

6. Страницы истории румынской музыки: Сб. ст./ Пер. с румынск.- М., 1979.

Семинар 14.

1. Волынский Э. Кароль Шимановский. – Л., 1974.

2. Голяховский С. Кароль Шимановский / Пер. с польск.- М., 1982.

3. Кароль Шимановский: Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крейниной. - М., 1984.

4. Лютославский В.: Материалы, воспоминания, беседы. – М.,1998.

5. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.7. – М., 2000.

6. Никольская И. Творческая эволюция Лютославского // Актуальные проблемы социалистического искусства. - М., 1978.

7. Никольская И. «Траурная музыка» В. Лютославского и проблемы звуковысотной организации в музыке ХХ века // Музыка и современность. Вып.10.- М., 1976.

8. Никольская И. Шимановский // Музыка ХХ века. Ч.2. Кн. 5а. - М., 1987.

9. Раппопорт Л. Витольд Лютославский. – М., 1976.

Семинар 15.

1. Великие мюзиклы мира/ Науч. ред. и консультант И. Емельянова. – М.,2002.

2. Искусство в школе.2003.№3.

3. Кампус Э. О мюзикле. – Л.,1983.

4. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла. – М.,1982.

5. Сахарова А. К проблеме архетипического в мюзиклах Э. Л. Уэббера// Наука о музыке/ Казанская гос. консерватория. – Казань,2004.

6. Хентова С. Леонард Бернстайн и Нью-Йоркский оркестр// О музыке и музыкантах наших дней. – М. – Л.,1976.

7. Энциклопедия юного музыканта/ Сост. И. Куберский, Е. Минина. – СПб.,2001. – С.452-454.

8. www.project68.narod.ru

9. www.project\1\igor\t2.htm

 

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 4. Музыка Франции.

Историческая панорама развития музыкальной культуры Франции первой трети ХХ в. Париж - один из крупнейших музыкальных центров Европы. Значение новых художественных течений (символизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм и пр.), смежных видов искусства для композиторского творчества.

Эстетика неоклассицизма во французском искусстве. Роль И. Стравинского.

Э. Сати (1866-1925) - апологет новых идей, эстетики эпатажа, принципов урбанизма и конструктивизма в музыке. Создатель «меблировочной музыки».

Творчество французских композиторов группы «Шести». Ее представители (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Орик, Ж. Тайфер). История создания группы. Роль Ж. Кокто. Влияние творчества Г. Аполлинера, П. Клоделя, П. Валери, П. Элюара, П. Пикассо; в музыке - И. Стравинского и Э. Сати.

Основные эстетические принципы: нигилизм, пародия, гротеск, буффонада; отражение эстетики города. Понятие «новой простоты». Музыкально- выразительные приемы: тип мелодики, формы, «поли- приемы» (полифункциональность, политональность), оркестровые принципы (стремление к изобразительности, «оркестр солистов»). Влияние эстрады, мюзик- холла, джаза.

 

Тема 9. Музыка Италии.

Общественно- политическая обстановка в Италии в первой трети ХХ в. Борьба композиторов молодого поколения - О. Респиги, И. Пиццетти, Д.Ф. Малипьеро, А. Казеллы - с академическими и веристскими течениями. Учреждение в 1917 г. Национального музыкального общества.

Положение «духовных эмигрантов» многих деятелей искусства после 1925 года. «Герметизм» произведений Малипьеро. Экспрессионистско- экзистенциалистские тенденции в творчестве Л. Даллапикколы и Т. Петрасси. Утверждение неоклассицизма в качестве главного направления итальянской музыки 20х-30х годов. Усиление внимания к религиозной тематике и духовным жанрам. Высокий уровень оперного исполнительства.

Тема 14. Музыка Германии.

Художественная жизнь Германии Веймарского периода. Параллельность существования позднеромантического академизма и стиля модерн.

Конструктивизм и «новая деловитость» ранних опусов П. Хиндемита. Социальный музыкальный театр Брехта - Вайля. Песенное и хоровое «пролетарское» искусство Х. Эйслера. Неоклассицистские тенденции в творчестве Хиндемита и Орфа. Деятельность Шенберга.

