Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие предметных действий

Поиск

Предметная деятельность — это действия с пред­метами согласно их назначению. Благодаря взрос­лому ребенок усваивает постоянное назначение предметов, которое не меняется в зависимости от ситуации. Это не означает, что ребенок будет ис­пользовать предметы только по назначению, но важ­но, что он это осознает.

Связь действия с предметом проходит три фа­зы развития: выполнение любых знакомых дейс­твий с предметом; употребление предмета только по прямому назначению; свободное использование предмета, но на другом уровне.

Предметная деятельность развивается постепенно — во-первых, с возрастом ребенка; это зависит от умственного и физического развития малыша. Во-вторых, на развитие предметной деятельности влия­ют так называемые социальные факторы, то есть условия жизни и воспитания ребенка.

Предметная деятельность является ведущей для развития ребенка раннего возраста. Ее развитие определяет и развитие всех сторон психики и де­ятельности ребенка.

Трудности и возможности в развитии предмет­ных действий в раннем возрасте27

• Волевой регуляции своего поведения у малы­шей еще нет: они не могут сознательно подчинить­ся требованиям взрослых и способны выполнить и освоить только то, что привлекло их внимание. Следовательно, нужно делать так, чтобы

_______________________________

27 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям.

 

нужное и полезное для ребенка действие стало интерес­ным и привлекательным для него, чтобы он сам захотел его освоить.

• Скорость научения предметному действию и способы его освоения у всех детей различны. По­этому в раннем детстве крайне непродуктивными являются любые групповые формы обучения пред­метным действиям. В период между первым и вто­рым годами жизни дети осваивают образцы пред­метного действия только в индивидуальном, лично им адресованном и к их нуждам приспособлен­ном общении со взрослым.

• Без смысловых ориентиров (для чего это нуж­но) или нечетко заданных связей предметного дей­ствия с реальными потребностями ребенка разви­тие предметных действий легко сводится к совер­шенствованию моторного навыка, не приводящего к формированию собственно предметного действия в его психологическом смысле.

• Может случиться так, что в ходе подража­ния ребенок усвоит действие либо неправильно, ли­бо частично. Например, известны случаи, когда, не успев еще толком понять смысл действия, малыш вырывает предмет из рук старших и начинает ак­тивно действовать с ним сначала подобно тому, как это делал взрослый, а потом все более нети­пичным для данного предмета образом. Это связа­но с тем, что многие действия требуют не просто подобия тому, как это делает взрослый, а точности совершения действий, особого порядка их испол­нения, учета последовательности операций и т. д. По простому подражанию усвоить такие действия сложно, необходимы иные способы научения. Под­ражание не позволяет усвоить смысл действия, оно лишь задает внешнюю схему действия и в этом смысле является достаточно ограниченным по воз­можностям обучения. Чтобы подражание от чисто внешнего перешло к более или менее осмыслен­ному, его необходимо сочетать с пояснениями, тог­да ребенок будет совершать действия не прибли­зительно, а точно так, как ему показывают, строго определенным образом, с учетом цели, ради кото­рой совершается действие.

• В поведении детей до полутора лет сущест­вует одна специфическая черта — игнорирование образца взрослого. Взрослый может счесть образец непосильным, неинтересным и перестать представ­лять его ребенку, а малыш неожиданно воспроизве­дет этот образец много дней спустя в совершенно иной ситуации, безо всякой стимуляции со сторо­ны взрослого. Следует помнить о таком феномене, как отсроченная имитация, и, даже если малыш не «берет» образец действия сразу, не отказывайтесь от последующих попыток ввести это действие, ес­ли вы уверены, что нет активного противодействия вашему показу.

• Тесно сотрудничая в предметной сфере с ре­бенком раннего возраста, не забывайте оставлять ему небольшое жизненное пространство, где он мог бы сам поэкспериментировать с предметами, поду­мать, вообразить что-то свое и осуществить свой план. Это очень важно для малыша. Нельзя запол­нять собой все его жизненное пространство, нуж­но дать ему время и место для собственных проб и ошибок.

 

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С КУКЛОЙ28

Эти игры способствуют формированию практичес­ких умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, физкультуре, побуждают принимать посильное участие в труде.

 

СТРОИМ КУКЛЕ КОМНАТУ

Цель: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле, выучить названия предметов мебели, расши­рить представления, связанные с устройством ком­наты для куклы.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.

