Раздел 6. В музыкальном театре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. В музыкальном театре.



Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский,

Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.

Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...

Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.

Ф.Шопен.

Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиа­но Л. Бетховен.

Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народ­ные песни.

Пастушка, французская народная песня Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.

Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, сло­ва Ю. Мориц.

Календарно-тематическое планирование

Сроки выполнения. Темы раздела и уроков (страницы учебника) Прослушиваемый материал. Решаемые проблемы. Планируемые результаты.
Понятия. Предметные результаты. УУД Личностные результаты.
  Первая четверть.          
  «Россия-Родина моя!» (4 часа) 1. «Мелодия» (уч. Стр. 8-11)   Прослушивание: С.Рахманинов «Концерт № 3» (1 часть)   2. «Вокализ»   Прослушивание: С.Рахманинов «Вокализ»   3. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» (уч. Стр. 14-19)     Прослушивание: Народные песни «Березка», «Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки» Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (оп. «Садко» – фрагмент)     4. «С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» (уч. Стр. 20-23)     Прослушивание: С.Прпокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты.     Дать понятие многообразия жанров народных песен.   Познакомить с лирическими образами музыки Рахманинова.   Познакомить с тайной рождения русской народной песни.   Познакомить с патриотической темой в музыке Прокофьева.   Концерт для ф-но с оркестром, куплетная форма, народная песня, церковная мелодия.     Вокализ, звуки: гласный, звучащий, поющий, романс, песня, сопровождение.   Песня, жанры русских народных песен, декламация, речитатив.     Кантата, меццо-сопрано, хор, оркестр, развитие музыки, главная мелодия, эпилог, финал.   Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.     Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки.     Различать жанры русских народных песен.   Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.       Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество. П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения. К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.     Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям. П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки. К: творческое задание.   Р: самостоятельно образцы народно-музыкального творчества. П: выявлять общность истоков народной и композиторской музыки К: исполнение народных песен.   Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество. П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой. К: высказывать свое мнение о содержании произведения.   Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов.     Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.     Гордиться и уважать русские традиции.   Гордиться патриотами и историей своей Родины
    «О России петь, что стремиться в храм!» (1 час) 1. «Святые Земли Русской» (уч. Стр. 26-29)   Прослушивание: Напев Киево-Печерской Лавры «Земле Русская» - стихира всем Святым А.П.Бородин «Богатырская симфония» М.Мусоргский «Богатырские ворота» (из сюиты «Картинки с выставки»)   Дать понятие: русские святые – кто они?   Стихира, молитва, икона, былина, богатырь, симфония, сюита.   Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.   Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия. П: отвечать на вопросы учителя. К: исполнение стихиры.     Уважать память о русских святых.
  «День полный событий» (4 часа) 1. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!» (уч. Стр. 42-47)     Прослушивание: П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька» (из «Времен года») «Зимнее утро» (из «Детского альбома») Г.Свиридов «Осень», «Пастораль» (из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель») В.Шебалин «Зимняя дорога»   2. «Что за прелесть эти сказки» «Три чуда» (уч. Стр. 48-51)     Прослушивание: Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» (оп. «Садко») «Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане»)     3. «Ярмарочное гуляние» (уч. Стр. 52-53)   Прослушивание: Г.Свиридов «Пастораль» П.Чайковский фрагменты из оп. «Евгений Онегин»     4. «Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»» (уч. Стр. 54-57)     Прослушивание: М.Мусоргский вступление к оп. «Борис Годунов» М.Глинка «Венецианская ночь»     Дать понятие о связи поэзии и музыки.   Дать понятие о музыкальной живописи.     Дать понятие о народных праздниках.     Дать понятие духовности в музыке.   Пастораль, лирика в поэзии и музыке, выразительность, изобразительность, музыкальное прочтение стихотворения.     