ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ



Представляло интерес выявить особенности структуры самоотношения лич­ности матерей, имеющих больного ребенка, по сравнению с женщинами, вос­питывающими здоровых детей.

В качестве исследовательского инструмента была использована методика «Исследование самоотношения» С. Р. Пантелеева: тест-опросник предполагает выявление 9 характеристик, позволяет построить индивидуальный профиль самоотношения и обладгхет высокими диагностическими возможностями (При­ложение 1.12).

Анализ полученных результатов по данной методике показал, что при ис­следовании структуры самоотношения матерей, воспитывающих детей с на­рушением интеллекта (41 чел.) и здоровых детей (20 чел.) имеется разница по всем шкалам (табл. 28).

Таблица 28 Структура самоотношения матерей опытной и контрольной групп

 

Шкалы Средние значения
Опытная группа Контрольная группа
Закрытость 6,7 5,7
Самоуверенность 6,4 12,0
Саморуководство 5,9 8,6
Отраженное самоотношение 7,3 6,8
Самоценность 7,7 10,0
Самопринятие 7,3 8,6
Самопривязанность 5,2 6,4
Внутренняя конфликтность 7,4 4,7
Самообвинение 5,8 3,4

В экспериментальной группе по сравнению с контрольной отмечались бо­лее высокие значения по 4 шкалам: «внутренняя конфликтность» — в 1,6 раза; «самообвинение» — в 1,7 раза; «закрытость» — в 1,2 раза; «отраженное само­отношение» — в 1,1 раза.

В экспериментальной группе по средним значениям показатели 4 шкал соответ­ствовали значениям выше среднего уровня: «самоценность» (7,7), «внутренняя конфликтность» (7,4), «самопринятие» (7,3) и «отраженное самоотношение» (7,3).

Значения остальных шкал соответствовали среднему уровню.

В контрольной группе по 5 шкалам значения показателей самоотношения были выше, чем в опытной группе, особенно по шкалам «самоуверенность» и «самоценность». Внутри контрольной группы значения показателей 4-х шкал соответствовали высокому уровню: «самоуверенность» (12,0). «самоценность» (10,0), «саморуководство» (8,6) и «самопринятие» (8,6), показатели остальных шкал соответствовали среднему и лишь показатели шкалы «самообвинений» (3,4) — низкому уровню.

Исследование количества матерей, выполнявших тест «Самоотношения», в соответствии с разными уровнями показало, что в обеих группах доминиро­вал по всем шкалам средний уровень (табл. 29), кроме шкал «саморуководство» и «самоуверенность» в контрольной группе, где в 1-м случае преобладал высо­кий уровень, а во 2-м, в одинаковом числе случаев, — высокий и средний.

В экспериментальной группе по 4 шкалам у более четверти обследованных женщин выявлен высокий уровень следующих показателей: «самоценность» — 36,6%, «отраженное самоотношение»— 34,0%, «самоуверенность»— 27% и «самообвинение» — у 27%. Показатели, соответствующие низкому уровню, наблюдались по 5 шкалам и не более чем у 1-2 человек (табл. 28).

В контрольной группе не отмечалось высоких значений показателей ни у одной обследованной матери по шкалам «внутренняя конфликтность» и «са­мообвинение», но у 30% и 35% женщин, соответственно, выявлен низкий уро­вень. По остальным шкалам, кроме шкал «закрытость» и «отраженное самоот­ношение», у матерей, имеющих здоровых детей, в 25% и выше наблюдались высокие значения показателей.

Табли ца 29 Уровни показателей самоотношения матерей опытной и контрольной групп,%

 

 

Шкалы Уровень опытной группы Уровень контрольной группы
высокий средний низкий высокий средний низкий
Закрытость 17,1 78,0 4,9 15,0 85,0 -
Самоуверенность 27,0 73,0 - 50,0 50,0 -
Саморуководство 14,8 73,0 12,2 60,0 40,0 -
Отраженное самоотношение 34,0 66,0 - 15,0 85,0 -
Самоценность 36,6 63,4 - 35,0 65,0 -
Самопринятие 24,4 75,6 - 25,0 75,0 -
Самопривязаность 9,7 83,0 7,3 25,0 60,0 15,0
Внутренняя конфликтность 4,9 90,2 4,9 - 70,0 30,0
Самообвинение 27,0 58,2 14,8 - 65,0 35,0

Следовательно, для большинства матерей, воспитывающих детей с нару­шением интеллекта, характерно наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. У них отмечается тенденция к самокопанию и рефлексии на негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Матери детей-инва­лидов ставят себе в вину рождение больного ребенка; в связи с этим они уходят в себя, считают, что отношение к ним и их деятельности вызывает у окружаю­щих людей негативизм и непонимание.

