Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование показателей оценок у матерей умеренно (УУО) и тяжело (ТУО) умственно отсталых лиц по методике «Семантический дифференциал»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Значения факторов А, О, С в основной группе понятия «Я сама» были меньше аналогичных значений факторов контрольной группы на 0,35 (5,8%), 0,15 (2,5%) и 0,15 (2,5%) единиц (рис. 40). У матерей обеих подгрупп умственно отсталых молодых людей результаты исследования (понятие «Я сама») показывают положительные значения параметров активности, оценки и силы. При этом более высокие показатели обнаруживают матери УУО лиц. По сравнению с ними, у матерей лиц с ТУО показатель оценки собственной жизненной активности отстает на 0,2 единицы, оценка восприятия себя также на 0,4 единиц ниже, а оценка собственных сил на 0,59 единиц ниже (рис. 41). По сравнению с группой матерей УУО лиц, матери ТУО лиц демонстрируют более низкую самооценку по всем исследованным показателям. Полученные данные отражают взаимосвязь степени нарушений психических функций ребенка с оценкой собственной родительской роли в его воспитании. Такие отличия оценок, даваемых родителями УУО и ТУО детей основной труппы, обусловлены прежде всего меньшей значимостью собственного «Я», поскольку оно заслоняется значительно более актуальными проблемами и переживаниями, связанными с воспитанием и устройством своего больного ребенка и отягощающимися переживанием своей вины. Понятие «Мой сын / дочь» для основной группы родителей имеет более низкие показатели по таким факторам, как А и С, ниже на 0,41 (6,8%) и 0,55 (9,4%) единиц, соответственно, и более высокие — по фактору О (выше на 0 5' 8,3%) (рис. 42). Оценка матерями, имеющими детей с ТУО, понятия «Мой сын /дочь» имеет более низкие значения, по сравнению с матерями детей с УУО, по таким показателям, как активность и сила, количественно выражающимся на 0,45 и 0,4 единиц ниже, и более высокие - по показателю О (выше на 0 4 единиц) (рис. 43). ' ' Активность переживаний в отношении данного понятия имеет небольшое значение, даже у матерей, имеющих детей с ТУО, так как с годами происходит его ослабление из-за множества повседневных забот и проблем, решаемых родителями на протяжении многих лет. Можно думать, что с годами происходит привыкание к наличию в семье больного ребенка, и повседневные заботы сни- жаюттяжесть переживаний, которые были более острыми в первые годы после его рождения. Близкое к нулю значение силы эмоций, связанных с больным ребенком, может быть вызвано постоянным пребыванием ребенка с родителями. Как отмечалось выше, в редких случаях эти дети находятся вне контроля родителей, самостоятельно посещая те или иные образовательные, производственные или спортивные учреждения, поэтому среднее значение силы эмоциональных переживаний у матерей умственно отсталых детей низкое. Уровень оценки отношения к ребенку, напротив, в основной группе имеет более высокое значение, чем в контрольной группе, что можно объяснять тем, что для этих родителей их ребенок — «вечный ребенок», объект всех их помыслов и устремлений, они искренни в своей любви к нему и с годами это чувство не становится слабее. Фактически больной ребенок для родителей значит больше, чем здоровый ребенок для родителей контрольной группы. Это свидетельствует о достаточно высокой привязанности матери к своему ребенку. Несмотря на серьезные отклонения в развитии, собственный сын или дочь многими матерями воспринимается весьма положительно как активный, хороший, но слабый и нуждающийся в помощи. При этом факт снижения показателей активности и силы собственного ребенка матерями лиц с ТУО (ниже на 0,55 и 0,4 единиц, соответственно, по сравнению с матерями лиц с УУО) на фоне более высокого значения оценки его личности в целом (рис. 43) может быть связан с более выраженными симбиотическими отношениями «мать — ребенок» в связи с ощущением матерью его большей беспомощности и социальной неприспособленности. Семья с больным ребенком видит его будущее как источник возрастающей фрустрации и тревоги. Матери боятся, что их ребенок не сможет жить и работать независимо, будет обречен на одиночество и изоляцию. В их представлении будущее не несет для них ничего хорошего. В этой связи особого внимания заслуживают результаты оценок отношения матерей основной группы к понятию «Будущее моего сына /дочери». Отмечаются большие отличия значений факторов А, О и С (в отрицательных значениях) в сопоставлении с аналогичными показателями контрольной группы, они составляютсоответствен- но 1,32 (22%), 1,69 (28,2%) и 0,45 (7,5%) единиц (рис. 44). Будущее своего больного ребенка видится родителям неопределенно-пассивным (абсолютное значение фактора А - -0,11), то есть не поддающимся никакому управлению с их стороны. Сложившаяся в нашей стране система социальной реабилитации инвалидов вообще и умственно отсталых в частности не позволяет родителям питать радужные надежды на «светлое будущее» своих взрослых детей. Их настоящее и будущее они связывают только с собой: в одних случаях это совместная, например, работа мамы и посещение ребенком одной школы, детского сада; в других — совместное проживание и труд на приусадебном или дачном участке или надомный труд; иногда — «настоящая работа» в картонажных или аналогичных цехах, но под присмотром кого-либо из членов семьи или знакомых. Естественно, что видение таких перспектив оценивается еще ниже (значение фактора О = — 1,12). Большинство матерей умственно отсталых детей делит категорию «будущего» на два понятия — будущее при жизни родителей и будущее ребенка