Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальные жанры и принципы их классификации↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание музыки и её специфические особенности Музыка – сложный и трудный для понимания вид искусства, поскольку музыка, в отличие от других видов искусства, обращена исключительно к слуховому восприятию. Существуют различные точки зрения по вопросу, что составляет содержание музыки: 1) «Музыка – нечто целиком врождённое, внутреннее, не нуждающееся ни в каком опыте, извлечённом из жизни» (И. Гёте). 2) Г. Ларош: «Музыка отражает общий дух эпохи». 3) Э. Ганслик: «В музыке нет содержания» (т.е., нет информации). «Музыкальное содержание есть движение звуковых форм». 4) Б. Асафьев: «Фуга – королева логики». 5) Прежде всего музыка отражает эмоциональный мир человека. Сама по себе эмоция не имеет значения, эмоциональный мир всегда находится в движении. Таким образом, основу музыки составляет движение эмоций. По мнению Л. Мазеля, в музыке должно быть единство эмоции и мысли, то есть, эмоция должна быть осмыслена, а мысль прочувствована. Музыкальное содержание мы распознаём при помощи интонационного слуха, который является своеобразным «органом общения». Интонационный слух выделяет 4 эмоциональных состояния своего собеседника-музыки: а) Призыв – резко, поступательно, без колебаний (восходящее движение); б) Прошение – жалобно, неуверенно (нисходящее движение); в) Игра – оживлённо и легко, виртуозно (моторное движение); г) Медитация – спокойно, размеренно (возвращение к одним и тем же оборотам).
Музыкальная драматургия Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ярко выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия; определённая последовательность этапов развития драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства, соответственно природе их выразительных средств, причём роль музыки определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы. В ходе исторического развития сложились определённые формы, служащие для воплощения сценического действия: в опере – речитатив, ария, ариозо, ансамбли, хоры. В балете – классические и характерные танцы, ансамбли. Эти формы не остаются неизменными. Так, оперная драматургия обогащается за счёт некоторых приёмов симфонического развития (лейтмотивы и т.д.). В произведениях музыкально-сценических жанров встречаются признаки вариационности, рондообразности, сонатности. Понятие драматургии применяется и к произведениям инструментальной музыки. Так, драматургия представляет собой одну из конкретных форм симфонизма (так как метод симфонизма есть не что иное, как метод драматургического становления тематизма).
Музыкальный стиль Музыкальный стиль (от латинского «стилос» - палочка для письма, то есть, способ изложения) – понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств. В эстетике категория стиля появилась в конце XVI века в связи с дифференциацией профессиональной музыки, ранее преимущественно культовой. В XVII веке под стилем подразумевали характеристику жанра и национальных школ. С XVII века прибавилось более широкое значение – стиль исторического периода (полифонический стиль и новый стиль – гомофонно-гармонический). В XIX веке понятие стиля приобретает узкое значение – индивидуальная манера письма композитора. В XX веке вследствие подчас резких различий между разными этапами творчества одного композитора, стиль определяет какой-либо период творчества автора, либо отдельное произведение. Понятие музыкального стиля имеет оценочное значение, указывая на единство, органичную взаимосвязь выразительных средств произведения, соотношение традиционного и новаторского в индивидуальном композиторском языке.
