Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика гиперактивности

Поиск

В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперак­тивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нару­шений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. 1lоэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» -- СДВГ (в зарубежной литературе АВН1)). СДВГ является самой распространенной формой хронических нару­шений поведения В ДСТСКОМ возрасте. Поданным, полученным входе различных исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0 до 9,5%.

Каковы же проявления синдрома дефицита внимания с гиперак­тивностью?

Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания харак­теризуется тем, что они чрезмерно подвижны, бегают, крутятся и т. п. избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответству­ющей требованиям конкретной обстановки.

Импульсивность у детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует не подумав; на занятиях и в играх он с трудом дожи­дается своей очереди; перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.

Нарушения внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости кон­центрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость. Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, кажущиеся им скучными, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

В целом возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение -- к начал обучения в школе, хотя тяжелую форму можно распознать уже в ран нем детстве. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающего этим заболева­нием, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Кроме трех основных перечисленных выше проявлений синдро­ма дефицита внимания с гиперактивностью, многие авторы (Н. Н. За­ваденко, П. Уэндер, Р. Шейдер и др.) обращают внимание на так на­зываемые дополнительные признаки. К ним относят:

1. Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторной координации), Нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.

2. Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчи­вость, нетерпимость к неудачам.

3. Нарушение межличностных отношений. У детей с СДВГ часто осложнены взаимоотношения со сверстниками и со взрослы­ми. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Дети с гиперактивностью все время ищут товари­щей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлека­емости, импульсивности, частого желания заняться чем-то дру­гим и пр.

Во взаимоотношениях со взрослыми дети с СДВГ отличаются. своей «невоспитуемостью»: на них не действуют обычные на­казания и поощрения, и часто ни ласка, НИ похвала не стиму­лируют хорошее поведение. Такие лети становятся очень «труд­ными» практически для всех окружающих взрослых. Они часто оказываются эпицентром домашних ссор и конфликтов. Также синдром дефицита внимания С ГИПСРВКТИВНОСТЬ10 - частая при­чина исключения из школы или перевода ребенка и школу для детей с интеллектуальной недостаточностью (несмотря на нор­мальный уровень развития интеллекта).

4. Поведенческие расстройства. У де гей с СДВГ возможно сочета­ние чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются часто, но не всегда.

5. Другие особенности. У детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается энурез, они хуже засы­пают, а утром часто бывают сонливы.

Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактив­ных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив; мо­жет раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая коор­динация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, ро­няет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей встре­чается довольно часто, но все исследователи подчеркивают более высокую распространенность заболевания среди мальчиков по срав­нению с девочками, которая колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; население в целом). Высокая час­тота симптомов заболевания у мальчиков обусловлена влиянием на­следственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беремен­ности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенса­торных функций по сравнению с мальчиками при поражении цент­ральной нервной системы (А. Н. Корнев, 1986):

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динами­ке поведенческих нарушений. Среди девочек гиперактивность встре­чается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушения внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрытно, и потому не выявляются при одно -двукратном наблюде­нии, и имеют более неблагоприятный прогноз.

Д. Добсон вводит понятие так называемой «нормальной» гиперак­тивности, придавая ему следующее значение: «Далеко не каждый ре­бенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает впри­прыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей с восхода солнца до наступления тем­ноты находятся в постоянном движении».

Наблюдения и различные исследования показали, что гиперак- тивность к подростковому возрасту значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большин­стве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома дефи­цита внимания с гиперактивностью; в подростковом и зрелом возра­сте велик риск социальной дезадаптации. СДВГ (обычно в сочета­нии с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности (например, психопатии). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью способствует развитию ал­коголизма и наркомании (П. Уэндер, Е шейдер).

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности детей занима­ются многие специалисты (педагоги, логопеды, психологи, психиат­ры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще суще­ствует мнение, что гиперактивность -это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, прояв­ляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных де­тей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, т. К. синдром гиперактивности -это медицинский диагноз, право на по­становку которого имеет только специалист. При этом диагноз ста­вится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изуче­ нию причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясно­сти в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов, в числе которых называются:

· органические поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.);

· пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострения хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.);

· генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца);

· психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей);

· заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.);

· особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);

· влияние неблагоприятных факторов внешней среды (предпо­лагается, что поступление свинца в организм детей даже в не­значительном количестве может вызывать подобные наруше­ния);

· социальные факторы (непоследовательность, отсутствие сис­темы воспитательных воздействий и пр.).

