Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматические и лирические жанры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К лирическим жанрам принадлежат стиховые произведения малого размера. Тематическое развитие в лирических жанрах определяется характером стиховой речи. Стих есть существенно деформированная речь. Особенно отчетливо это в стихах тонического (равносложного) строя, где стих конструируется из известных фонических элементов (слогов ударных и неударных) и слово фигурирует не только как смысловая единица, но и как художественно-ценный звуковой комплекс. Внимание, уделяемое слову, увеличивается, слово как бы "проявляется", будучи вдвинуто в ритмическую слоговую последовательность. Слова проходят параллельными рядами, особым строем, определяющим смысл слова не менее, чем синтаксис. Помимо слова во фразе мы имеем слово в стихе и стиховые ассоциации, т.е. связи, возникающие из сопоставления слова с другим словом стиха и из положения слова в ритмическом ряду — стихе, иной раз могут подавить ассоциации фразовые. Стиховая речь есть речь тесных смысловых ассоциаций. Логическое членение в ней гораздо более дробное и однообразное, чем в речи прозаической (т.е. представляется возможность обособить почти каждое слово). Ритмический параллелизм выравнивает интонацию стиха. Стих имеет свой, слегка варьируемый интонационный распев независимо от значения предложений, влагаемых в стиховой размер. Эта независимость (или свобода) интонации от значения создает необходимость в каком-то примирении обоих рядов. Подобно тому, что мы замечаем в метафоре, примирение происходит обычно в плоскости эмоциональной. Стиховая речь есть повышенно-эмоциональная. При лирической краткости не может быть смены эмоций. Эмоциональная окраска едина во всем стихотворении и определяет его художественную функцию. Вот почему, обращаясь к лирическому творчеству, мы встречаем совершенно особый тематизм и особую конструкцию. 3 задачи лирического развития: 1) введение темы, 2) развитие темы, 3) замыкание стихотворения. Лирические произведения в различные эпохи делились на различные жанры. И по отношению к лирике XIX в. сыграл ту же роль, что и по отношению к другим родам: жанры смешались, и их строгие когда-то границы распались. Тем не менее жанры эти, перестав появляться в чистом виде, не исчезли. Высокая лирика прежде объединялась под общим названием "ода". Ода (определение Поспелова) – стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет. К началу XIX в. сохранялся только один вид оды — ода торжественная, лирическое стихотворение на значительную тему (например, на политические события, на какой-нибудь отвлеченный тезис философского или нравственного порядка), имитирующее ораторскую речь. В чистой форме мы видим оды у Ломоносова, Петрова и их современников. Следует сказать, что уже в конце XVIII в. ода стала эволюционировать. Так, Державин, пользуясь традиционной формой оды (одический стих — четырехстопный ямб и известным образом срифмованная строфа из 10 стихов), снизил ее тематику и лексику. Ода — как риторическая лирика — отличалась усиленным применением стилистических приемов (тропов и "фигур") и диалектическим развитием мотивов. Объем оды обычно превышал средний объем лирического стихотворения. В современной поэзии к типу оды приближаются некоторые стихотворения Маяковского, посвященные революции. В конце XVIII в. с одой боролась за преимущественное значение элегия, разрабатывавшая интимную тематику, в соответствующем эмоциональном плане (типичны любовные элегии, распространены были элегии, окрашенные эмоциями печали, горести, уныния; эти последние и создали типичное представление об элегии как о печальном стихотворении). Элегия (определение Поспелова) – стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенностью жизнью. От элегии, после падения этого жанра как строгой формы, противостоящей оде, развилась романсная лирика середины XIX в. представленная в стихотворениях Фета, Полонского, Ал. Толстого и мн. др. Крупным жанрам — оде и элегии — противопоставлялись в XVIII в. мелкие жанры, представителями которых являются эпиграмма и ее разновидности (надпись, мадригал и т.