Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие пафоса и модуса в художественном тексте.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Искусство имеет собственные законы, но не знает каких-либо всеобщих рецептов следования этим законам. Истинная художественность невоспроизводима, поэтому у нее нет никаких доступных описанию постоянных признаков (атрибутов). Скажем, и прозрачная ясность и, напротив, затрудненность литературной речи могут оказаться показателями в одном случае гениальности художественного текста, а в другом – его недостаточной художественности. Отсюда распространившееся в ХХ веке понимание художественности как «эстетической функции», которую якобы может исполнять любой объект при соответствующей установке воспринимающего субъекта Однако творение, отвечающее всем законам искусства, небезразлично к такой установке. Быть произведением художественным означает быть или смешным, или горестным, или воодушевляющим и т.д. Как любая, даже самая яркая индивидуальность неизбежно принадлежит к какому-либо типу, так и любое произведение искусства характеризуется тем или иным модусом художественности (способом осуществления ее законов). Эта объективно существующая в культуре дифференциация типов эстетического завершения (эстетических модальностей творчества) подлежит научному анализу и систематизации. Понятие «модуса» было введено в современное литературоведение Н. Фраем, не разграничивавшим, однако, при этом общеэстетические типы художественности и литературные жанры. Между тем это разграничение, к которому впервые в европейской традиции пришел Ф. Шиллер в статье «О наивной и сентиментальной поэзии», весьма существенно. Текст бездарной трагедии полноправно принадлежит данному жанру как способу высказывания, но он не принадлежит искусству как способу мышления, поскольку не наделен полноценной трагической художественностью. С другой стороны, трагической художественностью могут обладать и роман, и лирическое стихотворение. Героика, трагизм, комизм и другие модальности эстетического завершения теорией литературы нередко сводятся к субъективной стороне художественного содержания: к видам пафоса идейно-эмоциональной оценки или к типам авторской эмоциональности. Однако с не меньшими основаниями можно вести речь о трагическом, комическом, идиллическом и т.п. типах ситуаций или героев, или соответствующих эстетических установок воспринимающего сознания. Бахтин говорил о героизации, сатиризации, юморе, трагедийности и комедийности как об «архитектонических формах» эстетического объекта, или «архитектонических заданиях» завершенности художественного целого. Модус художественности – это всеобъемлющая характеристика художественного целого. Это тот или иной строй эстетической завершенности, предполагающий не только соответствующий тип героя и ситуации, авторской позиции и читательского восприятия, но и внутренне единую систему ценностей, и соответствующую ей поэтику. Дохудожественное мифологическое сознание не знает личности как субъекта самоопределения (стать «я» означает самоопределиться). Открытие и постепенное освоение человеком внутренней стороны бытия: мысли, индивидуальной души-личности и сверхличной одушевленности жизни, – приводит к возникновению философии, искусства и религии на благодатной почве мифа. Миф – это образная модель миропорядка. Художественное мышление начинается с осознания неполного совпадения самоопределения человека (внутренняя граница личности) и его роли в миропорядке – судьбы (внешняя граница личности). Восхищенное (эстетическое) отношение вызывают прежде всего подвиги – исключительные случаи совпадения этих моментов: совмещения внутренней и внешней границ экзистенции. Поэтизация подвигов, воспевание их вершителей-героев как феноменов внешне-внутренней целостности человеческого «я» кладет начало героике – древнейшему модусу художественности. Пафос- глубокое, страстное чувство, воодушевление писателя. Пафос героический – отражает великие подвиги героя (Геракл) Трагический пафос –герой проходит через катарсис(смерть и воскресение) Катарсис(греч. kátharsis - очищение), термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. (Царь Эдип Софокла, Шекспир) Драматический пафос – порождение противоречий реальной жизнью, страдание, напряжение(Достоевский) Сатирический пафос – отражает негодующее, насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни(Гоголь, Ильф и Петров) Академические школы в литературоведении XIX века: мифологическая, биографическая, культурно-историческая, сравнительно-историческая школы. 19 век стал революционным. В эпоху романтизма появилась первая литературная школа. Мифологическая школа. 1835 год – Я. Гримм «Немецкая мифология». Объект: прамиф, принцип отыскания прамифа в фольклорных литературных источниках. Ф.И. Буслаев «Исторические очерки русской народной словесности и искусства». Буслаев – от мифологической школы и теории заимствования (70-е). Характерные особенности древнейшего мировоззрения отражаются в языке. Буслаев перенес лингвистическую схему сравнения на литературу. При этом использовал сравнительный метод. Об органической связи языка и народного предания. В словах обнаруживали особый мифологический элемент. Сказка содержит в себе древнейшие мифы, которые в поздних поколениях потеряли мысль. Установление связи языка, поэзии и мифологии. Принцип коммуникативной природы творчества. У Гриммов – идея национальной исключительности, у Буслаева – специфика. Биографическая школа. Шарль Сент-Бёв. Рассматривали каждую творческую личность, как нечто уникальное. Творчество поэта – отражение личности, сформированной образованием, воспитанием, семьей. Борьба с нормативной эстетикой классицизма. Их критиковал Белинский. Культурно-историческая школа. Ипполит Тэн «Философия искусства». Эпоха позитивизма, расцвета реализма, естественных наук. Сущность метода: произведение искусства не нечто обособленное, есть целое, чем оно обуславливается (обстоятельства жизни вообще). Тэн пишет: признание того, что произведение искусства – слепок мировоззрения, порожденного эпохой. СРЕДА, ЭПОХА, РАСА. В России школа получила широкое распространение: Пыпин, Веселовский, Тихонравов. Преодолевают влияние к-и школа. Этому способствует Белинский. Белинский никого не любил и хотел оргий, оргий, оргий. Пыпин «История славянской литературы». Сравнительно-историческая школа. В.