Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социально-бытовых навыков в условиях домаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оценка социально-бытовых навыков показала, что у всех молодых людей (100%) с умеренной умственной отсталостью они сформированы в основном, как в условиях дома, так и вне дома, но уровень развития различен. Среднее значение сформированности этих навыков в домашних условиях составляло 12,4 балла (при максимуме 13), а вне дома — 31,1 балла (при максимуме 34). Как в условиях дома, так и вне его, в группе обследованных с умеренной умственной отсталостью 94,1% молодых людей имели высокий уровень сформированное™ социально-бытовой адаптации (табл. 9). В группе молодых людей с тяжелой умственной отсталостью сформирован-ность социально-бытовых навыков была ниже. У 83,0% обследованных в домашних условиях и у 70,0% — вне дома выявлялась низкая социально-бытовая адаптация, причем ее средние значения составляли 8,0 баллов дома и 14,5 баллов — вне дома, то есть были в 1,6 и 2,1 раза ниже, чем при умеренной умственной отсталости. По уровням сформированности этих навыков (табл. 9) выявлялась неоднозначная ситуация: высокий уровень отмечался у 58,9% тяжело умственно отсталых дома и у 29,4% — вне дома. У достаточно большого числа обследованных этой группы выявлен низкий уровень, чего не наблюдалось в группе молодых людей с умеренной умственной отсталостью. Таблица 9 Уровни сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с нарушением интеллекта,%
При получении представлений о степени владения молодыми людьми навыками личной гигиены нами выделены следующие уровни оценки: П высокий уровень (ВУ) — владеет самостоятельно (чистит зубы, не требует помощи при посещении туалета, принятии ванны и т. д.); П средний уровень (СУ) — владеет частично, требуется посторонняя помощь при ежедневном выполнении гигиенических процедур; □I низкий уровень (НУ) — в вопросах личной гигиены не самостоятелен, требуется постоянная помощь и контроль со стороны взрослых. Самостоятельно владеют навыками личной гигиены большинство (74%) лиц с УУО и лишь 21% лиц с ТУО. Они не требуют помощи при умывании, чистке зубов, посещении туалета, принятии ванны. Эти результаты можно видеть на рис. 9. У 16% лице УУО и у большей части лиц с ТУО (63%) эти навыки сформированы частично, то есть в ряде случаев им необходима помощь либо контроль над выполнением со стороны взрослых. В обеих обследованных группах встречаются молодые люди, у которых навыки личной гигиены не сформированы вообще (10% — среди лиц с УУО; 16% — у лиц с ТУО), что кажется трудно объяснимым: эти дети воспитываются в семьях, и следовательно, родители просто не занимаются с ними. Степень владения молодыми людьми навыками самообслуживания оценивали в зависимости от объема и качества выполнения ими действий по самообслуживанию. Исследование навыков самообслуживания показало, что незначительная часть лиц с УУО и ТУО владеют ими удовлетворительно (37 и 21 %, соответственно), то есть они могут самостоятельно переодеться, подогреть себе пищу, сходить в магазин за покупками, заняться дома уборкой. И все же почти у половины лиц в обеих группах (42 и 47%) эти навыки сформированы недостаточно, в связи с чем необходим контроль над их выполнением со стороны взрослых. 21 % лиц с УУО и 32% лиц с ТУО вообще не владеют навыками самообслуживания, нуждаются в постоянной посторонней помощи при одевании-раздевании, приготовлении и принятии пищи и т. д., что еще раз подтверждает наше мнение об отсутствии систематической работы с ними в семье. Следовательно, улице УУО наиболее высокий уровень сформированности навыков личной гигиены. Хотя многие из этих молодых людей обучались в школе, и к моменту нашего исследования они уже вышли из детского возраста (им было от 15 до 29 лет), даже жизненно важные навыки самообслуживания и приема пищи развиты лишь у части из них, а остальные нуждаются в помощи либо совершенно не могут выполнять простые действия самостоятельно. Эти факты крайне тревожны, поскольку взрослые дети проживают с родителями и другими родственниками, которые уделяют им мало внимания, не пытаясь обучить самостоятельности и стараясь сделать все за них. Полученные результаты настораживают еще и потому, что более половины из этих детей (59,5%) обучались в школе, где также, очевидно, очень мало внимания уделялось кор-рекционной работе с ними и подготовке их к самостоятельной жизни в пределах их возможностей. Возможно также, что часть из них потеряли ранее полученные адаптивные навыки. В группе лиц с ТУО только около 33% детей владеет навыками самостоятельного приема пищи, однако с помощью других они довольно сносно реализуют навыки личной гигиены, самообслуживания и питания. Очевидно, здесь есть достаточно значимый резерв для их обучения и развития этих навыков в большей степени. Представления о предметах одежды у умеренно умственно отсталых молодых людей (табл. 11) достаточно хорошо развиты, даже в отношении диффе- Табл и ца 10 Представления умственно отсталых молодых людей о предметах одежды,%