Мощная волна художественной эмиграции после прихода к власти нацистов. Возникновение «центров» новой немецкой музыки в США (1933-1945). Возрождение немецкой культуры после второй мировой войны в условиях разъединенной Германии. Развитие авангардистских тенденций в ФРГ.

Высокий уровень музыкального исполнительства в Германии в ХХ веке. Деятельность выдающихся дирижеров В. Фуртвенглера, О. Клемперера, Б.Вальтера, Г. Караяна; пианиста А. Шнабеля, певца Д. Фишер-Дискау. Авторитет немецкого музыкознания (Г. Аберт, К. Закс).

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Основные эстетические направления в западноевропейской музыке первой половины ХХ века.

2. Искания в области стиля в музыкальном искусстве первой половины ХХ в.

3. Изменения в системе жанров музыкального творчества в первой половине ХХ в.

4. Периодизация творчества И. Стравинского.

5. Неоклассический стиль И. Стравинского.

6. Симфония псалмов И. Стравинского.

7. Опера-оратория “ Царь Эдип” И. Стравинского.

8. Концерт для скрипки с оркестром И. Стравинского.

9. Музыка Франции.

10. Творчество Д. Мийо.

11. Творчество А. Онеггера.

12. Третья симфония А. Онеггера .

13. “ Пасифик -231” А. Онеггера.

14. Вокально - хоровое творчество Ф. Пуленка.

15. Моноопера “ Человеческий голос” Ф. Пуленка.

16. Религиозные и пантеистические произведения О. Мессиана.

17. Цикл “ 20 взглядов на младенца Христа” О. Мессиана.

18. Музыкальная культура Австрии.

19. Арнольд Шенберг: личность, творчество, музыкально - теоретическая концепция.

20. Творческий портрет А. Берга.

21. Опера “Воццек” А. Берга.

22. Скрипичный концерт А. Берга.

23. Черты стиля А. Веберна.

24. Оперетта “Сильва” И. Кальмана.

25. Музыка Германии.

26. Творчество Р. Штрауса.

27. Симфоническая поэма “Тиль Уленшпигель” Р. Штрауса.

28. Творческий портрет Хиндемита.

29. Фортепианный цикл “Ludus tonalis” Хиндемита.

30. Творчество К. Орфа.

31. Сценическая кантата “Carmina Burana”.

32. Педагогическая деятельность К. Орфа.

33. Творчество Б. Бриттена.

34. “Путеводитель по оркестру” Б. Бриттена.

35. “Военный реквием” Б. Бриттена.

36. Музыкальная культура США.

37. Творчество Дж. Гершвина.

38. Опера “Порги и Бесс” Дж. Гершвина.

39. “ Рапсодия в голубых тонах” Дж. Гершвина.

40. Джаз.

41. Композиторы Латинской Америки.

42. Цикл “Бразильские бахианы” Э. Вилла - Лобоса.

43. Фольклористические тенденции в музыке ХХ в.

44. Музыка Чехии и Словакии.

45. Музыка Болгарии.

46. Музыка Венгрии.Творчество Б.Бартока.

47. “Музыка для струнных, ударных, и челесты” Б. Бартока.

48. Цикл “Детям” Б. Бартока.

49. З. Кодай и его роль в развитии венгерской культуры.

50. Музыкальная культура Румынии и творчество Дж. Энеску.

51. Музыкальная культура Польши.

52. Творческие искания К. Пендерецкого.

53. “Плач по жертвам Хиросимы” К. Пендерецкого.

54. Музыкальный авангард после второй мировой войны.

55. Эволюция мюзикла.

56. “ Вестсайдская история” Л. Бернстайна.

57. Творчество Э.Л. Уэббера.

58. Рок-опера “Иисус-Христос – суперзвезда” Э.Л.Уэббера.

 


ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

А

1.Расположите в хронологическом порядке произведения И. Стравинского (поставить цифры). Подчеркните произведения неоклассицистского периода.