Музыкальная форма Понятие «форма» в музыке применяется в нескольких значениях: 1) как эстетико-философская категория, то есть музыкальное воплощение содержания или же целостная организация средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, ритм, тембр и т.д.), направленных на воплощение содержания. Это форма в широком смысле слова. 2) как музыкальное понятие, то есть тип композиции, форма-схема по Асафьеву, форма сочинения (например, сонатная форма, фуга и т.д.). 3) как индивидуальный, неповторимый облик музыкального произведения. Асафьев: «Сонатная схема существует одна, а форм её проявления столько, сколько существует самих сонатных форм». 4) как эстетический порядок в музыкальной композиции, который проявляется как оформленность или бесформенность. 5) как один из разделов музыкально-теоретической науки. Таким образом, рассматриваются две категории музыкальной формы: а) в широком смысле слова – как способ воплощения содержания; б) в тесном – как план развёртывания функционально различных разделов и частей музыкального произведения, которые объединяются в целостную композицию. Иначе это называется формой композиции или композиционным планом. Форма композиции имеет две стороны: *) внешняя, связанная с музыкальным содержанием, с жанром и с темой, а также с формами бытования музыки, что особенно важно для первичных жанров. *) внутренняя, связанная с раскрытием внутренней организации, её сторон, элементов. Функции композиции: 1) семантическая, обусловленная содержанием произведения; 2) коммуникативная, направленная на управление слушательским восприятием.
Метод анализа и его формы Основная проблема анализа – взаимосвязь формы и содержания. Задачи анализа: а) сформулировать, какие чувства, эмоции выражает музыка; б) какие средства для этого применены; в) связать содержание с эпохой, породившей данный стиль, жанр, творчество композитора. Вышеперечисленные пункты могут быть рассмотрены как отдельные аспекты анализа и выделены в самостоятельные формы. Формы анализа (по Ю. Холопову): 1) Анализ как практическая эстетика. Заключается в прослеживаниизакономерностей музыки и вынесении оценок. Включаемые в анализ восприятие и эстетическое переживание явлений музыки придают определённой части анализа характер конкретно-эстетического исследования, практической эстетики. 2) Анализ-описание. Научную ценность этот вид представляет лишь в том случае, когда описывается новое явление. Описание – это пересказ нотного текста в общеизвестных терминах. 3) Целостный или комплексный анализ. Метод В. Цуккермана. Состоит в привлечении к анализу широкого круга сведений, относящихся к сочинению. Содержание и форма рассматриваются в неразрывном единстве. Цуккерман: «Анализ – это синтез науки и искусства, так как требует не только знаний, но и восприимчивости». 4) Количественно-измерительный анализ. Это анализ в буквальном смысле слова, то есть расчленение целого на элементы. Здесь возникает проблема, поскольку главный объект измерения – неточен. С более широких позиций анализ как таковой вообще не отделим от синтеза. Это – две стороны единого процесса мышления, познания. Анализ должен быть не просто целостным, а ценностным, то есть должен выявлять наличие духовных связей. Музыкальный анализ не покидает музыки, если он: *) представляет технические средства музыки как эстетические *) сохраняет звуковую форму музыки, то есть оперирует музыкальными примерами. Ценностный анализ раскрывает образно-эмоциональную сторону музыки через эстетическое переживание. При ценностном методе анализа «средства» трактуются прежде всего в рамках музыкальной формы. Отсюда – доминирующее значение понятия формы как объекта анализа.
Строение музыкальной речи Музыкальной форме свойственна иерархия строения (взаимоподчинение). Музыкальная форма состоит из ряда разделов, каждый из которых делится на подразделы. Период содержит следующие подразделы: 1) предложение – наибольшая часть периода, завершённая каденцией; 2) фраза – часть предложения, отделённая цезурой; 3) мотив – минимальный конструктивный элемент формы, связанный с одной сильной долей.
Метрические структуры формы Для музыки как временного искусства важна пропорциональность, соразмерность частей. В музыкальной форме выделяют следующие метрические структуры, зависящие от количества сильных долей: 1) квадратность – «4-х тактовость частей» (Способин). Квадратность типична для жанров, связанных с движением (танцы, марши); 2) неквадратность – нарушение принципа квадратности (3+3; 6+6 тт.). Характерна для русских народных песен.
