Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другие комплексные музыкально-языковые средстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ритм – (от греч. – равномерное течение) – временная организация музыки. Ритмическую форму образуют акценты, паузы или цезуры. С одной стороны, ритм понимается равномерное повторение или чередование, всё, что касается организации или порядка (мотивов, фраз, предложений). Это – ритм в широком смысле слова. В тесном смысле, ритм – это взаимодействие длительностей по их продолжительности. С ритмом тесно связан метр. Существует 4 типа ритмики, в основе которых – наличие или отсутствие акцента в музыке: 1) регулярно-акцентная ритмика. Свойственна музыке венских классиков и связана в музыке быстрой – с энергией, в музыке медленной – с уравновешенностью. 2) нерегулярно-акцентная ритмика. Смещение акцента. Связана с возбуждённостью, остротой, затейливостью и игривостью. 3) регулярная времяизмерительность. Связана в музыке с воплощением покоя, уравновешенности, соразмерности. Здесь нет ярко выраженных акцентов. Охватывает несколько тактов, которые объединяются в целое. 4) нерегулярная времяизмерительность – это объединение по 3, 5, 8 тактов. Метр – в широком смысле слова – это организация ритма. В тесном смысле – это соотношение сильных и слабых долей в такте. Музыки без ритма и метра не существует. Лад – в широком смысле слова – приятная для слуха согласованность звуков по высоте. В тесном смысле – системность высотных связей, объединённых центральным звуком или созвучием, а также воплощающая её конкретная звуковая система (чаще – в виде звукоряда). По своей сути лад – это коренная эстетическая категория музыки, в отличие от других элементов музыки (ритма, динамики и т.д.), встречающихся и вне музыки. Классификация ладов: диатонические, бесполутоновые пентатонные, хроматические, смешанные, переменные и т.д. Гармония. Термин «гармония» в музыке включает ряд значений: *) благозвучие *) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование *) наука о звуковысотной организации музыки, созвучиях и их связях. Фактура – это конкретное оформление музыкальной ткани. Обязательные компоненты фактуры – тембр, регистр, голосоведение. Виды фактуры: *) с точки зрения объёма *) с точки зрения веса *) с точки зрения плотности и т.д. Динамика – одна из сторон организации музыки как процесса, тесно связанная с её временной природой и характеризующаяся изменениями в громкости, плотности звучания и темпе. Тембр – окраска звука. Важное средство музыкальной выразительности – усиливает или ослабляет контрасты, участвует в музыкальной драматургии.
Основные принципы формообразования Существует 3 основных принципа формообразования: 1)сопоставление выражается в том, что разделы формы, в которых излагается определённый тематический материал, занимает более или менее обособленное положение и имеют самостоятельное значение. Этому способствует уравновешенность в тональном и структурном отношении. Для сопоставления материалов характерны кадансирование в начальной тональности, структурная замкнутость, отсутствие связки и перехода. В крупных формах особую роль играет контрастное сопоставление (наиболее свойственно сложной 3х-частной форме). 2) связное развитие характеризуется наличием связки, перехода к новому материалу или просто половинного каданса, вызывающего ожидание нового этапа развития. Свойственны неуравновешенность и разомкнутость построения, тональная неустойчивость, незавершённость развития. Этот тип развития типичен для слитной 3х-частной формы и рондо (особенно для рондо-сонаты). 3) динамическое сопряжение -тематические материалы не только связываются между собой, но и вступают в тесные взаимоотношения. При этом возникает особая напряжённость развития: внутренняя динамика – ожидание дальнейших событий, и внешняя – динамические оттенки, кульминации и спады. Именно динамическом сопряжении (а не в контрастном сопоставлении) возникает то противоречие тематизма и разделов формы, которое нашло наиболее яркое и полное выражение в сонатной форме. Основные принципы формообразования часто сочетаются между собой.
Период как форма законченной или относительно законченной музыкальной мысли и самостоятельного произведения Период это наименьшая форма, в которой излагается относительно законченная музыкальная мысль. Основные признаки периода: 1) завершённость каденцией 2) экспозиционный тип изложения 3) тематическое единство 4) тонально-гармоническая устойчивость 5) чёткость структуры. Характеризовать период нужно с четырёх сторон: I по количеству предложений: 1) из двух предложений 2) неделимого строения (Бетховен. 32 вариации – тема) 3) из трёх предложений (Чайковский. «Подснежник») II по тематизму: 1) повторного строения (с изменениями или без) 2) неповторного строения (Чайковский. «Осенняя песня») III по гармоническому содержанию: 1) однотональный 2) модулирующий (Даргомыжский «Мне минуло шестнадцать лет») IV по масштабно-тематическому строению: 1) с равновеликими предложениями (Чайковский. «Сладкая грёза») 2) с увеличенным вторым предложением: а) за счёт внутреннего докаденционного расширения (прерванный оборот, секвенция и т.д.). Чайковский. «Баркарола». б) за счёт внешнего послекаденционного дополнения (Верди, песенка Герцога из оперы «Риголетто»). Классический период – 8 тактов, реже – 16 тактов, ещё реже – 32 такта. Строение музыкальной речи Музыкальной форме свойственна иерархия строения (взаимоподчинение). Музыкальная форма состоит из ряда разделов, каждый из которых делится на подразделы. Период содержит следующие подразделы: 1) предложение – наибольшая часть периода, завершённая каденцией; 2) фраза – часть предложения, отделённая цезурой; 3) мотив – минимальный конструктивный элемент формы, связанный с одной сильной долей.
Метрические структуры формы Для музыки как временного искусства важна пропорциональность, соразмерность частей. В музыкальной форме выделяют следующие метрические структуры, зависящие от количества сильных долей: 1) квадратность – «4-х тактовость частей» (Способин). Квадратность типична для жанров, связанных с движением (танцы, марши); 2) неквадратность – нарушение принципа квадратности (3+3; 6+6 тт.). Характерна для русских народных песен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.94 (0.005 с.) |