Драматические и лирические жанры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драматические и лирические жанры.



К лирическим жанрам принадлежат стиховые произведения малого размера.

Тематическое развитие в лирических жанрах определяется характером стиховой речи. Стих есть существенно деформированная речь. Особенно отчетливо это в стихах тонического (равносложного) строя, где стих конструируется из известных фонических элементов (слогов ударных и неударных) и слово фигурирует не только как смысловая единица, но и как художественно-ценный звуковой комплекс. Внимание, уделяемое слову, увеличивается, слово как бы "проявляется", будучи вдвинуто в ритмическую слоговую последовательность.

Слова проходят параллельными рядами, особым строем, определяющим смысл слова не менее, чем синтаксис. Помимо слова во фразе мы имеем слово в стихе и стиховые ассоциации, т.е. связи, возникающие из сопоставления слова с другим словом стиха и из положения слова в ритмическом ряду — стихе, иной раз могут подавить ассоциации фразовые.

Стиховая речь есть речь тесных смысловых ассоциаций. Логическое членение в ней гораздо более дробное и однообразное, чем в речи прозаической (т.е. представляется возможность обособить почти каждое слово).

Ритмический параллелизм выравнивает интонацию стиха. Стих имеет свой, слегка варьируемый интонационный распев независимо от значения предложений, влагаемых в стиховой размер. Эта независимость (или свобода) интонации от значения создает необходимость в каком-то примирении обоих рядов. Подобно тому, что мы замечаем в метафоре, примирение происходит обычно в плоскости эмоциональной. Стиховая речь есть повышенно-эмоциональная. При лирической краткости не может быть смены эмоций. Эмоциональная окраска едина во всем стихотворении и определяет его художественную функцию.

Вот почему, обращаясь к лирическому творчеству, мы встречаем совершенно особый тематизм и особую конструкцию.

3 задачи лирического развития: 1) введение темы, 2) развитие темы, 3) замыкание стихотворения.

Лирические произведения в различные эпохи делились на различные жанры. И по отношению к лирике XIX в. сыграл ту же роль, что и по отношению к другим родам: жанры смешались, и их строгие когда-то границы распались. Тем не менее жанры эти, перестав появляться в чистом виде, не исчезли.

Высокая лирика прежде объединялась под общим названием "ода". Ода (определение Поспелова) – стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет. К началу XIX в. сохранялся только один вид оды — ода торжественная, лирическое стихотворение на значительную тему (например, на политические события, на какой-нибудь отвлеченный тезис философского или нравственного порядка), имитирующее ораторскую речь. В чистой форме мы видим оды у Ломоносова, Петрова и их современников. Следует сказать, что уже в конце XVIII в. ода стала эволюционировать. Так, Державин, пользуясь традиционной формой оды (одический стих — четырехстопный ямб и известным образом срифмованная строфа из 10 стихов), снизил ее тематику и лексику.

Ода — как риторическая лирика — отличалась усиленным применением стилистических приемов (тропов и "фигур") и диалектическим развитием мотивов. Объем оды обычно превышал средний объем лирического стихотворения.

В современной поэзии к типу оды приближаются некоторые стихотворения Маяковского, посвященные революции.

В конце XVIII в. с одой боролась за преимущественное значение элегия, разрабатывавшая интимную тематику, в соответствующем эмоциональном плане (типичны любовные элегии, распространены были элегии, окрашенные эмоциями печали, горести, уныния; эти последние и создали типичное представление об элегии как о печальном стихотворении). Элегия (определение Поспелова) – стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенностью жизнью.

От элегии, после падения этого жанра как строгой формы, противостоящей оде, развилась романсная лирика середины XIX в. представленная в стихотворениях Фета, Полонского, Ал. Толстого и мн. др.

Крупным жанрам — оде и элегии — противопоставлялись в XVIII в. мелкие жанры, представителями которых являются эпиграмма и ее разновидности (надпись, мадригал и т.п.).

Эпиграмма состоит обычно из посылки, вводящей в описываемые обстоятельства, и неожиданной остроты в заключение (pointe), представляющей комически контрастирующий вывод из посылки. Расцвет эпиграмм относится к XVIII в. и началу XIX в., после чего она быстро пришла в упадок.

