Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика гиперактивностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. 1lоэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» -- СДВГ (в зарубежной литературе АВН1)). СДВГ является самой распространенной формой хронических нарушений поведения В ДСТСКОМ возрасте. Поданным, полученным входе различных исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0 до 9,5%. Каковы же проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью? Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезмерно подвижны, бегают, крутятся и т. п. избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Импульсивность у детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует не подумав; на занятиях и в играх он с трудом дожидается своей очереди; перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы. Нарушения внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость. Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, кажущиеся им скучными, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями. В целом возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение -- к начал обучения в школе, хотя тяжелую форму можно распознать уже в ран нем детстве. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Кроме трех основных перечисленных выше проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, многие авторы (Н. Н. Заваденко, П. Уэндер, Р. Шейдер и др.) обращают внимание на так называемые дополнительные признаки. К ним относят: 1. Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторной координации), Нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации. 2. Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам. 3. Нарушение межличностных отношений. У детей с СДВГ часто осложнены взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Дети с гиперактивностью все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частого желания заняться чем-то другим и пр. Во взаимоотношениях со взрослыми дети с СДВГ отличаются. своей «невоспитуемостью»: на них не действуют обычные наказания и поощрения, и часто ни ласка, НИ похвала не стимулируют хорошее поведение. Такие лети становятся очень «трудными» практически для всех окружающих взрослых. Они часто оказываются эпицентром домашних ссор и конфликтов. Также синдром дефицита внимания С ГИПСРВКТИВНОСТЬ10 - частая причина исключения из школы или перевода ребенка и школу для детей с интеллектуальной недостаточностью (несмотря на нормальный уровень развития интеллекта). 4. Поведенческие расстройства. У де гей с СДВГ возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются часто, но не всегда. 5. Другие особенности. У детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается энурез, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы. Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив; может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей встречается довольно часто, но все исследователи подчеркивают более высокую распространенность заболевания среди мальчиков по сравнению с девочками, которая колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; население в целом). Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы (А. Н. Корнев, 1986): Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушения внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрытно, и потому не выявляются при одно -двукратном наблюдении, и имеют более неблагоприятный прогноз. Д. Добсон вводит понятие так называемой «нормальной» гиперактивности, придавая ему следующее значение: «Далеко не каждый ребенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей с восхода солнца до наступления темноты находятся в постоянном движении». Наблюдения и различные исследования показали, что гиперак- тивность к подростковому возрасту значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью; в подростковом и зрелом возрасте велик риск социальной дезадаптации. СДВГ (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности (например, психопатии). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью способствует развитию алкоголизма и наркомании (П. Уэндер, Е шейдер). Несмотря на то, что проблемой гиперактивности детей занимаются многие специалисты (педагоги, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще существует мнение, что гиперактивность -это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, т. К. синдром гиперактивности -это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изуче нию причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов, в числе которых называются: · органические поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.); · пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострения хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.); · генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца); · психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей); · заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.); · особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС); · влияние неблагоприятных факторов внешней среды (предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызывать подобные нарушения); · социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий и пр.). Существует теория, согласно которой факторами риска для формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются воздействия пищевых токсинов или аллергенов. Однако в ходе тщательных исследований эта теория не подтвердилась. Диагностика гиперактивного ребенка Для определения диагноза должна быть проведена обязательная комплексная диагностика, которая включает в себя медицинское и психолого-педагогическое обследования. Врач проводит оценку состояния ребенка, наличия отклонений в развитии, нарушений восприятия и речи, а также слуха и зрения. В сложных случаях проводится специальное неврологическое обследование (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, 2001). В международной классификации болезней 10-го пересмотра выделяются клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей, на которые опирается специалист в процессе диагностики: Невнимательность. По меньшей мере 6 симптомов невнимательности из числа следующих сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка: 1) часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности; 2) часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
3) часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится; 4) ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции); 5) часто нарушена организация заданий и деятельности; 6) часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий; 7) часто теряет веши, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты; 8) часто легко отвлекается на внешние стимулы; 9) часто забывчив в ходе повседневной деятельности. Гиперактивность. По меньшей мере три симптома гиперактивности из числа нижеперечисленных сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка: 1) часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте; 2) покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть; 3) часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом возрасте Может присутствовать лишь чувство беспокойства); 4) часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения в тихом проведении досуга; 5) обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования. Импульсивность. На протяжении минимум 6 месяцев сохранялся по меньшей мере один из следующих симптомов импульсивности в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка: 1) часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы; 2) часто неспособен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях; 3) часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей); 4) часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения. Начало расстройства не позднее 7-летнего возраста. Общий характер расстройства. Приведенные критерии должны выявляться не в единственной ситуации, например, сочетание невнимательности и гиперактивтости должны отмечаться как дома, таки в школе или в школе и другом учреждении, в котором наблюдается ребенок, в частности в клинике. (Для выявления кросс-ситуационного характера расстройства обычно требуется информация не только из одного источника; сообщения родителей о поведении в классе, например, вряд ли будут достаточны). Для постановки диагноза необходимы: подробный анамнез жизни и данные о поведении в настоящее время. В контексте сбора анамнеза полезно составить хронологическую таблицу, в которой была бы отражена последовательность возникновения симптомов. Информацию надо стараться получить от всех, кто знает ребенка (родители, опекуны, учителя). Также для диагностики СДВГ разработаны опросники для родителей и педагогов (приложения 10 и 11). В контексте сопровождения ребенка в ДОУ обязательным является психолого-педагогическое обследование, которое включает в себя беседу, анкетирование родителей и других членов семьи, наблюдение за ребенком, исследование его психических функций (память, внимание, мышление). В ходе такого обследования выявляется: · уровень развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления); · эмоциональны е особенности; · уровень сформированности двигательной сферы; · личностные особенности; · социальные условия жизни; · особенности поведения дома и в детском саду Наиболее эффективным в диагностике гиперактивного ребенка является структурализированное наблюдение. В качестве примера можно предложить план наблюдения, предложенный американскими психологами (приложение 12). В обследовании кроме стандартных психологических методик оценки внимания памяти и мышления могут использоваться нейропсихологические методики: экспресс-диагностика памяти «Лурия90», разработанная Э. Г. Симсрницкой (1991), пробы на уровень развития произвольных движений А. Р. Лурии и Н. И. Озерецкого в, обработке Л. С. Цветковой (1998). Неврологическое исследование является обязательным в диагно- стировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Хотя при исследовании неврологического статуса у детей сданным синдромом не определяется выраженной очаговой неврологической сим- птоматики, его картина имеет ряд особенностей: расстройства функций глазодвигательных нервов, изменения мышечного тонуса преимущественно по типу гипотонии, нарушения в координационной сфере (Н. Н. Заваденко).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.01 с.) |