Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие комплексные музыкально-языковые средства

Поиск

Ритм – (от греч. – равномерное течение) – временная организация музыки. Ритмическую форму образуют акценты, паузы или цезуры. С одной стороны, ритм понимается равномерное повторение или чередование, всё, что касается организации или порядка (мотивов, фраз, предложений). Это – ритм в широком смысле слова. В тесном смысле, ритм – это взаимодействие длительностей по их продолжительности. С ритмом тесно связан метр.

Существует 4 типа ритмики, в основе которых – наличие или отсутствие акцента в музыке:

1) регулярно-акцентная ритмика. Свойственна музыке венских классиков и связана в музыке быстрой – с энергией, в музыке медленной – с уравновешенностью.

2) нерегулярно-акцентная ритмика. Смещение акцента. Связана с возбуждённостью, остротой, затейливостью и игривостью.

3) регулярная времяизмерительность. Связана в музыке с воплощением покоя, уравновешенности, соразмерности. Здесь нет ярко выраженных акцентов. Охватывает несколько тактов, которые объединяются в целое.

4) нерегулярная времяизмерительность – это объединение по 3, 5, 8 тактов.

Метр – в широком смысле слова – это организация ритма. В тесном смысле – это соотношение сильных и слабых долей в такте. Музыки без ритма и метра не существует.

Лад – в широком смысле слова – приятная для слуха согласованность звуков по высоте. В тесном смысле – системность высотных связей, объединённых центральным звуком или созвучием, а также воплощающая её конкретная звуковая система (чаще – в виде звукоряда). По своей сути лад – это коренная эстетическая категория музыки, в отличие от других элементов музыки (ритма, динамики и т.д.), встречающихся и вне музыки. Классификация ладов: диатонические, бесполутоновые пентатонные, хроматические, смешанные, переменные и т.д.

Гармония. Термин «гармония» в музыке включает ряд значений:

*) благозвучие

*) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование

*) наука о звуковысотной организации музыки, созвучиях и их связях.

Фактура – это конкретное оформление музыкальной ткани. Обязательные компоненты фактуры – тембр, регистр, голосоведение. Виды фактуры:

*) с точки зрения объёма

*) с точки зрения веса

*) с точки зрения плотности и т.д.

Динамика – одна из сторон организации музыки как процесса, тесно связанная с её временной природой и характеризующаяся изменениями в громкости, плотности звучания и темпе.

Тембр – окраска звука. Важное средство музыкальной выразительности – усиливает или ослабляет контрасты, участвует в музыкальной драматургии.

 

 

Основные принципы формообразования

Существует 3 основных принципа формообразования:

1)сопоставление выражается в том, что разделы формы, в которых излагается определённый тематический материал, занимает более или менее обособленное положение и имеют самостоятельное значение. Этому способствует уравновешенность в тональном и структурном отношении. Для сопоставления материалов характерны кадансирование в начальной тональности, структурная замкнутость, отсутствие связки и перехода. В крупных формах особую роль играет контрастное сопоставление (наиболее свойственно сложной 3х-частной форме).

2) связное развитие характеризуется наличием связки, перехода к новому материалу или просто половинного каданса, вызывающего ожидание нового этапа развития. Свойственны неуравновешенность и разомкнутость построения, тональная неустойчивость, незавершённость развития. Этот тип развития типичен для слитной 3х-частной формы и рондо (особенно для рондо-сонаты).

3) динамическое сопряжение -тематические материалы не только связываются между собой, но и вступают в тесные взаимоотношения. При этом возникает особая напряжённость развития: внутренняя динамика – ожидание дальнейших событий, и внешняя – динамические оттенки, кульминации и спады. Именно динамическом сопряжении (а не в контрастном сопоставлении) возникает то противоречие тематизма и разделов формы, которое нашло наиболее яркое и полное выражение в сонатной форме.

Основные принципы формообразования часто сочетаются между собой.

 

 

Период как форма законченной или относительно законченной музыкальной мысли и самостоятельного произведения

Период это наименьшая форма, в которой излагается относительно законченная музыкальная мысль. Основные признаки периода:

1) завершённость каденцией

2) экспозиционный тип изложения

3) тематическое единство

4) тонально-гармоническая устойчивость

5) чёткость структуры.

Характеризовать период нужно с четырёх сторон:

I по количеству предложений:

1) из двух предложений

2) неделимого строения (Бетховен. 32 вариации – тема)

3) из трёх предложений (Чайковский. «Подснежник»)

II по тематизму:

1) повторного строения (с изменениями или без)

2) неповторного строения (Чайковский. «Осенняя песня»)

III по гармоническому содержанию:

1) однотональный

2) модулирующий (Даргомыжский «Мне минуло шестнадцать лет»)

IV по масштабно-тематическому строению:

1) с равновеликими предложениями (Чайковский. «Сладкая грёза»)

2) с увеличенным вторым предложением:

а) за счёт внутреннего докаденционного расширения (прерванный оборот, секвенция и т.д.). Чайковский. «Баркарола».

б) за счёт внешнего послекаденционного дополнения (Верди, песенка Герцога из оперы «Риголетто»).

Классический период – 8 тактов, реже – 16 тактов, ещё реже – 32 такта.

Строение музыкальной речи

Музыкальной форме свойственна иерархия строения (взаимоподчинение). Музыкальная форма состоит из ряда разделов, каждый из которых делится на подразделы. Период содержит следующие подразделы:

1) предложение – наибольшая часть периода, завершённая каденцией;

2) фраза – часть предложения, отделённая цезурой;

3) мотив – минимальный конструктивный элемент формы, связанный с одной сильной долей.

 

Метрические структуры формы

Для музыки как временного искусства важна пропорциональность, соразмерность частей. В музыкальной форме выделяют следующие метрические структуры, зависящие от количества сильных долей:

1) квадратность – «4-х тактовость частей» (Способин). Квадратность типична для жанров, связанных с движением (танцы, марши);

2) неквадратность – нарушение принципа квадратности (3+3; 6+6 тт.). Характерна для русских народных песен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.006 с.)