В античной литературе эпиграммой называлось всякое стихотворение малых размеров. К концу XVIII в. понятие эпиграммы сузилось, и его стали прилагать единственно к малым стихотворениям (от 2 до 8 стихов, редко больше) с комической тематикой. Различали эпиграмматическую сказку (стихотворный анекдот) и сатирическую эпиграмму: стихотворение, направленное к осмеянию определенного лица или события. Последний вид эпиграммы дошел и до нас и время от времени в журналах появляются эпиграммы злободневного характера.

Мадригал – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме).

От чистой лирики следует отделить стихотворения небольшого объема, в которых тематика фабулярна, т.е. присутствует рассказ о ряде событий, связанных в причинно-временную цепь и замыкающихся развязкой.

Фабулярные стихотворения ныне объединяются под общим наименованием "баллады". Не следует забывать, что этот термин очень сильно менялся в различные времена у разных народов. До XVIII в. слово "баллада" значило во Франции особую строфу и совершенно не имело в виду особой тематики. В начале XIX в. в литературе модным было подражание шотландской балладе (род народной песни), и вскоре под словом "баллада" стали объединять стихотворения, тема которых разрабатывала предания и мифы народной устной литературы (фольклора). Вскоре утратилось чувство имитации фольклора — балладой стали называть всякую стихотворную повесть о чудесном, затем отпал и элемент фантастики, и под балладой стали разуметь стихотворение с фабулой.

От баллады следует отличать другой род фабулярной поэзии — басню. Басня развилась из аполога — системы доказательств общего положения на примерах (анекдоте или сказке). Как стихотворная форма она привилась в Европе в XVII в. под влиянием поэтической деятельности Лафонтена. Басня, будучи построена на фабуле, дает повествование как некоторую аллегорию, из которой извлекается общий вывод — мораль басни. В настоящее время басня вымерла, если не считать сатирического к ней обращения (например, во Франции в XIX в. Лашамбоди, у нас Демьян Бедный), и лишь по традиции удерживается в начальном школьном воспитании, неотъемлемым элементом которого считается разучивание наизусть басен Крылова. Басня (определение Поспелова) – нравоописательный жанр, заключающий в себе краткое аллегорическое повествование и вытекающее из него поучение.

Поспелов отдельно рассматривает басню и балладу как лиро-эпические жанры.

Кроме этих малых лирических жанров, всегда существовали средние по объему лирические жанры, занимающие промежуточное место между лирикой и поэмой. Таковыми в начале XIX в. были сатира, послание и т.п. Жанры эти ныне не культивируются, и изучение их всецело принадлежит истории литературы. Отмечу лишь, что в современной поэзии намечается усиленное стремление к созданию новых форм этих средних стихотворных жанров. Современная поэма обычно не превышает объемом послания или сатиры XVIII в.

Из Поспелова: Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигается на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Основой содержательного жанрового деления в лирике является сам характер переживаний (пафос). Как в эпосе и драме, в лирике м.б. прослежены различия в жанровой проблематике – национально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются здесь через типизацию самого переживания лирического героя.

Источники: Томашевский «Теория литературы. Поэтика», Поспелов «Введение в литературоведение»

 

Характеристика драмы. Драматические жанры. Драма – один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся следующие жанры.

Трагедия – один из основных жанров драмы. Пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета – непримиримый конфликт героя, сильной личности, с внешними силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии – вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание. Такое душевное состояние ведет к катарсису.

Комедия – один из ведущих жанров драмы. Произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Различают «комедию положений», «комедию нравов», сатирическую комедию, комедию характеров. Часто возможно слияние тех или иных названных разновидностей комедий.

Драма в узком смысле слова – один из ведущих жанров драматургии. Литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Мелодрама – разновидность драмы, для которой характерны острая, занимательная интрига, преувеличенные патетика, эмоциональный накал чувств, нередко – тенденциозная морализация.

Водевиль – вид комедии. Пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами.

Литература как вид искусства: семиотическая система, эстетический феномен, коммуникативное пространство.