Музыкальное прочтение стихотворения, музыкальная живопись, регистр, тембр, опера-сказка     Ярмарка, жанры народной музыки, хоровод, пляска, обработка РНП -аранжировка, народные костюмы, народные инструменты.   Колокольные звоны, вступление к опере, романс, дуэт, ансамбль.   Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения.   Уметь различать образы, воплощенные в музыке.   Различать народные песни.     Знать русские народные традиции.   Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи. П: отвечать на вопросы учителя. К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.   Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения. П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов. К: выполнение творческого задания.     Р: самостоятельно сопоставлять музыкальные образы народных праздников. П: высказывать свое мнение о народных традициях. К: разучивание и исполнение РНП.     Р: самостоятельно распознавать духовную музыку. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание.   Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.   Гордиться русской поэзией и музыкой.     Гордится и уважать русские традиции.     Уважать русские народные традиции.
  Вторая четверть          
  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (2 часа) 1. «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России» (уч. Стр. 60-63)   Прослушивание: Музыка для ОРНИ Г.Свиридов «Ты воспой жавороночек» М.Глинка «Жаворонок» Н.Римский -Корсаков «Звонче жаворонка пенье» П.Чайковский «Концерт № 1» -фрагм.     2. «Оркестр Русских Народных Инструментов. (ОРНИ) (уч. Стр. 64-67)   Прослушивание: Народная музыка. Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов» (из оп. «Снегурочка»)     Расширять представление о народной песни, как об источнике вдохновения.     Познакомить с ОРНИ и расширить знания о музыкальных символах русского народа -балалайка, гармонь.     Народная песня, музыка в народном стиле, тембр, народные муз. инструменты, ОРНИ.   Балалайка, гармонь, баян, ОРНИ.     Различать тембры и звуки народных инструментов.     Различать музыкальные символы России.     Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки. П: различать народную и композиторскую. К: выполнение творческого задания.   Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ. П: знать народные обычаи, обряды. К: исследовать историю создания муз. инструментов.     Уважать народные легенды, мифы и предания.     Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.
  «В концертном зале» (5 часов) 1. «Музыкальные инструменты» «Вариации на тему Рококо» (уч. Стр. 74-77)     Прослушивание: А.Бородин «Ноктюрн» (из «Квартета № 2») П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»     2. М.П.Мусоргский «Старый замок». (уч. Стр. 78-79)   Прослушивание: М.П.Мусоргский «Старый замок» (из сюиты «Картинки с выставки») Г.Гладков «Бременские музыканты»     3. «Счастье в сирени живет….» (уч. Стр. 80-81)   Прослушивание: С.Рахманинов «Сирень»   4. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» (уч.стр. 82-85) Прослушивание: Ф.Шопен «Полонез № 3» «Вальс № 10» «Мазурка ля-минор» «Мазурка фа-мажор» «Мазурка си-бемоль мажор» 5. «Патетическая соната. Годы странствий» (уч. Стр. 86-89)   Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8№ («Патетическая») М.Глинка «Венецианская ночь», «Арагонская хота» П.Чайковский «Баркарола»   Дать понятие рококо в музыке.   Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке.     Дать представление о картинах природы в музыке Рахманинова.   Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена.   Познакомить с жанром - соната и жанрами камерной музыки   Рококо, виолончель, скрипка, струнный квартет, ноктюрн, вариация, штрихи: легато, стаккато, акценты.     Рыцарь, трубадур, менестрель, бродячие музыканты, сюита, старинная музыка, пьеса.   Песня, романс, вокализ, сопрано, музыкальные жанры.     Музыкальный жанр: полонез. Вальс, мазурка, прелюдия, этюд, форма музыки: трёхчастная, куплетная.   Соната, музыкальный жанр, романс, баркарола, симфоническая увертюра, стиль-бельканто.   Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация.     Различать понятие старинной музыки и её рисунок.     Различать музыкальные жанры и муз. символы родной природы.   Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки.   Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки.   Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов. П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения. К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.   Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки. П: понимать смысл муз. терминов. К: творческое задание.     Р: знать и понимать музыку Рахманинова. П: понимать смысл музыки Рахманинова. К: творческое задание.     Р: самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.   Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке. П: узнавать музыкальные жанры. К: понимать смысл терминов.   Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.   Расширять музыкальный кругозор.   Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию     Уважать творчество зарубежных композиторов.   Расширять музыкальный кругозор.