Агон

Весна священная

Поцелуй феи

Концерт для скрипки с оркестром

Симфония псалмов

Царь Эдип

Сказка о солдате

Жар-птица

2.Напишите фамилию идейного вдохновителя и организатора «французской шестерки»:

 

 

 

3.Установите соответствие произведений и их жанров:

Мавра фортепианный цикл

Литургическая опера

Лани симфония

Песни Гурре оркестровая сюита

Провансальская балет

Тоска по Бразилии кантата

Негритянская рапсодия

 

4.Найдите произведения Д. Мийо:

 

Пасифик-231 Просветленная ночь

Скарамуш Медея

Лик человеческий Пульчинелла

Весеннее концертино Карнавал в Лондоне

Покинутая Ариадна Сбор лимонов

 

5.Укажите автора памфлета «Петух и Арлекин», либретто балетов «Бык на крыше», «Новобрачные на Эйфелевой башне», опер «Человеческий голос», «Царь Эдип»:

 

Аполлинер Рильке Гофмансталь

Кокто Элюар Клодель

В

1.Укажите композиторов, чьи произведения примыкали к направлению «неовенская оперетта»:

Кшенек Шрекер Берг

Легар Цемлинский Маркс

Фалль Адорно О.Штраус

Курт Кальман Адлер

 

2.Установите авторство учебно-методических трудов:

«Шульверк» Хиндемит

«Руководство по композиции», «Мир композитора» Шенберг

«Учение о гармонии» Орф

 

3.Напишите имя и фамилию автора произведений «Каталог птиц», «Рождество господне», «Турангалила»:

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. История зарубежной музыки. ХХ век / Отв. ред. Н.А. Гаврилова; Гос. институт искусствознания; Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского. – М.: Музыка, 2007.

2. История зарубежной музыки. Вып.6: Начало ХХ века – середина ХХ века/ Ред. В.В. Смирнов. – СПб., 1999.

3. Музыка ХХ века: Очерки в двух частях (5 книгах). – М., 1976-1987.

4. Музыкальная литература зарубежных стран/ Сост. И. Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. Вып. 6. – М., 1994; Вып. 7. – М., 2000.

5. История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие / Сост. И общ.ред. Н.А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007.

 

Дополнительная*

1. Алексеева Л., Григорьев В. Зарубежная музыка ХХ века. – М., 1986.

2. ХХ век. Зарубежная музыка: Очерки, документы. Вып. 1 (К. Штокхаузен, Б.А. Циммерман, Х.В. Хенце). – М., 1995; Вып. 2 (Л. Берио, Л. Ноно). – М., 1995; Вып. 3 (П. Булез, Я. Ксенакис, Э. Варез). – М., 2000.

3. Друскин М. О западно-европейской музыке ХХ века. – М., 1973.

4. Зарубежная музыка ХХ века: Материалы и документы/ Под общ. ред. И. Нестьева. – М., 1975.

5. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. – М., 1976.

6. Композиторы. Век ХХ/ Сост. А. Хотунцов. – СПб., 2002.

7. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М., 1975.

8. Леонтьева О. Западноевропейские композиторы середины ХХ века. – М., 1976.

9. Музыкальное искусство ХХ века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции: Сб. науч. тр. Моск. гос. консерватории. – М., 1992.

10. Музыкальное искусство ХХ века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции: Сб. науч. тр. Моск. гос. консерватории. Вып. 2. – М., 1995.

11. Шнеерсон Г. Статьи о современной зарубежной музыке: Очерки. Воспоминания. – М., 1974.

12. Энтелис Л. Силуэты композиторов ХХ века. – М., 1975.

13. 100 композиторов ХХ века: Справочно-биографическое пособие/ Пер. с нем. – Челябинск, 1999.

14. Асафьев Б. Книга о Стравинском. - Л.,1977.

15. Смирнов В. Творческое формирование И.Ф. Стравинского. – Л., 1970.

16. Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести». – Л., 1964.

17. Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ века: Очерки. – Л., 1983.

18. Кокорева А. Дариус Мийо: Жизнь и творчество. – М., 1986.

19. Онеггер А. О музыкальном искусстве. – Л., 1979.

20. Павчинский С. Симфоническое творчество Онеггера. – М., 1972.

21. Пуленк Ф. Я и мои друзья. – Л., 1977.

22. Екимовский В. Оливье Мессиан. – М., 1987.

23. Мелик-Пашаева К. Творчество О. Мессиана. – М., 1987.

24. Богоявленский С. Итальянская музыка первой половины ХХ века: Очерки. – Л., 1986.

25. Соллертинский И. Арнольд Шенберг. – 1934.

