Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с родителями в логике сопровождения

Поиск

 

 

Раскрывая концепцию, содержание и задачи сопровождения, мы акцентировали внимание на том, что одним из субъектов сопровож­дения развития ребенка являются его родители.

Достижение целей обучения, воспитания и коррекции воспитан­ников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, род­ственников, которые должны не только знать и понимать, что пред­принимает медико-педагогический персонал учреждения, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях.

Важнейшим начальным этапом сотрудничества учреждения и семьи является полная информация о социально-экономической, психолого-педагогической ситуации жизни ребенка.

Появление ребенка с проблемами в семье означает рост матери­альных, психологических, эмоциональных, физических нагрузок. Не случайно такую семью относят к особому типу -семья повышенно­го риска, где Возможны стрессы, депрессии, сложности во взаимоот­ношениях между партнерами по браку

Очень часто родители не могут самостоятельно справиться с этими проблемами. Им нужна помощь, сопровождение администрацией ДОУ, психологом, педагогом, врачами и другими специалистами.

Психологу и педагогам следует определить для себя, на каком этапе

-‑

кризиса в связи с принятием факта инвалидности находится конк­ретная семья.

В западной коррекционной педагогике выделяют три стадии, или этапа, преодоления кризиса: когнитивную, или внешне управляемую, эмоционально - неисправляемую и действенную, или самоуправляемую.

Кризисный процесс начинается с сомнения в «нормальности» ре- 6енка, организации его обследования и осознания медицинского диагноза, подтверждающего наличие патологии (первая стадия).

Вторая стадия имеет ярко выраженный характер фрустрации, агрессии, усматривании вины в партнере в действиях врачей.

Непонимание, любопытство окружающих, неожиданные, воспри­нимаемые как несправедливые психические и физические нагрузки по уходу за ребенком, потеря обычного круга друзей, социальная изоляция приводят к сильнейшим эмоциональным потрясениям, разрывам в семье.

Заключительный (третий) этап обработки факта проблем разви­тия собственного ребенка предполагает установление контактов с родителями, находящимися в подобной жизненной ситуации.

Семья принимает ограниченность возможностей одного из ее чле­нов, определяет стратегию, действий по интеграции его и окружаю­щий мир.

Процесс преодоления кризисного состояния протекает своео6раз­но в каждой семье. Одни родители полностью справляются с новой жизненной ситуацией, обеспечивая ребенку и себе возможности соци­альной интеграции, другие родители остаются в состоянии социальной изоляции, требуя постоянной поддержки со стороны специалистов.

г1едагогам приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с наруше­нием в развитии. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожида­ния, установки, готовы ли они вообще сотрудничать со специалиста­ми учреждения.

Для предупреждения развития подобных установок педагоги ис­пользуют информацию, получаемую из специальных анкет, заполня­емых при поступлении ребенка в учреждение, а также посредством личного контакта с родителями. Немаловажна роль психолога и со­циального педагога, а также администрации, влияющей на социaль­но -психологический климат в учреждении.

В стратегию деятельности педагогов на пути сотрудничества с се­мьей входит организация взаимодействия родителей, возможности контакта которых в обычной жизни ограниченны. И традиционных полуформальных родительских собраний недостаточно. Действенной может оказаться форма так называемого университета для родителей, организация которого находится в прямой зависимости от творческо­го отношения педагогов и врачей, работающих с детьми и от взаимной готовности родителей и педагогов к конструктивному диалогу. Оче­видно, на этапе адаптации родителей к коллективу сотрудников учреждених и родителям других детей следует большее внимание уде­лить лекционной форме работы университета, преследующей цель ознакомления родитёлёй с универсальными принципами работы с деть­ми с отклонениями, в развитии в процессе упрочения отношений и установления взаимопонимания (в этом бесспорна роль психолога, которому отдается приоритет в проведении первых занятий) приобретает смысл постепенный переход к беседам, дискуссиям, семинарам и другим формам работы.

Кульминацией развития университета может считаться момент перехода родителей к личным контактам друг с другом, взаимной психологической поддержке и обмену опытом работы со своими детьми. На этом этапе психологу и педагогам отводится роль направ­ляющей, регулирующей и консультирующей силы. Такое развитие отношении педагог-родитель-родитель позволяет перейти от формального отношения к проблемам детей к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии.

