Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексное обследование детей с ОНР

Поиск

Прежде чем планировать коррёкционно-логопедическую работу, каждый ребенок должен пройти комплексное обследование.

Цель: установить степень нарушения речи, психологические осо­бенности, состояние здоровья, компенсаторные возможности до­школьника, определить маршрут индивидуального развития.

Поскольку речь идет о детях с общим недоразвитием речи, остано­вимся подробнее на логопедическом обследовании. Для обследования детей предлагаются различные варианты диагностических карт Мы предлагаем карту логопедического обследования' (приложение 16).

Т. А. Фотековой была разработана и апробирована стандартизи­рованная методика обследования речи с 6алльно-уровневой системной оценки. Методика рекомендована для обследования устной речи младших школьников. Она включает в себя:

· исследование сенсомоторного уровня (50 проб);

· исследование навыков языкового анализа и синтеза (10 проб);

· исследование сформированности грамматического строя речи (50 проб);

· исследование словаря и словообразовательных функций (35 проб);

· исследование сложных логико-грамматических конструкций (10 проб);

· исследование сформированности связной речи (30 проб).

 

Учитывая специфику речевой патологии при ОНР, эту методику можно успешно использовать в ДОУ Речевой материал для диагно­стики рекомендуется подбирать с учетом возраста детей.

Углубленное изучение речевой патологии у детей с ОНР позво­лит точнее построить маршрут индивидуальной логопедической ра­боты; разделить детей на подгруппы, в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта; проследить за ВИНВМИКОЙ речевого раз­вития. Для простоты ведения протокола обследования мы состави­ли таблицу, в которую заносятся результаты выполнения проб ре­бенком с речевыми нарушениями и оценки проб. После обработки результатов обследования составляется речевой профиль.

 

 

Со структурой полного варианта методики обследования речи, предложенной Т. А. Фотековой, можно ознакомиться в книге «Тес­товая методика диагностики устной речи младших школьников».

Интересна, на наш взгляд, и методика изучения уровня речевого развития, предложенная М. А. Поваляевой.

 

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР в логике сопровождения

Работа по коррекции речевых нарушений проводится комплексно.

Со стороны медицинского персонала: детям делают массаж, осуще­ствляют физиотерапевтическое лечение, ЛФК, оказывают психоте­рапевтическую помощь.

Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррек­ционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводи­мых логопедом и воспитателями.'

Поскольку мы говорим о детях с нарушением речи, значит, ведущим будет логопедическое сопровождение (табл. 5). Коррекционно логопедическая работа в группе осуществляется под контролем ло­гопеда.

Содержание логопедической работы строится с учетом програм­мы обучения и воспитания, по которой работают в каждом конкрет­ном ДОУ. Учитывая проблемы дошкольника с ОНР, можно с полной уверенностью сказать, что тот объем материала, который предлага­ется В ОЧСНЬ интересных, содержательных программах «Детство», «Развитие» и др., на первых этапах коррекционной работы будет сложен. Поэтому рекомендуется использовать:

· «Программу для детей с общим недоразвитием речи» - авторы Т Б. Филичева, Г В. Чиркина;

· «Систему коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» - автор Н. В. Нищева;

· О программу «Аккорд» для детей с тяжелыми речевыми наруше­ниями, разработанную коллективом ДОУ № 19 Центрального района Санкт-Петербурга;

· парциальные программы; технологии.

Учитывая диагноз - ОНР разной степени, планирование составля­ется таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над

 

 

речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются, в той или иной степени сложности, виды деятельности и на развитие фоне‑

