ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями



В плане изучения социальной интеграции лиц с нарушением интеллекта, ее эффективности, большое значение имеет не только адаптация умственно отсталых к условиям окружающего социума, но и учет отношения самого об­щества к включению в его жизнь инвалидов с психическими отклонениями. Для исследования этой проблемы нами были проанализированы результаты анкеты № 2 (Приложение 1.15).

Сравнительный анализ результатов анкетирования педагогов, родителей и обывателей позволил установить ряд интересных фактов.

Рассмотрим последовательно анализ ответов на каждый из вопросов анкеты 2.

По полученным результатам исследования (рис. 55) видно, что подавляющее большинство людей из обследованных групп населения относятся к указанной категории инвалидов положительно. Среди обывателей 35% равнодушно отно­сятся к таким людям, и только 10% — отрицательно. Даже среди педагогов име­ется 10% равнодушных и один — отрицательно относящийся к таким умственно отсталым людям. Вероятно, это люди, работающие не по призванию.

Большинство людей отмечают у инвалидов с психическими нарушениями среди положительных качеств — доброжелательность (рис. 56), среди отрица­тельных — недоверие к окружающим и недостаток инициативы как следствие чрезмерной опеки родителей. Некоторые педагоги, родители, а также обыва­тели уверены в том, что умственно отсталые обладают терпением и работоспо­собностью. Никто из педагогов не отметил у них такое качество, как упорство в достижении цели, а среди отрицательных — завистливость. Часть обывате­лей (20%) не знают никаких положительных черт у умственно отсталых и счи­тают их агрессивными.

В ответе на четвертый вопрос второй анкеты: «Как вы отнеслись бы к тому, если инвалид с психическими нарушениями оказался...» (рис. 58), видно, что педагоги, находясь с ними в тесном контакте в течение длительного времени, делятся на две группы: с положительным отношением к близкому контакту вне работы и с отрицательным отношением. По-видимому, по причине знания по­ложительных и отрицательных черт личности инвалидов с психическими нару-

шениями, учителя не хотят видеть умственно отсталых людей своими соседями по квартире (75%), коллегами (55%) и подчиненными (45%). 45% педагогов не имеют ничего против того, чтобы их дети обучались вместе с умственно отста­лыми детьми, то есть не возражают против педагогической интеграции (рис. 58).

От 70 до 80% родителей, знающих положительные и отрицательные черты личности инвалидов с психическими нарушениями, относятся положительно к любым вариантам сосуществования с ними. По поводу проживания в одной квартире мнения родителей разделились: 50% опрошенных согласны с этим и 50% — не хотели бы проживать с умственно отсталыми людьми в одной квар­тире (рис. 59).

По сравнению с ответами на этот вопрос родителей, имеющих в основном положительный характер, ответы обывателей носили преимущественно отри­цательный или равнодушный оттенок.

По-видимому, общество пока не готово к близкому соседству с инвалидами с психическими нарушениями (рис. 60).

Из ответов на этот вопрос следует, что возможность близкого «соседства» с умственно отсталыми людьми воспринимается всеми категориями очень индиви­дуально. Но все-таки значительное число людей не видит в этом ничего негатив­ного. Самое большое отрицательное отношение вызывает соседство по квартире.

Интересно отметить еще один положительный момент: 10% родителей, 30% учителей и 45% обывателей отрицательно относятся к интегрированному обу­чению с умственно отсталым ребенком, хотя на прямой вопрос (в какой школе лучше всего было учиться детям-инвалидам с психическими нарушениями), ответы имели несколько иной характер (рис. 61).

Доминирующее мнение (80%) у педагогов и родителей заключается в том, что такие дети должны посещать специальные школы или школы индивиду­ального обучения. Ответ же «на дому» не пользуется популярностью, особенно у родителей, так как это ведет к изоляции умственно отсталого человека от об­щества. В ответ на предыдущий вопрос 25% обывателей дали положительный ответ по поводу того, чтобы умственно отсталый ребенок учился с их ребен-

ком, что коррелирует с их ответом и на этот вопрос анкеты (25% обывателей считают, что детям-инвалидам лучше учиться в специальном классе массовой школы, то есть не возражают против интегрированного обучения).

Ответы на последующие вопросы анкеты показали, что большинство рес­пондентов уверены в наличии каких-либо дарований у умственно отсталых людей. Учителя и родители с большим уважением относятся к детям с наруше­нием интеллекта, занимающимся художественным творчеством.

Ведение домашнего хозяйства и умение обслужить себя — это важные на­выки для любого человека, но далеко не каждый обычный человек обладает ими, поэтому наличие таких навыков у умственно отсталых людей вызывает положительную реакцию у большинства опрошенных. Многих респондентов не пугает предложение принять участие в концерте вместе с инвалидами с пси­хическими нарушениями, за исключением 30% родителей, которые бы отка­зались. По их словам, это связано с тем, что они стесняются афишировать свое положение как родителей умственно отсталого ребенка. Они пока еще замк­нуты на своих проблемах в связи со своим горем.