Ход игры: На столе перед ребенком стоит ме­бель для куклы Кати: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Катя, — рассказывает взрослый, — купи­ла новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, где что расставить в комна­те». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ме­бель, затем расставляет ее.

«Посмотреть» на Катину мебель приходит собач­ка. Ребенок рассказывает ей, какую мебель купила кукла. Взрослый побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Собачка пытается «запомнить» названия пред­метов мебели, но «путает» стул с креслом, диван с кроватью. Взрослый предлагает поиграть в игру «Чего не стало?», чтобы помочь собачке «запом­нить» новые слова.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет ка­кой-либо предмет мебели. Ребенок угадывает, како­го предмета мебели не стало.

Игра повторяется 3-4 раза.

ОДЕНЕМ КУКЛУ ПОСЛЕ СНА

Цель: научить воспроизводить 3-5 последова­тельных действий: одевать куклу, приводить в по­рядок постель, использовать предметы по назначе­нию. Способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры. Упражнять детей в упо­треблении предлогов (в, на, под).

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, игрушечная мебель, кукольная одежда, посуда, тазик, кувшинчик.

Ход игры: Взрослый говорит ребенку, что кук­ла Машенька проснулась и сказала: «С добрым утром!» Он сначала показывает, как одеть куклу, затем ребенок пытается сделать это сам. Куклу причесывают, усаживают за стол, ребенок приводит в порядок ее постель. Затем куклу поят чаем, а она, позавтракав, благодарит ребенка.

КУКЛА ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ

Цель: привить ребенку положительное отноше­ние к умыванию, физкультуре, ознакомить с после­довательностью действий.

Форма проведения: индивидуальная.

_____________________

28 Все игры данного раздела рассчитаны на возраст детей до трех лет. Источник: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Гала­нова. — Ярославль: «Академия развития», 1998.

Материал: кукла в кроватке, принадлежности для умывания.

Ход игры: Взрослый обращается к ребенку: — Утром встало солнышко, поднялось высо­ко-высоко. Петушок пришел будить куклу Машу: «Ку-ка-ре-ку! Вставай,

Маша, одевайся, зарядку пора делать!» Кукла услышала петушка, быстро встала и начала делать зарядку.

Взрослый водит куклу, показывая движения и приговаривая:

— Топ-топ, влево! Топ-топ, вправо!
Разводит кукле руки в стороны:

— Раз-два, раз-два, иди смело, иди на но­сочках!

Наклоняет ее вперед, выпрямляет:

— Встань! Ноги вместе, руки вниз. Сделай шаг в сторону. Раз-два!

Поднимает кукле руки вверх:

Выше руки, шире плечи.

Раз, два, три! Дыши ровней.

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней!

Взрослый спрашивает детей:

— Что сделала кукла после сна?

— Что нужно сделать после зарядки?

Взрослый предлагает помочь кукле убрать по­стель, одеться, умыться. Ребенок приносит кувшин­чик с водой, полотенце, мыло, расческу.

Взрослый спрашивает:

— Что это? Зачем кукле мыло, вода, поло­тенце?

Ребенок отвечает и помогает взрослому умывать куклу, вытирает ее полотенцем. После этого куклу расчесывают, усаживают за стол, на котором уже стоят кувшинчик с молоком, чашка, булка в хлеб­нице. Взрослый наливает молоко в чашку, дает ре­бенку булочку, и тот угощает куклу.

НАКОРМИМ КУКЛУ ОБЕДОМ

Цель; уточнить с детьми назначение посуды, на­учить называть и последовательно выполнять дей­ствия, закреплять желание заботиться о кукле.

Упражняться в употреблении слов: горячая, сладкая.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, стол, стул, кухонная и столо­вая посуда.

Ход игры: Взрослый говорит:

— Скоро кукла Маша возвращается с прогулки, она долго играла и проголодалась, давайте приго­товим ей кашу и компот.

Взрослый спрашивает ребенка:

— Какую посуду нужно взять? Зачем нужны кастрюля, тарелка, чашка?

Ребенок отвечает.

Вместе с ребенком взрослый готовит посуду (кас­трюля, нож, тарелки, хлебницу, чашку), потом нали­вает из ведерка воду в кастрюлю и ставит ее на плиту. Детям предлагается помыть фрукты, мелко «нарезать» их. Взрослый предупреждает, что вода уже кипит, и предлагает ребенку высыпать из та­релки фрукты в кастрюлю. Затем мешает ложкой и говорит:

— Теперь добавим сахар — будет вкусный, слад­кий компот. Попробуем на вкус, накроем кастрю­лю крышкой, пусть еще варится.

