Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления работы с молодым человеком и его родителями↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 63 из 63 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На основании информации о молодом человеке и его родителях, рекомендаций консилиума специалист определяет основные направления работы с ними. При составлении плана работы с каждым молодым человеком выделяются первоочередные задачи. Для каждого участника группы они разные и зависят от уровня его социальной адаптации. Для одних молодых людей актуальным будет формирование навыков самообслуживания; для других — отказ от вредных привычек; для третьих — формирование трудовых навыков и посильное включение в трудовую деятельность. Известно, чтобы изменить положение человека в социуме, необходимо: □ изменить социум (окружение), в котором находится человек; □ изменить отношение самого человека к социуму. В данном руководстве речь идет не об изменении отношения социума к молодым людям с нарушением развития на уровне всего общества. Это задача систематической целенаправленной работы общественности, родителей и специалистов по формированию равноправного гуманного цивилизованного отношения к людям, которые требуют более высокого уровня общественного сознания и культурного развития. Самым близким социумом молодого человека является семья. Многочисленные исследования показали, что в подавляющем большинстве семей, имеющих детей с проблемами в развитии, родители неадекватно оценивают воз- можности своих детей (завышают или занижают), а отсюда и — завышенный или заниженный уровень ожидаемой от ребенка «успешности». Для планирования работы с родителями важно, прежде всего, выяснить картину внутрисемейных отношений (в чем поможет психолог), адекватность оценки родителями возможностей своего ребенка. План работы с родителями должен в первую очередь быть ориентирован на адекватное отношение родителей к возможностям, самостоятельности, «взрослости» молодого человека. Только в этом случае возможны совместные действия специалиста и родителей, направленные на улучшение качества жизни молодого человека с нарушением развития. Работу целесообразно планировать по направлениям: □ просвещение родителей специалистами (Университет родителей, лекции для родителей, круглые столы и др.) в области психолого-педагогических особенностей молодых людей с проблемами в развитии; □ обучение технологии общения и взаимодействия родителей и молодых людей в конкретных заданиях, на конкретных примерах; в организации «родительских мастерских», на которых родители обмениваются опытом семейного воспитания; О эмоционально-психологическая поддержка родителей в индивидуальных психотерапевтических беседах и в группах общения родителей. Разработка программы согласованных действий В «Основных направлениях» определены задачи работы специалиста с молодым человеком и его родителями. В «Плане согласованных действий» необходимо детализировать содержание, последовательность и стратегии деятельности каждого партнера; то есть определить конкретные «шаги» в решении проблемы. Например, в «Общем плане» работы с молодым человеком К. одной из задач является развитие навыков самообслуживания, одними из них он владеет самостоятельно, другими только при помощи взрослого, третьими — не владеет совсем. В «Плане согласованных действий» отражают разное содержание и уровень требований к действиям молодого человека, специалиста и родителей. По отношению к навыкам, сформированным на достаточном уровне самостоятельности, специалист предлагает молодому человеку К. роль ассистента (помощника) в работе с другими членами группы; родители дома незаметно контролируют качество и уровень самостоятельности навыка самообслуживания, стараются ненавязчиво одобрить молодого человека. По отношению к навыкам, выполнение которых требует помощи, специалист оказывает эту помощь и предлагает молодому человеку постараться хотя бы 1 -2 раза обойтись без помощи; родителям предлагается постепенно уменьшать дома помощь в данном виде самообслуживания, обязательно подчеркивая успехи молодого человека. Несформированные у молодого человека навыки самообслуживания развиваем «по шагам»: от показа, выполнения с посторонней помощью или при помощи приспособления, постепенно уменьшая помощь и увеличивая степень самостоятельности молодого человека, постоянно отмечая его успехи и возможности продвижения. Работа в обучающей группе продолжается родителями в домашних условиях. На каждом занятии группы обязательно подводится итог («Чему же сегодня научились?»), а каждая последующая встреча начинается с отчета о самостоятельно выполненных дома заданиях. Время формирования навыка (темп) и степень его сложности для каждого молодого человека индивидуальны. В «Плане согласованных действий» эти особенности фиксируются датами начала и окончания работы по решению поставленной задачи; экспертной оценкой качества сформированности умения. Контроль динамики и качества изменений знаний и умений Каждый фактор «качества жизни» и изменения его составляющих могут оцениваться не только количественно, но и качественно. Целесообразно фиксировать изменения ежемесячно, обсуждая продвижение каждого молодого человека, привлекая к обсуждению и самих молодых людей. В разделе «Оценка изменений...» предлагается фиксировать изменения в цвете (см. условные обозначения), а также давать характеристики продвижений как «значительные», «достаточные», «незначительные». Однако возможны и