Простая двухчастная форма Простые формы – это формы, состоящие из 2х или 3х частей, каждая из которых не сложнее периода. Отличие от периода – наличие развивающего раздела. Простые формы возникли из песенной или танцевальной музыки. Сфера использования – песни, инструментальные миниатюры, жанрово-бытовая музыка. Простая 2х-частная форма – это форма, состоящая из двух разделов или периодов, где первый раздел – изложение музыкальной мысли, а второй – её развитие и завершение. Простые 2х-частные формы разделяются на контрастные А+В и развивающие А+А1. 1) контрастные (безрепризные). Строение запевно-припевное, с жанровыми признаками (р.н. п. «Дубинушка»). 2) развивающие (репризные): аа1+ва1, где второй раздел состоит из двух построений: в – обновление и развитие темы, так называемая «середина»; а1 - повторение второго предложения первого раздела.
Простая трёхчастная форма. Простая трёхчастная форма – это форма, в которой первая часть – изложение музыкальной мысли, вторая часть – либо её развитие, либо изложение новой музыкальной мысли, третья часть – завершение с помощью репризы. В зависимости от тематического материала средней части существуют 2 разновидности простой 3х-частной формы: 1) развивающая (однотемная) АА1А. Для среднего раздела характерна тонально-гармоническая неустойчивость, избегание тоники, отклонения, дробные структуры, секвенции, полифонизация темы (Чайковский, «Баркарола»). 2) контрастная (двухтемная) АВА. Средний раздел представляет собой период неэкспозиционного типа, в котором отсутствует завершённость, в конце накапливается неустойчивая гармония (Чайковский, романс «Средь шумного бала»). Реприза бывает двух видов: а) точная (буквальная, статичная, da capo); б) изменённая – варьированная, расширенная или сокращённая (редко).
Разновидность простой трёхчастной формы – трёх-пятичастная форма АВАВА (Лист, «Грёзы любви»).
Сложные формы Состоят из 2х или 3х частей, каждая из которых (хотя бы одна) – простая форма. Имеет ярко выраженный контраст противоположных образных сфер.
Сложная двухчастная форма Сфера применения – камерно-вокальная, оперная музыка, реже – в инструментальной музыке (Моцарт, Фантазия ре минор). Существует в двух разновидностях: 1) безрепризная или репризная АА1 (Бах, ХТК II, прелюдии №2,8,9,10,15,20; Скрябин, прелюдии оp.11 №3,16,21); 2) контрастная АВ. ( Бах, ХТК I, прелюдии №3,21).Цельности формы способствует неравноправие частей: а)1 часть – вступительная, 2 – основная (Глинка, каватина и рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин»). Или в Хоре охотников (Вебер, опера «Волшебный стрелок»):2 часть – припев.
Сложная трёхчастная форма Это репризная форма, состоящая из 3х частей, каждая из которых – простая форма. Эта форма включает два контрастных образа с последующим закреплением первого. История возникновения: инструментальная и вокальная музыка XVII века – циклы танцев, ария da capo. Сфера использования: средние части сонатно-симфонических циклов, отдельные инструментальные произведения, романсы, арии, хоры. Разновидности: 1) АСА 2) АА1А (арии da capo) 3) АВСА (у романтиков) Особенность первой части: отсутствие контраста – однотемная 2х или 3х частная форма. Исторически сложились два типа средней части: 1) средняя часть с трио, где изложение нового материала преобладает над развитием. Это построение устойчивое, завершённое по форме и тонально-гармоническому строению, чётко отделённое цезурой от крайних частей (Рахманинов, прелюдия соль минор) 2) средняя часть – эпизод, где развитие преобладает над изложением. Это построение тонально, гармонически и структурно неустойчивое, с плавным переходом к репризе (Чайковский, «Февраль»). У романтиков различие между трио и эпизодом стирается. Типы репризы: 1) точная (Моцарт, симфония соль минор, 3я часть) 2) варьированная (Шопен, ноктюрн ре-бемоль мажор) 3) динамическая, содержащая образное переосмысление тематического материала первой части и новый образный контраст (Шопен, ноктюрн до минор). Кода – развитое послерепризное дополнение. Выполняет итоговую, синтезирующую функцию. Главные признаки: тонический органный пункт, плагальные обороты. Вариационная форма Вариационной называется форма, основанная на изложении темы и её повторении в изменённом виде: АА1А2… Количество частей не ограничено. Смысл – раскрытие заложенных в теме различных образных состояний. Происхождение – связано с народной исполнительской традицией. Сфера использования – самостоятельные произведения, части сонатно-симфонических циклов. Следует различать варьирование (это способ развития темы) и вариации, то есть вариационную форму. Исторические типы вариаций: 1) Старинные вариации (XVI – XVII вв.). Вариации Basso ostinato. 2 типа: а) пассакалия – крупная форма, Maestoso.Варьируется неизменная тема в басу. б) чакона – камерная, лирическая. Обычно входит в состав крупной формы. Варьируется неизменная гармоническая формула. К концу XVII века различия между пассакалией и чаконой стираются (Бах, Чакона ре минор; Гендель, Пассакалия из сюиты соль минор, №7).