В. Стасов - теория заимствований. 1868 год – «Происхождение русских былин». Веселовский и Буслаев заценили. Преодоление детерменизма культурно-исторической школы. Веселовский рассматривает типы сюжетов – «Историческая поэтика» - представление об искусстве, как об отражении исторически меняющихся условий жизни общества. Постижение законов литературы ставилось в зависимость от постижения истории народа. Принцип взаимовлияния литератур – бродячие сюжеты. Модель генеалогического древа литературы. Сторонники биографического метода, впервые примененного французским критиком Ш.О.Сент-Бёвом (автор «Литературно-критических портретов», тт.1-5, 1836-1839; в русском переводе – «Литературные портреты. Критические очерки», 1970), рассматривали биографию и личность писателя как определяющий момент творчества. Этот метод в той или иной степени применяется и в современном литературоведении. Академические школы в литературоведении ХХ века: мифологическая критика, психоаналитическая критика, формализм, новая критика, социологизм, структурализм, постструктурализм, феноменологическая критика. Мифологическая критика – Использование древнего мифа в качестве инструмента для объяснения современной культуры. Миф – матрица. Архетипы. Возникновение в Англии в начале 20 века. Д. Фрейзер «Золотая ветвь». Д. Уэстен «От ритуала к роману» - мифологическое прочтение средневековых текстов о Граале. Психоаналитическая критика Писатель предстает у Фрейда в качестве жертвы Эдипова комплекса (Достоевский – «Братья Карамазовы»). Художественное произведение позволяет художнику изжить предосудительные устремления. Сам процесс изживания – сублимация. Фреге – историческая трагедия Гамлета – нежелание убивать отца. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» - влечение к смерти. В разных вариантах, в разных типах героя. Новая критика Англо-американское литературоведение. Рассматривают художественный текст как чисто эстетическое явление. Предлагают формально-стилистический анализ текста. Д. Рансом; Брюс – поэзия не является отражением реальности – она творит свой мир. Методологическая задача новой критики – отыскание способа существования структуры произведения. Носители структуры (звуковая организация речи, ритм). Акцентировали внимание на сложности художественного произведения как целого. Социологическое литературоведение. Начинается с марксистской критики (Плеханов, Луначарский). Имела статус официальной. Подходы – исторический и диалектический, минус – слишком большое внимание экономическому моменту – «вульгарный социологизм». Основатель – Валериан Переверзев (в художественном тексте – следы классовой борьбы) Структурализм (60-70-е) Комплекс направлений в целом ряде наук. Пражская семиологическая школа (Р. Барт, Альгирдас Грейнас, Ж. Жанет). Они все преодолели рамки структурализма. Рассматривают все явления, доступные человеческому восприятию, как проявление внутренних, неявных глубинных структур – вскрыть эти структуры – их задача. М. Фуко – структуралист – метод археологического анализа. Обнаружил структуры - назвал их – эпистема – «установки познания». Возникло на волне позитивизма – придать гуманитарным наукам точность. Внимание к бинарным оппозициям. Анализ художественного текста сводят к выявлению бинарных оппозиций. Понятие бессознательной тсруктуры – это формообразующий механизм, порождающий все продукты социально-символической деятельности человека. Ю. Лотман – основатель отечественного структурализма. Тартусско-московская школа. Структурализм выходит к проблеме текстопорождения. К концу 70-х дает о себе знать постструктурализм. Постструктурализм. Направление мысли, объединяющее разные подходы к осмыслению литературы. Деррида, Кристева, Жиль Делёз. Принцип методологического сомнения (не позитивистский). Сомнение по отношению ко всем истинам, установлениям, убеждениям. Постмодернизм в его научном воплощении. – Свободная игра, активная интерпретация, сомнение в наличии структуры, принцип децентрации. В структурализме – наличие центра структуры, для постструктурализма – центр не объективное свойство структуры, а фикция. М. Фуко и его концепция власти. Власть обладает тотальностью и анонимностью. Некритично воспринимаются некоторые явления власти. Одно из проявлений власти – научные дискурсы. Знания, добытые наукой, навязываются сознанию человека в качестве авторитета, они заставляют человека мыслить готовыми понятиями. Процесс чтения должен быть осмыслен критически. Р. Барт. Его концепция постструктуралистской интерпретации. Мы проживаем пути смыслообразования – наша цель помыслить, пережить множественность текстов, открытость процесса означивания. Принцип деконструкции (Деррида). Смысл в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых, ускользающих даже от автора остаточных смыслов. Деконструкция – преодоление рамок собственного метода. Йельские деконструктивисты развивают идеи Дерриды. Феноменологическая критика. Осователь – Э. Гуссерль. Был позитивистом. Литературоведы объединяются вокруг Женевской группы – критики сознания. Произведение – это не застывший объект – это акт общения и акт сознания (и автором, и читателем). Женевцы игнорируют техническую сторону. Важно, чтобы оно отражало сознание автора и стимулировало сознание читателя. Творчество – сугубо субъективный акт. М.М. Бахтин – о феномене словесного творчества. Концепция диалога имеет феноменологическую основу. «Философия поступка» - диалог не сводится к внешним факторам. Это «мирозиждительная» категория. Диалог охватывает все бытие человека. Незавершенная спираль вопросов и ответов. Содержание и форма художественного произведения. Аристотель, формалисты, Гаспаров
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.01 с.) |