п.). Эпиграмма состоит обычно из посылки, вводящей в описываемые обстоятельства, и неожиданной остроты в заключение (pointe), представляющей комически контрастирующий вывод из посылки. Расцвет эпиграмм относится к XVIII в. и началу XIX в., после чего она быстро пришла в упадок. В античной литературе эпиграммой называлось всякое стихотворение малых размеров. К концу XVIII в. понятие эпиграммы сузилось, и его стали прилагать единственно к малым стихотворениям (от 2 до 8 стихов, редко больше) с комической тематикой. Различали эпиграмматическую сказку (стихотворный анекдот) и сатирическую эпиграмму: стихотворение, направленное к осмеянию определенного лица или события. Последний вид эпиграммы дошел и до нас и время от времени в журналах появляются эпиграммы злободневного характера. Мадригал – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме). От чистой лирики следует отделить стихотворения небольшого объема, в которых тематика фабулярна, т.е. присутствует рассказ о ряде событий, связанных в причинно-временную цепь и замыкающихся развязкой. Фабулярные стихотворения ныне объединяются под общим наименованием "баллады". Не следует забывать, что этот термин очень сильно менялся в различные времена у разных народов. До XVIII в. слово "баллада" значило во Франции особую строфу и совершенно не имело в виду особой тематики. В начале XIX в. в литературе модным было подражание шотландской балладе (род народной песни), и вскоре под словом "баллада" стали объединять стихотворения, тема которых разрабатывала предания и мифы народной устной литературы (фольклора). Вскоре утратилось чувство имитации фольклора — балладой стали называть всякую стихотворную повесть о чудесном, затем отпал и элемент фантастики, и под балладой стали разуметь стихотворение с фабулой. От баллады следует отличать другой род фабулярной поэзии — басню. Басня развилась из аполога — системы доказательств общего положения на примерах (анекдоте или сказке). Как стихотворная форма она привилась в Европе в XVII в. под влиянием поэтической деятельности Лафонтена. Басня, будучи построена на фабуле, дает повествование как некоторую аллегорию, из которой извлекается общий вывод — мораль басни. В настоящее время басня вымерла, если не считать сатирического к ней обращения (например, во Франции в XIX в. Лашамбоди, у нас Демьян Бедный), и лишь по традиции удерживается в начальном школьном воспитании, неотъемлемым элементом которого считается разучивание наизусть басен Крылова. Басня (определение Поспелова) – нравоописательный жанр, заключающий в себе краткое аллегорическое повествование и вытекающее из него поучение. Поспелов отдельно рассматривает басню и балладу как лиро-эпические жанры. Кроме этих малых лирических жанров, всегда существовали средние по объему лирические жанры, занимающие промежуточное место между лирикой и поэмой. Таковыми в начале XIX в. были сатира, послание и т.п. Жанры эти ныне не культивируются, и изучение их всецело принадлежит истории литературы. Отмечу лишь, что в современной поэзии намечается усиленное стремление к созданию новых форм этих средних стихотворных жанров. Современная поэма обычно не превышает объемом послания или сатиры XVIII в. Из Поспелова: Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигается на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Основой содержательного жанрового деления в лирике является сам характер переживаний (пафос). Как в эпосе и драме, в лирике м.б. прослежены различия в жанровой проблематике – национально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются здесь через типизацию самого переживания лирического героя. Источники: Томашевский «Теория литературы. Поэтика», Поспелов «Введение в литературоведение»
Характеристика драмы. Драматические жанры. Драма – один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся следующие жанры. Трагедия – один из основных жанров драмы. Пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета – непримиримый конфликт героя, сильной личности, с внешними силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии – вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание. Такое душевное состояние ведет к катарсису. Комедия – один из ведущих жанров драмы. Произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Различают «комедию положений», «комедию нравов», сатирическую комедию, комедию характеров. Часто возможно слияние тех или иных названных разновидностей комедий. Драма в узком смысле слова – один из ведущих жанров драматургии. Литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом. Мелодрама – разновидность драмы, для которой характерны острая, занимательная интрига, преувеличенные патетика, эмоциональный накал чувств, нередко – тенденциозная морализация. Водевиль – вид комедии. Пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами. Литература как вид искусства: семиотическая система, эстетический