Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности сонатной формы

Поиск

Сонатная форма бывает полной и неполной. В зависимости от типа средней части различают 3 вида полной сонатной формы:

1) с разработкой в средней части

2) с новым материалом в средней части (эпизод)

3) с переходом в средней части (редко).

В неполной сонатной форме средняя часть отсутствует. Существует 2 вида неполной сонатной формы:

1) старосонатная форма, где 1й раздел – экспозиционный (T-D),

2й раздел – разработочно-репризный (D-T).

2) сокращённая, в которой разработка отсутствует вообще. Между экспозицией и репризой возможен небольшой переход или всего лишь один модулирующий аккорд.

 

Сонатная форма в жанре концерта бывает с двойной экспозицией (совместной или раздельной). Чаще всего 1я экспозиция исполнялась оркестром. Мендельсон упразднил двойную экспозицию, вследствие чего форма концерта приблизилась к обычной сонатной, часто – с признаками дуэтности. В концерте обычно имеется виртуозное соло, которое называется каденцией.

Происхождение и развитие сонатной формы

Зарождение сонатной формы относится к концу XVII – началу XVIII веков. Наиболее отчетливо её черты проявились в фортепианных произведениях Д. Скарлатти и Ф. Э. Баха (старинная сонатная форма – 2х-частная, вопросо-ответная: T-D, D-Т). Окончательно же установилась сон. ф. в сочинениях Гайдна и Моцарта (классическая сон. ф.)

В произведениях Бетховена усилен контраст между гл. и поб. партиями, тема гл. п. сама становится внутренне контрастной, отсюда – увеличение масштабов разработки; связующая и заключительная партии также приобретают разработочный характер.

Сохранив основные закономерности классической сонатной формы, композиторы XIX – XX веков внесли новые черты. Тематический материал гл. п. носит иногда песенные черты (Шуберт первым ввёл песенный тематизм вместо классического жанрово-бытового, танцевального, что ослабило энергию развития темы). Иногда напротив, темы вступают в контрастное, даже конфликтное взаимодействие. В разработке возрастает роль полифонических приёмов развития, усложняются тональные планы. Динамизируется реприза, часто сливаясь с кодой, обобщающей всё предыдущее развитие.

Рондо-соната

Это – промежуточная форма между рондо и сонатной формой. Схема: АВА С АВ1А, где АВА – экспозиция, С – эпизод, АВ1А – реприза. Средний (центральный) эпизод может быть заменён разработкой предшествующих тем. По определению В Цуккермана, «Рондо-сонатой называется такой вид рондо с тремя (изредка четырьмя) эпизодами, в котором крайние эпизоды тематически и тонально находятся в том же соотношении, что и побочные партии экспозиции и репризы сонатной формы. Разновидности:

1) если центральный эпизод С – разработка тем экспозиции, то этот вид приближается к сонатной форме,

2) если центральный раздел С – эпизод, то – к рондо.

Признаки сонатной формы:

*) тональный контраст тем А и В в начале и их тональное единство в конце

*) эпизод В – не промежуточное построение, а противопоставление гл. п. как самостоятельной партии

Отличие от сонатной формы:

*) повторение гл. п. в конце экспозиции и репризы

Признаки рондо:

*) проведение рефрена не менее трёх раз

*) жанрово-танцевальный тематизм

Отличие от рондо:

*) повторение нового эпизода в новой тональности.

 

Область применения: финалы сонатно-симфонических циклов, иногда – в качестве самостоятельных пьес. Вступление для рондо-сонаты не характерно, кода – возможна. Бетховен, соната №8, финал, средний раздел – эпизод. Моцарт, соната №17, финал, средний раздел – разработка).

 

 

Циклические формы

 

 

Циклической называется форма, состоящая из нескольких законченных контрастных частей, объединённых общим замыслом.

Различают два типа циклических форм:

1 ) сюита, в которой преобладает контрастность частей,

2) сонатно-симфонический (вокально-симфонический,вокальный, инструментальный) цикл, в котором главное – единство цикла.

Сюита.