Существует теория, согласно которой факторами риска для фор­мирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью явля­ются воздействия пищевых токсинов или аллергенов. Однако в ходе тщательных исследований эта теория не подтвердилась.

Диагностика гиперактивного ребенка

Для определения диагноза должна быть проведена обязательная комплексная диагностика, которая включает в себя медицинское и

психолого-педагогическое обследования.

Врач проводит оценку состояния ребенка, наличия отклонений в развитии, нарушений восприятия и речи, а также слуха и зрения. В сложных случаях проводится специальное неврологическое обсле­дование (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, 2001).

В международной классификации болезней 10-го пересмотра вы­деляются клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей, на которые опирается специалист в процессе диагностики:

Невнимательность. По меньшей мере 6 симптомов невниматель­ности из числа следующих сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:

1) часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной про­грамме, работе или другой деятельности;

2) часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;

 

3) часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;

4) ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завер­шать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособ­ности понять инструкции);

5) часто нарушена организация заданий и деятельности;

6) часто избегает или очень не любит заданий, таких как домаш­няя работа, требующая постоянных умственных усилий;

7) часто теряет веши, необходимые для выполнения определен­ных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, ка­рандаши, книги, игрушки или инструменты;

8) часто легко отвлекается на внешние стимулы;

9) часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Гиперактивность. По меньшей мере три симптома гиперактивнос­ти из числа нижеперечисленных сохраняются на протяжении мини­мум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:

1) часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;

2) покидает свое место в классной комнате или в другой ситуа­ции, когда требуется оставаться сидеть;

3) часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это явля­ется неуместным (в подростковом возрасте Может присутство­вать лишь чувство беспокойства);

4) часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения в тихом проведении досуга;

5) обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной актив­ности, на которую существенно не влияют социальные ситуа­ция и требования.

Импульсивность. На протяжении минимум 6 месяцев сохранялся по меньшей мере один из следующих симптомов импульсивности в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адап­тивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:

1) часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;

2) часто неспособен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в иг­рах или групповых ситуациях;

3) часто прерывает других или вмешивается (например, в разгово­ры или игры других людей);

4) часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Начало расстройства не позднее 7-летнего возраста.

Общий характер расстройства. Приведенные критерии должны выявляться не в единственной ситуации, например, сочетание невни­мательности и гиперактивтости должны отмечаться как дома, таки в школе или в школе и другом учреждении, в котором наблюдается ре­бенок, в частности в клинике. (Для выявления кросс-ситуационного характера расстройства обычно требуется информация не только из од­ного источника; сообщения родителей о поведении в классе, например, вряд ли будут достаточны).

Для постановки диагноза необходимы: подробный анамнез жиз­ни и данные о поведении в настоящее время. В контексте сбора анам­неза полезно составить хронологическую таблицу, в которой была бы отражена последовательность возникновения симптомов. Информа­цию надо стараться получить от всех, кто знает ребенка (родители, опекуны, учителя). Также для диагностики СДВГ разработаны оп­росники для родителей и педагогов (приложения 10 и 11).

В контексте сопровождения ребенка в ДОУ обязательным явля­ется психолого-педагогическое обследование, которое включает в себя беседу, анкетирование родителей и других членов семьи, наблюдение за ребенком, исследование его психических функций (память, внимание, мышление). В ходе такого обследования выявляется:

· уровень развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления);

· эмоциональны е особенности;

· уровень сформированности двигательной сферы;

· личностные особенности;

· социальные условия жизни;

· особенности поведения дома и в детском саду

Наиболее эффективным в диагностике гиперактивного ребенка является структурализированное наблюдение. В качестве примера можно предложить план наблюдения, предложенный американски­ми психологами (приложение 12).

В обследовании кроме стандартных психологических методик оценки внимания памяти и мышления могут использоваться нейро­психологические методики: экспресс-диагностика памяти «Лурия­90», разработанная Э. Г. Симсрницкой (1991), пробы на уровень раз­вития произвольных движений А. Р. Лурии и Н. И. Озерецкого в, обработке Л. С. Цветковой (1998).

Неврологическое исследование является обязательным в диагно- стировании синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Хотя при исследовании неврологического статуса у детей сданным синд­ромом не определяется выраженной очаговой неврологической сим- птоматики, его картина имеет ряд особенностей: расстройства фун­кций глазодвигательных нервов, изменения мышечного тонуса преимущественно по типу гипотонии, нарушения в координационной сфере (Н. Н. Заваденко).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.01 с.)