В но сознательно способствовать снятию барьеров в общении взрослых, развитию инициативы, заинтересованности в совместных встречах, беседе, обмене опытом.

Как показывает практика, воспитатели предпочитают официаль­ным собраниям, посещениям на дому детей неофициальные формы общения с родителями как равноправными партнерами. К ним от­носятся совместные чаепития, праздники, отдых. Однако, педагогу важно установить рациональный баланс между взаимодействием и

дистанцированием.

Считается, что кратковременные беседы педагогов с родственни­ками вне плана, так называемые разговоры на ходу, по мере возник­новения проблем, являются педагогически более целесообразными, чем заранее подготовленные выступления и сообщения.

Интересно зарекомендовали себя беседы-консультации по пово­ду конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашен­ных специалистов разных направлений или одних родителей.

Как уже 6ьио отмечено, установление факта проблем в развитии ребенка является для его родителей чрезвычайно сильным психотрав­мирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются завышенные или даже гипертрофированные ожида­ния особой одаренности ребенка. В этом случае реакция родителей на этот факт не всегда может быть адекватной. Некоторые из них переживают комплекс собственной вины в случившемся, начинают выяснять, чья неблагоприятная наследственность могла стать при­чиной проблем развития ребенка. Поиски виновного не способству­ют семейной гармонии, поэтому все специалисты, связанные с реа­билитацией ребенка, должны быть в его интересах осторожны с соответствующей информацией. Чувство родительской вины может порождать гиперопеку в их отношениях с ребенком, которая не только не способствует процессу реабилитации, но и существенно вредит ему. Достаточно широко в таких семьях, особенно отличающихся суще­ственным материальным достатком, распространено стремление организовать для ребенка дополнительные занятия с психологами, учителями, спортивными инструкторами и др. за пределами учреж­дения. Абсолютно очевидно, что для ребенка это чревато не только некачественным, но часто противоречивым, некомпетентными из­быточно нагрузочным процессом реабилитации, что может привес­ти к срыву и без того неустойчивых адаптационных процессов.

Существует и другая категория родителей. Чаще это люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысокими интеллектуальными способностями, некоторые имеют и выраженную психоневрологическую патологию. В таких семьях проблемами ребенка могут пренебрегать, перепоручив их решение медицинским, педагогическими социальным работникам.

Обе упомянутые родительские реакции являются крайними (если не сказать патологическими) и нуждаются в психологической (пси­хотерапевтической) коррекции.

С момента обнаружения нарушения развития ребенка родителей необходимо информировать обо всех результатах его обследований и обсуждать их с ними, не отклоняясь, конечно, от норм профессио­нальной этики и учитывая их индивидуальные особенности. Вне зависимости от социального статуса и интеллектуальных возможно­стей родителей они должны быть информированы о целях индиви­дуальной программы реабилитации ребенка - не только ближайших, но и отдаленных, о6 ожидаемых результатах, объемах и предполагае­мых сроках работы. Безусловно, те или иные утверждения сотрудни­ков должны быть гибкими, продуманными и осторожными. Все это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу по реабилитации их ребенка и фор­мированию у них адекватной оценки ситуации, реальных возможно­стей и перспектив ребенка.

 

Уже на начальном этапе работы с родителями необходимо про­гнозировать возможную степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факто­ров (профессиональной занятости, материального положения, уров­ня образования, жилищно-бытовых условий и т д.); оценивать сте­пень их готовности к сотрудничеству со специалистами разного профиля. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда родители на начальном этапе работы выражают полную готовность к совместной работе, но, столкнувшись с необходимостью системати­ческих и весьма трудоемких занятий с ребенком в течение длитель­ного времени, быстро прекращают их. Поэтому родителей с первой встречи необходимо психологически готовить к сотрудничеству со специалистами, причем Не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими специалиста­ми задач. Однако и в этом случае специалистам иногда не избежать дополнительных дипломатических усилий по убеждению родителей в целесообразности тех или иных мероприятий, поскольку по мере включения родителей в работу у последних неизбежно возникают свои взгляды на те или иные аспекты обучения, воспитания или кор­рекции. В этом случае важно как принять к сведению соображения родителей, так и объективно их оценить, умея последовательно про­водить пинаю компетентной помощи ребенку.

Многие родители не меньше ребенка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе появляются далеко не сразу, и на определенном этапе может возникнуть ощущение без­надежности и бесполезности прилагаемых усилий.

