Личность как момент деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как момент деятельности.



(Глава из книги Леонтьева «Деятельностный ум, (деятельность, знак, личность)»)

 

*Фамилию Леонтьева в дальнейшем буду сокращать Лео:D

**Личность = Л

 

Взгляды Лео обосновываются на концепции Выготского: т.о

Л – это психологическая категория, первичная по отношению к ДЕЯТЛЬНОСТИ и СОЗНАНИЮ.

Л - СОЦИАЛЬНО детерминирована.

Л - это интериоризированный (обращённый во внутрь) мир в его взаимоотношениях с моим познанием, моим поступком, моими мотивами, моей волей, переживаниями и ценностями.

(Где, познавательные процессы - часть процессов интериоризации, которые подчинены Л, определяют и регулируют её.)

 

ЛДИНАМИЧЕСКАЯ смысловая система, которая включает мотивационные, волевые, эмоциональные процессы + динамику действия и мысли. (все эти компоненты находятся, у разных людей, в разной взаимосвязи)

 

Деятельность Человека определяется выполняемыми им социальными ролями.

 

Самое любимое определение Л Лео:

Л - это ПРОЦЕСС (процесс!!!!) постоянного самоопределения Человека в реальном мире, регулирующий познавательные процессы, поступки, переживания и т.п. Она первична по отношению к деятельности и сознанию.

 

Л определяется НЕ внутренними и НЕ внешними условиями, а ПРОЦЕССОМ, в котором все они преломляются и выступают в качестве внутреннего соотношения.

Т.о ЛИЧНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЖИЗНЬЮ (она и есть жизнь, её продукт в форме субъекта)

 

Л возникает в результате иерархизации системы деятельности.

ð Л – сверхчувствительное качество

 

Задачей Лео было исследовать Л в системе общественных связей.

 

Деятельность в социальной среде - определяет развитие Л, но Л, индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность и образ жизни, которая определит её развитие. (среда определяет личность и личность определяет среду)

 

Быть Л - иметь жизненную позицию

- осуществлять выбор

-обладать свободой выбора

-осуществить вклад в общество

-и сдать наконец долбанную зимнюю сессию))

 

Ну и на последок:

Л - выделяет себя из окружающей среды;

выделяет и структурирует свои отношения с миром и подчиняется своей устойчивой жизненнойпозиции в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам (т.е может собой управлять)

 

И привет от Братуся:

Формирование и самостроительство человека-

осуществляется с помощью ЛИЧНОСТИ. (тада-да-дааааа)

 

Монография (19) Леонтьева «Деятельностный ум…»

Ч.3 гл.4: СМЫСЛ И СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ

\Смысл как образующая образа мира. (началось -_-)

Согласно Д.А.Леонтьеву, смысл выступает в психологии в трех плоскостях, трех самостоятельных, но взаимосвязанных ипостасях.

Первая — это плоскость объективных отношений между субъектом и миром. Здесь объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта(sb), обладают для него жизненным смыслом, т.к. они небезразличны для его жизни. Жизненный смысл есть объективная характеристика места и роли объектов, явлений и событий в контексте жизни sb.

Вторая— это образ мира в сознании sb, одним из компонентов которого является личностный смысл. Личностный смысл является формой познания sb-ом своих жизненных смыслов

Третья— неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности. В этой плоскости смыслонесущие жизненные отношения принимают форму смысловых структур личности, образующих целостную систему.

Итак, смысл предстает как отношение, связывающее объективные жизненные отношения sb, предметное содержание сознания и строение его деятельности.

Смысловое поле. Весь процесс развития в том - что меняется смысловое поле; в процессе развития ребенка внешний мир выступает в виде «смыслового поля».

Концепция смыслового поля: развитие психики и в филогенезе, и в онтогенезе — это прежде всего развитие отношений человека и мира, диалога мира и человека. Понятие смыслового поля и у Выготского, и у Леонтьева связано с генетическим анализом. От ситуативной модели мира через деятельность и благодаря деятельности животное и ребенок переходят к встроенному в эту ситуацию миру обобщений И вот парадокс-то какой: чем больше мы от практической деятельности переходим к теоретической, тем большую роль начинают играть смысловые факторы.

Итоговый вывод Выготского: «Действие в игре впервые приобретает смысл: то есть осознается. Действие замещает другое действие, как вещь — другую вещь. Как же ребенок переплавляет одну вещь в другую, одно действие в другое? Через движения в смысловом поле, не связанные видимым полем, реальными вещами, которые подчиняют себе все реальные вещи и реальные действия. Это движение в смысловом поле есть самое главное в игре.»