26. Холопова В. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга// Музыка и современность.Вып. 6. – М., 1969.

27. Веберн А. Лекции о музыке. Письма/ Пер. с нем. В. Шнитке. – М., 1975.

28. «И свет во тьме горит»: О музыке А. Веберна: Сб. науч. тр. Моск. гос. консерватории. Вып. 21. – М., 1998.

29. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн: Жизнь и творчество. – М., 1984.

30. Владимирская А. Звездные часы оперетты. – Л., 1991.

31. Владимирская А. Франц Легар. – Л., 1981.

32. И. Кальман: Сб. ст. и воспоминаний/ Сост. В. Савранский. – М., 1980.

33. Кальман В. Помнишь ли ты?.. : Жизнь Имре Кальмана/ Пер. с венг. – М., 1989.

34. Краузе Э. Рихард Штраус. Образ и творчество/ Пер. с нем. – М., 1961.

35. Крауклис Г. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. – М., 1970.

36. Ступель А. Рихард Штраус. – Л.,1972.

37. Беляев В. Пауль Хиндемит. – Л., 1927.

38. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. – М., 1974.

39. Холопов Ю. Пауль Хиндемит и его «Ludus tonalis»// Хиндемит П. Ludus tonalis. – М., 1964.

40. Леонтьева О. Карл Орф. – М., 1984.

41. Система детского музыкального воспитания К. Орфа/ Под ред. Л.А. Баренбойма. – Л., 1970.

42. Гуревич Е. Сатирический музыкальный театр Брехта-Вайля// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. – Л., 1975.

43. Леонтьева О. Курт Вайль// Советская музыка. 1963. №1.

44. Нестьев И. История одного содружества (Брехт и Вайль)// Из истории музыки социалистических стран. – М., 1975.

45. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. – М., 1974.

46. Холст И. Бенджамин Бриттен. – М., 1968.

47. Конен В. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. – М., 1977.

48. Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов. – М., 1977.

49. Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. – М., 1989.

50. Павлишина С. Чарльз Айвз. – М., 1979.

51. Григорьев Л., Платек Я. Джордж Гершвин. – М., 1956.

52. Галицкий А. Музыкальный язык джазового творчества Дэйва Брубека: Автореф. дисс. канд. искусствоведения.- СПб.,1999.

53. Коллиер Д.Л. Луи Армстронг. Американский гений/ Пер. с англ. – М.,1987.

54. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. – М.,1994.

55. Королев О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. – М., 2002.

56. Лившиц Д. Диалог поколений в джазе// Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений: Сб.ст. Т.2.– Н. Новгород,1999.

57. Мархасев Л. В легком жанре. – Л.,1984.

58. Озеров В. Джаз США: Учебно-справочное пособие. Ч.1. – М.,1990.

59. Головинский Г. Композитор и фольклор. – М., 1981.

60. Музыка социалистической Чехословакии: Сб. ст./ Сост. и ред. В. Егорова. – М., 1980.

61. Гаврилова Н. Богуслав Мартину. – М., 1981.

62. Нестьев И. В. «Ее падчерица» Леоша Яначека. – М., 1960.

63. Полякова Л. Чешская и словацкая опера ХХ в. Кн.1-2. – М., 1978 – 1983.

64. Крыстев В. Очерки по истории болгарской музыки. – М., 1973.

65. Современная болгарская музыка/ Сост. К. Ангелов. – М., 1974.

66. Музыка Венгрии: Сб. ст./ Пер. с венг. – М., 1968.

67. Сабольчи Б. История венгерской музыки/ Пер. с венг. – Будапешт, 1964.

68. Бела Барток: Сб. ст./ Сост. Е.И.Чигарева. – М., 1977.

69. Мартынов И. Бела Барток. – М., 1968.

70. Сигитов С. Этапы творческой эволюции Бартока// Из истории музыки ХХ века. – М., 1971.

71. Мартынов И. Золтан Кодай – музыкальный педагог и просветитель// Из истории музыки социалистических стран Европы. – М.,1975.

72. Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. – М., 1989.

73. Альтернатива – 90: Грани минимализма/ Сост. и науч. ред. Ю. Прокошин. – М., 1989.

74. Байер К. Репетитивная музыка// Сов.музыка.1991. №1.