  Третья четверть.          
    «В концертном зале» (1 час) 1. «Царит гармония оркестра» (уч. Стр. 90-91)   Прослушивание: М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» М.Глинка увертюра из оп. «Руслан и Людмила» М.Моцарт увертюра из оп. «Свадьба Фигаро»     Дать понятие оркестра и роли дирижера в нем.     Симфонический оркестр, дирижер, увертюра, симфония.     Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр.     Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра. П: ориентироваться в музыкальных терминах. К: различать и понимать жанры муз. произведения.     Расширять музыкальный кругозор.
    «В музыкальном театре» (6 часов) 1. «М.Глинка опера «Иван Сусанин» (уч. Стр. 94-97)   Прослушивание: М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин»   2. «Сцена в лесу» Опера «Иван Сусанин» -4 действие. (уч. Стр. 98-99)   Прослушивание: Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин»     3. «М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младешенька» (уч. Стр. 100-101)   Прослушивание: М.Мусоргский фрагменты оперы «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке», «Песня Марфы»   С.Прокофьев «Прогулка», «Мертвое поле» (из кантаты «Александр Невский»)   4. «Восточные мотивы в музыке русских композиторов» (уч. Стр. 102-105)   Прослушивание: М.Мусоргский «Пляска персидок» (из оп. «Хованщина») М.Глинка «Персидский хор» (из оп. «Руслан и Людмила») А.Хачатурян «Колыбельная», «Танец с саблями» (балет «Гаяне»)     5. «Балет Игоря Стравинского «Петрушка» (уч. Стр. 106-107)     Прослушивание: Фрагменты балета И. Стравинского «Петрушка»   6. «Театр музыкальной комедии» (уч. Стр. 108-109)   Прослушивание: И.Штраус «Вальс» (из оперетты «Летучая мышь») Ф.Лоу «Я танцевать могу» (из мюзикла «Моя прекрасная леди»)     Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин»     Познакомить с интонационным развитием образов в опере.     Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского.     Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов.   Расширить представление о балете.   Познакомить с опереттой и мюзиклом.     Музыкальный образ, полонез, мазурка, музыкальная драматургия, контраст.     Ария, речитатив, Плачущие интонации, интонации народной песни   Песня-ария, куплетно-вариационная форма, вариантность интонаций.   Восточные интонации, вариация, орнамент, контрастные образы, декорация.   Музыка в народном стиле, оркестровые тембры.     Оперетта, мюзикл.     Различать музыкальные образы разных персонажей оперы.   Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы.   Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина»     Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской.   Формирование основ музыкальной культуры.(балет)     Уметь распознавать оперетту и мюзикл.     Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам. П: рассказывать либретто муз. произведения. К: выявлять особенности развития образов.     Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов. П: отвечать на вопросы учителя. К: сопоставлять средства муз. выразительности.   Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание.     Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов. П: знать муз. термины. К: творческое задание.     Р: самостоятельно определять тембры муз. инструментов симф. оркестра. П: логически анализировать и выявлять жанровую линию. К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.     Р: самостоятельно определять интонационную линию в музыке. П: знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла. К: творческое задание.     Гордиться патриотами нашей Родины.   Гордиться патриотами нашей Родины.   Знать историю своей Родины.   Формировать представление о роли музыки в жизни человека.   Развивать музыкально-эстетический вкус.   Уважительно относиться к муз. культуре других народов.
    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 часа) 1. «Прелюдия» (уч. Стр. 112-113)   Прослушивание: С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»   2. «Исповедь души» (уч. Стр. 114-117) Прослушивание: Ф.Шопен «Прелюдия № 7» «Прелюдия № 20», «Этюд № 12»   3. «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек» (уч. Стр. 118-121) Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая») Вариации на тему РНП «Тонкая рябина» И.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг»   4. «Музыкальные инструменты. Гитара.» (уч. Стр.122-123)     Прослушивание: Авторские песни. Музыка для гитары. Романс «Что ты клонишь над водами» И.Бах «Чакона»для гитары. К.Жако «Джазовая импровизация»     Дать представление о музыкальном жанре -прелюдия.   Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена.     Познакомить с многообразием жанров музыки.     