Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Помимо перечисленных моделей поддерживаемого проживания особый интерес вызывает опыт социально-трудовой реабилитации и адаптации детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната для детёй-ин-валидов. Рассмотрим особенности работы центра реабилитации при детском доме-интернате № 1 г. Петродворца. Целью деятельности центра является стремление наиболее полно помочь через призму коррекционной работы адаптации и интеграции воспитанников в обычную рабочую и социальную среду здоровых людей, а также создать возможность для самореализации, максимального использования своих возможностей и получения удовлетворения от сделанного, способствовать ощущению своей полезности, созданию чувства радости жизни. Концепция развития центра предполагает использование как старых, традиционных, так и современных форм обучения и воспитания для успешного решения задач реабилитации, обеспечения целенаправленного процесса интеграции воспитанников в общество. Цель и содержание воспитания — помочь детям стать максимально самостоятельными. Планы, программы воспитания (образования) направлены на достижение наиболее выраженной степени независимости детей, так как при этом условии они будут полнее включены в нормальную жизнь. Педагог должен сформировать поведенческие навыки, создать положительную атмосферу, дать детям возможность через соприкосновение с природой, музыкой, фольклором ощутить собственную принадлежность к миру, к обществу, найти пути становления личности больного ребенка, во благо используя законы природы. Вся работа центра направлена на изучение индивидуальных психофизических особенностей ребенка и развитие его потенциальных возможностей, а также учета особенностей каждого класса (группы) для прогноза реабилитации и профессиональной подготовки воспитанников. Основные положения педагогической работы в центре: 1. Все дети обучаемы, все способны к воспитанию и развитию. 2. Процесс обучения является двусторонним процессом, поэтому необходимо учитывать взаимосвязь и отдачу (обратную связь). 3. На основе сохранных психических функций и положительных качеств строить процесс формирования личности ребенка, нейтрализуя то, что мешает в нем самом и вокруг него, а также учитывать и признавать его индивидуальные потребности и особенности, развивать личность, ее положительные качества. 4. Создавать эмоционально положительное отношение к ребенку, оптимистичное, но и реалистичное отношение ко всем воспитанникам. 5. Формировать правильное представление о жизни. Дать детям знания о мире, хотя бы в элементарной форме, о его культурном наследии. 6. Развивать навыки общения, понимания отношений между детьми и взрослыми, между самими детьми, что необходимо для установления общего доброжелательного климата. 7. Создавать социальные контакты, исключать беспомощность в решении ряда обычных жизненных ситуаций. Участие педагога в коррекции общего развития ребенка является неизбежным и тем более интенсивным, чем больше выражен дефект ребенка. Следует учитывать, что среда обитания детей с нарушением интеллекта бывает в определенном смысле часто патологической и не дает ребенку достаточно импульсов для его удовлетворительного развития. Постоянное стремление создавать педагогически целесообразные отношения с умственно отсталым ребенком является основным и мотивирующим аспектом деятельности центра. Без этих контактов «интимного сближения» работа бывает, как правило, безуспешной. В процессе специального обучения ребенок получает не только систему знаний и трудовых умений, но они становятся для него средством создания позитивного отношения к самому себе и проверкой его физических и психических возможностей. Следует создавать у детей правильное представление о жизни, о себе и своих возможностях, учить устанавливать социальные контакты. В работе центра важен учет не только состояния среды, взаимоотношения субъектов и объектов коррекционного процесса, климат всего коллектива на всех его ступенях, но и государственная и местная политика по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, их дальнейшей судьбы, трудоустройства, а также отношение общественности к таким учреждениям. Содержание учебно-воспитательной работы в центре Содержание всей учебно-воспитательной работы направлено на то, чтобы помочь ребенку как можно успешнее социализироваться в пределах, данных характером дефекта, приспособив его тем самым к широкому участию в труде. Речь идет, в сущности, о преодолении недостатков развития ребенка путем всего учебного процесса, то есть о творческом освоении природных, социальных реальностей и вытекающих из этого действий педагога. Применение адекватных программ и методов обучения детей с тяжелым нарушением интеллекта в соответствии с их возможностями и целью воспитания, заключенной в максимальной психолого-педагогической реабилитации, социальной трудовой адаптации и интеграции в общество, — важнейшее условие для развития их познавательной деятельности. Необходимо применять такое коррекционно-развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность использования их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности каждого возрастного периода. Поскольку обучение и воспитание этих детей должно способствовать выявлению их потенциальных возможностей с целью подготовки к доступным для них видам труда, то содержание учебного процесса базируется на конкретных видах практических занятий, способствующих социальной адаптации, а именно: предметно-практическая деятельность, ручной труд, творческий труд, предметные уроки и экскурсии, занятия бытовым трудом и трудом в производственных мастерских, сельскохозяйственным трудом. Кроме того, важным является то, что психокоррекционные программы для умеренно и тяжело умственно отсталых детей должны отвечать задачам их комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации, то есть наиболее эффективно развивать у них речь, мышление, двигательную сферу, эмоционально-личностные качества. При этом такие основные виды учебных занятий, как обучение детей чтению, письму, счету, не должны иметь ведущего места в общей системе образования умственно отсталых детей, поскольку, как показывает отечественный и зарубежный опыт специальной педагогики, даже научившись читать и писать, эти дети не могут самостоятельно использовать данные навыки и умения в своей практической деятельности. Главной задачей на разных этапах обучения умственно отсталых детей является не достижение определенного уровня образованности, как для нормально развивающихся детей, а достижение максимально возможной реабилитации и адаптации к практической жизни в окружающей социальной среде. При создании концепции организации центра социально-трудовой реабилитации и адаптации детей-инвалидов с тяжелым нарушением интеллекта на базе детского дома-интерната № 1 г. Петродворца был использован многолетний опыт и разработки новых форм и методов обучения и воспитания этой категории детей, которые уже более 25 лет совершенствуются и развиваются в практической деятельности и привели к созданию комплексной реабилитационной программы. Программа включает несколько разделов: умственное, эстетическое, физическое, трудовое и эмоционально-личностное воспитание. Во всех авторских программах материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации. Поскольку глубоко умственно отсталые дети имеют разные возможности к обучению и сроки их обучения варьируют в зависимости от степени нарушения интеллекта, в программах не указаны классы, для которых они предназначены, а указан лишь год обучения. Это сделано специально для того, чтобы каждый педагог мог творчески интерпретировать программы для конкретных детей конкретного класса или группы. Структура центра Структура центра представлена двумя подразделениями: 1. Специальная (коррекционная) школа-интернате индивидуальным обучением и ранней профориентацией (многовариантные образовательные и коррекционные программы). 2. Реабилитационный центр социальной и профессионально-трудовой подготовки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.012 с.) |