При реализации индивидуальной программы реабилитации ребен­ка с проблемами в развитии в качестве основных (универсальных) задач работы с родителями следует рассматривать следующие:

· создание спокойной, доброжелательной внутрисемейной ат­мосферы с теми режимными ограничениями и особенностями, которые необходимы в связи со спецификой нозологической формы инвалидизирующего и сопутствующих заболеваний;

· обеспечение питания ребенка в соответствии с установленной диетой;

· обеспечение своевременного приема ребенком предписанных на стадиях амбулаторного лечения медикаментозных средств,. наблюдение за эффектом их действия, своевременное инфор‑

мирование о своих наблюдениях курирующих ребенка меди­цинских специалистов;

· овладение элементами специальных физиотерапевтических

· процедур (ванны, души, прогревания и пр.), массажа и лечеб­ной физкультуры для использования в соответствии с медицин­скими предписаниями;

· постоянное наблюдение за особенностями соматического и психического статуса ребенка с ведением соответствующих за­писей в специальном дневнике;

· овладение элементами детской психологии и специальной пе­дагогики проведением в домашних условиях занятий по вос­питанию ребенка в соответствии с рекомендациями специали­стов;

· овладение основами правовых знаний, связанных с обеспече­нием прав ребенка-инвалида и реализация этих знаний ДЛЯ за­щиты прав ребенка.

Прочие задачи следует ставить с учетом состояния ребенка, воз­можностей родителей и пр. (ситуационно).

Практический опыт работы с родителями показывает, что начи­нать работу с родителями по включению семьи ребенка во все сферы реабилитации, воспитания и обучения следует с того ее члена, Кото­рый наиболее подготовлен к этому - морально, физически и психологически.

 

Приложения

1. Типовое положение о6 образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

2. 0 психолого-медико-педагогическом консилиуме

(Пмпк) образовательного учреждения

3. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопро­вождению ребенка. Индивидуальная карта сопровождения

4. Основные характеристики развития детей

5. Протокол наблюдений

6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка

7-8 Агрессивность

9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми

10-11. Гиперактивность

12. Симптоматика

13. Анкета для родителей

14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми

15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми

16. Логопедическое обследование детей

17. Планирование фронтальных занятий логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

18. Рекомендации воспитателю по использованию лекси­ко-грамматических тем в старших логопедических группах

19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической

группе детского сада

20. Последовательность работы по обучению грамоте

детей с ОНР

 

 

Приложение 1

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО­СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

(Утв. постановлением Правительства РФ от з1 июля 1998 г. N 867)

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих про­блемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Настоящее Типовое положение является типовым для государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центров: диагностики и консультирования; психолого­медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и проф­ориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других.

Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психоло­го-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется учреждение), создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реа­лизует программы о6щеобразоиательные (основные и дополнитель­ные) И начального профессионального образования.

Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

2. Основными задачами учреждения являются:

· оказание помощи детям, испытывающим трудности в усво­ении образовательных программ;

· осуществление индивидуально-ориентированной педагоги­ческой, психологической, социальной, медицинской и юри­дической помощи детям;

· оказание помощи другим общеобразовательным учреждени­ям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:

· организация образовательной деятельности по общеобразо­вательным программам (основным, дополнительным) и на­чального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, со­стоянием их соматического и психического здоровья;

· диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

· организация коррекционно-развивающего и компенсирую­щего обучения;

· психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

· проведение комплекса лечебно-оздоровительных меропри­ятий;

· оказание помощи обучающимся в профориентации, полу‑
ценив профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;

· анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

4. Учреждение несет в установленном законодательством Россий­ской Федерации порядке ответственность перед органами государ­ственной власти, органами местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов и средств организации образователь­ного процесса, коррекционно-реабилитационной и оздоровительной работы возрастным психофизиологическим особенностям, спосо6­ггостям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей.

5. В своей деятельности учреждение руководствуется междуна­родными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законами, указами и распоряжениями Президента Россий­ской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, сво­им уставом.

II. Организация деятельности и учреждения

6. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистри­руется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Учредителями государственного учреждения могут быть феде­ральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; учредителями муниципаль­ного учреждения являются органы местного самоуправлении.

Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Права юридического лица в части ведения уставной финансо­во-хозяйственной деятельности, направленной на организацию об­разовательного процесса, возникают у учреждения с момента его го­сударственной регистрации.