после смерти последних. Если будущее ребенка при жизни родителей выглядит весьма позитивно, то будущее после их смерти представлено низкими показателями фактора А (активности) и О (оценки), что говорит о том, что это понятие связано с неприятными эмоциональными переживаниями (рис. 45). Отношение родителей основной группы к понятию «Болезнь моего сына / дочери» также имеет ярко выраженную специфику. Поскольку в семье неизле- чимо больной ребенок является главным объектом всей жизнедеятельности родителей, то, естественно, приходится ожидать низких значений фактора оценки, что фактически имеет место (О = -1,37) (рис. 46). С другой стороны, сила эмоционального напряжения, связанная с данным понятием (С = 1,31), указывает на чрезвычайную актуальность болезни ребенка, не кратковременной, а тяжелой болезни, длящейся всю жизнь и имеющей очень большое значение для родителей. Таким образом, анализ результатов исследования, проведенного по методу «Семантического дифференциала», выявил отличия между оценками основной и контрольной групп, касающихся всех четырех используемых для исследования понятий. Анализ отличий позволяет говорить о том, что уровень самооценки у родителей, воспитывающих взрослого умственно отсталого ребенка, ниже, чем у родителей, имеющих здоровых детей, что может быть связано с переключением большей части их устремлений на ребенка. Поэтому они достаточно высоко оценивают своего ребенка, сила же этих переживаний невысока, так как в основном такие дети всегда рядом с родителями. Значительно большие отличия наблюдаются в оценках родителей основной и контрольной группы по отношению к понятиям, связанным с будущим и с болезнью детей. Оценки родителей основной группы имеют здесь очень низкие значения по вполне объяснимым причинам — будущее безрадостно, бесперспективно, а болезнь — это серьезно и надолго. У них отсутствует естественный в таких случаях оптимистический прогноз, более высокая сложность и проблемность жизненного пути не позволяет им порой увидеть — хотя бы небольшое и нечастое — положительное, что все же иногда встречается в их жизни. Следовательно, шкалируемые понятия сопряжены в сознании матерей с сильными эмоциональными переживаниями и не могут не сказываться на отношении к своим детям, к себе и окружающим, что делает эти отношения в силу их эмоциональной напряженности не всегда последовательными. Результаты изучения психологических особенностей матерей, проведенные с применением методики «Семантический дифференциал», были расширены исследованиями, полученными при использовании методики «Незаконченные предложения». Данная методика широко используется в клинической и исследовательской практике и позволяет выявлять степень эмоционального напряжения родителей по отношению к различным сферам их жизнедеятельности. В нашей работе этот подход позволил провести более тонкую дифференциацию выявленных отличий в оценках матерей лиц с УУО и ТУО. Незаконченные предложения (в количестве 26) в данном варианте (Приложение 1.11) составлены так, чтобы в их продолжениях проецировались основные аспекты внутренней картины переживаний. В работе использована классификация переживаний Д. Н. Исаева (1991). Наиболее важным в данном исследовании является качественный анализ ответов, так как они характеризуют не объективную тяжесть заболевания, а ее переживание. Другим способом обработки является количественная оценка результатов. При этом используется формализация и квалификация неопределенных и интуитивных утверждений, заключенных в ответах — продолжениях предложений и представляющих собой нечеткие множества. Принадлежность высказываний к такому множеству может принимать любое значение в диапазоне от 0 до 1. В частности, если окончание предложения выражает явно положительные или отрицательные переживания, то ответ оценивается, соответственно, нулевым или единичным баллом. Промежуточные значения оцениваются баллом, равным 0,5. Полученные количественные данные затем усредняли в рамках соответствующей группы и по этому значению вычисляли коэффициент эмоционального напряжения, как отношение среднего значения к максимальному: *\ж ср/ ^тах Таким образом, методика «Незаконченные предложения» обеспечивает возможность оценки отношения к проблеме болезни взрослого ребенка. Анализ результатов исследования показал, что почти 60% матерей умственно отсталых детей имели высокий уровень эмоционального напряжения, а остальные 41% — нормальный. Подобные значения представлений родителей о здоровье, болезни и будущем своего ребенка, а также выраженность их отношения к этим вопросам позволяют говорить о неблагополучном психоэмоциональном состоянии в основной группе матерей в целом. Как и ожидалось, наибольшие значения эмоционального напряжения вызывают переживания, связанные с болезнью ребенка — «Отношение к болезни» (Кэн = 0,66) и «Представления о болезни» (Кэн = 0,55) (табл. 26). Табл и ца 26 Оценки эмоционального напряжения по группам переживаний матерей основной группы (О < К < 1)
Результаты исследования показали, что, как и в целом по основной группе, наибольшие значения эмоционального напряжения у матерей с УУО и ТУО обеих групп вызывают переживания, связанные с болезнью ребенка, — «Отношение к болезни» (Кэн = 2,81 для УУО и 3,04 для ТУО) и «Представления о болезни» (Кэн = 2,12 для УУО и 2,23 для ТУО) (табл. 27). Отношение семьи к болезни ребенка (Кэм = 1,50 в обеих подгруппах) также может расцениваться как достаточно сильное переживание, обусловливающее высокое эмоциональное напряжение (табл. 27). Таблица 27
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.197.140 (0.007 с.) |