Познакомить с музыкальным инструментом -гитарой.   Прелюдия, форма в музыке -трехчастная.   Музыкальный жанр, этюд, развитие музыкального образа.   Жанры музыки, композитор, исполнитель, слушатель, интонационная выразительность муз. речи.     Гитара, обработка, переложение, импровизация, авторская песня, романс, бард.     Уметь распознавать трехчастную форму в музыке.     Уметь различать муз. образы воплощенные в музыке     Уметь различать многообразие жанров музыки.     Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром.   Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации. П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.   Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения. П: определять особенности взаимодействия развития муз. образов. К: Творческое задание.     Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки. П: знать музыкальные термины. К: Творческое задание.   Р: самостоятельно называть имена известных бардов. П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары. К:Творческое задание.   Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений русских композиторов.     Расширять музыкальный кругозор.   Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров.     Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы.
  Четвертая четверть.          
    «О Росси петь, что стремиться в храм» (4 часа) 1. «Праздников праздник, торжество из торжеств» (уч. Стр. 32-35)   Прослушивание: П.Чесноков «Ангел вопияше» С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» (из «Всенощного бдения») Ф.Шуберт «Аве, Мария»     2. «Светлый праздник» (уч. Стр. 36-39)     Прослушивание: Праздничный трезвон С.Рахманинов «Светлый праздник»   3. «Кирилл и Мефодий» (уч. Стр. 30-31)   Прослушивание: Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым. В.Гаврилин «Вечерняя музыка» (из симф. действа «Перезвоны»)   4. «Народные праздники. Троица» (уч. Стр. 68-71)     Прослушивание: Троицкие песни, РНП «Березка» П.Чайковский «Симфония № 4»-фрагм.   Познакомить с православными церковными праздниками.   Расширить представление о русских церковных праздниках.   Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности.   Расширить представление о народных праздниках -поклонение Матушке-природе.   Икона, тропарь, молитва, величание.     Тропарь, волочебники, Колокольные звоны: набат, трезвон, благовест.     Кириллица, азбука, икона, святой, стихира, гимн, величание, фреска.   Народный праздник, обычай, обряд, вторая жизнь народной песни, икона, троица, песня-хоровод.   Знать историю возникновения праздника Пасхи.     Уметь распознавать значение колокольных звонов.     Знать создателей славянской азбуки.     Различать народный праздник от религиозного.   Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях. К: творческое задание.     Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. П: иметь представление о традициях православных праздников. К: выполнение творческого задания.     Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира. К: рассуждать о значении азбуки в наши дни.     Р: самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного. П: знать историю создания иконы А.Рублева «Троица» К: Объяснять смысл народного праздника.   Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви.   Хранить шедевры православного наследия.     Почитать создателей славянской азбуки.   Хранить и почитать культурное наследие России.
  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 часа) 1. «Музыкальный сказочник» (уч. Стр. 124-125)     Прослушивание: Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть   2. «Рассвет на Москве-реке» (уч. Стр. 126-127)   Прослушивание: М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»     3. «Обобщение»   Прослушивание: Музыка использованная в течении года.   Познакомить с музыкой Н.Римского -Корсакова.     Образ Родины в музыке Мусоргского.   Формирование общего представления о музыкальной картине мира.   Опера, симфоническая сюита, музыкальная сказка, музыкальная живопись.     Симфоническая картина, гимн, величие, торжество, благовест.   Колокольные звоны, опера, балет, сюита, музыкальная живопись, мюзикл, оперетта, народные праздники, хоровод, симфоническая картина, кантата, хор, оркестр, дирижер.   Уметь образно ориентироваться в музыкальной живописи.   Различать изобразительность в музыке.     Развитие музыкально-эстетического чувства.     Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки. П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев. К: творческое задание.     Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание.   Р: самостоятельно овладевать муз. навыками П: ориентироваться в музыкальных терминах. К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края.   Гордиться культурным наследием.     Уважать и помнить историю России.     Развивать художественный вкус и интерес к музыке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.011 с.)