Таблица 5 Логопедическое сопровождение детей с ОНР

1. Работа по развитию понимания речи.
2. Создание мотивации для развития речевых коммуникаций.
З. Формирование пространственных представпений и сенсомоторных навыков.
4..Коррекция неправильного звукопроизношения.
5..Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений.
6. Уточнение и расширение словарного запаса.
7. Усвсение грамматических категорий.
8. Развитие психических функций.
9. Воспитание эмоционально -волевой сферы.
10. Подготовка к обучению в школе.
11. При осложненных формах общего недоразвития речи параллельно проводится логопедическая
работа по коррекции конкретных речевых нарушений
ОНР, осложненное дизартрЧей ОНР, осложненное ринолалией ОНР, осложненное алалией
моторная сенсорная
1. Система упражнений 1. Формирование 1. Воспитание речевой 1. Развитие речевого
по развитию моторной речевого дыхания. активности. слуха (сознательного
функции. 2. Формирование даи- 2. Формирование анализа состава речи).
2. Развитие фонетико- тепьного ротового импрессивной и экс- 2. Развитие фонемати‑
фонематической сто- выдоха при реализа- прессивной сторон ческой системы.
Роны речи: ции артикулем глас- речи. З. Формирование
• формирование вое- ныхзвуков. 3. Развитие граммати- лексико-граммати‑
приятия устной речи З. дифференциация ческих функций речи. ческой системы речи.
на фонетическом короткого и длитель- 4. Овладение коммуны- 4. Развитие коммуника‑
уровне; нога ротового и носа- катаными умениями тивных умений и на‑
• формирование вас- вого выдоха при фор- и навыками (СВЯЭНОЙ выкав
приятия устной речи на фонологическом уровне; • формирование пра- вильнОГозвукопроиз- ношения. З. Развитие лексико- грамматического строя речи. мировании сонорных звуков и аффрикат. 4. Формирование мягких звуков. (Методика А. Г. Нппали‑ товой) + все направления работы, опириные выше речью)  
4. Развитие связной      
Речи.      
(Лопатина Л. В., Сереб‑ рякова Н. В. Логопеди‑ ческая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии)      

 

тико-фонематической стороны, и лексико-грамматического строя, и связной речи. Коррекционно-логопедическое воздействие осуществ­ляется с максимальным включением анализаторов, привлечением яр­кой выразительной наглядности.

План работы логопеда и воспитателей составляется на основе ди­агностики. В зависимости от уровня речевого развитии определяется приоритетное направление коррекционно-логопедической работы.

Мы не ставим перед собой цель описать в данном посо6ии по­этапную коррекционно-логопедическую работу по преодолению об­щего недоразвития речи. Методики обучения детей с различными уровнями речевого развития достаточно подробно описаны автора­ми Р Е. Левиной, Т Б. Филичевои, С В. Чиркиной, Н. С. Жуговой, Е. М. Мастюковой, Л. С. Волковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой и др. (см. список литературы). Нам важно определить логику сопро­вождения детей с ОНР и в рамках сопровождения выделить направ­ления работы по формированию у детей:

· фонетико-фонематических компонентов речи;

· лексико-грамматических категорий;

· связной речи.

Формирование фонетико-фонематических

Компонентов речи

При обучении дётей с общим недоразвитием речи важное место отводится развитию фонематической системы языка.

 

«Произношение речевых звуков и их сочетаний, составляющих артикуляторную структуру слова, формируется на основе фонематического слуха; вместе с тем сами артикуляции звуков активно участвуют в формировании фонема­тического слуха» (А. Р. Лурия).

 

ВНИАИ1ИЕ

Данное утверждение, сделанное в результате многочисленных исследований, позволяет сказать, что работу по формированию фоне­матического восприятия (специальные умственные действия по диф­ференциации фонем, составляющих звуковую оболочку слова), фонематического слуха (тонкий систематизированный слух, облада­ющий способностью осуществлять операции различения и узнава­ния фонем, составляющих звуковую оболочку слова) необходимо проводить параллельно с формированием правильного звукопроиз­ношения.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с первых этапов логопедической работы и проводится с детьми любого уровни речевого развития - от ЛСНСТНОЙ речи до почти полного отсутствия таковой (у детей со сложными речевыми нарушениями: алалией, дизартрией, ринолaлией, ОНР первого и второго уровней речевого развития) до детей с незначительными фонетико-фонематическими, лексико-грамматическими нарушениями.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. При этом нужно учитывать следующее:

§ развитие фонематического восприятия должна проводиться па­раллельно с развитием внимания, памяти, мышления, процес­сов, тесно связанных с речью;

 

§ необходимо формировать навык осознанного усвоения звуков

речи; учить дошкольника контролировать свое произношение;

§ обязательно отра6атынать артикуляции звуков родного языка,

в том числе правильно произносимых;

§ первоначально ребенком усваиваются слова, Т. К. они имеют семантическое значение, а звуки-фонемы существуют в его составе;

§ операции звукового анализа и синтеза проводятся только на основе правильно произносимых звуков;

§ использование наглядного материала, опора на символику позволяет включить в деятельность большее количество анализа­торов;

§ игра является основной формой деятельности, но необходимо учи­тывать итог факт, что игровые действия у ребенка с ОНР могут быть не сформированы и требуется специальное обучение.

Всю систему логопедической работы по формированию фонети­ка-фонематической системы языка у детей с ОНР можно условно разделить на этапы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.007 с.)