Литература – это вид искусства, который отражает эволюцию общественного сознания. Формирует, передает нравственные и социальные ценности и обладает художественной ценностью. Связано с эстетической деятельностью человека. Специфика: время и пространство. По типу восприятия – разные. Носитель образности – слово. Литература работает с готовой знаковой системой – с языком. Автор осознает вторичность знаковой системы.

По Лотману: всякая система, которая служит коммуникации – язык. А. Баумгартен: произведение искусства – гетерокосмос (другой, сотворенный мир). Условие искусства – создание другого мира. Литературная деятельность – деятельность моделирующая. Воспроизведение объекта в модели автор строит сообразно со своим мироощущением. Произведение искусства – модель двух объектов – действительности и личности автора.

1. Литература как семиотическая система.

Семантика (знак - объект), прагматика (знак – воспринимающее сознание/интерпретатор), синтактика (знак-знак). Знак условен и конвенционален. Знак должен быть референтным.

Прагматика – смысл (отношение знака к воспринимающему сознанию) всегда контекстуален. Бахтин ввел понятие интерсубъективности. Диалоги, существующие одновременно. Что осмысливается в тексте? – Слова! Кто их произносит, кому адресует. Проблема присутствия автора в тексте. Аксиома: ни одно слово в художественном тексте нельзя присваивать биографическому автору. По мысли Бахтина, автор биографический обрекается на молчание, а текст – это искусство непрямого говорения. Автор может появиться в метатекстуальных элементах – обрамление. Художественный язык преодолевает естественный язык.
Шум выполняет функцию дополнительного источника смысла. За пределами текста мы не найдем расшифровок ни одного микромотива. Язык художника – язык внутренней речи, феномен недискурсивного говорения (выгодский, Жинкин)

2. Литература как эстетический феномен.

Не путать с гедонистическим. Катарсис – очищение аффектов. Рефлексия эстетическая – вторичное переживание, переживание переживаний.

(вы видите обнаженное тело, что вы испытываете? – Катарсис! – Так сразу?! (из перлов на лекциях))

Природа эстетического объекта интенциональна. Эстетический объект интенционален. то есть воспринимающее сознание? вступить в эстетическое отношение к тексту. Бахтин: занять вынужденно активную позицию, с которой объект предстанет столь целостно, сколько это необходимо для самоактуализации личности.

Гадамер: прекрасное является своего рода самоопределением субъекта. Эстетическое переживаение интерсубъективно.

Понятие КАЖИМОСТИ. Переживаемы произведения кажутся нам теми или иными. Эти «кажимости» - образы жизни.

Анализ литературы зависит от подхода автора и школы, на которую он опирается. Хороший тон – рассказать о тех, чьи исследования ты упоминаешь. В государственных ВУЗах – давние традиции.

Можно использовать мировоззренческие категории для описания литературы. Исторический подход – рассматривать литературу поэтапно, по историческим эпохам.

Начало XX века: интерес к восточной литературе, отход от христианства (но это только во времена модерна). Отказ от ориентации на Золотой век античности.

Средневековая литература – каноническая, традиционная. Становление жанров (например, готический роман). Умаление авторского начала.

Возрождение: возрождается античная культура. Барокко – конец эпохи Возрождения. В России – старообрядческие тексты (с элементами барокко)? Для привлечения внимания – красочно, витиевато.

Классицизм – нормативная литература с жесткими критериями жанров (о классицизме в соц.реализме пишет Синявский).

Романтизм – авторское начало, авторский произвол, его индивидуальность (определяет ценность текста).

Реализм и соц.реализм. Модерн и постмодерн (текст определяется через знаки, ассоциативная игра определяет значимость текста. Критерий – язык автора).

Но есть разные фазы (Например, в русском романтизме – Пушкин, Грибоедов). Внутри мировоззренческого подхода фазы связаны с писательскими фигурами.

Циклическая композиция выделяет бинарные оппозиции. Но неосуществима.

Можно сделать анализ текста как многоуровневой системы (автор-ситуация, жанр-метажанр, контекст, связи…).

Первобытный синкретизм: танец, ритуал, живопись неразрывно связаны. Сейчас возврат к этому, но в игровом решении: литература и музыка (кино) – эпоха медийности. Границы между искусствами все тоньше.

