Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Раздел 6. В музыкальном театре.
Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский,
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.
Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.
Ф.Шопен.
Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.
Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
Пастушка, французская народная песня Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.
Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
Календарно-тематическое планирование
Сроки выполнения.
| Темы раздела и уроков
(страницы учебника)
Прослушиваемый материал.
| Решаемые проблемы.
| Планируемые результаты.
| Понятия.
| Предметные
результаты.
| УУД
| Личностные
результаты.
|
| Первая четверть.
|
|
|
|
|
|
| «Россия-Родина моя!»
(4 часа)
1. «Мелодия»
(уч. Стр. 8-11)
Прослушивание:
С.Рахманинов
«Концерт № 3» (1 часть)
2. «Вокализ»
Прослушивание:
С.Рахманинов «Вокализ»
3. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»
(уч. Стр. 14-19)
Прослушивание:
Народные песни «Березка»,
«Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки»
Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»
(оп. «Садко» – фрагмент)
4. «С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»
(уч. Стр. 20-23)
Прослушивание:
С.Прпокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты.
|
Дать понятие многообразия жанров народных песен.
Познакомить с лирическими образами музыки Рахманинова.
Познакомить с тайной рождения русской народной песни.
Познакомить с патриотической темой в музыке Прокофьева.
|
Концерт для ф-но с оркестром, куплетная форма, народная песня, церковная мелодия.
Вокализ,
звуки: гласный, звучащий, поющий,
романс, песня, сопровождение.
Песня, жанры русских народных песен, декламация, речитатив.
Кантата, меццо-сопрано, хор, оркестр, развитие музыки, главная мелодия, эпилог, финал.
|
Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.
Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки.
Различать жанры русских народных песен.
Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.
|
Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.
П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения.
К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.
Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям.
П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.
К: творческое задание.
Р: самостоятельно образцы народно-музыкального творчества.
П: выявлять общность истоков народной и композиторской музыки
К: исполнение народных песен.
Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.
П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.
К: высказывать свое мнение о содержании произведения.
|
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Гордиться и уважать русские традиции.
Гордиться патриотами и историей своей Родины
|
| «О России петь, что стремиться в храм!»
(1 час)
1. «Святые Земли Русской»
(уч. Стр. 26-29)
Прослушивание:
Напев Киево-Печерской Лавры «Земле Русская» - стихира всем Святым
А.П.Бородин «Богатырская симфония»
М.Мусоргский «Богатырские ворота» (из сюиты «Картинки с выставки»)
|
Дать понятие: русские святые – кто они?
|
Стихира, молитва, икона, былина, богатырь, симфония, сюита.
|
Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.
|
Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: исполнение стихиры.
|
Уважать память о русских святых.
|
| «День полный событий»
(4 часа)
1. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!»
(уч. Стр. 42-47)
Прослушивание:
П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька»
(из «Времен года»)
«Зимнее утро»
(из «Детского альбома»)
Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»
(из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель»)
В.Шебалин «Зимняя дорога»
2. «Что за прелесть эти сказки» «Три чуда»
(уч. Стр. 48-51)
Прослушивание:
Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»
(оп. «Садко»)
«Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане»)
3. «Ярмарочное гуляние»
(уч. Стр. 52-53)
Прослушивание:
Г.Свиридов «Пастораль»
П.Чайковский фрагменты из оп. «Евгений Онегин»
4. «Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»»
(уч. Стр. 54-57)
Прослушивание:
М.Мусоргский вступление к оп. «Борис Годунов»
М.Глинка «Венецианская ночь»
|
Дать понятие о связи поэзии и музыки.
Дать понятие о музыкальной живописи.
Дать понятие о народных праздниках.
Дать понятие духовности в музыке.
|
Пастораль, лирика в поэзии и музыке, выразительность, изобразительность, музыкальное прочтение стихотворения.
Музыкальное прочтение стихотворения, музыкальная живопись, регистр, тембр, опера-сказка
Ярмарка, жанры народной музыки, хоровод, пляска, обработка РНП -аранжировка, народные костюмы, народные инструменты.
Колокольные звоны, вступление к опере, романс, дуэт, ансамбль.
|
Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения.
Уметь различать образы, воплощенные в музыке.
Различать народные песни.
Знать русские народные традиции.
|
Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи.
П: отвечать на вопросы учителя.
К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.
Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.
П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов.
