Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолингвистические особенности различных типов художественного теста

Поиск

Объектом языкознания является слово. Однако внимание филологов всегда привлекал текст в качестве основной единицы речевой коммуникации. В лингвистике текст определяется как "организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объединяющий синтаксические единицы в некое целое".Иными словами, в основе текста лежат языковые связи, "текст состоит из синтаксических единиц, и он должен быть целостным.

Среди научных, публицистических и рекламных текстов, среди писем, заметок и граффити (как периферийных видов речевой деятельности) особое место занимают литературные тексты. Обычно художественный текст определяют как текст, который использует языковые средства в их эстетической функции в целях передачи эмоционального содержания. В филологических работах анализируются принципы организации художественного текста как сложного языкового и речевого образования. Но лишь комплексный и многоаспектный подход, интегрирующий многие научные дисциплины, может дать' целостное представление о таком многоплановом явлении, как художественный текст.

Иногда лингвистический анализ сближается с лингвострановедческим, для которого текст является в первую очередь компонентом культуры. Тогда в тексте выявляются элементы, не могущие быть понятыми адекватно в рамках данной культуры и нуждающиеся в культурологическом комментировании.

Традиционный литературоведческий анализ художественного текста изучает художественный текст как продукт национальной культуры, общественной мысли, выявляет его связь с эпохой, с местом в литературном процессе. Литературоведческий анализ оперирует такими категориями поэтики, как тематика, жанр, образ, композиция, сюжет. Литературоведческий анализ предполагает раскрытие идейного содержания и поэтики произведения (там же, 6-20).

Описание внутреннего мира человека, мира людей и отношения человека к миру (миру природы, человека, вещей, культуры — Левин 1966) — сверхзадача художественного текста. Здесь совершенно верным является высказанное Г.В.Степановым положение о том, что художественный текст представляет собой не только отражение действительности, но и выражение средствами естественного языка человеческого отношения к миру (Степанов 1974).

Важным постулатом психолингвистики, идущим от Л.В.Щербы, является утверждение о том, что "текст не существует вне его создания или восприятия"

 

 

Монография 7 Методы и методики исследования речи психолингвистические А. Н. Гусев. Эти методы основываются на положении о том, что психол. и лингв. структура речевого высказывания максимально приближены друг к другу. Установлено, что в состоянии эмоциональной напряженности и/или падения уровня работоспособности человека проявляются такие лингвистические особенности высказывания, как уменьшение словарного разнообразия речи, уменьшение длины слов; речь становится более стереотипизированной, возрастает спонтанная активность в отборе наиболее привычных языковых единиц. Эмоции изменяют ряд речевых характеристик, связанных с процессом реализации высказывания во времени, с выбором языковых средств выражения мысли, с организацией лингвистического материала, влияют на структурирование глубинных смыслов, на перестройку отношений внутри семантических структур, искажают обычные ассоциативные связи, замыкая их вокруг аффективной области. Эмоциональная окрашенность выражается также и в особенностях оперативного выбора слов, когда при неизменной скорости речи появляются парафазии, увеличивается количество слов, обозначающих действие (в сопоставлении с количеством слов, обозначающих качества), появляются слова с четкой положительной или отрицательной коннотацией и слова, выражающие состояние, и эмоционально-оценочное отношение индивида к объектам (Витт, 1981; Жинкин, 1958). В ситуации эмоциональной напряженности, при стремлении передавать в первую очередь правильное содержание информации, психолингвистические операции, к-рые обеспечивают языковую чистоту сообщения, отходят на второй план (Моравек, 1982). В рамках психосемантического подхода к изучению речи Т. Н. Ушакова с соавторами разработали методику обработки речевого продукта и показали ее пригодность для оценки индивидуальных особенностей содержательной стороны речи говорящего. Методика опирается на выявление в речи 2 осн. речевых операций - продуктивной и репродуктивной. Эти операции связанны с осн. понятиями психосемантической теории - тема, как выражение известного, сохраняемого в ходе речи и рема - то новое, что добавляется к высказыванию. В психолингвистических исследованиях речи выделяют неск. групп признаков, изменяющихся при появлении того или иного эмоционального состояния: 1) Признаки, связанные с динамикой голоса говорящего. Среди них: высота голоса, тембр, темп, паузы в речи. Значимым является наличие эллипсиса - выпадение звуков, слогов, слов. Среди интонационных признаков важно изменение мелодического диапазона, особенности мелодики по всему интонационному контуру (подъем, спуск в начале и в конце фразы), разнообразие используемых интонационных конструкций; 2) Речевые сбои. Среди них выявляют: наличие отрывов фраз, появление оговорок, заикания и др; 3) Длительность фразы - оценка сложности предложения (учет сомнительных и подчинительных связей), преимущественное использование тех или др. типов связей и др.; 4) Порядок слов в предложении (прямой, обратный). Наличие или отсутствие инверсии с целью усиления выразительности речи; 5) Ошибки грамматического согласования; 6) Особенности лексического состава фраз, использование фразеологизмов. Степень стандартизации сообщения (использование разл. штампов, клише). Употребление профессионализмов. 7) Нарушение смысловой сочетаемости слов (наличие ошибок в смысловой сочетаемости слов); 8) Степень информативности (полезности) сообщения: наличие в тексте сообщения избыточной информации, употребление слов-заменителей названий соответствующих предметов, событий («это самое», «эта штука» и др.); 9) Способность логически и четко изложить свою мысль, точно передать информацию: нечеткость (размытость) изложения; нарушение логической последовательности изложения (сбои логики изложения); 10) Фонетические признаки, к-рые могут отсутствовать в состоянии нормы, но появляться в состоянии эмоционального возбуждения: диалектные черты и иноязычный акцент и др. Установлено, что разные языковые уровни обладают разл. «сопротивляемостью» к изменениям функц. состояния человека. Так, фонологическая система имеет высокую сопротивляемость. В ее рамках наиболее подверженной изменениям оказывается интонация, затем ударение (в первую очередь в функции словоразграничения, а затем в функции опознания слова). Фонемы обычно не подвергаются изменениям, но в опр. экстремальных условиях возможна перестройка системы фонем.