Утопия –> архитектура, герои статичны, психологизма нет.

Тема музыки в немецкой литературе. В контакте с музыкой они способны познавать мир. В современной литературе много звуков, мелодий, звучащего голоса (Маканин «Голоса», Толстая «Кысь»). Музыка – спасение из ада.

Живопись существует в двухмерном пространстве, а архитектура – в трехмерном. Есть тексты, где образ героев описан с техникой иконописи (Распутин «Последний срок»).

Могут ли быть изучены вместе или только по отдельности?

В различные эпохи тот или иной вид искусства доминирует:

Античность – театр

Средние века – храмовые мистерии, храмовое искусство и проповедь

Возрождение – живопись и скульптура

В России идея синкретизма появляется у символистов («Симфонии» Белого).

Идея синкретизма сильна в Средние века. Но это не искусство, а наставление на жизнедеятельность. Мысль о самоценности искусства –> Возрождение.

Шопенгауэр – «музыка есть самое великое из искусств, искусство мира, музыка – душа мира..». Близок к этим идеям Гоголь. А от Ницше –> к символистам (Блок – «до стиха должен быть его ритм»).

Русская литература/культура 19 века – великий вклад в сокровищницу мира. Тема и сюжет картины мира – основополагающи. Складывается представление о важности текстов. Для Белинского – «литература есть способ построения бытия», любил философскую литературу. А посему не мог оценить Пушкина с его «искрящимся словом».

Эффект метаориентации – важен не текст, а его роль в культуре. «+» => элементы автобиографии или других документов.

В документальной прозе действует эмоционально на читателя эффект абсолютной правды (куски рассказов очевидцев).

С 60-х годов утверждается: литература – вторичная моделирующая система, которая надстраивается над первичной (язык). Автор выстраивается свой мир. Каждый вид искусства отличается своим образом и типом построения мира. Очень часто литература включает в себя принципы других искусств. Связь с архитектурой –> орнаментальная/поэтическая проза (все элементы текста проецируются на пространство и вне этой проекции не воспринимаются), текст визуально воспринимаем//термин дал Виноградов// Пример: Ремизов, Замятин.

Музыка и литература. Близкими к музыкальному построению можно назвать «Мастера и Маргариту», «Доктор Фаустус».

В литературе конца 20 века – велико проникновение. Иногда картина может быть выстроена из газетных обрезков. Попытка открыть новую действительность.

Попытка экранизации и постановки оп мотивам произведения. Проблема в переводе с одного языка на другой. Сохраняется только общая художественная схема, а все остальное принадлежит режиссеру. В традиционном театре были правила, известные режиссеру и драматургу. После Станиславского герой должен заново все переживать. В классическом театре вопрос о переводе с языка на язык не стоял. Переживание в российском театре: Станиславский и Немирович-Данченко. Вопрос о существовании театрального языка был поставлен Гоголем.

-Сцена должна повторять живую жизнь (Станиславский).

-Театр автономен, должен существовать по своим правилам. Театральное действо условно (Мейерхольд). В 1926 – спектакль по «Ревизору» Гоголя: уточнен, переписан, новые персонажи. Традиция не получила развитие.

Риск при постановке гениальных вещей: режиссер вступает в «диалог» с вечным, нравственным. Мало произведений со счастливой судьбой.

Наконец, существуют виды поведения (предмет рефлексии литературы перед искусством).

Лотман. «Декабристы в современной поэзии». – Утверждение нового образа человека и нового поведения. Декабристы, воспитанные на греческой традиции, разыгрывали это в действительности. Откровение нового общества. Декабристы пытаются суд –> в реформу.

Литературные тексты программируют огромное историческое событие крупной культурной важности. Для декабристов мир прекрасен.

Обостряется поведение героев-«масок» во времена Серебряного века (Клюев, например, игровое поведение Добролюбова, футуристы). Показать индивидуальность.

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.

Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец - портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: «Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух» <…> Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются». Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» раннего французского просветителя Ж.Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии.

Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.

Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.

Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и <…> обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.

Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. <…> Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.

Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.

Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература - «первое среди равных» искусство <…>». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.044 с.)