Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадиальность мотивационного процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи. Если стимул не превратился в мотив, значит, он или “не понят” или “не принят”. Таким образом, возможный вариант возникновения мотива можно представить следующим образом: «возникновение потребности -- ее осознание -- “встреча” потребности со стимулом -- трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив и его осознание. В процессе возникновения мотива происходит оценка различных сторон стимула): значимость для данного субъекта и для общества, справедливость и т. д.» А. А. Файзуллаев выделяет в мотивационном процессе четыре этапа. Первый этап -- возникновение и осознание побуждения. Полное осознание по-буждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. Второй этап -- это “принятие мотива Третий этап -- это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. Последний этап -- актуализация потенциального побуждения, под которой име-ется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или жела-ния. А. Н. Зерниченко и Н. В. Гончаров выделяют в мотивации три стадии: фор-мирование мотива, достижение объекта потребности удовлетворение потребно-сти. В разработанной Д. В. Колосовым концепции потребностного поведения понятие “мотивация”, по существу, не используется, понятие “мотивационное поле”, функцией ко-торого является в конечном итоге формирование мотива и удовлетворение потреб-ностей индивида. Формирование побуждения, направленного на удовлетворение потребностей, проходит, по Д. В. Колосову, ряд последовательных стадий (зон). Потребностное возбуждение сначала попадает в зону потребностных эталонов, затем -- в зону представительства потребностей, в зону обработки потребностного возбуждения и зону формирования программы действий и на конечном этапе -- в зону (центры) подкрепления. Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс форми-рования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физиче-скими -- это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощуще-ния, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы. Могут влиять на характер мотивации и способы целеобразования. МОТИВ КАК СЛОЖНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Монистический подход к пониманию сущности мотива, когда за него принимаются разные и отдельные психологические феномены, себя не оправдал. В то же время в каждой монистической концепции сущности мотива имеется рациональное зерно, отражающее одну из сторон мотива как основания действия, поступка, деятельности, поведения. Побуждения же и состояния в качестве мотивов раскрывают только их энергетическую сторону. Поэтому очевидно, что решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. И неслучайно в последние годы все более отчетливо выкристаллизовывается мысль, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации свои определенные функции (Б. Ф. Ломов, В. А. Иванников, М. Ш. Магомед-Эминов). Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование. О сложной многомерной структуре мотива говорят М. Ш. Магомед-Эминов и В. А. Терентьев, но первый не раскрывает его структуру, а второй подходит к ее раскрытию с традиционных общепсихологических позиций, постулирующих трехкомпонентность всякого психического явления, т. е. наличие в мотиве интеллектуального, волевого и эмоционального компонентов. При этом он считает, что в одних случаях в мотивах преобладает интеллектуальное начало, в других — эмоциональное. Структура, характеристики и функции мотива. Ильин в структуре мотива выделяет 3 группы: 1. Потребностный блок – биологические социальные потребности и долженствование. 2. Блок внутреннего фильтра – включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности), недекларированный нравственный контроль (уровень притязания, оценка своих возможностей, оценка своего состояния в данным момент, учет условных достижений своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом. 3. Целевой блок – входит потребностная цель, опредмеченная действием, и сам процесс удовлетворения потребности В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие вспомогательную (сопутствующую). Таки образом в структуре мотива находят отображение нескольких причин и целей. Важнейшей характеристикой является: - Сила выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как психологическими (сила мотивационного возбуждения) так и физиологическими (познание результатов деятельности, понимание ее смысла) факторами. Кроме того сила мотива определяется и эмоциями. Особенно ярко это проявляется в детском возрасте. - Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности, по сохранению его влияния на поведение, сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости (ригидности), установок, ценностных ориентаций и намерений. ВИДЫ МОТИВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения дели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. 1. МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ Актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией, его можно отнести к мотивационным состояниям. Разновидностями потребностного состояния в определенной степени являются влечение и любопытство; именно так, как состояния, их рассматривает Н. Д. Левитов. Но устойчивая заинтересованность характеризует отношение, а не состояние. Когнитивный диссонанс («познавательное несоответствие»), негативное побудительное состояние, возникает в ситуации, когда субъект одновременно располагает по крайней мере двумя противоречивыми мнениями о чем-то или о ком-то, и эти нения не могут быть согласованы друг с другом. Состояние сомнения Н. Д. Левитов отмечает, что состояния сомнения настолько разнообразны, что назвать их словом «сомнение» можно только условно. Сомнение, и неуверенность приводят к переживаниям, которые могут выражаться в состояниях тревоги, боязни. У человека могут возникать состояния растерянности, нерешительности, когда он не знает, как поступить, что предпочесть. Может наступить и более отрицательное состояние— замешательство, смятение как выражение паники. Противоположным этим состояниям является решимость. В этом состоянии отражается готовность к действию. От решимости как состояния следует отличать решительность как волевое качество, характеризующее время принятия решения в значимой для человека ситуации. Решительность является характеристикой быстроты принятия решения в ситуации неопределенности, выбора. Надежда является одним из мотивационных состояний, связанных с переживанием, возникающим у человека при ожидании желаемого события, и отражающих предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. 2. МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА Мотивационная установка — это задание для себя, запланированное, но отсроченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения. 3. МЕЧТА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МОТИВАЦИОННОЙ УСТАНОВКИ Одним из психологических образований, относящихся к мотивационной сфере человека, является мечта. По сути, мечтая, ребенок учится строить мотив, т. е. находить пути и средства удовлетворения потребности. Мечтание — это упражнение в мотивации. Мечту можно рассматривать во многих случаях, особенно у юношей и взрослых, как положительно эмоционально окрашенную долговременную мотивационнуюустановку, направленную, как и мотив, в будущее, но лишеннуюнепосредственного побуждения. Так или иначе, мечтание сказывается на поведении человека, т. е. помимо компенсаторной, насыщающей эмоциями функции мечта обладает и побуждающей функцией. 4. ВЛЕЧЕНИЯ, ЖЕЛАНИЯ, ХОТЕНИЯ Среди мотивационных образований особое место занимают влечения, желания и хотения. Как и в отношении других психологических понятий, связанных с мотивацией, их толкование далеко не однозначно и имеет длинную историю. Влечения. 3. Фрейд, понимая влечения как пограничные образования между физическим и психическим, характеризовал их четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией). Таким образом, он связывал влечения и с целью как действием, и с целью — объектом удовлетворения потребности. Решительно высказывался против точки зрения, что при влечениях цель не осознается, Левитов. Он выделял во влечении две характеристики — «властность» объекта над человеком и эмоциональную насыщенность переживаний; он же писал, что влечение часто вызывается весьма ясной, временами навязчивой целью. Желания. Нет однозначного понимания психологами и другого феномена — желания. У Годфруа желание — это ощущение потребности; в других источниках — это переживание, отражающее потребность, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить; у Р. С. Не- мова— это состояние актуализированной, т. е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения (то, что у Рубинштейна называется хотением). 6. ПРИВЫЧКИ Привычки как психологический феномен до сих пор не получили достаточного освещения в психологической литературе. В даваемых привычкам определениях акцент делается на том, что привычки — это автоматизированное или автоматическое действие, сложившийся способ поведения, и лишь потом добавляется: которое (который) стало потребностью, приобрело характер потребности, включает потребность. Очевидно, следует отличать привычные действия от привычки как мотивационного феномена. Первые связаны с умениями и знаниями, что и как делать в данной ситуации, вторая связана с потребностью делать что-то. 7. ИНТЕРЕСЫ Л. С. Выготский под интересами понимал целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности реакций человека. Он считал, что интересы не приобретаются, а развиваются. Интерес появляется на основе влечений, и эту мысль он доказывает на примере полового созревания подростков. 8. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Это понятие ввел Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. 9. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ В психологических работах часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». В отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.009 с.) |