Обращаясь к ребенку, взрослый говорит:

Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел,

А теперь для куклы нашей

Мы наварим сладкой каши.

Отставляет кастрюлю с компотом в сторону и достает коробочку с крупой. Взрослый объясняет, что крупа называется рис, что рисовая каша очень вкусная и кукла Маша будет довольна. Взрослый пересыпает крупу в тарелку, подходит к ребенку и показывает ему зерна риса.

Взрослый привлекает ребенка к приготовлению каши, говоря:

— Вода уже закипела, надо помыть крупу. На­лей в маленькую кастрюльку воды и помой рис. Теперь насыплем крупу в кипящую воду и будем варить кашу.

Помешивая ложкой кашу, взрослый приговари­вает:

Да, да, да — каша будет хороша.

Варим кашу не спеша.

Взрослый говорит ребенку:

— Кукла Маша сделала зарядку, она умыта, при­чесана, в чистом платье и собирается навестить Мишку. Помоги ей положить в сумочку кувшин с медом и орешки.

Ребенок помогает кукле.

Развитие речи

В раннем возрасте у ребенка происходит ин­тенсивное развитие активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Среди причин запаздывания формирования говоре­ния у современных малышей психологи-практики отмечают прежде всего искажение, а также скуд­ность форм совместного общения и деятельности взрослого и ребенка. Это и чрезмерная активность взрослого, которая не оставляет места инициативе ребенка: взрослый буквально угадывает все желания ребенка, у которого, в свою очередь, и не возникает необходимости активного обращения к взрослому. Эта необходимость не возникает и в ситуации, ес­ли в отношениях с ребенком в семье на первом плане продолжает оставаться эмоциональное взаимо­действие (для выражения чувств не всегда нужны слова). Непременным условием речевого развития является включенность ребенка в общение с други­ми людьми. Недостаточная интенсивность речевого общения может объясняться занятостью, усталостью родителей, которые начинают приветствовать само­стоятельные занятия ребенка. Удобство родителей, их спокойствие иногда становится фактором, огра­ничивающим речевое развитие ребенка29.

Другой стороной является понимание речи взрос­лого. С развитием слушания и понимания сообще­ний, выходящих за пределы конкретной ситуации, речь становится средством познания действитель­ности. Педагогам и родителям нужно разумно сти­мулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. Непременным усло­вием развития активной речи малыша является сотрудничество взрослого и ребенка, например, в совместных играх.

__________________________

29 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?30

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать те­бе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь вниматель­ней!» Затем говорит:

Возьми мишку и посади в машину.

Возьми мишку из машины.

Посади в машину куклу.

Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и про­стые, а произносить их тихо, но очень четко.

СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ

Цель: формирование умения дослушивать зада­ние до конца, осмысливать его и выполнять соот­ветствующие действия. Различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спус­титься).

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, ма­шина.

Ход игры: Взрослый строит лесенку из куби­ков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие неболь­шие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и про­сят рассказать, как матрешка спускалась с лесен­ки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следу­ющие задания:

— попроси водичку умыть куклу в красном пла­тье (ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»);

— помоги матрешке подняться по лесенке (взрос­лый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху);

— куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай (ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули»);

— матрешку, которая стоит на лесенке, пока­тай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад»).

Можно придумать и другие задания. Если ре­бенок отвлекается и не дослушивает до конца за­дание, его повторяют еще раз.

СНЕГ

Цель: развитие у ребенка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги.

Форма проведения: индивидуальная.

______________________________________

30 Предлагаемые игры взяты из источника: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т. В. Галанова. — Ярославль: «Академия раз­вития», 1998.

Материал: белые платочки.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение А. Барто:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок!

Взрослый во время чтения делает круговые дви­жения кистями рук и кружится. Затем предлагает ребенку превратиться в снежинку: надевает ему на головку или дает в руки белый платочек.

Снова читает стихотворение, и ребенок повторя­ет за взрослым движения снежинки.

После чтения стихотворения взрослый прячет ре­бенка-снежинку (за шкаф, под стол или за дверь) и спрашивает: «Куда залетела белая снежинка?»

Ребенок отвечает: «За шкаф!» Вновь взрослый прячет снежинку и спрашивает, куда она залетела.

Ребенок каждый раз отвечает на вопрос, исполь­зуя соответствующие предлоги.

Стихотворение читается 3-4 раза, столько же «прячется снежинка».