Учреждение является юридическим лицом и имеет устав, закреп­ленное за ним имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленном образца, штамп и бланки со сво­им наименованием.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, осуществляет бухгал­терский учет и предоставляет информацию о своей деятельности орга­нам государственной статистики и налоговым органам, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.

9. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разреше­ния).

10. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и за­дачами может реanизовывать дополнительные образовательные про­граммы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе).

11. Учреждение создается из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При необходимости учреж дение может быть создано

 

для меньшего количества детей, прожива­ющих в городе (районе).

Наполняемость классов и воспитательных групп в учреждении должна быть не более 9-12 человек.

Для детей дошкольного возрастав учреждении могут организо‑

вываться разновозрастные воспитательные группы.

12. Дети, проживающие в учреждении, обеспечиваются питанием по нормам, предусмотренным для воспитанников образовательных учреждений интернатного типа.

III. Образовательный процесс

13. Содержание образования определяется образовательными про- граммами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением само‑

стоятельно.

14. Организация образовательного процесса в учреждении регла­ментируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреж­дением самостоятельно.

15. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с ис­пользованием индивидуально-ориентированных коррекционно-раз­вивающих образовательных программ.

16. Для детей дошкольного возраста организация образователь­ного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положени­ем о дошкольном образовательном учреждении.

17. государственная (итоговая) аттестация о6учающихся в учреж­дении может проводиться общеобразовательным учреждением, име­ющим государственную аккредитацию, на основе договора, заклю­ченного между учреждением и общеобразовательным учреждением.

18. Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их роди­телей (законных представителей) по договорами совместно с пред­приятиями, учреждениями, организациями может проводить профес­сиональную подготовку детей в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей ли­цензии (разрешения) на указанный вид деятельности.

19. Профессиональное обучение в учреждении осуществляется исходя из региональных и местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом интересом и индивидуальных особенностей психофизического развития о6учающихся.

20. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам.

1V. Участники образовательного процесса

21. Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические, медицинские, инженерно-педагогические работники, юристы учреждения.

22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представите­лей), направленные другим образовательным учреждением с согла­сия родителей (законных представителей):

· с высокой степенью педагогической запущенности, отказыва­ющиеся посещать общеобразовательные учреждения;

· с нарушением эмоционально-волевой сферы;

· подвергшиеся различным формам психического и физическо­го насилия;

· вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолет­ние матери;

· из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также постра­давшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.

23. Зачисление детей в учреждение производится на основании

заключения психолого-педагогической и медико-педагогической

комиссий в порядке, определяемом уставом учреждения.

24. Перевод детей из учреждения в другие образовательные учреж- дения осуществляется в соответствии с законодательством Российс

кой Федерации об образовании.

25. Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном учреждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответ­ствующий класс на основе документов об их промежуточной аттес­тации, выданных учреждением.

26. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материала­ми наблюдений, характером реабилитационных методов обучения, воспитания и оздоровления детей.

27. В зависимости от содержания и основных направлений дея­тельности в штате учреждения могут предусматриваться должности

методиста, педагога-психолога, социального педагога, учителя-лого

педа, учителя-дефектолога, врачей-специалистов, медицинской

сестры, специалиста по ЛФК, социолога, лаборанта и других.

28. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной спе­циальности и подтвержденную документами об образовании.

29. Отношения между работниками и администрацией учрежде­ния регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого

не могут противоречить законодательству Российской Федерации

о труде.

30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс ме­роприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства де­тей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

31. Юристы учреждения осуществляют правовое обеспечение де­ятельности учреждения в области защиты интересов и социальных прав детей, проводят работу по правовому воспитанию детей и кон­сультируют их родителей (законных представителей) по вопросам охраны прав детей.

32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штат­ный или специально закрепленный органом здравоохранения меди­цинский персонал, который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия лечебно-профилактического характера, углуб­ленную диагностику состояния физического и психического здоровья детей, оздоровительные мероприятия, консультативную помощь де­тям, их родителям, педагогам по вопросам гигиены, профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и других заболеваний.

33. Работники учреждения имеют право:

· участвовать в управлении учреждением в порядке, опреде­ляемом уставом учреждения;

· повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреж­дениях повышения квалификации;

· проходить медицинское обследование за счет средств учре­дителя (учредителей) учреждения.