75. Гриффитс П. Кейдж: Пер. с англ. Т. Моисеенко// Т. Моисеенко. П.Гриффитс. Кейдж: Дипломная работа/ Казанская гос консерватория. – Казань, 2000.

76. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М., 1986.

77. Дьердь Лигети: Личность и творчество: Сб. ст./ Сост. Ю. Крейнина. – М., 1993.

78. Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия: 1960- 1990. – М., 1997.

79. Кон Ю. О теоретической концепции Яниса Ксенакиса// Кризис буржуазной культуры и музыки. Вып. 3. – М.,1976.

80. Куницкая Р. Французские композиторы ХХ века: Очерки. – 1990.

81. Курбатская С. Серийная музыка: Вопросы истории, теории и эстетики. – М., 1996.

82. Поспелов П. Минимализм и репетитивная техника// Музыкальная академия. 1992. №4.

83. Приношение музыке ХХ века: Сб. ст. Уральской гос. консерватории. – Екатеринбург, 2003.

84. Савенко С. Авангард как традиция музыки ХХ века // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений. – Н. Новгород, 1999.

85. Савенко С. Музыкальные идеи и музыкальная действительность Карлхайнца Штокхаузена// Теория и практика современной буржуазной культуры/ ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94. – М., 1987.

86. Савенко С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда// Кризис буржуазной культуры и музыки. Вып. 5. – Л., 1983.

87. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ в.: Диалектика творчества. – М., 1992.

88. Цареградская Т. В. Время и ритм в музыке второй половины ХХ века (О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис): Автореф. дисс. докт. искусствоведения. – М., 2002.

89. Чередниченко Т. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. – М., 1989.

90. Кокорева Л. Музыкальная культура Польши ХХ века: Очерки. – М., 1997.

91. Никольская И. Современная польская музыка. – М., 1993.

92. Энтелис Л. Встречи с современной польской музыкой. – Л., 1978.

93. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. – М., 1983.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Бертольд Брехт и его влияние на музыкальное искусство ХХ века.

2. «Трехгрошовая опера» Брехта-Вайля.

3. Наблюдения о постановке «Трехгрошовой оперы» в Большом драматическом театре им. В. Качалова.

4. Образы детства и музыка для детей в творчестве Бенджамина Бриттена.

5. Фортепианная музыка Белы Бартока.

6. Учебные пособия по сольфеджио З. Кодая и Б. Бартока.

7. Музыкально-просветительская и исполнительская деятельность Леонарда Бернстайна.

8. Жизненный и творческий путь Имре Кальмана.

9. Оперетты Кальмана на сцене Татарского Академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.

10. Развитие идей детского музыкального воспитания Карла Орфа в России.

11. Опера «Умница» К.Орфа.

12. Внеевропейское в музыкальной культуре ХХ в.

13. Особенности претворения индийской тематики в творчестве Альбера Русселя.

14. Вокально-хоровые сочинения Ханса Эйслера.

15. Зарисовки Рима в инструментальных произведениях Отторино Респиги.

16. Неоклассицистские тенденции в творчестве Альфредо Казеллы.

17. Педагогическая деятельность Оливье Мессиана.

18. Произведения для детей Пауля Хиндемита.

19. Регтайм и его истоки.

20. Спиричуэл.

21. Музыкально-выразительная система блюза.

22. Труба и голос Луи Армстронга.

23. «Золотые» темы Дюка Эллингтона.

24. Оркестр Гленна Миллера.

25. «Первая леди джаза» Элла Фитцджеральд.

26. «Музыка души» «соул» и Рэй Чарльз.

27. Творчество Дэйва Брубека.

28. Джаз-рок и творчество Ч.Кориа.

29. Рок-культура.

30. История «Битлз».

31. Альтернативный рок.

32. Стиль диско.

33. Этническая музыка.

34. Французский шансон.

35. Фрактальные образы в творчестве Дьердя Лигети.

36. «Новые миры» Карлхайнца Штокхаузена.

37. «Тотальный музыкальный театр» Б. А. Циммермана.

38. Музыка и математика.

39. Стохастическая система Яниса Ксенакиса.

40. Ионеску и Булез.

41. Политически ангажированная музыка: Луиджи Ноно и Ханс Вернер Хенце.

42. Музы



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.017 с.)