2) Строгие вариации. Вариации ВКШ. Фигурационные, орнаментальные вариации. Особенности темы: 1) средний регистр, 2) умеренный темп, 3) аккордовая фактура, 4) ясная функциональность темы, 5) песенно-танцевальный характер темы, 6) форма – простая двухчастная, реже – 3х-частная, ещё реже – период. Принцип варьирования: воспроизведение темы как целого, обогащение её деталями. В теме изменяются: мелодический рисунок, ритм, фактура, темп и т.д. Неизменными остаются: гармонический план,форма, тональность(может быть один раз заменена на одноимённую или параллельную). Приёмы развития мелодии: а) орнаментация, б) распев, в) вариантное преобразование. (Моцарт, соната Ля мажор, №11, 1я часть).
3) Свободные вариации. Утвердились в творчестве композиторов-романтиков в начале XIX века. Жанрово-характерные вариации. Каждая вариация подобна самостоятельной пьесе на материале темы. Тема – лишь повод для создания контрастных образов. Принцип варьирования: элемент темы является объектом самостоятельного развития (Рахманинов, «Рапсодия на тему Паганини»).
Двойные вариации. Это вариации на две темы. Темы могут варьироваться как каждая отдельно, так и поочерёдно (Глинка, «Камаринская»). Глинкинские вариации (soprano ostinato). Тема остаётся неизменной, меняется сопровождение (Глинка, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»). Сонатная форма
Сонатная форма – это форма, в которой 1-й раздел (экспозиция) основан на тональном контрасте двух основных тем. 2-й раздел (разработка) интенсивно их развивает. 3-й раздел (реприза) приводит темы в тональное единство. Сонатная форма – высшая среди инструментальных гомофонных форм, впитавшая в себя признаки всех других форм. Благодаря усложнённой структуре сонатная форма способна отразить яркие образные контрасты, воплотить сложное содержание в развитии, показать качественное изменение образов. Сонатная форма окончательно сформировалась в творчестве композиторов ВКШ. Используется в крайних частях сонатно-симфонических циклов, как форма одночастных программных оркестровых произведений (увертюра, фантазия, картина, поэма), в качестве формы оперной увертюры. В вокальной музыке встречается редко (ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Глинки). Сонатная форма содержит три обязательных раздела: экспозиция, разработка и кода. Кроме них могут быть дополнительные – вступление и кода.
