Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью

Поиск

Многие считают, что поскольку сознание умственно отсталых развито только до детского уровня, то во всех отношениях к ним нужно относиться как к де­тям, их необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола так же, как младенцев. Семья или обслуживающий персонал детского дома прилага­ют все усилия, чтобы ограничить любые формы сексуального интереса этих людей, особенно, если они проживают совместными группами. Во многих слу­чаях это ведет к конфликту с реальностью, потому что, хотя психическое раз-

витие человека и осталось на уровне ребенка, физически он или она — старше. Вопросы пола нельзя игнорировать, и это должны знать все, кто находится рядом с человеком с отклонениями в умственном развитии. По мере взросле­ния человека, даже умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызы­вая разнообразные физиологические изменения. Умственно отсталым необ­ходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у них сексуальных чувств.

Недостаточное половое воспитание умственно отсталых приводит к тому, что часть из них, покинув стены интерната в возрасте после 18 лет, сталкива­ются с проблемами. Описаны факты, указывающие, что накопление нежела­тельного опыта, образцы жестокости, охват гомосексуальностью, мужская про­ституция — не редкость у умственно отсталых подростков мужского пола. Умственно отсталые девочки-подростки — это часто предмет промискуитоз-ного полового поведения, особенно после перевода из детского интерната. Исследования показали, что девочки с низким уровнем интеллектуального раз­вития не понимают, что может с ними случиться при сексуальных домогатель­ствах, некоторые никогда не усваивают этого из-за ригидной морали и соци­альности. При отсутствии полового воспитания они не способны правильно вести себя, не понимают последствий своих поступков. Эти девочки часто яв­ляются жертвами, у них выше уровень инфекций и беременностей по сравне­нию с нормой.

Эджерлин, Крингер и Фишер считают, что половое воспитание обязательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все то же самое, что и нормально развиваю­щемуся, хотя и на 6 лет позднее и попроще — с повторениями и без отвлечен­ных рассуждений. Желательно как можно раньше привлекать внимание ре­бенка к различию полов. Необходима система гигиенических знаний и навыков.

Половое воспитание умственно отсталых проводится во многих странах, но перенос какой-либо системы воспитания недопустим, обязательно должен учи­тываться культуральныи аспект. Создание программ полового воспитания для умственно отсталых невозможно без тщательного изучения аналогичных про­грамм за рубежом, определения объема необходимого для изучения материала и форм обучения (С. В. Андреева, 2004).

По данным западных ученых, примерно 10% умственно отсталых могут иметь полноценный сексуальный контакт; 1% из них могут иметь постоянно­го сожителя. В основном умственно отсталые имеют намного меньше инфор­мации о фактах жизни, связанных с полом, чем здоровые люди, хотя они вла­деют определенными представлениями о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поцелуи, петтинг).

Интересен чешский опыт организации занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом формирования полового са­мосознания и стереотипа полоролевого поведения, то есть на 4—5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8-10 лет. Занятия проводятся в небольших группах (по 8 человек, а лучше по 3) по 20 минут. Обязательно учитывается небольшая раз­ница в возрасте. Начало любого обучения предполагает выяснение того, что Дети уже умеют, знают.

Задача занятий — помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия. Занятия должны быть конкретными с использованием простых доступных для понимания примеров, обязательны повторения. Таким образом, тематическое занятие может повторяться 1—3 месяца, варьировать­ся. Тематика этих занятий представлена ниже.

1. Рисунок фигуры (можно начать «обрисовку» на листе бумаги, прикреп­ленном к доске, на стене, на земле и т. д.).

2. Лепка фигуры из пластилина, теста.

3. Особенности одежды, прически (одежду можно вырезать из бумаги и прикреплять к фигуркам — что кому носить).

4. Половые органы (они есть и их надо прикрывать).

5. Гигиенические навыки.

Интересен опыт индийских педагогов, предлагающих девушкам-подрост­кам в рамках программы по самообслуживанию первичные знания в области пола. Они ставят в процессе учебно-воспитательной работы следующие задачи:

1) установление различий между маленькими мальчиками и девочками;

2) установление различий между девочкой и девушкой;

3) установление различий между девушкой и женщиной.

В Германии в центре проживания и обучения глубоко умственно отсталых детей и подростков в Штеттене разработана программа, направленная на фор­мирование личности умственно отсталых подростков и взрослых. Тема про­граммы — «познай собственное тело, защити его от излишеств, заботься о со­хранении своего здоровья».

Важнейшими аспектами программы являются:

□ тело, его органы, особенности половых органов и их функционирование;

□ анатомически и функционально обусловленные различия полов (как я замечаю, что мне нравится? Как я защищаю себя оттого, чего не хочу);

D приемы поддержания своего тела в здоровой форме.

Началу занятий предшествует беседа с выяснением потребностей и возмож­ностей умственно отсталых. На пиктограммы вынесены основные условия за­нятий; слушать друг друга, задавать вопросы, можно смеяться (высмеивать зап­рещено), разрешено не принимать участие в работе, разбалтывать.

Доступно, интересно строится система занятий по половому воспитанию в Финляндии (центр Паймио) для умственно отсталых, завершивших школьное обучение юношей и девушек. Программу занятий на неделю подростки пла­нируют под руководством педагога в понедельник. Один из дней недели — на­пример, вторник — посвящен темам, касающимся вопросов пола (отношения между юношами и девушками). Очень много иллюстративного материала для каждой темы занятий. Например, «Гигиена девушки», «Отношения молодых» и т. п. Книги есть у каждого, в них много заданий типа «Нарисуй», «Закрась». Все иллюстрации выполнены в черно-белом варианте, они крупные, без лиш­них отвлекающих деталей. Надписи простые, крупными буквами. Такие заня­тия информативны, доступны для умственно отсталых.

Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых подростков может включать примерную тематику на 1-м этапе:

1. Идентификация себя: «Какого я пола» (по внешним признакам, изоб­ражение фигуры, прически, одежды).

2. Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похожи, чем от­личаемся».

3. Правила гигиены (с практическими упражнениями для мальчиков и де­вочек).

4. Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообразно исполь­зовать набор кукол разного пола и возраста.

5. Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрослыми).

На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 20—30 минут, с повтором темы.

Итак, проблема полового воспитания умственно отсталых детей должна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье. Начинать его нужно в возрасте 8—10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального разви­тия, в доступной конкретной, без дополнительных подробностей, форме с мно­гократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т. д.) для возможно более полного усвоения. Должны учитывать­ся индивидуальные особенности развития личности, возможности успешной адаптации и усвоения круга сложных как по форме, так и по содержанию норм полового поведения взрослых.

Взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Глава 6

В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта у родителей меня­ется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку — не такому, как все, к другим людям и к жизни вообще.

Поэтому важно исследовать не только детей с умственной отсталостью, но и их семьи, нуждающиеся в комплексной социальной помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и ин­теграцию в общество детей с интеллектуальным недоразвитием.

Семья ребенка-инвалида, как конкретная категория, подлежащая комплек­сной социальной защите, исследована крайне недостаточно. В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагоги­ческой помощи семьям детей с ограниченными возможностями развития.

Между тем связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в разви­тии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отноше­ний. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важней­ших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии является во сто крат более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие осо­бого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Для того чтобы выявить особенности взаимоотношений в семьях, имею­щих детей с нарушением интеллекта, необходимо рассмотреть современные представления о стилях и типах семейного воспитания вообще, и в семьях де­тей-инвалидов в частности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.013 с.)