феномен, коммуникативное пространство. Литература – это вид искусства, который отражает эволюцию общественного сознания. Формирует, передает нравственные и социальные ценности и обладает художественной ценностью. Связано с эстетической деятельностью человека. Специфика: время и пространство. По типу восприятия – разные. Носитель образности – слово. Литература работает с готовой знаковой системой – с языком. Автор осознает вторичность знаковой системы. По Лотману: всякая система, которая служит коммуникации – язык. А. Баумгартен: произведение искусства – гетерокосмос (другой, сотворенный мир). Условие искусства – создание другого мира. Литературная деятельность – деятельность моделирующая. Воспроизведение объекта в модели автор строит сообразно со своим мироощущением. Произведение искусства – модель двух объектов – действительности и личности автора. 1. Литература как семиотическая система. Семантика (знак - объект), прагматика (знак – воспринимающее сознание/интерпретатор), синтактика (знак-знак). Знак условен и конвенционален. Знак должен быть референтным. Прагматика – смысл (отношение знака к воспринимающему сознанию) всегда контекстуален. Бахтин ввел понятие интерсубъективности. Диалоги, существующие одновременно. Что осмысливается в тексте? – Слова! Кто их произносит, кому адресует. Проблема присутствия автора в тексте. Аксиома: ни одно слово в художественном тексте нельзя присваивать биографическому автору. По мысли Бахтина, автор биографический обрекается на молчание, а текст – это искусство непрямого говорения. Автор может появиться в метатекстуальных элементах – обрамление. Художественный язык преодолевает естественный язык. 2. Литература как эстетический феномен. Не путать с гедонистическим. Катарсис – очищение аффектов. Рефлексия эстетическая – вторичное переживание, переживание переживаний. (вы видите обнаженное тело, что вы испытываете? – Катарсис! – Так сразу?! (из перлов на лекциях)) Природа эстетического объекта интенциональна. Эстетический объект интенционален. то есть воспринимающее сознание? вступить в эстетическое отношение к тексту. Бахтин: занять вынужденно активную позицию, с которой объект предстанет столь целостно, сколько это необходимо для самоактуализации личности. Гадамер: прекрасное является своего рода самоопределением субъекта. Эстетическое переживаение интерсубъективно. Понятие КАЖИМОСТИ. Переживаемы произведения кажутся нам теми или иными. Эти «кажимости» - образы жизни. Анализ литературы зависит от подхода автора и школы, на которую он опирается. Хороший тон – рассказать о тех, чьи исследования ты упоминаешь. В государственных ВУЗах – давние традиции. Можно использовать мировоззренческие категории для описания литературы. Исторический подход – рассматривать литературу поэтапно, по историческим эпохам. Начало XX века: интерес к восточной литературе, отход от христианства (но это только во времена модерна). Отказ от ориентации на Золотой век античности. Средневековая литература – каноническая, традиционная. Становление жанров (например, готический роман). Умаление авторского начала. Возрождение: возрождается античная культура. Барокко – конец эпохи Возрождения. В России – старообрядческие тексты (с элементами барокко)? Для привлечения внимания – красочно, витиевато. Классицизм – нормативная литература с жесткими критериями жанров (о классицизме в соц.реализме пишет Синявский). Романтизм – авторское начало, авторский произвол, его индивидуальность (определяет ценность текста). Реализм и соц.реализм. Модерн и постмодерн (текст определяется через знаки, ассоциативная игра определяет значимость текста. Критерий – язык автора). Но есть разные фазы (Например, в русском романтизме – Пушкин, Грибоедов). Внутри мировоззренческого подхода фазы связаны с писательскими фигурами. Циклическая композиция выделяет бинарные оппозиции. Но неосуществима. Можно сделать анализ текста как многоуровневой системы (автор-ситуация, жанр-метажанр, контекст, связи…). Первобытный синкретизм: танец, ритуал, живопись неразрывно связаны. Сейчас возврат к этому, но в игровом решении: литература и музыка (кино) – эпоха медийности. Границы между искусствами все тоньше. Утопия –> архитектура, герои статичны, психологизма нет. Тема музыки в немецкой литературе. В контакте с музыкой они способны познавать мир. В современной литературе много звуков, мелодий, звучащего голоса (Маканин «Голоса», Толстая «Кысь»). Музыка – спасение из ада. Живопись существует в двухмерном пространстве, а архитектура – в трехмерном. Есть