К: выполнение творческого задания.
Р: самостоятельно сопоставлять музыкальные образы народных праздников.
П: высказывать свое мнение о народных традициях.
К: разучивание и исполнение РНП.
Р: самостоятельно распознавать духовную музыку.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: творческое задание.
|
Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.
Гордиться русской поэзией и музыкой.
Гордится и уважать русские традиции.
Уважать русские народные традиции.
|
| Вторая четверть
|
|
|
|
|
|
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (2 часа)
1. «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России»
(уч. Стр. 60-63)
Прослушивание:
Музыка для ОРНИ
Г.Свиридов «Ты воспой жавороночек»
М.Глинка «Жаворонок»
Н.Римский -Корсаков «Звонче жаворонка пенье»
П.Чайковский
«Концерт № 1» -фрагм.
2. «Оркестр Русских Народных Инструментов.
(ОРНИ)
(уч. Стр. 64-67)
Прослушивание:
Народная музыка.
Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов»
(из оп. «Снегурочка»)
|
Расширять представление о народной песни, как об источнике вдохновения.
Познакомить с ОРНИ и расширить знания о музыкальных символах русского народа -балалайка, гармонь.
|
Народная песня, музыка в народном стиле, тембр, народные муз. инструменты, ОРНИ.
Балалайка, гармонь, баян, ОРНИ.
|
Различать тембры и звуки народных инструментов.
Различать музыкальные символы России.
|
Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки.
П: различать народную и композиторскую.
К: выполнение творческого задания.
Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ.
П: знать народные обычаи, обряды.
К: исследовать историю создания муз. инструментов.
|
Уважать народные легенды, мифы и предания.
Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.
|
| «В концертном зале»
(5 часов)
1. «Музыкальные инструменты»
«Вариации на тему Рококо»
(уч. Стр. 74-77)
Прослушивание:
А.Бородин «Ноктюрн»
(из «Квартета № 2»)
П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»
2. М.П.Мусоргский «Старый замок».
(уч. Стр. 78-79)
Прослушивание:
М.П.Мусоргский
«Старый замок»
(из сюиты «Картинки с выставки»)
Г.Гладков
«Бременские музыканты»
3. «Счастье в сирени живет….»
(уч. Стр. 80-81)
Прослушивание:
С.Рахманинов «Сирень»
4. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
(уч.стр. 82-85)
Прослушивание:
Ф.Шопен «Полонез № 3»
«Вальс № 10»
«Мазурка ля-минор»
«Мазурка фа-мажор»
«Мазурка си-бемоль мажор»
5. «Патетическая соната. Годы странствий»
(уч. Стр. 86-89)
Прослушивание:
Л.Бетховен
«Соната № 8№ («Патетическая»)
М.Глинка
«Венецианская ночь», «Арагонская хота»
П.Чайковский
«Баркарола»
|
Дать понятие рококо в музыке.
Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке.
Дать представление о картинах природы в музыке Рахманинова.
Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена.
Познакомить с жанром - соната и жанрами камерной музыки
|
Рококо, виолончель, скрипка, струнный квартет, ноктюрн, вариация,
штрихи: легато, стаккато, акценты.
Рыцарь, трубадур, менестрель, бродячие музыканты, сюита, старинная музыка, пьеса.
Песня, романс, вокализ, сопрано, музыкальные жанры.
Музыкальный жанр: полонез. Вальс, мазурка, прелюдия, этюд, форма музыки: трёхчастная, куплетная.
Соната, музыкальный жанр, романс, баркарола, симфоническая увертюра, стиль-бельканто.
|
Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация.
Различать понятие старинной музыки и её рисунок.
Различать музыкальные жанры и муз. символы родной природы.
Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки.
Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки.
|
Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.
П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения.
К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.
Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки.
П: понимать смысл муз. терминов.
К: творческое задание.
Р: знать и понимать музыку Рахманинова.
П: понимать смысл музыки Рахманинова.
К: творческое задание.
Р: самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.
Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.
П: узнавать музыкальные жанры.
К: понимать смысл терминов.
|
Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.
Расширять музыкальный кругозор.
Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию
Уважать творчество зарубежных композиторов.