8!!!! Проблема смысла в работах Братуся Б.С. и Леонтьева Д.А.

Смысловая сфера личности — это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Личность в своей основе представляет собой целостную систему смысловой регуляции жизнедеятельности, реализующую через отдельные смысловые структуры и процессы и их системы логику жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности.Понятие это введено Братусем в 1981 г. смысловые образования, как и личностные смыслы, порождаются не единичными изолированными отношениями, а целой разветвленной системой подобных отношений. В результате единица анализа личности предстает как сложная, многомерная смысловая структура.

Б.С.Братусь выделяет в смысловой сфере личности ряд качественно своеобразных уровней. Низший, нулевой уровень — это прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Следующий, первый уровень — эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством, престижностью и т.п. Второй уровень — группоцентрический; на нем смысловое отношение к действительности определяется референтной малой группой, близким окружением человека. Третий уровень — просоциальный; он включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентации.Позже к этим уровням был добавлен еще один — уровень, на котором смысловое отношение вытекает из ощущения связи с Богом..

Смысловые структуры личности

Понятие смысловых структур выступает как обобщающее родовое понятие для описываемых ниже специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности. В наиболее общем определении смысловые структуры являются превращенными формами жизненных отношений субъекта

1. Существенным вкладом С Братуся в рассматриваемую нами проблематику является выделение им двух функций смысловых образований — функции создания эскиза будущего (похоже на конструкты) и функции нравственной оценки действий (нравственной!).

Воплощением идеи многомерной системной организации смысловых образований стало введенное 2. А.Г.Асмоловым (1983; 1984) вводится понятие динамической смысловой системы. Оно является воплощением выдвинутой Л.С.Выготским идеи единства аффекта и интеллекта. Динамическая смысловая система характеризуется не только производностью от деятельности субъекта и от занимаемой им позиции (личный опыт, мнение), но обладает и собственным внутренним движением, своей динамикой, определяемой сложными иерархическими отношениями между составляющими динамической смысловой системы — личностными смыслами, смысловыми установками и др.

6 видов смысловых структур: личностный смысл в узком значении термина, понимаемый как составляющая сознания, смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность.

Например, объективное место и роль денег в жизни человека (их жизненный, смысл) может проявляться в экспериментальных эффектах субъективной переоценки физических размеров монет(личностный смысл), в забывании долгов (смысловая установка), в готовности взяться за тяжелую и нудную, но хорошо оплачиваемую работу (мотив), в преувеличенно бережном обращении с дорогими вещами (смысловая диспозиция), в выборе знакомств или супруга по признаку материальной обеспеченности (смысловой конструкт), в жизненной ориентации на достижение материального благополучия, богатства (личностная ценность). Каждая из этих психологических структур является специфической превращенной формой одного и того же жизненного смысла. По сути, смысловые структуры личности представляют собой точки взаимопроникновения двух плоскостей или измерений человеческой жизни — психического и личностного.