Это циклическое произведение, состоящее из ряда разнохарактерных пьес. Исторические типы сюит:

1) Старинная сюита (партита). XVI-XVIII века. Состоит из четырёх танцев:

а) аллеманда (немецкий танец) – медленный темп, 4/4, полифонический склад;

б) куранта (французский танец) – умеренный темп, 3/4, полифонический склад;

в) сарабанда (испанский танец) – медленный темп, 3/4, аккордовая фактура;

г) жига (английский танец) – быстрый темп, триольный ритм. Кроме основных танцев в сюиту иногда вводились дополнительные – гавот, менуэт, буре и т.д. Открывала сюиту прелюдия или токката. (Бах, Английские, Немецкие, Французские сюиты).

2) Сюита ВКШ. Основные жанры: кассации, дивертисменты, серенады (Моцарт, «Маленькая ночная серенада»). Происходит отказ от обязательной танцевальности и сближение с сонатно-симфоническим циклом.

3) Новая сюита (2я четверть XIX века). Её черты: большое значение программности, объединение частей определённым сюжетом, усиление контрастности частей (Шуман, «Карнавал»). Сюита может быть составлена из основных музыкальных номеров спектакля, балета, оперы (Григ, «Пер Гюнт»).

 

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся жанры симфонии, сонаты, концерта, квартета. Классический сонатно-симфонический цикл состоит из 4х частей, включающих Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже – скерцо) и финал. В жанрах концерта и сонаты менуэт отсутствует. Композиционное единство частей цикла проявляется в темповой организации целого, В тонально-гармонических, тематических и образных связях.

Части сонатно-симфонического цикла являются как бы фазами раскрытия концепции сочинения в целом. Каждая часть цикла имеет свои типичные жанры и формы:

1 часть (сонатное Allegro) – сонатная форма.

2 часть (Andante, Adagio) – сложная 3х-частная форма, сонатная форма без разработки, вариационная форма, иногда – рондо.

3 часть (Менуэт) – сложная 3х-частная форма.

4 часть (Финал) – сонатная форма или рондо (рондо-соната).

Тональные связи: крайние части пишутся в одной тональности или одноимённых, 2я часть – в тональности S, одноимённой или параллельной. 3я часть – в главной тональности.

 

Свободные и смешанные формы

 

 

Это – нециклические музыкальные формы, не укладывающиеся в типовые схемы форм классической и романтической музыки, либо объединяющие в себе черты различных форм. Свободные формы отличаются от смешанных тем, что в смешанных формах сонатная форма сочетается с другими формами. В свободных формах же с другими формами сочетаются сюитные формы. Свободные формы связаны с жанрами развлекательной инструментальной музыки (вальсы Штрауса, попурри). Часто ведущим принципом становится рондальность. Каждый новый музыкальный образ имеет законченную форму. Свободные формы характерны для сочинений, имеющих программу.

Свободные формы эпохи барокко – органные и клавирные фантазии и родственные им жанры. Характерным признаком свободных форм 2й половины XVIII века является смешение гомофонных и полифонических признаков.

Возросшее значение свободных и смешанных форм в XIX веке (баллады, поэмы, рапсодии) определяется эстетикой романтизма. Для них характерны обстоятельное экспонирование контрастных тем, возрастание интенсивности развития, трансформация и сближение образов, динамизация репризно-кодовой части.

В XIX-XX веках в основе свободных форм лежит замысел, влияющий на форму (программа). Индивидуальное «сочинение формы» становится принципом композиции во 2й половине XX века.

 

 

Полифонические формы

 

Полифония – это тип многоголосия, в котором все голоса равноправны и развиты. Для полифонии характерен принцип непрерывного развития. Полифония бывает 3х видов:

1) имитационная, основанная на развитии одной темы.

2) неимитационная (контрастная), основанная на одновременном сочетании (контрастировании) различных тем.

3) подголосочная (гетерофония), основанная на ответвлении подголосков от основной мелодической линии. Гетерофония характерна для русской народной и профессиональной музыки.

Полифония возникла в XIV веке как разновидность церковной музыки для хора а capella. Основные полифонические жанры: фуга, фугетта, ричеркар, инвенция и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.81 (0.006 с.)