Возрастные и половые особенности произвольной активности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные и половые особенности произвольной активности



Развитие воли, начинаясь в раннем возрасте, проходят длительный путь. На каждой ступени этого развития воля имеет свои качественные особенности. Раннее детство. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта: после определенных действий могут происходить определенные события. Существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой. Вследствие этого растет время удержания заданной ребенку цели действия, что создает предпосылки для самостоятельной постановки цели в более старшем возрасте. В период от 2 до 3 лет закладывается основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых: на слово «надо» и «нельзя». К 3 годам проявляется выраженное стремление к самостоятельности. Истинная настойчивость проявляется у детей значительно позже (доказательством служат целеустремленные занятия детей 6-8 лет спортом, музыкой). Дошкольный возраст. Поскольку игровая активность является основной у дошкольников, исполнение ребенком какой-нибудь игровой роли является сильным стимулирующим волевое усилие фактором. Чем старше становятся дошкольники, тем меньше разница между проявлением волевого усилия в ролевой и безролевой ситуации. С 4 лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5 м году у детей обнаруживается послушание, обусловлено пробуждающим у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения – чувством вины перед взрослыми. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносят самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком воли. Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающее в упрямстве, негативизме и капризах. Младший школьный возраст. Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований, начинается усиленное развитие выдержки и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. У младших школьников в определенной мере развита и самостоятельность. Однако их самостоятельность проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у них эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуации и своей роли в ней. Проявляется в 3 классе высокий уровень такого качества как решительность, которая в определенной мере может быть связана со все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивности. Подростковый возраст. В этом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Волевая сфера подростков весьма противоречива. При значительно возросшей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы в силу критичности подростков, их стремления к независимость воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства; отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения. Настойчивость проявляется только в интересной работе. Подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности. Старший школьный возраст. У них механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся. Они могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идей, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность у них приобретает характер целеустремленности.

 

Волевой акт и его структура

Волевое усилие

Волевой акт - силовой способ принятия личного решения, решения Я.

Волевой акт - это момент волевого, а не полевого (импульсивного, ситуативного) поведения. И это силовое, а не мирное принятие личного решения.

Поведение, состоящее из волевых актов - волевое поведение.

Стадии волевого акта

С.Л.Рубинштейн различает 4 стадии волевого акта.

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

3. Решение.

4. Выполнение.

Что касается третьего пункта (" Решение "), то процесс принятия решения может протекать различно.

В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию».

Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешения того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов.

Акт принятия решения характеризуется чувством-переживанием, когда человек чувствует, что дальнейших ход событий зависит от него.

«Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».

Борьба мотивов - столкновение разнонаправленных мотивационных тенденций, одна из разновидностей внутриличностного конфликта..

Когда борьба мотивов получает звание "Внутриличностный конфликт", это понимается как трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п.

Если в борьбе мотивов (борьбе разнонаправленных мотивационных тенденций).верх берут непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), это не волевое поведение. Побеждает сознательно поставленная цель - волевое.

 

Структура волевого действия

 

Побуждение к совершении действия

Желания влечения

Осмысление цели действия

 

Принятие решения действовать

 

Борьба мотивов

 

Выбор конкретного действия

 

Волевое усилие

 

Внутреннее

внешнее

 

Волевые действия могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение непосредственно направлено на цель и переходит в действия без сложного сознательного процесса. Сложные волевые акты состоят из простых. Т.О. сложному волевому акту всегда предшествует:

Учёт возможных последствий

Анализ результата

Осознание мотива

Принятие решение к действию

Составление плана действия

Основой усложнения является тот факт, что не всякая цель может быть достигнута сразу, чаще требуется предварительное достижение промежуточных целей. Любое волевое действие связано с преодолением препятствий.

Влечение – это мотив деятельности, представляющий собой ещё не деференцируемую и недостаточно отчётливо осознанную потребность.

Желания – это потребность особенная, на уровне желания проявляется не только объект, но зачастую и способы, как это достичь.

Проявляемые волевые усилия различаются по интенсивности:

Сильные

Слабые

Умеренные

Волевое усилие тем значительнее, чем более серьёзные препятствие было преодолено. Волевые усилия часто определяется мировоззрением, моральной устойчивостью, уровнем самоуправления и самоорганизацию личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.011 с.)