Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. «КЛУБОЧЕК» (Г. Д. Череванова) Цель Обучить ребенка одному из приемов саморегуляции. Содержание Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся». 2. «РАЗГОВОР С ТЕЛОМ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина) Цель Обучить ребенка владеть своим телом. Содержание Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким 6ы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе осо6енно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».
З. «АРХЕОЛОГИЯ» Цель Развитие мышечного контроля. Содержание Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
4. «ПОСЛУШАЙ ТИШИНУ» (Г. Д. Череианова) Цель Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой. Содержание По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и Т. п. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
5. «БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Ю. С. Шевченко) Цель Игра направлена на развитие распределения внимания. Содержание Все дети встают в круг Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
6. «ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС "МОЖНО"» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина) Цель С помощью этой игры можно избежать НЕСКОНчаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их не слышит). Ребенок получит возможность сбросить накопившу‑
юся энергию, а взрослый - способ управлять его поведением. Содержание Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час тишины. Дети ДОЛЖНы вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и Т. п. Примечание «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие Конкретные действия разрешены, а какие запрещены. 7. «РАССТАВЬ ПОСТЫ» (Е. К. ЛЮТОва, Г. Е. Монина) Цель Игра развивает навыки волевой регуляции, воспи- тывает у ребенка способность концентрировать свое внимание на определенный сигнал. Содержание Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Таким образом командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и Т. п.). 8. «ПОЖАЛУЙСТА» Цель Игра быстро учит детей умению быстро переключать свое внимание с одного вида ДСЯТСЛЬНОСТИ надругой, помогает илг преодолетьдвигательный автоматизм. Содержание Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкульryрные, танцевальные, шуточНью), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и Т. П. Примечание Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие слова, например: «король приказал», «Че6урашка просит» и т П.
Приложение 15 ИГРЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ 4 1.«ПАРОВОЗИК» дети встают в круг По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слон). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие исе его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает. 2. «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ» Ведущий предлагает детям выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Ведущий предлагает детям показать жестом слова «высокий», «маленький», «там», «я», «здесь», «он», «толстый» и Т. П. Ведущий предлагает детям произвольно принять условлекную позу: показать, как Мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несем тяжелую сумку и т. П. 3. «НЕДОТРОГИ» Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисо- ванных конфет - доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и Т. п.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру ы обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и послс проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие с лова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили; но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Воспитатель тоже может принимать участие. Если есть опасение, что какой-то ребенок останется без карточки, Воспитатель может предотвратить эту ситуацию, приклеив такому дошкольникупиктограмму. 4. «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА» Цель Упражнение направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств понимания, раз-витке эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Содержание Упражнение выполняется в парах. Воспользовавшись «волшебными» средствами по ' нимания, дети должны помочь: 1) плачущему ребенку, он потерял мячик; 2) мама пришла с работы, она очень устала; 3) товарищ н классе сидит грустный, у него за6оле ла мама; 4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку; 5) девочка-соседка попросила тебя сделать ей апп‑ ликацию... Примечание Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание. 5. «ВОЛШЕБНЫЕ ЗАРОСЛИ» (Р. Р. Калинина, 1997) Цель Снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения. Содержание Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» - всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человецескую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят». Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались? Когда нет? 6. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ» Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - голова дракона, последний -кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего -дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз ха роль головы дракона назначается другой ребенок. 7. «ЛОВИШКИ» (М. И. ЧИСТЯКОва, 1990) Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у проти воположной стены. Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят: «Раз-два-три, раз-два-три, Скорее нас лови!». Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали. 8. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, 1996) Цель Повышение уверенности в себе, в своих силах. Содержание Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: - Я умею... Я хочу... - Я смогу.. Я добьюсь... Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. 9. «СМАК» (Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, 1996) Цель Упражнение помогает развить уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор. Содержание Для этой игры можно использовать лю6ьге подсобные материалы. Она обычно очень охотно воспринимается замкнутыми детьми, поскольку построена по сценарию проведения известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Для проведения этого упражнения можно использовать и другие телепередачи, важно только, чтобы они нравились вашему ребенку Ребенку предлагается представить себе, что он самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в телевизионной передаче «Смак», чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Желательно также, чтобы присутствовали и зрители. Приложение 16 ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ Логопедическое обследование детей 2-4 лет ' Строение артикуляторного аппарата Прикус Челюсти Губы Зубы____________________________________________________ Подъязычная уздечка_________________________________ Твердое небо____________________________________________ Мягкое небо________________________________________ Подвижность органов артикуляции Удержание рта закрытым вне еды и речи ________________ Особенности приема пищи: О ест самостоятельно или требуется помощь взрослого__________________________________________ О пережевывает или нет твердую пищу_________________ О жует с открытым или закрытым ртом О сопровождает ли жевание сосательными движениями туб ‑ 1 (Подвижность губ Оскал Вытягивание губ вперед______________________________ Подвижность языка Высовывание распластанного языка____________________ Подъем кончика языка на верхнюю губу _________________ Опускание кончика язь[ка на нижнюю ry6у_______________ Движения кончика языка вправо - влево ________________ О6лизывание губ ___________________________________ Высовывание узкого языка____________________________ V Подвижность мягкого неба Произнесение на» с открытым ртом____________________ Выраженность неврологической ситуации: Парезы (спастические, вялые)_________________ Гипсркинезы_______________________________ Кинестетическая апраксия ______________________ Кинетическая апраксия_______________________ Синкинезии _______________________________ Нередуцированные рефлексы орального автоматизма _ Саливация_________________________________________________ 111 Дыхание Тип (брюшной, грудной, ключичный, смешанный) _________ Частота (нормальное, ускоренное) _____________________ _ Равномерность (ровное, прерывистое)__________________ 41 Голос Сила______________________________________________ Тембр_____________________________________________ !iu Синхронность в работе отделов речедвигательного аппарата Дыхательного и голосового___________________________ Голосоо6разующего и артикуляционного________________ Х Состояние просодии Темп речи _________________________________________ Ритм речи ______________________________________________ Х Состояние звукопроизношения АУОИЭЫ ППЬББЬММЬФФЬВВЬТТЬДДь ОНьйКкЬГГьХХЪССЬззьцшжЧЩРРЬлль Вид нарушения_____________________________________ Состояние фонематической системы Наличие грубых искажений структуры слов Дифференциация звуков в словах - квазиомонимах ________ О твердых -мягких О глухих - звонких О свистящих -шипящих О соноров
,•.. К`1 Состояние лексики Общая характеристика активного словаря_______________ Соотнесение слов с предметами и действиями:
Состояние грамматического строя Наличие фразовой речи Предложение Понимание Составление Мальчик играет Мальчик бросает мяч Мальчик гладит утюгом белы; yrI' Словоизменение О по падежам У меня ручка, а у тебя что? (карандаш). Ты нарисуешь картинку чем? (карандашом) У меня нет чего? (карандаша).
