ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие предметных действий



Предметная деятельность — это действия с пред­метами согласно их назначению. Благодаря взрос­лому ребенок усваивает постоянное назначение предметов, которое не меняется в зависимости от ситуации. Это не означает, что ребенок будет ис­пользовать предметы только по назначению, но важ­но, что он это осознает.

Связь действия с предметом проходит три фа­зы развития: выполнение любых знакомых дейс­твий с предметом; употребление предмета только по прямому назначению; свободное использование предмета, но на другом уровне.

Предметная деятельность развивается постепенно — во-первых, с возрастом ребенка; это зависит от умственного и физического развития малыша. Во-вторых, на развитие предметной деятельности влия­ют так называемые социальные факторы, то есть условия жизни и воспитания ребенка.

Предметная деятельность является ведущей для развития ребенка раннего возраста. Ее развитие определяет и развитие всех сторон психики и де­ятельности ребенка.

Трудности и возможности в развитии предмет­ных действий в раннем возрасте27

• Волевой регуляции своего поведения у малы­шей еще нет: они не могут сознательно подчинить­ся требованиям взрослых и способны выполнить и освоить только то, что привлекло их внимание. Следовательно, нужно делать так, чтобы

_______________________________

27 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям .

 

нужное и полезное для ребенка действие стало интерес­ным и привлекательным для него, чтобы он сам захотел его освоить.

• Скорость научения предметному действию и способы его освоения у всех детей различны. По­этому в раннем детстве крайне непродуктивными являются любые групповые формы обучения пред­метным действиям. В период между первым и вто­рым годами жизни дети осваивают образцы пред­метного действия только в индивидуальном, лично им адресованном и к их нуждам приспособлен­ном общении со взрослым.

• Без смысловых ориентиров (для чего это нуж­но) или нечетко заданных связей предметного дей­ствия с реальными потребностями ребенка разви­тие предметных действий легко сводится к совер­шенствованию моторного навыка, не приводящего к формированию собственно предметного действия в его психологическом смысле.

• Может случиться так, что в ходе подража­ния ребенок усвоит действие либо неправильно, ли­бо частично. Например, известны случаи, когда, не успев еще толком понять смысл действия, малыш вырывает предмет из рук старших и начинает ак­тивно действовать с ним сначала подобно тому, как это делал взрослый, а потом все более нети­пичным для данного предмета образом. Это связа­но с тем, что многие действия требуют не просто подобия тому, как это делает взрослый, а точности совершения действий, особого порядка их испол­нения, учета последовательности операций и т. д. По простому подражанию усвоить такие действия сложно, необходимы иные способы научения. Под­ражание не позволяет усвоить смысл действия, оно лишь задает внешнюю схему действия и в этом смысле является достаточно ограниченным по воз­можностям обучения. Чтобы подражание от чисто внешнего перешло к более или менее осмыслен­ному, его необходимо сочетать с пояснениями, тог­да ребенок будет совершать действия не прибли­зительно, а точно так, как ему показывают, строго определенным образом, с учетом цели, ради кото­рой совершается действие.

• В поведении детей до полутора лет сущест­вует одна специфическая черта — игнорирование образца взрослого. Взрослый может счесть образец непосильным, неинтересным и перестать представ­лять его ребенку, а малыш неожиданно воспроизве­дет этот образец много дней спустя в совершенно иной ситуации, безо всякой стимуляции со сторо­ны взрослого. Следует помнить о таком феномене, как отсроченная имитация, и, даже если малыш не «берет» образец действия сразу, не отказывайтесь от последующих попыток ввести это действие, ес­ли вы уверены, что нет активного противодействия вашему показу.

• Тесно сотрудничая в предметной сфере с ре­бенком раннего возраста, не забывайте оставлять ему небольшое жизненное пространство, где он мог бы сам поэкспериментировать с предметами, поду­мать, вообразить что-то свое и осуществить свой план. Это очень важно для малыша. Нельзя запол­нять собой все его жизненное пространство, нуж­но дать ему время и место для собственных проб и ошибок.

 

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С КУКЛОЙ28

Эти игры способствуют формированию практичес­ких умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, физкультуре, побуждают принимать посильное участие в труде.

 

СТРОИМ КУКЛЕ КОМНАТУ

Цель:вызвать у ребенка желание заботиться о кукле, выучить названия предметов мебели, расши­рить представления, связанные с устройством ком­наты для куклы.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал:кукла, мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.