Экспозиция Это – показ музыкальных образов, завязка драмы. Основана на тональном (тематическом) контрасте главной и побочной партий. Следует различать понятия партии и темы: партия – это раздел экспозиции или репризы. Тема – это музыкальный материал, характеризующий образ. Главная партия – чаще активного, волевого характера (движение по аккордовым звукам, импульсивный ритм). Часто содержит в себе внутренний контраст различных элементов. Побочная партия – чаще лирического характера. Обычно это певучая жанрово-танцевальная тема. Иногда побочная партия состоит из нескольких тем (Бетховен, «Героическая» симфония, 1 часть). Часто побочная партия содержит перелом (сдвиг) – внедрение элементов главной партии, связующей партии. Это вносит напряжение, предвосхищает драматизм разработки. Типичные тональные соотношения: Гл.п. (в мажоре) – поб.п. (в тональности D) Гл.п. (в миноре) – поб.п. (в параллельном мажоре) Кроме главной и побочной партий экспозиция содержит связующую партию, которая тонально и тематически связывает главную партию с побочной, разряжает накопившуюся в главной партии энергию. Главный признак связующей партии – тональная неустойчивость. Связующая партия бывает различна по масштабам: от развитых построений до короткой связки (Шуберт, «Неоконченная» симфония, 1 часть). Заключительная партия – подводит итог экспозиции, закрепляет тональность побочной партии. Построена чаще на материале тем экспозиции, реже – на новой теме. Разработка Это – развитие и кульминация музыкального действия. Контраст тем экспозиции либо углубляется, либо сглаживается. Чаще разработка основана на теме главной партии, как более активной и внутренне конфликтной. Основные приёмы развития темы: 1) дробление темы на элементы и их тональное, гармоническое, фактурное, регистровое, тембровое развитие. 2) полифонизация темы. Разработка может состоять из нескольких разделов, каждый со своей кульминацией (так называемые волны). Последний раздел, основанный на накоплении энергии неустойчивой функции, называется предыктом. Появление в разработке новой темы, не звучавшей в экспозиции, называется эпизодом (Шостакович, «Ленинградская» симфония, 1 часть). Реприза Это – развязка музыкального действия, в которой происходит сближение тем на основе тонального единства. Реприза сонатной формы бывает: 1) точная (Бетховен, симфония №3, 1 часть) 2) динамическая – образное переосмысление тем экспозиции; начало репризы совпадает с кульминацией разработки (Шостакович, симфония №7, 1 часть) 3) зеркальная (Шопен, баллада №1, соль минор) 4) неполная, с пропущенной главной партией, которая появляется в коде (Шопен, соната №2, си-бемоль минор). Кода Её функция – подведение итогов развития, приведение контраста в единство, утверждение главной мысли. Чем сильнее контраст в экспозиции, чем динамичнее развитие в разработке, тем больше значение коды. Кода сонатной формы может быть подобна второй разработке. Обычно кода строится на тематическом материале экспозиции, реже – на новой теме.
Рондо-соната Это – промежуточная форма между рондо и сонатной формой. Схема: АВА С АВ1А, где АВА – экспозиция, С – эпизод, АВ1А – реприза. Средний (центральный) эпизод может быть заменён разработкой предшествующих тем. По определению В Цуккермана, «Рондо-сонатой называется такой вид рондо с тремя (изредка четырьмя) эпизодами, в котором крайние эпизоды тематически и тонально находятся в том же соотношении, что и побочные партии экспозиции и репризы сонатной формы. Разновидности: 1) если центральный эпизод С – разработка тем экспозиции, то этот вид приближается к сонатной форме, 2) если центральный раздел С – эпизод, то – к рондо. Признаки сонатной формы: *) тональный контраст тем А и В в начале и их тональное единство в конце *) эпизод В – не промежуточное построение, а противопоставление гл. п. как самостоятельной партии Отличие от сонатной формы: *) повторение гл. п. в конце экспозиции и репризы Признаки рондо: *) проведение рефрена не менее трёх раз *) жанрово-танцевальный тематизм Отличие от рондо: *) повторение нового эпизода в новой тональности.
Область применения: финалы сонатно-симфонических циклов, иногда – в качестве самостоятельных пьес. Вступление для рондо-сонаты не характерно, кода – возможна. Бетховен, соната №8, финал, средний раздел – эпизод. Моцарт, соната №17, финал, средний раздел – разработка).