случаи отсутствия продвижений, или «негативные» изменения, что должно заставить задуматься о причинах таких результатов работы. В разделе «Дневник наблюдений (качественные изменения)» необходимо фиксировать даже самые маленькие успехи молодого человека, отражая уровень его самостоятельности в каждом навыке: О выполняет регулярно самостоятельно; □ выполняет самостоятельно только эпизодически (такие эпизоды повторяются редко, часто, под давлением взрослого); □ выполняет при незначительной помощи взрослого; □ выполняет только при помощи взрослого; □ не может выполнить. Следует обращаться к данным таблицы 4.1 и дневнику (4.2) ежемесячно. Это даст возможность проследить развитие (или статичность) в формировании знаний, умений и навыков, входящих в понятие «качество жизни», и вносить изменения в план и методы работы при необходимости. Экспертная оценка каждого «шага» согласованных действий складывается из оценки молодого человека («Чему я научился», «Что я узнал»), его родителей («...значительно продвинулся», «стал лучше», «стал самостоятельнее», «пока ничего не получается», «пока не удается» и др.) и специалиста, фиксирующего не только успехи или нерешенные проблемы каждого молодого человека, но и пути их решения. Сопоставляя возможности молодого человека, сложность проблем, пути их реализации и результативность согласованных действий, в план могут быть внесены изменения, ориентированные на более реальные задачи. Эти изменения вносятся в план после совместного решения родителей и специалиста; консультаций врача, психолога, логопеда, специального педагога. Общая характеристика изменений Общая характеристика изменений отражает результативность работы в обучающей группе каждого молодого человека, она складывается из наблюдений специалистов и ответов на вопросы: «Чтоудалось?» «Что пока не получилось?» «Над чем работать дальше?» Целесообразно обсудить итоги работы за год на совместном собрании участников обучающей группы, их родителей и специалистов.
ЛИТЕРАТУРА 1. Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991. 2. Аксенова Л, И. Правовые основы специального образования и социальной зашиты детей с проблемами в развитии //Дефектология. 1997. № 1. 3. Александрова Н. В. и др. Психосексуальное развитие при олигофрениях и органических поражениях мозга (поданным осведомленности в вопросах пола) // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л., 1986. 4. Алехина А. В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действии у детей с синдромом Дауна//Дефектология. 1999. № 5. 5. Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с особыми потребностями. Псков: ПО-ИПКРО, 2004. 6. Андреева С. В. Помощь в самореализации людям с особыми потребностями. Некоторые аспекты содержания обучения детей и подростков в Псковском лечебно-педагогическом центре. Псков, 1998. 7. АугенеД. Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации //Дефектология. 1987. № 4. 8. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / Пер. со шведского / Под ред. Ю. Колесовой. СПб., 2001. 9. Бгажнокова И. М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта//Дефектология. 1995. № 1. 10. Бернштейн А. Н. Клинические приемы психологического исследования душевно больных. М: Издание студенческой медицинской издательской комиссии им. Н. И. Пирогова, 1911. 11. БинеА., Симон Т. Неполноценные дети. М., 1911. 12. Блонский П. П. Методика педологического обследования школьника. М.; Л., 1927. 13. Блонский П. П. О школьной и интеллектуальной недостаточности. На путях к новой школе. 1924. № 10-12. 14. Бойков Д. И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ-интернатов. Автореферат канд. дис. СПб.. 1994. 15. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997. 16. Варга А. X. Идентификация с родителями и формирование психологического пола//Семья: формирование личности. М., 1981. 17. Васильченко Г. С. Нарушения психосексуального развития // Психосексология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск, 1998. 18. Вассерман Я. Каспар Хаузер, или Леность сердца. М., 1990. 19. Вейс Т. Как помочь ребенку (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах). М., 1992. 20. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. 21. Воронкова В. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы VIII вида) для детей с умственной отсталостью //Дефектология. 1996. № 3. 22. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. М., 1994. 23. Вспомогательные школы для отсталых детей / Ред. Е. В. Герье, Н. В. Чехов. М., 1923. 24. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч. Т. 5. М., 1983. 25. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Собр. соч. Т. 5. М., 1982. 26. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. 27. Вярянен В. А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы. Автореферат канд. дис. М, 1971. 28. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 1994. 29. Гарбузов В. И. Психотерапевтическая коррекция нарушений полоролевого поведения при неврозах у детей и подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии / Под ред. Д. Н. Исаева. Л., 1986. 30. ГаурилюсА. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем окружении у учащихся вспомогательной школы //Дефектология. 1995. № 2. 31. Граборов А. Н. Вспомогательная школа. Л., 1925. 32. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961. 33. Грачева Е. И. Воспитание и обучение глубоко умственно отсталого ребенка. М., 1932. 34. Грачева Е. К. Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами. СПб., 1907. 35. Грибоедов А. С. Воспитание ненормальных в психическом отношении детей // Вестник психологии. 1905. №5. 36. Громова О. Е. Идеографическая письменная система «Блиссимволика» как компенсирующая стратегия общения при отсутствии речи // Дефектология. 2000. № 5. 37. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991. 38. Грюневальд К. Как учить и развивать умственно отсталых детей. СПб., 1994. 39. Гуровец Г. В., Давидович Л. 3. К вопросу изучения болезни Дауна //Дефектология. 1999. № 6. 40. Гюго В. Собор Парижской богоматери. М., 1977. 41. Даргевичене Л. И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы. Автореферат канд. дис. М., 1971. 42. Дейвид Г., Линднер М. Служба планирования семьи для психически неполноценных лиц. Международный институт по изучению проблем семьи. США, 1978.' 43. Дементьева Н. Ф., Шаталова Е. Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология. 1987. № 3. 44. Деменьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996. 45. Демьяненок Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелым нарушением интеллекта в процессе их социально-бытовой адаптации // Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно-практической конференции. Минск, 2003. С. 197-201. 46. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие / Сост. Н. Д. Шматко. М., 1997. 47. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного у умственно ограниченных детей. Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. Минск, 1997. 48. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981. 49. Жутикова Н. В, Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. М., 1990. 50. Забрамная С. Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбеци-лов. М., 1979. 51. Забрамная С. Д. Некоторые особенности эмоциональной сферы детей с болезнью Дауна // Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1978. 52. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М., 1988. 53. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 54. Замский X. С. История олигофренопедагогики. М., 1980. 55. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. 56. Занков Л. В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М., 1954. 57. Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1951. Вып. 37. 58. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М., 1935. 59. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939. 60. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993. 61. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М„ 1979. 62. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. 63. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000. 64. Зотова А. М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации //Дефектология. 1995. № 3. 65. Иванов Е. С, Исаев Д. И. Чтотакое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб., 2000. 66. Изард К. Эмоции человека. М., 1980. 67. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982. 68. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства вдетском возрасте. СПб., 1994. 69. Исаев Д. Н. Психология больного ребенка: Лекции. СПб., 1993. 70. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996. 71. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003. 72. Исаев Д. #., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. Л., 1988. 73. Исаев Д. #., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980. 74. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половые роли и девиантное поведение // Тезисы докладов Международного симпозиума детских психиатров социалистических стран. Суздаль, 1986. 75. Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Дисс.... д-ра мед. наук. Л., 1991. 76. Каган В. Е. Психосоматические аспекты половой идентичности // Психосоматические и соматические расстройства у детей. Сборник научных трудов / Под ред. Д. Н. Исаева. Л., 1986. 77. Каган В. Е. Система половых различий // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии / Под ред. Д. Н. Исаева. Л., 1986. 78. Калюжин Г. А., Дерюгина М. П. От колыбели до школы. Петрозаводск, 1993. 79. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. Т. 2., М., 1994. 80. Катюхин В. Я., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996. 81. Кащенко В. П. Нервность и дефективность вдетском возрасте. М., 1919. 82. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994. 83. Келлер Т. Кемпхильскиеобщины в Великобритании//Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997. 84. Клинико-генетические исследования олигофрении / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1972. 85. Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г. М. Дульнева. М., 1955. 86. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. 87. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987. 88. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. 89. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л. М. Шипицыиой, Е. И. Казаковой. СПб., 2000. 90. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988. 91. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 92. Коноплева А. И., Лещинская Т. Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития. Минск, 2003. 93. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)//Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2001. 94. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002. 95. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков. Методическое пособие / Под ред. Е. Е. Чспурных. М.; Ярославль, 2002. 96. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып. 1. СПб., 1996. 97. Корсаков С. С. К психологии микроцефалов. М., 1894. 98. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем. // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999. 99. Кристи Я. Поту сторону одиночества. Сообщества необычных людей/ Пер. с нем. Калуга, 1993. 100. Кузьмицкая М. И. Подготовка к практической жизни олигофренов в степени имбецилыюсти (бытовая и социальная адаптация) //Дефектология. 1977. № 5. 101. Лангмейер Й., Матейчык 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 102. Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. М., 1968. 103. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. Учеб. пособие. М, 1985. 104. Леб-система / Пер. с нем. Минск, 1997. 105. Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы эмоций. Психология эмоций. Тексты. М., 1984. 106. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. 107. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Изд. 2-е, доп. и перераб.Л., 1985. 108. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 109. Лурия А. Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 2. М., 1956. 110. Лурия А. Р. Умстьенно отсталый ребенок. М., 1960. 111. Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М., 1972. 112. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992. 113. Лявшина Г. X. Изучение сексуального поведения детей (Опыт социального исследования) // Психотерапия и сексология. СПб., 1997. 114. Лявшина Г. X. Психосексуальное развитие детей. СПб., 1996. 115. Ляпидевский С. С, Шостак Б. И. Клиника олигофрении. М, 1985. 116. Маллер А. Р. Принципы обучения детей с глубокими умственными нарушениями // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 2000. 117. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996. 118. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000. 119. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых людей. М, 1990. 120. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988. 121. Малофеев Н. Н. История становления развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект) //Специальная педагогика/ Под ред. Н. М. Назаровой. М.,2000. 122. Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции // Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно-практической конференции.-Минск, 2003. 123. Малофеев Н. Н. Современные этапы в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. 1997. №4. 124. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., ИКП РАО, 1996. 125. Маляревская Е. X. Отсталые дети. СПб., 1902. 126. Маринчева Г. С, Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М., 1988. 127. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1998. 128. Мастюкова Е. М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей//Дефектология. 1997. № 1. 129. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991. 130. Мастюкова Е. М., Певзнер М. С, Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие. Вып. I. Иркутск, 1992. 131. Маховер К. Тест «Нарисуй человека». Альманах психологических тестов (изд. 3-е). М., 1996. 132. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) / Под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Цирки на. СПб., 1994. 133. Мнухин С. С. О клинико-фнзиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей //Труды института им. В. М. Бехтерева. 1961. Т. 25. 134. Мнухин С. С, Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация. Л., 1965. 135. Морозов М. С. Материалы к антропологии, этиологии и психологии идиотизма. Диссертация на степень доктора медицины. СПб., 1902. 136. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 137. Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ / Под ред. Л. М. Шипи-цыной. СПб., 1996. 138. Обучение детей бытовым навыкам// Бейкер Б., Брайтман А. Путь к независимости / Пер. и ред. A. Битова. Обнинск, 1999. 139. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия/Сост. Л. М. Ши-пицына. СПб., 1997. 140. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. (Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра.)/ Под ред. А. М. Царева. Псков, 1999. 141. Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гуляковой. Барнаул-Москва, 1997. 142. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в лечебно-педагогическом центре г. Пскова / Под ред. С. В. Андреевой. Псков, 2000. 143. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965. 144. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной, М., 1971. 145. ПайнзД. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб., 1997. 146. Парфентьева О. В. О судебно-психиатрической экспертизе потерпевших, страдающих олигофренией // Суд.-мед. Экспертиза. 1978. № 2. 147. Певзнеп М. С. Дети-олигофрены. М., 1959. 148. Певзнер М. С, Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963. 149. Певзнер М. С, Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М., 1982. 150. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1968. 151. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ. Воронеж, 1992. 152. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам / Пер. с англ. Н. Новгород, 1992. 153. Пинский Б. И. Психологическиеособепностидеятельностиумственноотсталых школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. 154. Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1969. 155. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ. М., 1997. 