Ход игры:На столе перед ребенком стоит ме­бель для куклы Кати: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Катя, — рассказывает взрослый, — купи­ла новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, где что расставить в комна­те». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ме­бель, затем расставляет ее.

«Посмотреть» на Катину мебель приходит собач­ка. Ребенок рассказывает ей, какую мебель купила кукла. Взрослый побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Собачка пытается «запомнить» названия пред­метов мебели, но «путает» стул с креслом, диван с кроватью. Взрослый предлагает поиграть в игру «Чего не стало?», чтобы помочь собачке «запом­нить» новые слова.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет ка­кой-либо предмет мебели. Ребенок угадывает, како­го предмета мебели не стало.

Игра повторяется 3-4 раза.

ОДЕНЕМ КУКЛУ ПОСЛЕ СНА

Цель: научить воспроизводить 3-5 последова­тельных действий: одевать куклу, приводить в по­рядок постель, использовать предметы по назначе­нию. Способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры. Упражнять детей в упо­треблении предлогов (в, на, под).

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, игрушечная мебель, кукольная одежда, посуда, тазик, кувшинчик.

Ход игры: Взрослый говорит ребенку, что кук­ла Машенька проснулась и сказала: «С добрым утром!» Он сначала показывает, как одеть куклу, затем ребенок пытается сделать это сам. Куклу причесывают, усаживают за стол, ребенок приводит в порядок ее постель. Затем куклу поят чаем, а она, позавтракав, благодарит ребенка.

КУКЛА ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ

Цель: привить ребенку положительное отноше­ние к умыванию, физкультуре, ознакомить с после­довательностью действий.

Форма проведения: индивидуальная.

_____________________

28 Все игры данного раздела рассчитаны на возраст детей до трех лет. Источник: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Гала­нова. — Ярославль: «Академия развития», 1998.

Материал: кукла в кроватке, принадлежности для умывания.

Ход игры: Взрослый обращается к ребенку: — Утром встало солнышко, поднялось высо­ко-высоко. Петушок пришел будить куклу Машу: «Ку-ка-ре-ку! Вставай,

Маша, одевайся, зарядку пора делать!» Кукла услышала петушка, быстро встала и начала делать зарядку.

Взрослый водит куклу, показывая движения и приговаривая:

— Топ-топ, влево! Топ-топ, вправо!
Разводит кукле руки в стороны:

— Раз-два, раз-два, иди смело, иди на но­сочках!

Наклоняет ее вперед, выпрямляет:

— Встань! Ноги вместе, руки вниз. Сделай шаг в сторону. Раз-два!

Поднимает кукле руки вверх:

Выше руки, шире плечи.

Раз, два, три! Дыши ровней.

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней!

Взрослый спрашивает детей:

— Что сделала кукла после сна?

— Что нужно сделать после зарядки?

Взрослый предлагает помочь кукле убрать по­стель, одеться, умыться. Ребенок приносит кувшин­чик с водой, полотенце, мыло, расческу.

Взрослый спрашивает:

— Что это? Зачем кукле мыло, вода, поло­тенце?

Ребенок отвечает и помогает взрослому умывать куклу, вытирает ее полотенцем. После этого куклу расчесывают, усаживают за стол, на котором уже стоят кувшинчик с молоком, чашка, булка в хлеб­нице. Взрослый наливает молоко в чашку, дает ре­бенку булочку, и тот угощает куклу.

НАКОРМИМ КУКЛУ ОБЕДОМ

Цель; уточнить с детьми назначение посуды, на­учить называть и последовательно выполнять дей­ствия, закреплять желание заботиться о кукле.

Упражняться в употреблении слов: горячая, сладкая.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, стол, стул, кухонная и столо­вая посуда.

Ход игры: Взрослый говорит:

— Скоро кукла Маша возвращается с прогулки, она долго играла и проголодалась, давайте приго­товим ей кашу и компот.

Взрослый спрашивает ребенка:

— Какую посуду нужно взять? Зачем нужны кастрюля, тарелка, чашка?

Ребенок отвечает.

