Теория мотива. Мотивный анализ текста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория мотива. Мотивный анализ текста.



любой элемент сюжета,фабулы,который вычленяется на уровне сюжета,коллизии,воспетый повторяемости(в пределах ТВ-ва автора,в пределах данного текста,традиции вообще). Мотив бывает лирический,прозаический,драматический,индивидуальный. Мотив имеет словесную реализацию-связь с текстом. Мотив задается темой

Мотив может трактоваться по-разному (см. обзор различных интерпретаций понятия «мотив»):Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Новосибирск, 1999.

Семантическая трактовка: Сторонниками семантической трактовки мотива являются А. Н. Веселовский, А. Л. Бем, О. М. Фрейденберг.А. Н. Веселовский подчеркивает свойство семантической неразложимости мотива: под мотивом он подразумевает «формулу, образно отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности».

Морфологический подход (В. Я. Пропп):Для В. Я. Проппа критерием выделения мотива выступает логическое отношение. Мотив распался на компоненты логико-грамматической структуры высказывания - на набор субъектов, объектов и предикатов, выраженных в тех или иных фабульных вариациях.Далее В. Я. Пропп в «Морфологии сказки» вообще отказался от понятия мотива и ввел в оборот принципиально другую единицу нарратива – «функцию действующего лица».

Дихотомическая теория (А. И. Белецкий, А. Дандес, Б. Н. Путилов, Е.М. Мелетинский):Согласно дихотомическим представлениям о мотиве, природа его дуалистична и раскрывается в двух соотнесенных началах:1) обобщенный инвариант мотива, взятый в отвлечении от его конкретных фабульных выражений,2) совокупность вариантов мотива, выраженных в фабулах (алломотивы). Мотив, по А. И. Белецкому, – это «простое предложение изъяснительного характера, некогда дававшее все содержание мифу, образному объяснению непонятных для примитивного ума явлений». А. И. Белецкий различает два уровня реализации мотива в сюжетном повествовании – «мотив схематический», который соотносится с ин-вариантной сюжетной схемой, и «мотив реальный», который является элементом сюжета произведения.

Точка зрения Б. Н. Путилова:исследователь ассоциирует с понятием мотива два взаимосвязанных значения:1) схема, формула, единица сюжета в виде некоего элементарного обобщения2) сама единица в виде конкретного текстового воплощения.Сам термин «мотив» Б. Н. Путилов употребляет в значении «мотифемы» - как инвариантную схему, обобщающую существо ряда алломотивов.Б. Н. Путилов выделяет определенные функции мотива в системе эпического повествования:1) конструктивную (мотив входит в составляющие сюжета);2) динамическую (мотив выступает как организованный момент сюжетного движения);3) семантическую (мотив несет свои значения, определяющие содержание сюжета); 4) продуцирующую (мотив продуцирует новые значения и оттенки значений – в силу заложенных в нем способностей к изменению, варьированию, трансформации).

Основной тезис концепции Е. М. Мелетинского заключается в том, что «структура мотива может быть уподоблена структуре предложения (суждения)». Мотив рассматривается при этом как одноактный микросюжет, основой которого являетсядействие. Действие в мотиве является предикатом, от которого зависят аргументы-актанты (агенс, пациенс и т.д.).

Тематическая трактовка (Б. В. Томашевский, В. Б. Шкловский)Б. В. Томашевский определяет мотив исключительно через категорию темы, отмечая, что понятие темы есть понятие, объединяющее материал произведения. Тема может быть у всего произведения, и в то же время каждая часть произведения обладает своей темой. Путем такого разложения произведения на тематические части можно дойти до частейнеразлагаемых.«Тема неразложимой части произведения называется мотивом. В сущности - каждое предложение обладает своим мотивом».

Мотив в теории интертекста (мотив как часть текста и его смысла, а не фабулы, т.к. понятие фабулы вообще избыточно) (Б. М. Гаспаров).Для интертекстуального анализа характерно совмещение понятий мотива и лейтмотива: лейтмотив это семантический повтор в пределах текста произведения, а мотив – это семантический повтор за пределами текста произведения. Интертекст не приемлет границ текста вообще.Мотив в данном случае трактуется предельно широко: это практически любой смысловой повтор в тексте.

Таким образом, при определении мотива следует учитывать следующие признаки:1) повторяемость мотива (при этом повтор понимается как повтор не лексический, но функционально-семантический),2) традиционность, т. е. устойчивость мотива в фольклорной и литературной традиции (мотив – это «традиционный, повторяющийся элемент фольклорного и литературного повествования»)3) наличие семантического инварианта мотива и его вариантов.

Мотив-единица повествовательного языка. действие-это структурообразующее мотива. герой и мотив- коррелирующин понятия. Мотив и хронотоп: хр имеет структурную функциональную близость к мотиву. Мотив связан с темой

Мотив-эстетически значимая повествовательная единица,интертекстуальная в своем функционировании, инвариантная в своей принадлежности к языку.Соотносящая в св. структуре действие с актантными и пространствеено – врменными признаками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.006 с.)