Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них



Люди с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются такими же членами общества, как и все остальные. Необходимо подготовить детей жить среди других людей, вместе с другими людьми. Но этот процесс не мо­жет быть односторонним. Необходимо, чтобы и общество было готово при­нять и уважать умственно отсталых людей. Способность жить в обществе — это способность к взаимным отношениям, к взаимодействию. Детям с нару­шением интеллекта нужно учиться воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности. Знание правил и норм по­ведения, прав и обязанностей облегчает жизнь в обществе. Умение жить в обществе и найти там свое место — это одна из важнейших предпосылок са­мостоятельной жизни.

Первым контактом новорожденного является телесный контакт с мамой, затем подключаются зрительный и слуховой. Установление контакта — это основа обучения. Важно, чтобы у ребенка было желание идти на контакт. Для этого сначала необходимо показать, что это не только не опасно, но приятно. Если же ребенку неприятно прикосновение рукой (непосредственный контакт), можно попробовать коснуться его игрушкой или другим предметом. Рекомен­дуется устанавливать контакт постепенно, осторожно, ненавязчиво. Вместе с тем есть дети, которые стремятся к близкому телесному контакту, не чувству­ют дистанции. Когда ребенок маленький, это не вызывает больших проблем, но когда он становится подростком, взрослым, такое поведение может быть неприятно другим людям. В этом случае следует тактично показать ему необ­ходимость дистанции.

Дети должны знать, что открытый, улыбчивый человек больше распола­гает к себе, чем человек угрюмый. Зная это, дети учатся быть приятными со­беседниками. На новых людей и новые ситуации дети могут реагировать на­стороженно, ребенок комфортно чувствует себя обычно только с теми, к кому он привык, — с родителями, педагогами. И если приходится на какое-то вре­мя с ними расстаться и общаться с новыми людьми, ребенок тяжело перено­сит это. Нарушение привычных контактов может привести к срывам, агрес­сии или, наоборот, к замыканию в себе. Поэтому к таким ситуациям дети обязательно должны быть подготовлены заранее. Это позволит избежать стрессов, внесет в жизнь уравновешенность, гармонию. Необходимо учить детей не бояться новых людей, новых контактов. Поведение детей с умствен­ной отсталостью часто определяют окружающие их люди (родители, педаго­ги). Взрослые должны стремиться к тому, чтобы по возможности быстрее пе-

рейти от руководства детьми к такому типу взаимоотношений, при котором ребенок, подросток будет сам принимать решение о необходимости какого-либо действия. Выработка умения действовать самостоятельно, брать на себя ответственность является одной из главных задач обучения детей с наруше­нием интеллекта.

Нужно поддерживать инициативу учеников, подхватывать ее, даже если она не очень удобна, даже если она оканчивается неудачей (захотел полить цве­ток — а он оказался на полу). Дети должны чувствовать, что их мнение учиты­вается, обсуждается, принимается. Это очень важно для развития чувства собственного достоинства, уверенности в себе. Дети и подростки должны при­нимать очень серьезное участие в обсуждении того, что и как они будут делать. Какие-то идеи, конечно же, могут отклоняться, но осторожно, чтобы не пога­сить их инициативу и не обидеть. Необходимо помнить, что у детей с умствен­ной отсталостью ограничены возможности переноса действий из одной ситуа­ции в другую, аналогичную. Часто случается, что в одном месте они ведут себя в соответствии с правилами, но, если место меняется, дети становятся беспо­мощными. Процесс обучения идет грамотно, если отрабатывается не каждая отдельная ситуация, а инварианты, то есть выделяются общие признаки для различных случаев. Особенно это важно в опасных для жизни ситуациях, ко­торые трудно предугадать и предупредить.

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих

Это умение развивается у человека на протяжении всей жизни. Если ребе­нок научился смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему, можно приступить к занятиям, продолжая совершенствовать эти умения.

Если ребенок не может сконцентрировать внимание, то научить его это­му — первоочередная задача. Это умение имеет решающее значение не только в сфере общения, но и во всех остальных сферах развития.

Как побудить умственно отсталого ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на слова или действия педагога?

Советы, которые приводятся ниже, помогут в развитии навыков общения у умственно отсталых детей.

□ Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, подействуют на него не меньше, чем целый поток слов.

□ Разговаривая с ребенком, улыбайтесь и прикасайтесь к нему. Это усилит его воодушевление от вашего лица и голоса.