 

 

№ 9 динамическая смысловая система как принцип организации и как единица анализа смысловой сферы личности

6 структур - к трем уровням организации: уровню струк­тур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятель­ности и психического отражения (личностный смысл и смысловая установка), уровню смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структу рами первого уровня (мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт) и, наконец, высший уровень, к которому относится одна из разновидностей смысловых структур — личностные ценности, являющиеся неизменным и устойчивым в масштабе жизни субъекта источником смыслообразования, автономным по отношению к кон­кретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром.

Задача - рассмотрения структурной организации личности как цело­го. В связи с этим Асмолов - динамическая смысловая система (ДСС).

Впервые мы встречаем это понятие у Л.С.Выготского: ДСС - единство аффективных и интеллектуальных процессов («во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение челове­ка к действительности, представленной в этой идее»).

ДСС - относительно устойчивая и автономная иерархически орга­низованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое. Кон­ституирующая характеристика ДСС — ее отдельность, невключен­ность в другие системы. Фактически ДСС — это то, чем была бы личность, если бы у нее была только одна страсть, исключающая все остальное, то есть личность, характеризующаяся «внутренне простым жизненным миром», по Ф. Василюку. (Скупой Рыцарь и Рыцарь Печального Образа). Отдельная ДСС несет в себе сущностные характеристики личности как целого и может рассматриваться как полноправная единица ее анализа.

Более характерными являются случаи, когда лич­ность складывается из нескольких ДСС. А.НЛеонтьев говорит в этой связи о «многовершинности» мотивационной сферы личности и о борьбе между собой разных систем жизненных отношений. Вместе с тем, ДСС отличаются от «мотивационных вер­шин», по А.Н.Леонтьеву, тем, что ДСС может занимать второ­степенное или третьестепенное место в структуре личности, быть небольшой (неразветвленной) и находиться на периферии, не те­ряя при этом своей отличительной черты — автономности, от­дельности. От того, в какие ДСС входят те или иные смысловые структуры, зависит их вклад в регуляцию жизнедеятельности лич­ности.

Как правило, у большинства людей можно выделить отдельные ДСС, связанные с работой, семьей, спортом, досугом и т.п. Вместе с тем, они не обязательно должны выступать в своей отдельности. Различные ДСС не разделены жесткими границами. Напротив, практически всегда ДСС пересекаются между собой и имеют общие области (подсистемы), которые можно считать относящимися и к гой и к другой ДСС.

Изложенные представления о ДСС личности, опирающиеся на идеи А.Г.Асмолова, являются односторонними, поскольку описывают лишь верхние этажи личностной структуры. Для того, чтобы реализовать сформулированное нами выше понимание лич­ности как системы смысловой регуляции жизнедеятельности, необ­ходимо обратиться к другим работам, изучающим ДСС «снизу», со стороны ситуативной смысловой регуляции конкретной деятельно­сти на примере решения мыслительных задач. Термин «ДСС» в этих работах отражает тот факт, что «развитие смысла конечной цели, промежуточной цели и подцелей, зарождение замыслов, а также формирование смыслов элементов и смысла ситуации в целом непрерывно осуще­ствляются в единстве и взаимодействии познавательного и эмоцио­нального аспектов» (Васильев, Поплужный, Тихомиров). Закономерности смысловой динамики в ходе регуляции решения мыслительных задач являются проявлением единого процесса смыс­лового развития, протекающего на разных, но непрерывно взаимо­действующих между собой уровнях что и зафиксировано понятием «ДСС».

Перед нами теперь стоит задача состыковать между собой два подхода к изучению динамических смысловых систем на разных уровнях, раскрыть целостность системы смысловой регуляции жиз­недеятельности на всех ее уровнях.

