Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребыванияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1998 г. на базе специальной (коррекционной) школы № 4 VIII вида Санкт-Петербурга была открыта группа дневного пребывания для молодых людей (20 лет) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (в основном это выпускники класса «Особый ребенок»). Здесь решаются задачи социально-бытовой ориентации молодых людей. Большое внимание уделяется ведению домашнего хозяйства, пользованию бытовой техникой, нормам поведения в общественных местах, в транспорте и т. д. Всему тому, что позволяет адаптироваться к самостоятельной жизни. В группе находятся люди с разной степенью умственной отсталости. Поэтому очень развита взаимопомощь, что помогает в развитии личности молодых людей. Им предоставляется возможность развивать свои способности в музыке, рисовании, спорте и т. д. Все это необходимо для самореализации. Большое внимание уделяется трудовому обучению. Практика показала, что люди с умственной отсталостью могут (может быть, не так быстро, как другие) овладеть навыками работы на компьютере. Создаются производственные мастерские, которые готовят молодых людей к работе на производстве «под заказ», а также выполняют небольшие заказы на месте. Много культурных мероприятий проводится совместно с людьми, не имеющими умственной отсталости, что помогает устанавливать контакты, находить общий язык, налаживать взаимодействие. После двух лет работы группы дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе были преобразованы в центр дневного пребывания для молодых людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (Центр). В работе сотрудницы центра, Е. Н. Форостенко, выпускницы ИПСиП.был исследован уровень социальной зрелости воспитанников старше 20 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящихся в нем в течение одного года. В центре для молодых людей создана модель дома самостоятельного проживания и работы. Они не «ученики», а «хозяева» и «сотрудники» информационного бюро со следующим режимом работы. Работа начинается в 8.45 и заканчивается в 16.00. Все сотрудники приходят без опоздания и работают полный день в соответствии с распределенными обязанностями. Они имеют отпуска и получают заработную плату. Режим работы бюро на неделю безукоснительно выполняется всеми сотрудниками. Рабочий день начинается с обсуждения меню обеда: какие продукты необходимо приобрести для его приготовления, сколько для этого нужно денег, нужно ли сделать какие-нибудь хозяйственные покупки, сколько денег нужно для этого. Составляется смета расходов. Затем сотрудники распределяют обязанности между собой. Кто-то идет в магазин за хозтоварами, а кто-то за продуктами, остальные выполняют работы в бюро. Когда все необходимое для приготовления обеда куплено, ответственные начинают его готовить. Заполняется расходная книга. Остальные выполняют обычную повседневную работу (работа в мастерских, выполнение заказов). На базе центра методом наблюдения было обследовано 20 молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 20 до 30 лет. Они посещают центр в течение одного года. У них разные способности и коммуникативные возможности. Одна девушка из группы играет на пианино, обладает великолепным голосом и слухом. В этой же группе находятся молодые люди, почти неговорящие. Один из них имеет лишь остаточный левосторонний слух, что требует специального способа общения со стороны взрослых (они должны строить предложения просто, четко артикулировать). Этот молодой человек достаточно быстро нашел способ общения с окружающими его людьми из группы, они его понимают. Одни из молодых людей являются выпускниками специальных (коррекци-онных) школ, другие получали надомное обучение. В связи с этим они имеют не только разные способности, но и разную степень обученности. Кроме обследования методом наблюдения в группе был проведен опрос молодых людей. Опросник был составлен из вопросов, позволяющих определить возможности молодых людей в области навыков пространственной ориентации (вопросы 1, 5, 8, 9), способности к общению (вопросы 3, 4, 7), хозяйственно-бытовых навыков (вопросы 5, 6,), в организации своего досуга (вопросы 2, 9), в готовности к коммуникации (вопросы 3, 4, 9). Вопросы были построены таким образом, чтобы молодые люди могли дать краткий и точный ответ, позволяющий оценить социально-бытовую адаптацию молодого человека. Опросник по социально-бытовой адаптации молодых людей 1. Где вы живете? 