Вместе с ребенком взрослый готовит посуду (кас­трюля, нож, тарелки, хлебницу, чашку), потом нали­вает из ведерка воду в кастрюлю и ставит ее на плиту. Детям предлагается помыть фрукты, мелко «нарезать» их. Взрослый предупреждает, что вода уже кипит, и предлагает ребенку высыпать из та­релки фрукты в кастрюлю. Затем мешает ложкой и говорит:

— Теперь добавим сахар — будет вкусный, слад­кий компот. Попробуем на вкус, накроем кастрю­лю крышкой, пусть еще варится.

Обращаясь к ребенку, взрослый говорит:

Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел,

А теперь для куклы нашей

Мы наварим сладкой каши.

Отставляет кастрюлю с компотом в сторону и достает коробочку с крупой. Взрослый объясняет, что крупа называется рис, что рисовая каша очень вкусная и кукла Маша будет довольна. Взрослый пересыпает крупу в тарелку, подходит к ребенку и показывает ему зерна риса.

Взрослый привлекает ребенка к приготовлению каши, говоря:

— Вода уже закипела, надо помыть крупу. На­лей в маленькую кастрюльку воды и помой рис. Теперь насыплем крупу в кипящую воду и будем варить кашу.

Помешивая ложкой кашу, взрослый приговари­вает:

Да, да, да — каша будет хороша.

Варим кашу не спеша.

Взрослый говорит ребенку:

— Кукла Маша сделала зарядку, она умыта, при­чесана, в чистом платье и собирается навестить Мишку. Помоги ей положить в сумочку кувшин с медом и орешки.

Ребенок помогает кукле.

Развитие речи

В раннем возрасте у ребенка происходит ин­тенсивное развитие активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Среди причин запаздывания формирования говоре­ния у современных малышей психологи-практики отмечают прежде всего искажение, а также скуд­ность форм совместного общения и деятельности взрослого и ребенка. Это и чрезмерная активность взрослого, которая не оставляет места инициативе ребенка: взрослый буквально угадывает все желания ребенка, у которого, в свою очередь, и не возникает необходимости активного обращения к взрослому. Эта необходимость не возникает и в ситуации, ес­ли в отношениях с ребенком в семье на первом плане продолжает оставаться эмоциональное взаимо­действие (для выражения чувств не всегда нужны слова). Непременным условием речевого развития является включенность ребенка в общение с други­ми людьми. Недостаточная интенсивность речевого общения может объясняться занятостью, усталостью родителей, которые начинают приветствовать само­стоятельные занятия ребенка. Удобство родителей, их спокойствие иногда становится фактором, огра­ничивающим речевое развитие ребенка29.

Другой стороной является понимание речи взрос­лого. С развитием слушания и понимания сообще­ний, выходящих за пределы конкретной ситуации, речь становится средством познания действитель­ности. Педагогам и родителям нужно разумно сти­мулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. Непременным усло­вием развития активной речи малыша является сотрудничество взрослого и ребенка, например, в совместных играх.

__________________________

29 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?30

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал:кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать те­бе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь вниматель­ней!» Затем говорит:

Возьми мишку и посади в машину.

Возьми мишку из машины.

Посади в машину куклу.

Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и про­стые, а произносить их тихо, но очень четко.

СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ

Цель: формирование умения дослушивать зада­ние до конца, осмысливать его и выполнять соот­ветствующие действия. Различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спус­титься).

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, ма­шина.

Ход игры: Взрослый строит лесенку из куби­ков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие неболь­шие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и про­сят рассказать, как матрешка спускалась с лесен­ки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следу­ющие задания:

— попроси водичку умыть куклу в красном пла­тье (ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»);

— помоги матрешке подняться по лесенке (взрос­лый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху);

— куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай (ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули»);

— матрешку, которая стоит на лесенке, пока­тай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад»).

Можно придумать и другие задания. Если ре­бенок отвлекается и не дослушивает до конца за­дание, его повторяют еще раз.

СНЕГ

Цель: развитие у ребенка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги.

Форма проведения: индивидуальная.

______________________________________

30 Предлагаемые игры взяты из источника: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т. В. Галанова. — Ярославль: «Академия раз­вития», 1998.

Материал: белые платочки.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение А. Барто:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок!

Взрослый во время чтения делает круговые дви­жения кистями рук и кружится. Затем предлагает ребенку превратиться в снежинку: надевает ему на головку или дает в руки белый платочек.

Снова читает стихотворение, и ребенок повторя­ет за взрослым движения снежинки.

После чтения стихотворения взрослый прячет ре­бенка-снежинку (за шкаф, под стол или за дверь) и спрашивает: «Куда залетела белая снежинка?»