Исследование показало, что понимание ограниченных возможностей лю­дей с психическими нарушениями есть у всех категорий опрошенных. Поэто­му вполне закономерно, по мнению обычных людей, наличие льгот для таких инвалидов при приеме их на работу, в транспорте, а также для их родителей. По поводу необходимости пенсий по инвалидности мнение практически еди­нодушное: она нужна, и, безусловно, должна быть большей.

Почти все опрошенные педагоги, родители и обыватели считают, что госу­дарственная программа по трудоустройству инвалидов с психическими нару­шениями крайне необходима.

Резюмируя результаты сравнительного анализа, можно заключить, что при довольно слабой информированности населения о проблемах умственно от­сталых людей, в связи с редкими публикациями в средствах массовой инфор­мации, обыватели мало знакомы с проблемами, возможностями, законами, защищающими права инвалидов. Напротив, учителя и родители умственно отсталых детей довольно хорошо знают проблемы инвалидов.

Все опрошенные лица, в общем, хорошо относятся к умственно отсталым людям, однако большинство из них не хотело бы жить и работать рядом с этой категорией инвалидов. Тем не менее, все категории граждан считают необ­ходимой организацию помощи инвалидам для успешной интеграции их в общество.

Как мы уже говорили в начале этой главы, расширение информированнос­ти населения, появление и признание новых общественных организаций, за­щищающих права инвалидов, создание новых интересных программ, укреп­ление законодательной базы по вопросам о защите прав инвалидов позволяет заключить, что ведется активный поиск путей решения проблем инвалидов и, что самое главное, наше общество развивается в отношении интеграции ум­ственно отсталых людей, к включению их в жизнь этого общества.

Комплексный подход к данному вопросу позволит дать этим людям шанс выхода из сегрегации, открыть для них возможность пользоваться всеми бла­гами, быть полноправными членами этого общества и приносить ему пользу.

Поддерживаемое проживание

как система комплексного

сопровождения лиц

с ограниченными умственными

возможностями

Глава 9

Известно, что часть инвалидов может научиться равноправным отношени­ям со здоровыми людьми, взаимодействуя на конструктивных партнерских позициях; адаптироваться в обществе, достичь достаточно высокого уровня жизнедеятельности. По потенциалу интеллектуального развития, возможнос­тям социализации инвалидов можно разделить на две группы.

Первая группа — это люди, имеющие ограничения здоровья, не влияющие на их умственные способности. Инвалиды этой группы обладают необходи­мым уровнем познавательных возможностей для жизни, обучения и профес­сиональной деятельности наравне со здоровыми людьми. Эта категория инва­лидов не нуждается в излишней опеке, так как она может сформировать чувство неполноценности, вызвать внутренние психологические конфликты, замед­лить адаптивные механизмы. Эта группа инвалидов нуждается в специальных условиях для обучения, воспитания и развития, которые бы компенсировали неудобства, испытываемые инвалидами с ограничением жизнедеятельности.

Вторая группа — это люди, ограничения здоровья которых влияют на раз­витие их интеллектуальной сферы, что значительно затрудняет все области их жизнедеятельности и влияет на процесс социальной адаптации, на процесс «вхождения» в мир сложных социальных отношений. Цивилизованное обще­ство должно организовать процесс обучения, воспитания и развития таких людей, создать комфортные условия их существования, развивая их восприя­тие мира, не нарушая их покоя и гармонии. Эта группа инвалидов требует по­стоянного сопровождения и поддержки, систематической работы специалис­тов по их социальной адаптации.

Эта группа инвалидов неоднородна; ограничения в жизнедеятельности про­являются в разной степени и по-разному влияют на их существование. Ребе­нок-инвалид может попасть в разные социально-средовые условия: от одних

семья сразу же отказывается, другие с младенчества воспитываются в кровной семье. Их жизненные маршруты разные, к подростковому возрасту они при­ходят с разным уровнем адаптированности, готовности к самостоятельной жизни.

Пока еще редки случаи, когда инвалида от рождения, да еще и с комплекс­ными нарушениями усыновляют или берут в приемную семью. Если это и слу­чается, то ребенок уезжает в семью зарубежных усыновителей, где получает лечение, обучение, развитие и комфортные условия реабилитации. Большин­ство детей-отказников после долгих месяцев, а иногда и года-двух помещается в дом ребенка, где до недавнего времени еще не было даже должности воспи­тателя. Чаще всего дети-домов ребенка — дети соматически ослабленные, а поэтому основное внимание уделяется их выхаживанию. Развитием ребенка, формированием у него социально значимых умений персонал практически не занимается. Хорошо, если в этом периоде ребенка научат справлять свои физиологические нужды и принимать пищу. Дальше этот ребенок попадает в дошкольный или дошкольно-школьный детский дом, где с ним начинается си­стематическая коррекционно-развиваюшая работа, привитие навыков само­обслуживания, общения в игровой среде.