156. Поппе Г. К. Половые различия при олигофрении. Сборник научных трудов под ред. Д. Н. Исаева. Л., 1986. 157. Принципы отбора детей во вспомогательные школы/ Под ред. Г. Н. Дульнева, А. Р. Лурия. М., 1973. 158. Прихожан А. М. Представления подростков и юношей о своей будущей семейной жизни и воспитание в родительской семье //Семья и личность. М., 1981. 159. Прокофьев С. О. Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля. М., 1995. 160. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М., 1998. 161. Процко Т. А., Китина О. Г. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в группе //Дефектология. № I. 1991. 162. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии/ Под ред. Д. Н. Исаева, B. Е. Кагана. СПб., 1991. 163. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. М., 2003. 164. Pay Ф. Ф., Слезина П. Ф. Воспитание аномального ребенка в семье //Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьячкова. М., 1965. 165. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. 166. Россолимо Г. И. Психологические профили дефективных учащихся. М., 1914. 167. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970. 168. Рткле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение/ Пер. с нем. М., 1996. 169. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Са-ламанка (Испания): ЮНЕСКО, 1994. 170. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. М., 1989. 171. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. М., 1967. 172. Смирнова И. А. Формирование неартикулируемых средств общения в логопедической работе // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. СПб., 1999. 173. Соломатина И. В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями //Дефектология. 1998. № 2. 174. Сорокин В. М. Специальная психология. СПб., 2003. 175. Сорокин В. М. Характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998. 176. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна / Под ред. П. Л. Жияновой, М. Ф. Гимадеевой. М., 2002. 177. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. М., 2003. 178. Специальная школа. Направления и указания для занятий С детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности / Под ред. А. Левина, Н. Ласкевич. Минск, 1996. 179. Специальное образование в развитии. Современные проблемы специального образования в Нидерландах, России, Швеции, Великобритании, США/ Науч. ред.: К. ван Рейсвейк, Н. Форман, Л. М. Шипицына. СПб., 1996. 180. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Л., 1990. 181. Стернина Т. 3. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с умственной отсталостью //Дефектология. 1988. № 3. 182. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. (Клиника олигофрении). Т. 3. М., 1965. 183. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974. 184. Тингей-Михэлис К. Дети с недостатками развития. М., 1988. 185. Ткачева В. В. К вопросу о создании психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология. 1999. № 3. 186. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями >развитии. М., 1999. 187. Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Петроград, 1915. Ч. 1. 188. Хелльбрюгге Т., Лайоси Ф., Динара Д. и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Минск, 1997. 189. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб., 2000. 190. Хольцапфель В. Дети, нуждающиеся в особом уходе. К лечебной педагогике Р. Штайнера. Калуга, 1999 191. Цикото Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста// Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976. 192. Цикото Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов // Дефектология, 1979. № I. 193. Цикото Г. В. Проблемы умственного развития детей с глубокими формами олигофрении в начальном обучении // Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. М., 1994. 194. Чарова О. Б., Савина Е. А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием //Дефектология. 1999. № 5. 195. Человек и общество. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта / Под ред. Л. М. Шипицыной, А. А. Хилько, В. Н. Асикритова. СПб., 1996. 196. Человек и природа. Программа по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта / Под ред. Л. М. Шипицыной, А. А. Хилько, В. Н. Асикритова. СПб., 1996. 197. Шефер Ч., Кери Л. Игровая семейная психотерапия. СПб., 2000. 198. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб., 2004. 199. Шипицына Л. М. Современные проблемы социализации молодых людей с глубоким нарушением интеллекта // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 2000. 200. Шипицына Л. М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2001. 201. Шипицына Л. М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001. 202. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитиелич-ности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 1998. 203. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта: Метод, пособие. СПб., 1996. 204. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997. 205. Шипицына Л. М., Рейсвейк К. ван. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. 206. Шипицына Л. М., Паниер М., Вейнс В. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. 207. Шипицына Л. М., Сергеева ТА., Политова А. В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии (научно-методическая документация). СПб., 1994. 208. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995. 209. Школьникова Н. Н. Система развития коммуникационного поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. М., 1993. 210. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. М., 2003. 211. Штайнер Р. Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего. Ереван, 1992. 212. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1989. 213. Эйдемиллер Э. Т., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. 214. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М., 1997. 215. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М., 1978. 216. Юдилевич Я. Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе //Дефектология. 1981. № 3. 217. Abrams D., Sparkers К., Hogg M. Gender salience and social identity: The impack of sex of siblings on educational and occupational aspirations// Brit. J. of Education. Psychol. 1985. V. 55. N 3. 218. Bakk A., Gruneviald K. Omsorgsboke. Liber Utbildning. Stockholm, 1993 / Пер. со шведского. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой умственного развития. СПб., 2001. 219. Blackstone S. W., Berg M. H. A communication inventory for individuals with complex communication needs and their communication parents. Social Networks: Manual, 2003. 220. Bliss С. К. Sumantografy. 2-nd ed. Sydney, Australia: Semantografy (Blissmibolics) Publication. 221. Children with Down Syndrome: A Developmental Perspective / Edited by D. Cicchetti. Cambridge University Press, 1990. 222. Coiner R. J. Fundamentals of Abnormal Psychology. W. H. Freeman and Co. New York, 2001. 223. Erikson E. Identity and the Life Cycle: Psychological Issues. N. Y., 1959. 224. Fryxell D., Kennedy С. Н. Placement along to continuum of services and its impact on students' social relationships // The foundations of inclusive education: A compendium of articles on effective strategies to achieve inclusive education. 2001. 225. Grossman H. Special Education in a Diverse Society. Boston, Allyn, Beacon, 1995. 226. Gumpel T. P., Nativ-Ari-Am H. Evaluation of a technology for teaching complex social skills to young adults with visual and cognitive impairments //Journal of Visual Impairment and Blindness. V. 95. N. 2. 2001. 227. GunzburgH. С Social Competence and Mental Handicap. London, 1973. 228. Harlow H. The development of affectional patterns in infant monkeys // Determinants of infant behavior. N.Y., 1977. 229. Hassibi M., Chess S. Mental Retardation // Child Development in Normality and Psychopathology. Ed. J. R. Bemporad. Brunner. Mazel. N. Y, 1980. 230. HeberR. A. Manual on Terminology and Classification in Mental Retardation, 1959. 231. Hodapp R. M., Zigler E. Past, Present and Future Issues in the Developmental Approach to Mental Retardation // Manual of Developmental Psychopathology. Vol. 2. D. Cicchetti, D. Cohen, editors, Risk, Disorder and Adaptation. Wiley, N.-Y, 1995. 232. Hodapp R. M. Development and Disabilities: Mental, Motor and Sensory Impairments. Cambridge University Press, N. Y, 1998. 233. Hunt P., Alwell A/., Farron-Davis F., Goets L. Creating socially supportive environments for fully included students who experience multiple disabilities //The foundations of inclusive education: A compendium of articles on effective strategies to achieve inclusive education. 2001. 234. Jordon Т. Е. The Mentally Retarded. Columbus, 1955. 235. Kanner L. Child Psychiatry. N. Y, 1955. 236. Kauffman J. M., Payne J. S. Mental Retardation: Introduction and Personal Perspectives. Columbus, Ohio, USA, 1975. 237. Kishi G. S., Meyer L. H. What children report and remember: A six-year follow-up of the effects of social contact between peers with and without severe disabilities // The foundations of inclusive education: A compendium of articles on effective strategies to achieve inclusive education. 2001. 238. Kraepelin E. Einfurung in die psichiatrische klinik, Leipzig, 1915. 239. Lancioni G. £., O'Reilly M. F., Olivia D. Engagement in cooperative and individual tasks: Assessing the performance and preferences of person with multiple disabilities // Journal of Visual Impairment and Blindness. V. 96. N. 1. 2002. 240. Lehr D. H., Brown F. People with disabilities who challenge the system. 1996. 241. Levack N., Hauser S., Newton L., Stephenson P. Basic skills for community living: A curriculum for students with visual impairments and multiple disabilities, 1996. 242. Lob R. Das Lob-System. Amberg, 1985. 243. MarH., Sail N. Enhancing social opportunities and relationships of children who are deaf-blind //Journal of Visual Impairment and Blindness. 89. 1995. 244. Marcia J. Identity in adolescence // Jadelson Jadels (Ed.); Handbook of Adolescent Psychology. N. Y., 1980. 245. Michaelis С. Т. Communication with the Severely and Profoundly Handicapped. A Psycholinguistic Approach. Ment. Retardation, 1978. 246. Money J., Erhardt A. Man and Woman, Boy and Girl. Baltimore, 1972. 247. Personality Development in Individuals with Mental Retardation. Ed. E. Zigler. Cambridge University Press, 1999. 248. Rutter M. Changing Youth in a Changing. Society. Cambridge, 1980. 249. Schiefelbusch R. L. Language of the Mentally Retarded. Baltimore, Md., 1972. 250. Schnorr R. F. From enrollment to membership: "Belonging" in middle and high school classes // The foundations of inclusive education: A compendium of articles on effective strategies to achieve inclusive education. 2001. 251. TredgoldA. P. Mental Deficiency. London, 1987. 252. Understanding Behaviour. A Guide for Parents and Caregivers. Down Syndrome Society of South Australia Inc., 1999.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.013 с.) |