□ Давайте ребенку время ответить вам. Не огорчайтесь, если он не смот­рит на вас, не улыбается вам или не выполняет просьбу правильно. Вряд ли вы поможете ему сосредоточиться, если станете повторять одни и те же указания типа: «Посмотри... посмотри... посмотри!» Если через не­большое время после каждой из двух попыток привлечь его внимание

ребенок так и не прореагирует, попробуйте подойти несколько иначе — прикоснитесь к нему или измените тон голоса.

□ Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реаги­рует на ваши слова. Он должен узнать, что общение с вами — дело благо­дарное.

□ Отвечайте на любые звуки, произносимые ребенком, как бы случайны они ни были, даже если их нельзя считать звуками общения.

□ Для одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова.

□ Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Если вы поставите перед собой слишком большие задачи, вы легко разочаруетесь. Начните с той ступеньки, на которой в данный момент находится ребенок, и поста­райтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед.

П По возможности уберите все, что отвлекает внимание. Если с помощью предложенных выше приемов ребенок все-таки не может научиться вни­мательно слушать, смотреть и реагировать, попробуйте каждый день по несколько раз в течение небольших промежутков времени сидеть с ним в спокойной обстановке в отсутствие каких бы то ни было отвлекающих факторов.

Развитие умения воспринимать речь

Это умение необходимо для того, чтобы понимать других людей и общаться с ними. Мы пользуемся этим умением, когда выполняем просьбы, участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.

Программа занятий по развитию навыков восприятия речи включает сле­дующие разделы:

О умение слушать то, о чем говорят;

□ умение реагировать на жесты и выполнять простые указания;

□ умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно;

□ умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие дей­ствия;

□ умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие при­знаки предмета;

□ умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие мес­тоположение предмета;

□ умение реагировать на разные грамматические формы.

О чем нужно помнить, занимаясь развитием навыков восприятия речи?

Эти занятия следует рассматривать как часть общей программы развития воз­можностей умственно отсталого ребенка в сфере общения. Для того чтобы эф­фективно пользоваться словами и жестами, он должен сначала научиться пони­мать значение каждого из них. Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, педагог должен помнить, что именно из этого ребенок хочет использовать, что именно потребуется ему для общения сейчас или позже. Важнейшим условием развития всех навыков восприятия речи является умение внимательно слушать.

Развитие умения подражать

В занятиях по развитию общения подражание или копирование играет пер­востепенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем — составлять слова и предложения.

Хотя наша цель— научить умственно отсталого имитировать звуки, мно­гим из них легче подражать действиям или выражению лица. Прежде чем про­изнести звук или показать действие, педагогу надо убедиться, что ребенок смот­рит на него и внимательно слушает. Далеко не все будут каждый раз подражать тому, что они видят. Поэтому если ребенок не прореагирует так, как хотелось бы, следует немного позже попробовать еще раз.

Как учить умственно отсталого ребенка подражанию?

Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения действий. Когда человек осваивает умение соблюдать очередность, то для него неважна точность воспроизведения действий (слов, мимики).

Некоторые умственно отсталые дети начинают подражать окружающим сами, но многие, для того чтобы начать копировать то, что они видят и слы­шат, нуждаются в особом толчке. Приведем несколько советов, как учить та­ких детей подражанию.

О Начните с тех звуков и действий, которые ребенок уже умеет произ­водить.

О Копируйте ребенка. Когда он произнесет какой-нибудь звук, состроит гримасу или намеренно сделает что-нибудь, скопируйте то, что он сде­лал. Это поможет ему наглядно представить себе модель подражания.

□ Сопровождайте звуки действиями. Многие дети охотнее присоединя­ются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются дей­ствиями.

□ Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует пред­ставлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, ребенку мо­жет потребоваться некоторое время. Поэтому многочисленные переско­ки и изменения в занятиях могут затруднить ему усвоение.

Слова, разумеется, с самого начала играют большую роль во взаимодействии с ребенком. Представление ему звуков никогда не заменит настоящего разго­вора. Даже если вы знаете, что ребенок не будет копировать вас, все же поста­райтесь, чтобы он вас слушал, реагировал на ваш голос и учился понимать зна­чения слов, жизненно важных для него.

Выбирая слова для подражания, желательно мысленно задать себе следую­щие вопросы.

Нужно ли это слово ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? За­хочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом? По­нимает ли ребенок, что означает это слово?

Сформулируем одно общее правило, которому нужно следовать, выбирая слова: они должны относиться к предметам, которые можно потрогать, по-

дробно обследовать, а представлять их необходимо в ходе педагогического про­цесса в классе, на прогулках или дома.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.211 (0.011 с.)