Циклические формы
Циклической называется форма, состоящая из нескольких законченных контрастных частей, объединённых общим замыслом. Различают два типа циклических форм: 1 ) сюита, в которой преобладает контрастность частей, 2) сонатно-симфонический (вокально-симфонический,вокальный, инструментальный) цикл, в котором главное – единство цикла. Сюита. Это циклическое произведение, состоящее из ряда разнохарактерных пьес. Исторические типы сюит: 1) Старинная сюита (партита). XVI-XVIII века. Состоит из четырёх танцев: а) аллеманда (немецкий танец) – медленный темп, 4/4, полифонический склад; б) куранта (французский танец) – умеренный темп, 3/4, полифонический склад; в) сарабанда (испанский танец) – медленный темп, 3/4, аккордовая фактура; г) жига (английский танец) – быстрый темп, триольный ритм. Кроме основных танцев в сюиту иногда вводились дополнительные – гавот, менуэт, буре и т.д. Открывала сюиту прелюдия или токката. (Бах, Английские, Немецкие, Французские сюиты). 2) Сюита ВКШ. Основные жанры: кассации, дивертисменты, серенады (Моцарт, «Маленькая ночная серенада»). Происходит отказ от обязательной танцевальности и сближение с сонатно-симфоническим циклом. 3) Новая сюита (2я четверть XIX века). Её черты: большое значение программности, объединение частей определённым сюжетом, усиление контрастности частей (Шуман, «Карнавал»). Сюита может быть составлена из основных музыкальных номеров спектакля, балета, оперы (Григ, «Пер Гюнт»).
Сонатно-симфонический цикл К сонатно-симфоническому циклу относятся жанры симфонии, сонаты, концерта, квартета. Классический сонатно-симфонический цикл состоит из 4х частей, включающих Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже – скерцо) и финал. В жанрах концерта и сонаты менуэт отсутствует. Композиционное единство частей цикла проявляется в темповой организации целого, В тонально-гармонических, тематических и образных связях. Части сонатно-симфонического цикла являются как бы фазами раскрытия концепции сочинения в целом. Каждая часть цикла имеет свои типичные жанры и формы: 1 часть (сонатное Allegro) – сонатная форма. 2 часть (Andante, Adagio) – сложная 3х-частная форма, сонатная форма без разработки, вариационная форма, иногда – рондо. 3 часть (Менуэт) – сложная 3х-частная форма. 4 часть (Финал) – сонатная форма или рондо (рондо-соната). Тональные связи: крайние части пишутся в одной тональности или одноимённых, 2я часть – в тональности S, одноимённой или параллельной. 3я часть – в главной тональности.
Свободные и смешанные формы
Это – нециклические музыкальные формы, не укладывающиеся в типовые схемы форм классической и романтической музыки, либо объединяющие в себе черты различных форм. Свободные формы отличаются от смешанных тем, что в смешанных формах сонатная форма сочетается с другими формами. В свободных формах же с другими формами сочетаются сюитные формы. Свободные формы связаны с жанрами развлекательной инструментальной музыки (вальсы Штрауса, попурри). Часто ведущим принципом становится рондальность. Каждый новый музыкальный образ имеет законченную форму. Свободные формы характерны для сочинений, имеющих программу. Свободные формы эпохи барокко – органные и клавирные фантазии и родственные им жанры. Характерным признаком свободных форм 2й половины XVIII века является смешение гомофонных и полифонических признаков. Возросшее значение свободных и смешанных форм в XIX веке (баллады, поэмы, рапсодии) определяется эстетикой романтизма. Для них характерны обстоятельное экспонирование контрастных тем, возрастание интенсивности развития, трансформация и сближение образов, динамизация репризно-кодовой части. В XIX-XX веках в основе свободных форм лежит замысел, влияющий на форму (программа). Индивидуальное «сочинение формы» становится принципом композиции во 2й половине XX века.
Полифонические формы
Полифония – это тип многоголосия, в котором все голоса равноправны и развиты. Для полифонии характерен принцип непрерывного развития. Полифония бывает 3х видов: 1) имитационная, основанная на развитии одной темы. 2) неимитационная (контрастная), основанная на одновременном сочетании (контрастировании) различных тем. 3) подголосочная (гетерофония), основанная на ответвлении подголосков от основной мелодической линии. Гетерофония характерна для русской народной и профессиональной музыки. Полифония возникла в XIV веке как разновидность церковной музыки для хора а capella. Основные полифонические жанры: фуга, фугетта, ричеркар, инвенция и т.д.