Работа по формированию социально значимых и трудовых умений и зна­ний продолжается в специальной (коррекционной) школе (чаще всего VIII вида), которую посещают дети, или в специальном (коррекционном) ин­тернате. Однако, окончив школу, пройдя курс обучения в условиях интерната, большинство детей не готово к независимой жизни, к проживанию вне стен интерната (детского дома) не только в силу своего психофизического разви­тия, но и по причине отсутствия опыта воспитания и проживания в семье.

Если дети-инвалиды начинают свою жизнь в семье, то в ней возникают про­блемы по поводу ухода за ребенком, его развития и воспитания. В семьях часто назревают конфликты в связи с ухудшением финансового положения семьи, так как мать прекращает работу, чтобы заниматься уходом за ребенком и его воспитанием. Не все семьи справляются с напряженной (стрессовой) ситуа­цией в семье — часто семья распадается. Мать остается один на один с ребен­ком-инвалидом без необходимого финансового обеспечения и с тревожными вопросами «Что делать?», «Кто виноват?», в решении которых ей никто не мо­жет помочь.

Эти дети приходят к этапу «взросления» также неподготовленными к неза­висимой жизнедеятельности и в силу особенностей своего психофизического развития, и по причине серьезных затруднений социальной адаптации.

Социализация молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием навыков межличностного об­щения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в та­ком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, склонностью к социальному иждивенчеству... В жизни эти молодые люди не имеют широких контактов со сверстниками. Если они содержатся в интернатных учреждениях, то окружены людьми со сходными социально-пси­хологическими и коммуникативными проблемами. Большинство инвалидов с умственной отсталостью и другими тяжелыми нарушениями не обучались в

школах и не получили никакого профессионального обучения. Их навыки об­щения, социальные и учебные навыки весьма ограничены. Основная часть из них живет в изоляции от общества — дома или в интернатных учреждениях. У них нет возможности для независимого проживания и работы.

Родители умственно отсталых молодых людей имеют весьма скудные зна­ния о современных методах коррекции и развития коммуникации своих детей. Большинство родителей чувствуют себя угнетенными и подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их больных детей неразрешимы. Только небольшая часть родителей находит облегчение, поде­лившись с кем-нибудь своими трудностями. Многие из-за болезни своего ре­бенка являются одинокими и изолированными. Многие родители скрывают наличие болезни у своего ребенка или хотят, чтобы об этом знали лишь отдель­ные лица.

Качество своей жизни большинство родителей характеризуют как очень плохое и плохое. Большинство родителей живут в постоянном беспокойстве о судьбе их взрослых детей, особенно тогда, когда они останутся без родителей. Как подготовить ребенка, подростка, молодого человека к независимому про­живанию, кто и как сможет «поддерживать» его?

«Поддержка» в словаре Ожегова трактуется как помощь, содействие. «Про­живание» Ожегов раскрывает как: жить, проживать где-нибудь; провести не­которое время, живя каким-либо образом или где-нибудь.

Следовательно, поддерживаемое проживание — это жизнь индивида при со­действии, помощи (постоянно или некоторое время каким-либо образом или где-нибудь).

В последние годы в педагогическую литературу введено еще одно понятие сопровождение. Использование этого термина продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Близкими понятиями «сопровождению» являются «обеспечение», «помощь», «поддержка».

Термин «поддерживаемое проживание» может рассматриваться в несколь­ких аспектах:

□ как процесс поддержки и сопровождения инвалидов и их семей в жизни;

□ как процесс подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизнедея­тельности;

□ как процесс поддержки и сопровождения молодых инвалидов в период их взросления и дальнейшей самостоятельной жизни.

Каждый из этих аспектов поддерживаемого проживания имеет свои осо­бенности, но все они направлены на реализацию социальной защиты инвали­дов, улучшение качества их жизни, создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Гарантированная государством социальная защита инвалидов осуществляет­ся различными социально-реабилитационными службами, основной задачей ко­торых является поддержка инвалидов и их семей. Подготовка самого общества для обеспечения принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна включать формирование соответствующих правовых основ государства,

регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирование по­ложительного отношения здоровых членов общества к таким детям, приспособ­ление для них среды обитания и поддерживаемого проживания.

Одним из путей улучшения качества жизни ребенка с нарушениями разви­тия является повышение уровня его социальной адаптации: приспособленно­сти к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценнос­тей, норм и стилей поведения, принятых в обществе, что возможно при достаточном уровне знаний об этом обществе и сформированности умений до­стойного существования в нем.

«Поддерживаемое проживание» — это один из путей улучшения качества жизни молодых инвалидов, помогающий им занять достойное место в среде здоровых людей.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.014 с.)