О по числам___________________________________________ О по родам ХУ Словообразование Образование существительных при помощи уменьц1ительно-ласкательны х суффиксов Логопедическое обследование детей 4-7 лет Строение артикуляторного аппарата Прикус____________________________________________ Челюсти___________________________________________ губы______________________________________________ Зубы____________________________________________________ Подъязычная уздечка_________________________________ Твердое небо____________________________________________ Мягкое небо Подвижность органов артикуляции Удержание рта закрытым вне еды и речи ________________ О ест самостоятельно или требуется помощь взрослого__________________________________________ О пережевывает или нет твердую пищу__________________________________________________ О жует с открытым или закрытым ртом__________________________________________________ О сопровождает ли жевание сосательными движениями губ_____________________________________ Подвижность губ Оскал___________________________________________________ Вытягивание губ вперед___________________________________ Подвижность языка Высовывание распластанного языка_________________________ Подъем кончика языка на верхнюю губу _____________________ Опускание кончика языка на нижнюю губу____________________
Движения кончика языка вправо - влево _________________ Облизыванне губ ___________________________________ Высовывание узкого языка ___________________________ Подвижность мягкого неба Произнесение «а» с открытым ртом ____________________ Вьграженность неврологической ситуации: Парезы (спастические, вялые)_________________________ Гиперкинезы_______________________________________ Кинестетическан апраксия ____________________________ Кинетическая апраксия____________________________ СНкинезии _______________________________________ Нередуцированные рефлексы орального автоматизма ____ Саливация________________________________________ Дыхание Тип (брюшной, грудной, КЛючичньпй, смешанный) ________ Частота (нормальное, ускоренное) _____________________ Равномерность (ровное, прерывистое)__________________ Голос Сила______________________________________________ Высота____________________________________________ Тембр_____________________________________________ Синхронность в работе отделов речедвигательного аппарата Дыхательного и голосового___________________________ голосообразующего и артикуляционного________________ Общая характеристика речи Имлрессивная речь: Понимание ситуативной речи: покажи стол ______________ Подойди к окну _____________________________________ Понимание контекстной речи: На чем ты приехал в детский сад? Какие игрушки есть у тебя дома? ______________________ Экспрессивная речь: Наличие___________________________________________ Развернутость (отдельные слова, фразы) ________________
Внятность Использование жестов в общении Состояние просодии Темп речи (нормальный, ускорениый, замедленный)_______ Ритм речи (нормальный, аритмия)______________________ Интонация (наличие разных видов) _____________________ Состояние звукопроизношения
Условные обозначения: «-» - звук отсутствует, «м/з» - межзубное произношение, «п/з» - призубное, «г/з» - губно-зубное, «г/г» губно-губное, «6ок.» - боковое, «нос» - носовое, «вел.» - велярное, «ув» - увсдярное, «оу» - одноударное, «п/с» - полусмягченное, «п/р» - приближенное звучание. При замене другим звуком в таблице записывается соответствующий звук. Вид нарушения____________________________________ Состояние фонематической системы Наличие грубых искажений структуры слов (привести примеры) Мак_________ каша _______ кошка ______ молоко ______ Милиционер_________ свисток ________ кастрюля ______ Выделение последнего смычного согласного звука из слова ‑ Кот суп_________ мак________ компот_________
Определение количества и последовательности звуков в однослож‑ ных словах типа «мак» (с шестилетннего возраста)__________ Дифференциация звуков в словах-квазиомонимах _________ Твердых-мягких________________________________________ Глухих-звонких________________________________________ Свистящих-шипящих ________________________________ Соноров________________________________________________ Р-Л ____________________________________________________ Других звуков (в соответствии с заменами в устной речи) __ Состояние лексической стороны речи Общая характеристика активного словаря_______________
Состояние грамматического строя Наличие фразовой речи Предложение Понимание Составление Мальчик играет Мальчик бросает мяч Мальчик гладит белье упогом
Словоизменение О изменение существительных по падежам: стоит мост течет река нет моста около реки по мосту по реке вижу мост вижу реку под мостом за рекой на мосту на реке О изменение существительных по числам: дом - дома, гриб - О согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде: красная лента, красный шар, красное платье О согласование глаголов прошедшего времени с существительны- ми в роде: мальчик упал _____________ девочка упала ____________ Словообразование С 4-летнего возраста: О образование существительных: гриб - грибочек _________________________________ дом - домик ____________________________________ чашка - чашечка__________________________________ О образование прилагательных от существительных: из железа - железный______________________________ из дерева - деревянный ___________________________ О образование глаголов при помощи приставок_________________________________________ вошел_______ ушел______ подошел_____ отошел ______ перешел___________ Вывод о6 уровне развития речи________________________ заключение логопеда
Приложение 17 ПЛАНИРОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Составители: логопеды ДОУ N4 10 Кронштадтского района С. В. Вароношникова, Г. И. ялышева Средняя группа
|