Фуга
Фуга – это высшая форма имитационной полифонии. Основные композиционные элементы фуги: тема, ответ,противосложение, интермедия (построение между проведениями тем, основанное на развитии элементов тем) и стретта (имитационное вступление темы в одном голосе до окончания её в другом). Фуга обычно состоит из трёх разделов: 1 раздел – экспозиция. Это последовательное вступление голосов с темой в Т-D соотношении. Между 2м и 3м проведениями темы, а также после всей экспозиции звучат интермедии. 2 раздел – разработка, основана на проведении темы в подчинённых тональностях. Используются преобразования темы и интермедии. 3 раздел – реприза. Начинается с возвращения темы (в основной тональности), которая проводится во всех голосах. В репризе широко используется стретта. Фуга на одну тему называется простой, на две темы – двойной, на три – тройной. Двойные и тройные фуги бывают с раздельной или с совместной экспозицией. Фуга может иметь двухчастное строение: 1 раздел – экспозиция, 2 раздел – свободный.
Фугетта – небольшая фуга, менее серьёзного характера. Основана на несложных видах имитации.
Особенности формообразования в вокальной и хоровой музыке Синтез текста и музыки приводит к тому, что отдельные части вокальной формы оказываются менее завершёнными, чем в инструментальных формах. Так, начальные периоды вокальных форм часто оканчиваются половинной каденцией. Часто встречается свободное в отношении внутренней структуры неквадратное строение начальных периодов. Другая особенность вокальных форм – малая пригодность их для тематической разработки – связана с двумя причинами: 1) с ограничениями, накладываемыми голосовым аппаратом певца; 2) с единообразным метрическим и структурным строением стихотворного текста. В этом – одна из причин редкого применения в вокальной музыке сонатной формы. Единообразное строение стихотворного текста может привести к тому, что в середине сохраняется структура экспозиционных построений, но с тонально-гармоническим, мелодическим, фактурным варьированием. Возникает так называемая «вариантная середина». Чаще, чем в инструментальной, в вокальной музыке встречаются и вариантные репризы. Для вокальных форм очень характерно взаимопроникновение различных принципов формообразования, приводящее к синтетическим формам. Среди особых форм вокальной музыки выделяются 3 основных вида, оказавшихся исторически очень устойчивыми: 1) куплетная форма 2) варьированная форма 3) сквозная вокальная форма.
Содержание музыки и её специфические особенности Музыка – сложный и трудный для понимания вид искусства, поскольку музыка, в отличие от других видов искусства, обращена исключительно к слуховому восприятию. Существуют различные точки зрения по вопросу, что составляет содержание музыки: 1) «Музыка – нечто целиком врождённое, внутреннее, не нуждающееся ни в каком опыте, извлечённом из жизни» (И. Гёте). 2) Г. Ларош: «Музыка отражает общий дух эпохи». 3) Э. Ганслик: «В музыке нет содержания» (т.е., нет информации). «Музыкальное содержание есть движение звуковых форм». 4) Б. Асафьев: «Фуга – королева логики». 5) Прежде всего музыка отражает эмоциональный мир человека. Сама по себе эмоция не имеет значения, эмоциональный мир всегда находится в движении. Таким образом, основу музыки составляет движение эмоций. По мнению Л. Мазеля, в музыке должно быть единство эмоции и мысли, то есть, эмоция должна быть осмыслена, а мысль прочувствована. Музыкальное содержание мы распознаём при помощи интонационного слуха, который является своеобразным «органом общения». Интонационный слух выделяет 4 эмоциональных состояния своего собеседника-музыки: а) Призыв – резко, поступательно, без колебаний (восходящее движение); б) Прошение – жалобно, неуверенно (нисходящее движение); в) Игра – оживлённо и легко, виртуозно (моторное движение); г) Медитация – спокойно, размеренно (возвращение к одним и тем же оборотам).
