Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексное обследование детей с ОНРСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прежде чем планировать коррёкционно-логопедическую работу, каждый ребенок должен пройти комплексное обследование. Цель: установить степень нарушения речи, психологические особенности, состояние здоровья, компенсаторные возможности дошкольника, определить маршрут индивидуального развития. Поскольку речь идет о детях с общим недоразвитием речи, остановимся подробнее на логопедическом обследовании. Для обследования детей предлагаются различные варианты диагностических карт Мы предлагаем карту логопедического обследования' (приложение 16). Т. А. Фотековой была разработана и апробирована стандартизированная методика обследования речи с 6алльно-уровневой системной оценки. Методика рекомендована для обследования устной речи младших школьников. Она включает в себя: · исследование сенсомоторного уровня (50 проб); · исследование навыков языкового анализа и синтеза (10 проб); · исследование сформированности грамматического строя речи (50 проб); · исследование словаря и словообразовательных функций (35 проб); · исследование сложных логико-грамматических конструкций (10 проб); · исследование сформированности связной речи (30 проб).
Учитывая специфику речевой патологии при ОНР, эту методику можно успешно использовать в ДОУ Речевой материал для диагностики рекомендуется подбирать с учетом возраста детей. Углубленное изучение речевой патологии у детей с ОНР позволит точнее построить маршрут индивидуальной логопедической работы; разделить детей на подгруппы, в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта; проследить за ВИНВМИКОЙ речевого развития. Для простоты ведения протокола обследования мы составили таблицу, в которую заносятся результаты выполнения проб ребенком с речевыми нарушениями и оценки проб. После обработки результатов обследования составляется речевой профиль.
Со структурой полного варианта методики обследования речи, предложенной Т. А. Фотековой, можно ознакомиться в книге «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». Интересна, на наш взгляд, и методика изучения уровня речевого развития, предложенная М. А. Поваляевой.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР в логике сопровождения Работа по коррекции речевых нарушений проводится комплексно. Со стороны медицинского персонала: детям делают массаж, осуществляют физиотерапевтическое лечение, ЛФК, оказывают психотерапевтическую помощь. Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводимых логопедом и воспитателями.' Поскольку мы говорим о детях с нарушением речи, значит, ведущим будет логопедическое сопровождение (табл. 5). Коррекционно логопедическая работа в группе осуществляется под контролем логопеда. Содержание логопедической работы строится с учетом программы обучения и воспитания, по которой работают в каждом конкретном ДОУ. Учитывая проблемы дошкольника с ОНР, можно с полной уверенностью сказать, что тот объем материала, который предлагается В ОЧСНЬ интересных, содержательных программах «Детство», «Развитие» и др., на первых этапах коррекционной работы будет сложен. Поэтому рекомендуется использовать: · «Программу для детей с общим недоразвитием речи» - авторы Т Б. Филичева, Г В. Чиркина; · «Систему коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» - автор Н. В. Нищева; · О программу «Аккорд» для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, разработанную коллективом ДОУ № 19 Центрального района Санкт-Петербурга; · парциальные программы; технологии. Учитывая диагноз - ОНР разной степени, планирование составляется таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над
речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются, в той или иной степени сложности, виды деятельности и на развитие фоне‑ Таблица 5 Логопедическое сопровождение детей с ОНР
тико-фонематической стороны, и лексико-грамматического строя, и связной речи. Коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется с максимальным включением анализаторов, привлечением яркой выразительной наглядности. План работы логопеда и воспитателей составляется на основе диагностики. В зависимости от уровня речевого развитии определяется приоритетное направление коррекционно-логопедической работы. Мы не ставим перед собой цель описать в данном посо6ии поэтапную коррекционно-логопедическую работу по преодолению общего недоразвития речи. Методики обучения детей с различными уровнями речевого развития достаточно подробно описаны авторами Р Е. Левиной, Т Б. Филичевои, С В. Чиркиной, Н. С. Жуговой, Е. М. Мастюковой, Л. С. Волковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой и др. (см. список литературы). Нам важно определить логику сопровождения детей с ОНР и в рамках сопровождения выделить направления работы по формированию у детей: · фонетико-фонематических компонентов речи; · лексико-грамматических категорий; · связной речи. Формирование фонетико-фонематических Компонентов речи При обучении дётей с общим недоразвитием речи важное место отводится развитию фонематической системы языка.
«Произношение речевых звуков и их сочетаний, составляющих артикуляторную структуру слова, формируется на основе фонематического слуха; вместе с тем сами артикуляции звуков активно участвуют в формировании фонематического слуха» (А. Р. Лурия).
ВНИАИ1ИЕ Данное утверждение, сделанное в результате многочисленных исследований, позволяет сказать, что работу по формированию фонематического восприятия (специальные умственные действия по дифференциации фонем, составляющих звуковую оболочку слова), фонематического слуха (тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) необходимо проводить параллельно с формированием правильного звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия осуществляется с первых этапов логопедической работы и проводится с детьми любого уровни речевого развития - от ЛСНСТНОЙ речи до почти полного отсутствия таковой (у детей со сложными речевыми нарушениями: алалией, дизартрией, ринолaлией, ОНР первого и второго уровней речевого развития) до детей с незначительными фонетико-фонематическими, лексико-грамматическими нарушениями. Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. При этом нужно учитывать следующее: § развитие фонематического восприятия должна проводиться параллельно с развитием внимания, памяти, мышления, процессов, тесно связанных с речью;
§ необходимо формировать навык осознанного усвоения звуков речи; учить дошкольника контролировать свое произношение; § обязательно отра6атынать артикуляции звуков родного языка, в том числе правильно произносимых; § первоначально ребенком усваиваются слова, Т. К. они имеют семантическое значение, а звуки-фонемы существуют в его составе; § операции звукового анализа и синтеза проводятся только на основе правильно произносимых звуков; § использование наглядного материала, опора на символику позволяет включить в деятельность большее количество анализаторов; § игра является основной формой деятельности, но необходимо учитывать итог факт, что игровые действия у ребенка с ОНР могут быть не сформированы и требуется специальное обучение. Всю систему логопедической работы по формированию фонетика-фонематической системы языка у детей с ОНР можно условно разделить на этапы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.007 с.) |