ренцировки спортивной одежды и одежды для отдыха. В группе обследованных с тяжелой умственной отсталостью менее половины молодых людей различают летнюю и зимнюю, мужскую и женскую виды одежды и ни один из них не дифференцирует спортивную одежду и одежду для отдыха. Для социализации молодых людей с умственной отсталостью крайне важны умения и навыки работы по дому. Мы наблюдали их способности справляться с мытьем посуды, пола, сервировкой стола, с необходимостью подогреть себе пищу, сделать бутерброды, постирать свою одежду, вытереть пыль и проч. По способности умственно отсталых молодых людей справляться с обязанностями по дому были выявлены три уровня. Было установлено, что имели постоянные обязанности (сервировка стола, мытье посуды, уборка и др.) и выполняли их на высоком уровне 74% лиц с УУО и лишь 21% лиц с ТУО. Эти молодые люди были способны пользоваться плитой для разогревания пищи, стирать белье, ходить в магазин за элементарными покупками. В целом, у них наблюдалось позитивное отношение к домашней работе, ответственное и своевременное ее выполнение. Средний уровень выполнения обязанностей по дому был присущ 26% лиц с УУО и 47% лиц с ТУО. Для молодых людей этого уровня было характерным выполнение определенных домашних обязанностей, однако зачастую у них отмечались низкая мотивация, нерегулярность исполнения и избегание работы по дому. Не могли справляться с домашними обязанностями либо выполняли их на очень низком качественном уровне 32% лиц с ТУО, в то время как среди УУО таких не было вовсе. В данном случае такие низкие результаты можно, видимо, объяснить тяжестью нарушений их развития, в частности — моторной сферы, а также низкой мотивацией к выполнению какой-либо работы по дому. Большую важность представляет знание умственно отсталыми молодыми людьми правил техники безопасности дома, поскольку зачастую они находятся дома одни и многие ситуации (насыщенные электроприборами, газовыми горелками и химическими веществами) могут представлять для них опасность. В связи с этим мы обследовали степень владения навыками безопасного поведения дома по следующим параметрам: понимание смысла слов «опасно» и «безопасно»; выполнение элементарных правил пользования водой, газом, некоторыми электроприборами, режущими предметами; адекватное реагирование на звонок в дверь незнакомого человека. Изучение осведомленности молодых людей о правилах техники безопасности дома приведено по уровням владения этими знаниями. Среди лиц с УУО 68% хорошо знают и выполняют правила техники безопасности дома, 32% выполняют их частично, например, умеют пользоваться водой, газом, при этом могут открыть дверь незнакомому человеку или испытывают затруднения при пользовании электроприборами. Молодые люди с ТУО выполняют правила безопасности дома. Не знакомы сданными правилами 26% обследованных молодых людей этой группы. Немаловажной составляющей процесса успешной социальной адаптации умственно отсталого человека является умение связаться с нужным учреждением по телефону в экстремальной ситуации. Выявлено, что большинство УУО молодых людей (86%) умеют пользоваться телефоном, 10% могут воспользоваться им только в экстренных случаях, 4% не умеют пользоваться им вообще. Напротив, среди обследованных лиц с ТУО лишь 4% способны уверенно пользоваться телефоном (в 20 раз реже, чем молодые люди с УУО), 53% из них могут делать это только в случаях вынужденной необходимости, а для 43% людей этой группы пользование телефоном недоступно. Подобные низкие результаты в группе лиц с ТУО выглядят естественно, поскольку многие из молодых людей этой группы являются «безречевыми», следовательно, общение по телефону для них не представляется возможным.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.23 (0.01 с.) |