Расширять музыкальный кругозор.
|
| Третья четверть.
|
|
|
|
|
|
| «В концертном зале»
(1 час)
1. «Царит гармония оркестра»
(уч. Стр. 90-91)
Прослушивание:
М.Мусоргский
«Рассвет на Москве-реке»
М.Глинка
увертюра из оп. «Руслан и Людмила»
М.Моцарт
увертюра из оп. «Свадьба Фигаро»
|
Дать понятие оркестра и роли дирижера в нем.
|
Симфонический оркестр, дирижер, увертюра, симфония.
|
Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр.
|
Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра.
П: ориентироваться в музыкальных терминах.
К: различать и понимать жанры муз. произведения.
|
Расширять музыкальный кругозор.
|
| «В музыкальном театре»
(6 часов)
1. «М.Глинка опера
«Иван Сусанин»
(уч. Стр. 94-97)
Прослушивание:
М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин»
2. «Сцена в лесу»
Опера «Иван Сусанин»
-4 действие.
(уч. Стр. 98-99)
Прослушивание:
Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин»
3. «М.Мусоргский опера «Хованщина» -
«Исходила младешенька»
(уч. Стр. 100-101)
Прослушивание:
М.Мусоргский фрагменты оперы «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»,
«Песня Марфы»
С.Прокофьев «Прогулка»,
«Мертвое поле» (из кантаты «Александр Невский»)
4. «Восточные мотивы в музыке русских композиторов»
(уч. Стр. 102-105)
Прослушивание:
М.Мусоргский «Пляска персидок»
(из оп. «Хованщина»)
М.Глинка «Персидский хор»
(из оп. «Руслан и Людмила»)
А.Хачатурян «Колыбельная», «Танец с саблями» (балет «Гаяне»)
5. «Балет Игоря Стравинского «Петрушка»
(уч. Стр. 106-107)
Прослушивание:
Фрагменты балета
И. Стравинского «Петрушка»
6. «Театр музыкальной комедии»
(уч. Стр. 108-109)
Прослушивание:
И.Штраус «Вальс»
(из оперетты «Летучая мышь»)
Ф.Лоу «Я танцевать могу»
(из мюзикла «Моя прекрасная леди»)
|
Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин»
Познакомить с интонационным развитием образов в опере.
Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского.
Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов.
Расширить представление о балете.
Познакомить с опереттой и мюзиклом.
|
Музыкальный образ, полонез, мазурка, музыкальная драматургия, контраст.
Ария, речитатив,
Плачущие интонации, интонации народной песни
Песня-ария, куплетно-вариационная форма, вариантность интонаций.
Восточные интонации, вариация, орнамент, контрастные образы, декорация.
Музыка в народном стиле, оркестровые тембры.
Оперетта, мюзикл.
|
Различать музыкальные образы разных персонажей оперы.
Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы.
Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина»
Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской.
Формирование основ музыкальной культуры.(балет)
Уметь распознавать оперетту и мюзикл.
|
Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.
П: рассказывать либретто муз. произведения.
К: выявлять особенности развития образов.
Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: сопоставлять средства муз. выразительности.
Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: творческое задание.
Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов.
П: знать муз. термины.
К: творческое задание.
Р: самостоятельно
определять тембры муз. инструментов симф. оркестра.
П: логически анализировать и выявлять жанровую линию.
К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
Р: самостоятельно определять интонационную линию в музыке.
П: знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла.
К: творческое задание.
|
Гордиться патриотами нашей Родины.
Гордиться патриотами нашей Родины.
Знать историю своей Родины.
Формировать представление о роли музыки в жизни человека.
Развивать музыкально-эстетический вкус.
Уважительно относиться к муз. культуре других народов.
|
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
(4 часа)
1. «Прелюдия»
(уч. Стр. 112-113)
Прослушивание:
С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»
2. «Исповедь души»
(уч. Стр. 114-117)
Прослушивание:
Ф.Шопен «Прелюдия № 7»
«Прелюдия № 20»,
«Этюд № 12»
3. «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек»
(уч. Стр. 118-121)
Прослушивание:
Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая»)
Вариации на тему РНП «Тонкая рябина»
И.Бах «Шутка»
Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг»
4. «Музыкальные инструменты. Гитара.»
(уч. Стр.122-123)
Прослушивание:
Авторские песни.
Музыка для гитары.
Романс «Что ты клонишь над водами»
И.Бах «Чакона»для гитары.
К.Жако «Джазовая импровизация»
|
Дать представление о музыкальном жанре -прелюдия.
Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена.
Познакомить с многообразием жанров музыки.
Познакомить с музыкальным инструментом -гитарой.
|
Прелюдия, форма в музыке -трехчастная.
Музыкальный жанр, этюд, развитие музыкального образа.
Жанры музыки, композитор, исполнитель, слушатель, интонационная выразительность муз. речи.
Гитара, обработка, переложение, импровизация, авторская песня, романс, бард.
|
Уметь распознавать трехчастную форму в музыке.
Уметь различать муз. образы воплощенные в музыке
Уметь различать многообразие жанров музыки.
Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром.
|
Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации.
П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.
Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения.
П: определять особенности взаимодействия развития муз. образов.
К: Творческое задание.
Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки.
П: знать музыкальные термины.
К: Творческое задание.
Р: самостоятельно называть имена известных бардов.
П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары.
К:Творческое задание.
|
Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений русских композиторов.
Расширять музыкальный кругозор.
Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров.
Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы.
|
| Четвертая четверть.
|
|
|
|
|
|
| «О Росси петь, что стремиться в храм»
(4 часа)
1. «Праздников праздник, торжество из торжеств»
(уч. Стр. 32-35)
Прослушивание:
П.Чесноков «Ангел вопияше»
С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
(из «Всенощного бдения»)
Ф.Шуберт «Аве, Мария»
2. «Светлый праздник»
(уч. Стр. 36-39)
Прослушивание:
Праздничный трезвон
С.Рахманинов «Светлый праздник»
3. «Кирилл и Мефодий»
(уч. Стр. 30-31)
Прослушивание:
Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым.
В.Гаврилин «Вечерняя музыка» (из симф. действа «Перезвоны»)
4. «Народные праздники. Троица»
(уч. Стр. 68-71)
Прослушивание:
Троицкие песни,
РНП «Березка»
П.Чайковский
«Симфония № 4»-фрагм.
|
Познакомить с православными церковными праздниками.
Расширить представление о русских церковных праздниках.
Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности.
Расширить представление о народных праздниках -поклонение Матушке-природе.
|
Икона, тропарь, молитва, величание.
Тропарь, волочебники,
Колокольные звоны: набат, трезвон, благовест.
Кириллица, азбука, икона, святой, стихира, гимн, величание, фреска.
Народный праздник, обычай, обряд, вторая жизнь народной песни, икона, троица, песня-хоровод.
|
Знать историю возникновения праздника Пасхи.
Уметь распознавать значение колокольных звонов.
Знать создателей славянской азбуки.
Различать народный праздник от религиозного.
|
Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.
П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях.
К: творческое задание.
Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.
П: иметь представление о традициях православных праздников.
К: выполнение творческого задания.
Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.
К: рассуждать о значении азбуки в наши дни.
Р: самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного.
П: знать историю создания иконы А.Рублева «Троица»
К: Объяснять смысл народного праздника.
|
Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви.
Хранить шедевры православного наследия.
Почитать создателей славянской азбуки.
Хранить и почитать культурное наследие России.
|
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
(3 часа)
1. «Музыкальный сказочник»
(уч. Стр. 124-125)
Прослушивание:
Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть
2. «Рассвет на Москве-реке»
(уч. Стр. 126-127)
Прослушивание:
М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»
3. «Обобщение»
Прослушивание:
Музыка использованная в течении года.
|
Познакомить с музыкой Н.Римского -Корсакова.
Образ Родины в музыке Мусоргского.
Формирование общего представления о музыкальной картине мира.
|
Опера, симфоническая сюита, музыкальная сказка, музыкальная живопись.
Симфоническая картина, гимн, величие, торжество, благовест.
Колокольные звоны, опера, балет, сюита, музыкальная живопись, мюзикл, оперетта, народные праздники, хоровод, симфоническая картина, кантата, хор, оркестр, дирижер.
|
Уметь образно ориентироваться в музыкальной живописи.
Различать изобразительность в музыке.
Развитие музыкально-эстетического чувства.
|
Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки.
П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев.
К: творческое задание.
Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: творческое задание.
Р: самостоятельно овладевать муз. навыками
П: ориентироваться в музыкальных терминах.
К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края.
|
Гордиться культурным наследием.
Уважать и помнить историю России.
Развивать художественный вкус и интерес к музыке.
|
|