Музыкальная драматургия Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ярко выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия; определённая последовательность этапов развития драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства, соответственно природе их выразительных средств, причём роль музыки определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы. В ходе исторического развития сложились определённые формы, служащие для воплощения сценического действия: в опере – речитатив, ария, ариозо, ансамбли, хоры. В балете – классические и характерные танцы, ансамбли. Эти формы не остаются неизменными. Так, оперная драматургия обогащается за счёт некоторых приёмов симфонического развития (лейтмотивы и т.д.). В произведениях музыкально-сценических жанров встречаются признаки вариационности, рондообразности, сонатности. Понятие драматургии применяется и к произведениям инструментальной музыки. Так, драматургия представляет собой одну из конкретных форм симфонизма (так как метод симфонизма есть не что иное, как метод драматургического становления тематизма).
Музыкальные жанры и принципы их классификации В раскрытии содержания музыкального произведения важна роль жанра. Как правило, род жанром имеют в виду социальную роль музыки, условия бытования, условия средств исполнения. Жанры – это исторически сложившиеся типы, виды, разновидности музыкальных произведений, которые объединяются и разграничиваются по ряду признаков. В отечественном музыкознании проблемой жанра занимались В. Цуккерман и А. Сохор. Цуккерман разграничивает жанры по характеру содержания – лирические, повествовательно-эпические, моторные, картинно-живописные. Сохор разграничивает жанры на основе условий исполнения, бытования – обиходные (бытовые), массово-бытовые, концертные, театральные. Это – наиболее общая классификация жанров, внутри их могут быть подразделения (Бобровский определяет их как «вторичные жанры»). Жанры могут также подразделятся на простые и сложные. Простые – песня, танец, марш. Они также подразделяются на более мелкие (песни – трудовые, лирические и т.д. Марши – похоронные, военные и т.д.). Простые жанры иначе называются бытовыми (обиходными), что подчёркиапет их утилитарное назначение. Сложные жанры могут быть систематизированы по исполнительским средствам: 1) инструментальные жанры – симфоническая, камерная, сольная музыка 2) вокальные жанры - хоровая, ансамблевая музыка, соло с аккомпанементом 3) смешанные инструментально-вокальные жанры – кантаты, оратории 4) театральные жанры – оперы, балеты, оперетта и т.д.
Музыкальный стиль Музыкальный стиль (от латинского «стилос» - палочка для письма, то есть, способ изложения) – понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств. В эстетике категория стиля появилась в конце XVI века в связи с дифференциацией профессиональной музыки, ранее преимущественно культовой. В XVII веке под стилем подразумевали характеристику жанра и национальных школ. С XVII века прибавилось более широкое значение – стиль исторического периода (полифонический стиль и новый стиль – гомофонно-гармонический). В XIX веке понятие стиля приобретает узкое значение – индивидуальная манера письма композитора. В XX веке вследствие подчас резких различий между разными этапами творчества одного композитора, стиль определяет какой-либо период творчества автора, либо отдельное произведение. Понятие музыкального стиля имеет оценочное значение, указывая на единство, органичную взаимосвязь выразительных средств произведения, соотношение традиционного и новаторского в индивидуальном композиторском языке.
Музыкальная форма Понятие «форма» в музыке применяется в нескольких значениях: 1) как эстетико-философская категория, то есть музыкальное воплощение содержания или же целостная организация средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, ритм, тембр и т.д.), направленных на воплощение содержания. Это форма в широком смысле слова. 2) как музыкальное понятие, то есть тип композиции, форма-схема по Асафьеву, форма сочинения (например, сонатная форма, фуга и т.д.). 3) как индивидуальный, неповторимый облик музыкального произведения. Асафьев: «Сонатная схема существует одна, а форм её проявления столько, сколько существует самих сонатных форм». 4) как эстетическ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.250 (0.016 с.) |