ВО ДВОРЕ

Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: игрушечные петух, курица, кошка, со­бака, корова.

Ход игры: Взрослый выразительно читает сти­хотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто — там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, взрослый задает ребен­ку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Цель: развитие звукопроизношения, закрепле­ние правильного произношения звука «К», звук «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: большие и маленькие часы (настоя­щие или игрушечные).

Ход игры: Взрослый показывает ребенку на­стольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит: «Это часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов, ес­ли у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бы­вают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко), а маленькие часи­ки — тихо (произносит «Тик-так» тихо)». Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тика­нье больших и маленьких часов.

Далее взрослый говорит: «Большие часы, ког­да идут, тикают медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребен­ку вместе воспроизвести медленное тиканье боль­ших часов.

«Теперь послушай, как тикают маленькие часи­ки, — говорит взрослый и произносит «Тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспро­извести тиканье больших и маленьких часов, т. е. проговорить эти звукоподражания быстро и мед­ленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К» и «Т» (Ть).

СОБАЧКА ЛАЕТ

Цель: укрепление артикуляционного и голосово­го аппарата ребенка, уточнение и закрепление про­изношения звука «Ф». Обучение умению умеренно громко и очень громко произносить звукосочетания «Аф-аф!», «Фу-фу!», широко открывать рот при про­изнесении «Аф-аф!».

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: большая и маленькая игрушечные со­бачки, любой головной убор (шапка, берет), лягуш­ка или любое мелкое животное.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку малень­кую собачку и предлагает послушать, как она лает («аф-аф-аф!»). Он объясняет, что когда собака лает, она широко открывает пасть (повторяет «аф-аф-аф!», широко открывая рот). Ребенок вместе со взрослым, а затем один повторяет, как лает собачка.

Собачка «подходит» к шапке или берету и «пы­тается залезть» в него. Взрослый грозит собачке пальцем и строго говорит: «Фффу-ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается влезть в шапку», ребенок повторяет запрет «ффу!» вместе со взрос­лым и один (4-5 раз).

Взрослый убирает головной убор и показывает большую собаку, объясняя, что большая собака ла­ет громко («аф-аф!» произносится громче обычно­го), а маленькая не так громко.

Взрослый спрашивает, как лает большая собака и как маленькая, а ребенок отвечает. Взрослый доби­вается, чтобы ребенок правильно и четко произно­сил звукосочетания, умеренно громкие и громкие.

Взрослый говорит: «Смотри, наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание ребенка на сидя­щую лягушку (или котенка, цыпленка и т. д.) и просит сказать собакам, чтобы они не лаяли и не пугали лягушку. Ребенок повторяет за взрослым! «Фу-фу! Нельзя лаять!»

КАП - КАП - КАП

Цель: развитие голосового аппарата, выработ­ка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: картинка с изображением дождя.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку кар­тинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (Ребенок тихо повторяет: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Ребенок повторяет громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и перестал!»

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять

Мы проточим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звуко­подражание «кап-кап-кап».

ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ

Цель: развитие силы голоса, выработка умения произносить звукосочетание «Нно-нно» громко и тихо, закрепление правильного произношения зву­ков «Н» и «О».

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры: Взрослый сажает ребенка на лошад­ку-качалку и говорит:

«Маша едет на лошадке, нно-нно» (произносит тихим голосом). Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно».

«Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно, нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачива­ет ребенка на лошадке). Ребенок повторяет фразу вместе со взрослым, затем самостоятельно.

Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «Н» протяжно, а все звукосочетания громко и четко.

Общеразвивающие игры

Игра удовлетворяет многие потребности ребенка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследо­вать окружающий мир. В развитии ребенка ран­него возраста игра имеет огромное значение. Все игры ребенка в этом возрасте носят общеразвивающий характер.

Задачи и возможности общеразвивающих игр:

• приобретение сенсорного опыта. Дети могут плескаться водой, отрывать у цветков лепестки. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих фи­зических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

• развитие моторики.

• научение выплескиванию эмоций. Играя в так называемую игру-возню, ребенок учится сдер­живать свои чувства, контролировать импульсивные желания, что помогает ему избавиться от негатив­ных привычек, которые не приемлются группой.

• развитие навыков речи. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодией речи, объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Игра со сло­вами дает детям возможность поупражняться в грамматике, которой они в это время овладевают.

• разыгрывание ролей, имитация деятельности взрослых. Ознакомление с социальными отношени­ями, нормами, традициями.