тексты, где образ героев описан с техникой иконописи (Распутин «Последний срок»). Могут ли быть изучены вместе или только по отдельности? В различные эпохи тот или иной вид искусства доминирует: Античность – театр Средние века – храмовые мистерии, храмовое искусство и проповедь Возрождение – живопись и скульптура В России идея синкретизма появляется у символистов («Симфонии» Белого). Идея синкретизма сильна в Средние века. Но это не искусство, а наставление на жизнедеятельность. Мысль о самоценности искусства –> Возрождение. Шопенгауэр – «музыка есть самое великое из искусств, искусство мира, музыка – душа мира..». Близок к этим идеям Гоголь. А от Ницше –> к символистам (Блок – «до стиха должен быть его ритм»). Русская литература/культура 19 века – великий вклад в сокровищницу мира. Тема и сюжет картины мира – основополагающи. Складывается представление о важности текстов. Для Белинского – «литература есть способ построения бытия», любил философскую литературу. А посему не мог оценить Пушкина с его «искрящимся словом». Эффект метаориентации – важен не текст, а его роль в культуре. «+» => элементы автобиографии или других документов. В документальной прозе действует эмоционально на читателя эффект абсолютной правды (куски рассказов очевидцев). С 60-х годов утверждается: литература – вторичная моделирующая система, которая надстраивается над первичной (язык). Автор выстраивается свой мир. Каждый вид искусства отличается своим образом и типом построения мира. Очень часто литература включает в себя принципы других искусств. Связь с архитектурой –> орнаментальная/поэтическая проза (все элементы текста проецируются на пространство и вне этой проекции не воспринимаются), текст визуально воспринимаем//термин дал Виноградов// Пример: Ремизов, Замятин. Музыка и литература. Близкими к музыкальному построению можно назвать «Мастера и Маргариту», «Доктор Фаустус». В литературе конца 20 века – велико проникновение. Иногда картина может быть выстроена из газетных обрезков. Попытка открыть новую действительность. Попытка экранизации и постановки оп мотивам произведения. Проблема в переводе с одного языка на другой. Сохраняется только общая художественная схема, а все остальное принадлежит режиссеру. В традиционном театре были правила, известные режиссеру и драматургу. После Станиславского герой должен заново все переживать. В классическом театре вопрос о переводе с языка на язык не стоял. Переживание в российском театре: Станиславский и Немирович-Данченко. Вопрос о существовании театрального языка был поставлен Гоголем. -Сцена должна повторять живую жизнь (Станиславский). -Театр автономен, должен существовать по своим правилам. Театральное действо условно (Мейерхольд). В 1926 – спектакль по «Ревизору» Гоголя: уточнен, переписан, новые персонажи. Традиция не получила развитие. Риск при постановке гениальных вещей: режиссер вступает в «диалог» с вечным, нравственным. Мало произведений со счастливой судьбой. Наконец, существуют виды поведения (предмет рефлексии литературы перед искусством). Лотман. «Декабристы в современной поэзии». – Утверждение нового образа человека и нового поведения. Декабристы, воспитанные на греческой традиции, разыгрывали это в действительности. Откровение нового общества. Декабристы пытаются суд –> в реформу. Литературные тексты программируют огромное историческое событие крупной культурной важности. Для декабристов мир прекрасен. Обостряется поведение героев-«масок» во времена Серебряного века (Клюев, например, игровое поведение Добролюбова, футуристы). Показать индивидуальность. В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации. Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец - портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: «Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух» <…> Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются». Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» раннего французского просветителя Ж.Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии. Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры. Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и <…> обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры. Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. <…> Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства. Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки. Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература - «первое среди равных» искусство <…>». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.018 с.) |