Применительно к животным Леонтьев употребляет понятие «инстинктивного смысла» (позже он говорит о «биологическом смысле»). А у человека, биологический, инстинктивный смысл превращается в смысл сознательный, в основе которого лежат общественные отношения.

И главное: понятие смысла для психологии ОООЧЕНЬ важно!!!.

монография 20. Субъективное содержание знакового образа в системе психологии

Знак как вещь или — применительно к языку — как материальное языковое «тело», включенное

в систему деятельности человека и в ней обретающее свое функциональное бытие, т.е. знак. Знак как субъективный образ, как эквивалент реального знака в обыденном сознании, т.е. знаковый образ. И, знак - это продукт научного осмысления структуры и функций реального знака — модель знака, или знаковая модель. Эти три аспекта понятия знака, как правило, нечетко разграничиваются, между тем их разграничение важно.

Идеальная «нагрузка» знака, идеальная сторона его, представляющая собой превращенную форму объективного содержания - это идеальное содержание знака. Социальный опыт субъекта, спроецированный на знаковый образ, или субъективное содержание знака (знакового образа). Перед субъектом стоит задача как бы вернуть квазиобъект (знак) в мир реальных объектов. Существование знака связано с коллективностью, совместностью деятельности: он может быть орудием познания лишь при условии, что одновременно выступает как средство взаимодействия и общения. Возможны два пути анализа при интерпретации сущности знака.Можно рассматривать готовый знак и соотносить его с объективной предметной и общественной действительностью и с предметной деятельностью человека в этой действительности. Второй путь - проследить, как человек воплощает в знаке свое восприятие и осмысление действительности и как он использует знак для того, чтобы передать другому

человеку определенное психическое содержание. В первом случае мы анализируем знак через процессы понимания. Во втором — через процессы объективизации субъективного содержания и субъективного коммуникативного намерения в знаке, через переход от мысли (сознания) к знаку. Квазиобъекты, используемые в общении и познании, не обязательно являются знаками, т.е. аккумулируют признаки, связанные со значением. Иными словами, усваиваемые нами в ходе общественно- практической деятельности знания об окружающей действительности совершенно не обязательно должны опредмечиваться, закрепляться в виде понятийных характеристик.

 

Монография 21

Проблема деятельности и личности в работах Лео (сокращ. от Леонтьев)

(при поддержке интернет источников и книги Лео «Деятельностный ум»)

*Л= Личность

** я так понимаю в этом вопросе надо рассказать всё, что знаем по Леонтьеву.

Лео, как и остальные отечественные психологи, утверждает огромную роль социальной детерминации (причинной обусловленности) в развитии Личности.

Ведущее понятие его теории: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (которая является процессом и перерождает \ изменяет \ влияет на психику)

Лео говорит о взаимодействии Субъекта и Объекта

(объект - подчиняет и преобразует деятельность субъекта;

является образом предмета, отраженным в сознании (отражение происходит в результате взаимодействия с окружающей средой.)

Основные формы деятельности: деятельность внешняя и чувствительно - практическая.

Развиваясь, внешняя деятельность может превращаться во внутреннюю. (интериоризация) и наоборот (экстериоризация).

В предметной (внешней) деятельности выделяют: действия и операции.

(действия – элементы деятельности, направленные на достижение промежуточной цели *они осознаются*. Операция- способ выполнения действий *цели не осознаются* могут быть внешними (взять \ положить) и внутренними (анализ \ синтез))

Во внутренней деятельности выделяют: мотив (ради чего), цель (на что направлена), средства (каким способом реализуется).

Л- это внутренний моментдеятельности (уж понимайте как можете). Ребёнок становится Л только как субъект общественных отношений.

 

Л - продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Понятие Л может рассматриваться ТОЛЬКО через деятельность!!!

Деяние –связанно с Л и сознанием,

Действие – связанно только с сознанием.

По этому судить о личности мы можем только через ДЕЯНИЕ \ ПОСТУПОК.:

 

Поступок - это созидание

-это способность и возможность стать соучастником событий окружающего мира.

-единица Л

-средство саморазвития.

Следовательно человеки- это не беспомощные существа, они могут сами распоряжаться собой и выбирать себе те или иные цели в жизни.

Ну и вдогонку можно сказать:

Подросток - ищет в обществе точку отсчёта для себя

Юноша - осмысливает своё место в этом мире, идеалы, мотивы

Зрелые люди- определяют свои позиции.

 

Монография 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.014 с.)