Как экстрапунитивные, так и интрапунитивные реакции в сочетании с не­высоким саморуководством при несоответствии образа идеальной модели мира и самого себя могут вылиться у матерей умственно отсталых детей в субъектив­ное ощущение личной и социальной неадекватности. Однако значимым явля­ется понимание ими необходимости изменить представление о жизни, себе, по­требность увидеть новые возможности в своей жизни, поскольку матери больных детей, хотя и испытывают самоуничижение, о чем свидетельствуют высокие зна­чения по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», но одновре­менно с этим у них отмечается и аутосимпатия (высокие показатели по шкалам «отраженное самоотношение»). Эти результаты подтолкнули нас к изучению причин, которые позволяют матерям больных детей не падать духом, а реализо­вать свой внутренний потенциал в трудной жизненной ситуации.

С этой целью предпринято исследование матерей взрослых детей с умерен­ной и тяжелой умственной отсталостью при помощи методики «Самоактуали­зация».

Результаты опросника теста «Самоактуализация» выражаются в виде 11 шкал (Приложение 1.13), описывающих разные стороны личности, которые можно представить в виде индивидуальных и усредненных для группы обследован­ных матерей профилей.

Индивидуальные личностные профили весьма разнообразны. Обобщенный график (гистограмма), представленный на рис. 49, демонстрирует более низ­кие значения профиля по шкалам 7, 9 и 11. Эти шкалы отражают следующее:

Шкала 7 «Спонтанность». Это свойство, прямо вытекающее из увереннос­ти в себе, внутренней свободы, доверия к окружающим людям. Низкий пока­затель по этой шкале говорит об обратном — внутренней зажатости, трудно­сти быть естественным, страхе быть неправильно понятым.

Шкала 9 «Аутосимпатия». Низкие показатели говорят о тенденции к невро­тизму, тревоге, неуверенности в себе.

Шкала 11 «Гибкость в общении». Спад показателей по этой шкале говорит о трудностях в межличностном общении, прежде всего в процессе самораскры­тия и самовыражения, об избегании личного общения, неуверенности в своей привлекательности, интересности и т. д.

С определенной долей основания можно предполагать, что гистограмма самоактуализации личности матерей, воспитывающих детей-инвалидов, отра­жает не только особенности их характера, но и во многом типичную для мно­гих из них жизненную ситуацию. Вместе с тем существует и обратная связь: чем ниже показатели, тем тяжелее переживается характер собственной жиз­ненной ситуации, тем более она воспринимается как бесперспективная и бе­зысходная.

Матери с низкими показателями личностного профиля, как правило, весь­ма категоричны в оценке своих детей, как в положительном, так и в отрица­тельном отношении. Их оценка характеризуется ригидностью и фрагментар­ностью. У них, скорее всего, устанавливаются жесткие симбиотические связи со своими детьми. Описанные личностные свойства и формирующиеся под их влиянием отношения с ребенком могут служить негативным фактором в раз­витии навыков общения и самостоятельного поведения в сферах «человек — человек» и «человек — предмет».

Проведенные исследования и полученные результаты выявили как общие, так и индивидуально-типологические особенности семейных проблем воспи­тания молодых инвалидов, и это поможет в разработке психокоррекционных программ, ориентированных и на семейные отношения в целом, и в отдельно­сти на родителей и их детей.

Полученный эмпирический материал и его анализ демонстрирует, что сте­пень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной, речевой и по­веденческой патологии. Влияние патологического фактора (конечно, до изве­стной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, установками, характером семей­ной психологической атмосферы и рядом других переменных.

Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта

Глава 8

ИНТЕГРАЦИЯ, ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.227 (0.014 с.)