Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воображение как специфически человеческий вид познавательной деятельности

Поиск

Воображение является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение находится в тесной связи со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что хранит память. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Творчество и творческая деятельность

От воспроизводящего, или воссоздающего, воображения надо отличать творческое воображение, создание новых образов без опоры на готовое описание их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Творчество, или творческая деятельность, это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: изобретение новых (или фундаментальная реконструкция старых) машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т. п.

Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Она и обусловливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового.

Идея или замысел вначале возникают обычно в неясном, расплывчатом виде.

В дальнейшем наступает «вынашивание» замысла, в ходе которого идея нового уточняется, иногда частично или даже коренным образом меняется. Это происходит в результате уяснения требований, которым должно удовлетворять создание нового, в процессе новых поисков или при более глубоком изучении уже известных материалов, на которые должно опираться творчество нового, реализация творческих замыотов. Изобретатель проверяет идею создания новой машины, наблюдает условия, в которых она будет работать, учитывает возможности ее заводского изготовления. Селекционер проверяет возможности создания нового сорта растений, проектирует условия развития нового растения.

В отдельных случаях «вынашивание» замысла затягивается на месяцы и годы. Так бывает тогда, когда долго не удается установить новые связи между элементами целого, когда новый замысел сбивается на старый, проторенный путь и трудно отрешиться от принятого решения вопроса, трудно сломать то, что уже прочно сложилось, чтобы сделать лучше и по-новому.

После того как становится ясной идея произведения, возникает вопрос, как ее претворить в само произведение (машину, сочинение, картину, скульптуру и т. п.). Начинается реализация замысла. Иногда хорошо и всесторонне,, продуманный замысел и накопленный большой фактический материал дают возможность сравнительно легко создать то, что намечено. Однако в начальном этапе реализации замысла приходится встречаться д множеством трудностей. Часто они вызываются новизной замысла или необходимостью воплотить его в новом, совсем непривычном материале.

По степени трудности задачи можно разделить на пять уровней (классов).

В задачах первого уровня объект (устройство или способ) не изменяется (усилили уже имеющуюся теплоизоляцию). На втором уровне объект изменяется, но несильно (в защитное устройство дополнительно введено зеркало). На третьем уровне объект изменяется сильно, на четвертом он меняется полностью, а на пятом меняется вся техническая система, в которую входит объект.

 

8.Общее понятие о языке и речи.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков благодаря чему возникает возможность передавать информацию не только непосредственно от человека человеку, но и на гигантские расстояния, а так же получать информацию из прошлого и передавать в будущее.

Язык – система условных символов с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Он вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их бытия. Один из феноменов языка: каждый человек застает уже готовый язык, усваивает его и в то же время каждый человек способен его изменить.

Тут же этапы развития речи:

Комплексная кинетическая речь (использование движений тела)

Отделение речевого движения от трудовых действий. (жесты)

Переход к звуковой речи (около 100 тыс лет назад)

Развитие письменности.

Проблема взаимосвязи языка и речи заключается в вопросе их разграничения, стоит ли это делать? Де Сассюр считал, что речь и язык – это 2 стороны более общего явления речевой деятельности. + вопрос первичности того или другого. А вот Смернидский, анализируя соотношение между языком и речью, вообще обходится без понятия «речевая деятельность». Но вкладывает в общее понятие человеческой речи более широкое содержание.

Формы существования речи:

- устная

- письменная

- мысленная

Различия между языком и речью.

Заложено в определении языка и речи, ведь язык – знаковая система, внутри которой подразумеваются внутренние связи между знаками, правилами, грамматикой, а речь – это само общение средствами языка. Его использование.

Язык - потенциальная система знаков, хранится в памяти, а речь – всегда действие.

Язык стремится к стабильности, консервативности, новшества принимаются не сразу, а речь куда свободнее языка допускает вольности новшества уживаются куда быстрее.

Язык нормирован и нормы эти хранятся в словарях, а речь хоть и подчинена языку, но все же индивидуальна.

Речь как процесс обладает определенным темпом, продолжительностью, громкостью, языку же подобные характеристики не свойственны.

Речь всегда подвержена оценке типа: правдивая/лживая, красивая/нецензурная. К языку такие оцени не применяются.

Сходства.

В основном они в том, что это 2 стороны одного процесса или деятельности. Так же сходства в функциях языка, так как все они реализутся через речь (информационная, контактная, аккумулятивная (хранение инф во времени), эмонтивная (эмоции), магическая (да-да, это ф-я воздействия на др. людей), внутренняя речь, регулятивная ф-я внешней и внутренней речи.

 

Невербальные коммуникации.

Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык.Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.

Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее

Некоторые особенности:

Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение (выражая радость вы улыбаетесь).

Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям (вы говорите, что уверены и грызете ногти).

Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения. (можно указать на предмет, не называя его, крокодил, опять же))

Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения.(для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому-то и др)

Невербальное действие может повторять вербальное сообщение (просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.134 (0.008 с.)