2. Ваше любимое занятие? Любимая телепередача? Если бы перед вами встал выбор: любимое занятие или просмотр телепередачи — что бы вы выбрали? 3. Есть ли у вас друзья? С кем вы дружите на работе, дома? 4. Нравится ли вам, когда приходят гости? Хочется ли вам с ними поговорить? Поделиться радостью, горем? 5. Где вы покупаете хлеб? Если магазин закрыт, что вы будете делать? 6. Умеете ли вы готовить? Любите готовить пищу? Что вам нужно для приготовления любимого блюда? 7. Для чего нужна работа? Работать надо обязательно? 8. Как вы добираетесь до центра один (одна)? Каким транспортом? Вы больше любите ходить пешком или ездить на общественном транспорте? 9. Любите ли вы гулять по Санкт-Петербургу? Представьте себе, что вы оказались в незнакомом месте. Как вы будете добираться домой? Нами были использованы критерии оценки уровня социально-бытовой адаптации молодыхлюдей (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич, 2000) по их ответам и результатам наблюдения. Начальный уровень предполагает наличие у молодого человека элементарных социально-бытовых навыков, которые он использует в конкретной деятельности совместно со взрослыми. Достаточный уровень предполагает, что молодой человек имеет представление о социально-бытовых навыках, использует их в тех ситуациях, которые он отработал на занятиях. В незнакомой ситуации молодой человек не может использовать имеющиеся у него навыки. Знания и умения применяет и самостоятельно, и при контроле и частичной помощи окружающих. Самостоятельный уровень — достаточно высокий уровень развития социально-бытовых навыков, молодой человек свободно использует их даже в незнакомых ситуациях самостоятельно или при частичной помощи окружающих. По результатам наблюдения и беседы по опроснику были выявлены отличительные особенности каждого молодого человека. Рассмотрим их более подробно на конкретных примерах. ПРИМЕР 14 Боря, 21 год До поступления в Центр обучался в специальной (коррекционной) школе. Умеренная степень умственной отсталости. Речь внятная, четкое и правильное звукопроизношение. Заторможенный, малоактивный молодой человек, не стремящийся к проявлению инициативы. По волевым качествам более склонен к подчинению. Адекватно общается с окружающими, готов всем помочь, если попросят. Может выполнить самостоятельно (из того, что умеет делать) бытовое поручение. Боря имеет достаточный уровень социально-бытовой адаптации. Беседа с Борей Ответы на вопросы опросника: 1. В Санкт-Петербурге. 2. Смотрю телевизор. Любимые передачи: музыкальные. 3. Друзья есть. На работе я дружу со всеми. 4. Люблю, люблю с ними что-нибудь обсудить. 5. Покупаю хлеб в булочной. Или в универсаме. 6. Умею готовить немного, не очень. Бутерброды. 7. Работа нужна. Обязательно, для общения. 8. Сам. Трамваем. Люблю. 9. Не знаю. ПРИМЕР 15 Виталий, 21 год До поступления в Центр обучался на дому. Умеренная степень умственной отсталости. Речь невнятная, но понимает речь других людей. Вербальное общение затруднено. Обследован только методом наблюдения. Эмоционально неустойчив, наблюдаются капризы, угнетенные состояния. По волевым качествам более склонен к подчинению. Адекватно общается с окружающими, при частичной помощи самостоятельно выполняет элементарные хозяйственные работы. Виталий имеет начальный уровень социально-бытовой адаптации. ПРИМЕР 16 Даша, 20 лет Окончила специальную (коррекционную) школу VIII вида. Умеренная степень умственной отсталости. Четкая, правильная речь. Хорошо играет на пианино и поет. Эмоционально неустойчива, проявляет черты лидера, любит поучать и указывать другим, что и как делать. При необходимости помогает окружающим. Обладает завышенной самооценкой, но при этом теряется в незнакомых местах и сложных социально-бытовых ситуациях. Достаточно высокий уровень хозяйственно-бытовых навыков, которые она применяет самостоятельно или при частичном контроле. Даша имеет достаточный уровень социально-бытовой адаптации. Беседа с Дашей Ответы на вопросы опросника: 1. Далеко. 2. Всякое-разное. Люблю смотреть «Угадай мелодию». Не знаю. 3. У меня много друзей и на работе, и соседи. 4. Да. 5. Хлеб покупаю в киоске, пойду в универсам. 6. Да, хорошо. Я все люблю готовить. 7. Для того, чтобы жить — работать обязательно. 8. Иногда на машине подвозят, иногда еду сама на троллейбусе. Люблю ездить на общественном транспорте. 9. Люблю. Спрошу у прохожих. Для получения более полной картины о социально-бытовой адаптации умственно отсталых молодых людей, находящихся в центре, была составлена анкета для родителей, в которой им предлагалось ответить на десять вопросов. Таблица 30 Результаты анкетирования,%