З4. Педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники учреждения пользуются правами и льготами в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации, а также дополнительными льготами, предоставляемыми в регионе педагоги­ческим, инженерно-педагогическим и медицинским работникам об­разовательных учреждений.

35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должно­стные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда ра6отникон бюджетной сферы в соответствии с тариф­но-квалификационными требованиями на основании решения атте­стационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплати других выплат стимулирующего характера в пределах средств учреждения, направляемых на оплату труда.

V. Управление учреждением

36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с за‑

конодательством Российской Федерации и уставом учреждения и

строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция оп­ределяются уставом учреждения.

37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.

Наем (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации и уставом учреждения.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмот­рен иной порядок.

38. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации,

уставом учреждения, функциональными обязанностями, предусмот­ренными квалификационными требованиями и трудовым договором

(контрактом).

V1. Имущество и средства учреждения

39. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в поряд­ке, установленном законодательством Российской Федерации, за­крепляет имущество за учреждением.

Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное бесплатное пользование. Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими устав­ными целями и законодательством Российской Федерации.

Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за уч­реждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

40. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (уч­редителями) в соответствии с договором между ними.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:

· собственные средства учредителя (учредителей);

· бюджетные и внебюджетные средства;

· имущество, закрепленное за учреждением;

· кредиты банков и других кредиторов;

· средства спонсоров, добровольные пожертвования физических

и юридических лиц;

· другие источники в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

41. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах на­ходящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязатель­ствам учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установ­ленном законодательством Российской Федерации порядке.

42. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с го­сударственными и местными нормативами финансирования, которые устанавливаются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.

Привлечение учреждением дополнительных средств не влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финан­сирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).

43. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую дея­тельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность и предусмотренную его уставом.

44. Учреждение может осуществлять международное сотрудниче­ство и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное иму- щество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом пла­тежей на покрытие обязательств, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение 2

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Письмо Минобразования России от 27.03.2000 N4 27/901-6

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-пе дагогического сопровождении и в целях обеспечения комплексной

специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образова­тельного учреждения Министерство образования Российской Феде­рации рекомендует.

· Довести до сведения руководителей образовательных учрежде­ний следующие методические рекомендации:

а) О порядке создания и организации работы психолого-меди­ко-педагогического консилиума (ПМПК) образовательно­го учреждения (Приложение 1);

6) О формах учета деятельности ПМПК (Приложение 2).

· Провести мониторинг обеспеченности ПМПК образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими пси­холого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специ- ального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).

· Обеспечить контроль за созданием, при наличии соответству‑

ющих кадров, ПМПК в образовательных учреждениях; опре­делить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) о6учающегося, воспитанника и психолого­медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).

 

- Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПК.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных

Приложение 1

0 порядке создания и организации работы психолого­медико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения

1. ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, о6ъединяющихся для психолога-ме­дико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПК может быть создан на базе образовательного учрежде­ния любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПК возлагается на руководителя обра­зовательного учреждения.

4. ПМПК образовательного учреждения в своей деятельности ру­ководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПК и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПК: заместитель руководителя образо­вательного учреждения по уче6но-воспитательной работе (председа­тель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образова­тельного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПК, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (Вос­питатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

6. Целью ПМПК Является обеспечение диагностико-коррекцион­ного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными по­требностями, возрастными и индивидуальными особенностями, со‑

 

стоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающих-

СЯ, ВОСПИТ1ННИКОВ.

7. Задачами ПМПК образовательного учреждения являются:

· выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в о6разонательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

· профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

· О выявление резервных возможностей развития;

· определение характера, продолжительности И ЭФСЬСКТИВНО­ СТИ специальной (коррекционной) помощи в рамках имею­щихся в данном о6разонательном учреждении возможностей;

· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

8. Специалисты, включенные в ПМПК, выполняют работу в рам­ках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Спе­циалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Россий- ской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигно­вания для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПК сле­дует планировать заблаговременно

9. Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудни­ков образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным уч­реждением и родителями (законными представителями) о6учающих­ся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий Инте­ресы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребен­ка в детскую поликлинику.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПК Ин­дивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагруз­ки на ребёнка.

 

11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПК обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заклю­чение ПМПК.

13. Изменение условий получения образования (в рамках возмож­ностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуще­ствляется по заключению ПМПК и заявлению родителей (за



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.104 (0.016 с.)