Основой для понимания этой целостности может служить пред­ставление о двух фундаментальных характеристиках человеческой де­ятельности — ее предметности и осмысленности (субъектности). Интенциональная сторона деятельности определяется смысловым содержанием, распространяющимся от полюса объекта «сверху вниз» на все уровни деятельности, согласно закономернос­тям процессов смыслообразования. Наполнение деятельности пред­метностью идет как бы в обратном направлении, «снизу вверх». Нетрудно сформулировать различия между двумя описанными выше моделями ДСС: ДСС, рассматриваемых как единицы относи­тельно устойчивой личностной структуры и ДСС, выступающих как целостность смысловой регуляции конкретной деятельности в кон­кретных ситуациях. Личностные ДСС (ДСС-Л) имеют меньше осно­ваний называться динамическими, но больше оснований называться смысловыми системами по сравнению с деятельностными ДСС (ДСС-Д). Оба типа систем занимают разное место в структуре ре­гуляции жизнедеятельности; по этой причине они характеризуются различной степенью устойчивости и различным удельным весом собственно смыслового компонента. В ДСС-Л, характеризующих выс­шие уровни смысловой регуляции, этот удельный вес очень велик. Это неудивительно, поскольку функция ДСС-Л заключается в структурировании отношений субъекта с миром и придании устой­чивости структуре этих отношений. ДСС-Д, напротив, не являются устойчивыми. Они складываются внутри актуально разворачиваю­щейся деятельности и регулируют ее протекание в соответствии с высшими смыслообразующими инстанциями, представленными в ДСС-Л. Можно сказать, что ДСС-Д выступает как продолжение, как функциональные органы ДСС-Л, реализующие регуляторную фун­кцию последних в тех или иных конкретных ситуациях.

ДСС-Л нельзя непосредственно воссоздать в психологическом эксперименте. Как и отдельные элементарные смысловые структу­ры высших уровней (мотивы, смысловые диспозиции, смысловые конструкты и личностные ценности), ДСС-Л — это гипотетичес­кий конструкт, проявляющийся лишь опосредованным образом, в форме своей проекции либо в плоскость деятельности, разворачи­вающейся в конкретной ситуации, либо в плоскость сознания, реф­лексии субъектом собственной личностной структуры. В первом случае мы имеем дело с ДСС-Д, которые отражают ДСС-Л досто­верно, но чрезвычайно фрагментарно, ограниченно, ибо, как пра­вило, в регуляции отдельно взятой деятельности не задействована вся личность целиком, а лишь какие-то ее частные подструктуры. Во втором случае мы имеем возможность восстановить сколь угодно полную картину отражающей в сознании иерархической структуры отношений субъекта с миром (ДСС-С), однако не можем быть уверены в том, что полученная проекция достоверно отражает ис­тинные глубинные взаимосвязи личностных структур.

Структура собственной личности, задаваемая устойчивой иерар­хией отношений субъекта с миром, может проецироваться в соз­нание непосредственно — в форме самосознания, образа Я, — либо более опосредованно — в форме структур мировоззрения, которые также выполняют функцию самосознания субъекта, однако самосознания не изолированного индивида, а представителя человече­ства как родовой общности (Иванов). Под мировоззрением мы понимаем составную часть индивидуального образа мира, со­держащую представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительно­сти, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей.

Исходя из этих соображений, мы разработали эксперименталь­ную методику предельных смыслов (МПС), направленную на каче­ственный анализ смысловой структуры мировоззрения.

Вернемся теперь к ДСС-Д. Из положения о том, что смысловая регуляция конкретной деятельности строится по принципу функ­циональной системы, следует, что каждая отдельная смысловая структура, включенная в ДСС регуляции конкретной деятельности, будет подчиняться закономерностям взаимосодействия структурных элементов для достижения конечного результата. Иными словами, эффект каждого элемента будет определяться его местом в целост­ной системе и при изменении этого места регуляторное воздействие одного и того же элемента может становиться иным. Это положение мы можем сформулировать как принцип зависимости регуляторного воздействия смысловой структуры от ее места в функциональ­ной ДСС регуляции деятельности.

Ш.Н.Чхартишвили: в качестве зависимой переменной выступал способ восприятия двузначных изображений, а полученные эф­фекты были обусловлены искусственно актуализированным мо­тивом, побуждавшим ту деятельность, в которую были включены исследуемые перцептивные процессы. Ш.Н.Чхартишвили использовал в своих опытах известные двузнач­ные картинки «заяц/утка» и «девушка/старуха». Экспериментальная ситуация представляла собой «лотерею»: испытуемые (школьники 8—10 классов), вытащившие из пачки карточку с изображениями зайца или старухи (заранее сообщалось, что таких карточек в пачке половина), получали бесплатный билет на футбольный матч, в ко­тором они были очень заинтересованы. В результате участники «ло­тереи» значительно чаще по сравнению с испытуемыми конт­рольной группы «видели» на вытащенных ими карточках зайцев и старух (при этом они «знали» о том, что на других карточках изоб­ражены утка и девушка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.011 с.)