Анкеты заполняли матери молодых людей. Оценка результатов анкетирования родителей представлена в табл. 30. Все родители отметили, что в результате регулярного посещения центра у детей происходит развитие самостоятельности, само это посещение им нравится, общение в коллективе помогает более уверенно чувствовать себя и в окружении обычных людей. Желание помогать по дому возникает только у 28,6% молодых людей, так как раньше им в семье не ставилась такая задача. В результате нахождения в центре, по мнению родителей, у 72,4% молодых людей изменилось отношение к самому себе, их самооценка стала более адекватной. У 57,1% родителей появилось чувство, что их ребенок становится взрослым. Это говорит о том, что у родителей появилась уверенность в достаточности уровня самостоятельности их ребенка, его защищенности перед окружающим миром. Все родители выразили одобрение по поводу существования такого Центра реабилитации и единодушно заявили о необходимости создания подобных центров во всех районах города. Резюмируя результаты проведенного социально-педагогического исследования, можно сделать следующие выводы. 1. Уровень самостоятельности молодых людей, находящихся в группе, в течение года стал значительно выше. Большинство воспитанников достигли достаточного уровня социально-бытовой адаптации. 2. Проведенная социально-бытовая подготовка позволила воспитанникам приобрести новые знания в самообслуживании, приготовлении пищи, мытье посуды и стирке белья, умении пользоваться деньгами, выполнении разных домашних работ и др. 3. Появились навыки пространственной ориентации в районе нахождения центра. Молодые люди научились самостоятельно посещать продовольственные и хозяйственные магазины. Часть из них применяют полученные навыки дома. Некоторые из воспитанников могут самостоятельно добраться до центра от места проживания либо пешком, либо на общественном транспорте. 4. За время нахождения в группе у молодых людей с нарушениями интеллекта сложились определенные отношения в коллективе. Они перестали быть обособленными друг от друга, знают, что в центре у каждого из них одинаковые права и одинаковые обязанности. Каждый из них понимает, что у окружающих их «сотрудников» свои индивидуальные способности и особенности. Несмотря на то, что у всех разные личностные особенности и их эмоционально-волевые проявления, молодые люди в своем коллективе находят взаимопонимание при организации досуга и решении других общих задач. 5. Как положительный результат можно отметить, что пребывание в течение одного года в центре способствует тому, что молодые люди с нарушением интеллекта могут самостоятельно организовать проведение своего дня в центре, при этом не просто просидев там, а участвуя во всех мероприятиях либо самостоятельно, либо при частичной помощи воспитателей. 6. Родители умственно отсталых молодых людей почувствовали, что их жизнь с детьми стала легче. Иногда можно попросить своего ребенка выполнить несложное поручение, например, помыть посуду или сходить в магазин за хлебом. 7. У всех молодых людей без исключения появилось желание посещать общественные места. Их не пугает встреча с большим количеством незнакомых людей. При восприятии посещения центра как работы у многих молодых людей изменилось отношение к самим себе, они почувствовали свою полезность обществу. 8. Исследование показало, что даже после одного года нахождения в реабилитационном центре молодые люди могут жить самостоятельно при незначительной помощи. Таким образом, можно заключить, что такие центры необходимо создавать и развивать. Польза, получаемая воспитанниками в результате пребывания в таком центре, несомненна.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.009 с.) |