• когнитивное развитие. Во время игры дети узнают о свойствах различных предметов, тех за­конах, которым они подчиняются. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для се­бя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний.

• развитие интеллектуальных способностей. Иг­рая, дети могут беспрепятственно эксперименти­ровать, при этом у них формируются сложные навыки.

• развитие способностей к символизации. Совер­шенствуя навык замещения одного объекта другим, дети становятся способными объединять множество символов в сложные последовательности.

• развитие мотивационной сферы. Отечествен­ные психологи усматривают в процессе детской иг­ры в раннем возрасте формирование двух важней­ших особенностей мотивационной сферы. Во-первых, во время игры у ребенка формируется соподчи­нение мотивов — подчинение ситуативных моти­вов более общим, высоким. Во-вторых, происходит формирование самих мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребенком взятых на се­бя обязанностей. Например, у ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сде­лать постройку, а в том, чтобы ее делать, то есть в содержании самого действия.

• развитие интереса к творческим видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение).

Рассмотрим возможности домашних общеразвивающих игр31.

1. Кубики. Двухлетний ребенок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков и строительных наборов. Задача взросло­го сводится к минимуму: начать постройку, «под­толкнуть» игру, так как ребенок этого возраста не обладает образным мышлением и не может само­стоятельно создать то, чего он себе не представляет, а вот продолжить начатое взрослым, пусть даже стереотипно, он вполне в состоянии. Обязательно нужно похвалить его постройки, даже если они кривобоки и некрасивы: гораздо важнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые ребенок использовал. Ведь в ходе этой игры он практически овладевает представле­нием о геометрических формах и размерах фигур, о соотношении разных по размеру, но одинаковых по форме фигур, развивается координация его дви­жений и тонкая моторика руки.

3. Мозаика. У ребенка двух-двух с половиной лет слабо развито образное мышление, поэтому он пока не может использовать мозаику по ее прямо­му назначению — для выкладывания узоров или картинок по образцу — и тем не менее он впол­не может играть с мозаикой.

__________________

31 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям.

Для начала ребенка нужно просто научить встав­лять «кнопки» мозаики в дырочки: это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он делает это в любом порядке, пока не надоест; это прекрас­ное упражнение для развития тонкой моторики.

Следующее задание может быть сложнее: рас­положить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется уже не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым).

Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже ес­ли ребенок еще не пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае — элементы мозаики); знание ребенком названия цвета не обязательно, хотя, без­условно, назвать его надо. Задача взрослого состоит в том, чтобы дать ребенку образец каждой линии, то есть начать ее двумя-тремя элементами мозаики одного цвета и предложить ему продолжить линию такими же «кнопочками». Выполнение этого зада­ния помогает развитию тонкой моторики, глазоме­ра, способности к элементарному анализу и синте­зу; попутно ребенок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начнет позже.

3. Найди ошибки. Эта игра напоминает известный рассказ К. Чуковского «Так и не так». Взрослый заранее рисует картинку (художественные достоин­ства картинки не имеют никакого значения), на ко­торой допущено несколько ошибок. Начинать сле­дует с одной достаточно грубой и заметной ошибки, а затем, по мере усложнения игры, довести коли­чество ошибок до 5-6. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Игра направлена на раз­витие внимания и наблюдательности.

4. Почини игрушку. Для этой игры нужно по­добрать простую игрушку, например машинку, и предоставить ребенку возможность в течение не­ скольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребенок ознакомится с особенностями и возмож­ностями данной игрушки. Затем незаметно, чтобы ребенок не видел, «испортите» игрушку (например, на колесо машинки можно надеть резинку, которая не даст ему крутиться). Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и нашёл ее причину.

Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать до трех, но каждая новая не­исправность добавляется после того, как ребенок научился находить предыдущую.

Игра направлена на развитие внимания, образно­го и логического мышления, требует определенной моторной ловкости.

5. Оденем кукол. Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая меж­ду собой однотипные предметы разного размера. Ребенку дают двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды и объясняют, что кук­лам холодно, они хотят одеться, но перепутали всю одежду. Малышу предлагается помочь куклам. Не беда, если сначала ребенок распределит вещи не­правильно. Следует обратить его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Ког­да каждой кукле достанутся ее вещи, ребенка на­до похвалить и подчеркнуть: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой. Большие туфли — большой кукле, а маленькие — малень­кой». Задание можно усложнить, предложив ребен­ку трех кукол разных размеров.

6. Найди такой же. Перед ребенком расклады­вают 4-6 однородных предметов, различающихся по цвету, величине, рисунку, и предлагают найти сре­ди них такой же, как тот, что находится в руках у взрослого. Чтобы ребенку было интереснее иг­рать, можно загадывать с ним предметы по оче­реди и делать при этом ошибки, которые ребенок, конечно же, заметит. Можно усложнить игру, уве­личивая количество предметов, различия между ко­торыми не так заметны.

Эта игра, требующая от ребенка умения выде­лять различные признаки предметов, способствует развитию внимания, логического мышления.

7. «Окошки». Из листа цветной бумаги нуж­но вырезать кусочки в форме различных простых геометрических фигур. Этот лист с вырезанными «окошками» наклеивается на белую бумагу. Ребе­нок должен разложить данные ему геометрические фигуры таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ре­бенка запоминать названия фигур, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак пред­мета, как форма, и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить формы «окош­ка» и той геометрической фигуры, которую он в это окошко вставляет.

8. Счетные палочки. Обычные школьные счет­ные палочки прекрасно подходят для игры с двух­летним ребенком. На ровной твердой поверхности взрослый начинает выкладывать из палочек ка­кую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая ребенку сделать то же самое из своей части палочек. Так, повторяя за взрослым каждый шаг, каждый элемент, ребенок выложит аналогичную фигуру. Так ребенок посте­пенно, по шагу овладевает действием по образцу, пока еще в самой элементарной форме. Кроме то­го, эта игра также требует от ребенка некоторой моторной ловкости и глазомера.

9. Магнитная азбука. Магнитная азбука может надолго занять маленького ребенка: он с удовольс­твием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности — стенке холодильника, стиральной машине, подносу и пр. Ни в коем случае не сле­дует заставлять ребенка запоминать буквы: — это занятие пока лишено для него всякого смысла.

Можно предложить ребенку выбрать буквы опре­деленного цвета, предварительно показав ему одну — две из них. Как и при игре с мозаикой, ребенок может не знать наименований цветов, но выделить цвет как признак предмета он вполне способен.

Можно предложить ребенку и более сложное задание — подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребен­ка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определен­ной формы. Выполнение этого задания способству­ет развитию памяти (ребенок должен помнить, как выглядит та буква, которую он ищет), внимания, учит ребенка сравнивать предметы по форме, вы­делять сходство и различие.

 

1.5.1. Игры-занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета32

Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами (зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т. д.) не приводят к восприятию формы.

Непонимание пропорций и формы предметов мо­жет задерживать развитие ребенка. Его руки дей­ствуют неловко, с трудом удерживают предметы, малыш часто роняет их. Когда ребенок научится определять форму и величину предметов как су­щественные признаки, он быстро овладеет действи­ями с этими предметами, научится рисовать, конс­труировать, лепить.

Игры, включенные в этот раздел, помогают ре­бенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет), знакомят с последователь­ностью размещения цветовых тонов в спектре.

Во время игры с настольными игрушками от ре­бенка требуется большая сосредоточенность и вни­мание при выполнении необходимых действий.

Надо стараться не отвлекать в это время малы­ша посторонними вопросами или громкими разго­ворами.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ

Цель: формирование понятий «большой», «ма­ленький».

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: большие и маленькие мячи, произ­вольно перемешанные.

Ход игры: Взрослый стоит на расстоянии 3-5 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, да­вая ребенку подержать большой и маленький мя­чи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружнос­ти большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч.

Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже са­мый маленький мяч.

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: четыре круглых и четыре квадрат­ных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины — 2 см. Тонкие шнуры или толстые нит­ки для нанизывания.

Ход игры: Кукла или другая игрушка «прихо­дят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в кор­зиночке. Кукла просит ребенка сделать из буси­нок украшения.

 

________________

32 Все игры данного раздела рассчитаны на возраст детей до трех лет. Источник: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Гала­нова. — Ярославль: «Академия развития», 1998

 

Взрослый показывает ребенку бусины и гово­рит, что они разные по форме: похожи на шари­ки и кубики. Взяв пару бусин, взрослый расска­зывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрослый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и ку­бик) и нанизать их.

Внимание ребенка фиксируется на том, что оказа­лось надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бу­синку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик...». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание.

В конце занятия ребенок показывает кукле, ка­кие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: научить ребенка различать предметы по форме.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: по пять картонных кругов и квадра­то



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.014 с.)