Ребенок отвечает: «За шкаф!» Вновь взрослый прячет снежинку и спрашивает, куда она залетела.

Ребенок каждый раз отвечает на вопрос, исполь­зуя соответствующие предлоги.

Стихотворение читается 3-4 раза, столько же «прячется снежинка».

ВО ДВОРЕ

Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: игрушечные петух, курица, кошка, со­бака, корова.

Ход игры: Взрослый выразительно читает сти­хотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто — там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, взрослый задает ребен­ку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Цель: развитие звукопроизношения, закрепле­ние правильного произношения звука «К», звук «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал:большие и маленькие часы (настоя­щие или игрушечные).

Ход игры: Взрослый показывает ребенку на­стольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит: «Это часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов, ес­ли у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бы­вают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко), а маленькие часи­ки — тихо (произносит «Тик-так» тихо)». Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тика­нье больших и маленьких часов.

Далее взрослый говорит: «Большие часы, ког­да идут, тикают медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребен­ку вместе воспроизвести медленное тиканье боль­ших часов.

«Теперь послушай, как тикают маленькие часи­ки, — говорит взрослый и произносит «Тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспро­извести тиканье больших и маленьких часов, т. е. проговорить эти звукоподражания быстро и мед­ленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К» и «Т» (Ть).

СОБАЧКА ЛАЕТ

Цель: укрепление артикуляционного и голосово­го аппарата ребенка, уточнение и закрепление про­изношения звука «Ф». Обучение умению умеренно громко и очень громко произносить звукосочетания «Аф-аф!», «Фу-фу!», широко открывать рот при про­изнесении «Аф-аф!».

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: большая и маленькая игрушечные со­бачки, любой головной убор (шапка, берет), лягуш­ка или любое мелкое животное.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку малень­кую собачку и предлагает послушать, как она лает («аф-аф-аф!»). Он объясняет, что когда собака лает, она широко открывает пасть (повторяет «аф-аф-аф!», широко открывая рот). Ребенок вместе со взрослым, а затем один повторяет, как лает собачка.

Собачка «подходит» к шапке или берету и «пы­тается залезть» в него. Взрослый грозит собачке пальцем и строго говорит: «Фффу-ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается влезть в шапку», ребенок повторяет запрет «ффу!» вместе со взрос­лым и один (4-5 раз).

Взрослый убирает головной убор и показывает большую собаку, объясняя, что большая собака ла­ет громко («аф-аф!» произносится громче обычно­го), а маленькая не так громко.

Взрослый спрашивает, как лает большая собака и как маленькая, а ребенок отвечает. Взрослый доби­вается, чтобы ребенок правильно и четко произно­сил звукосочетания, умеренно громкие и громкие.

Взрослый говорит: «Смотри, наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание ребенка на сидя­щую лягушку (или котенка, цыпленка и т. д.) и просит сказать собакам, чтобы они не лаяли и не пугали лягушку. Ребенок повторяет за взрослым! «Фу-фу! Нельзя лаять!»

КАП - КАП - КАП

Цель: развитие голосового аппарата, выработ­ка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: картинка с изображением дождя.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку кар­тинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (Ребенок тихо повторяет: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Ребенок повторяет громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и перестал!»

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять

Мы проточим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звуко­подражание «кап-кап-кап».

ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ

Цель: развитие силы голоса, выработка умения произносить звукосочетание «Нно-нно» громко и тихо, закрепление правильного произношения зву­ков «Н» и «О».

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры: Взрослый сажает ребенка на лошад­ку-качалку и говорит:

«Маша едет на лошадке, нно-нно» (произносит тихим голосом). Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно».

«Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно, нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачива­ет ребенка на лошадке). Ребенок повторяет фразу вместе со взрослым, затем самостоятельно.

Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «Н» протяжно, а все звукосочетания громко и четко.

Общеразвивающие игры

Игра удовлетворяет многие потребности ребенка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследо­вать окружающий мир. В развитии ребенка ран­него возраста игра имеет огромное значение. Все игры ребенка в этом возрасте носят общеразвивающий характер.

Задачи и возможности общеразвивающих игр:

• приобретение сенсорного опыта. Дети могут плескаться водой, отрывать у цветков лепестки. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих фи­зических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

• развитие моторики.

• научение выплескиванию эмоций. Играя в так называемую игру-возню, ребенок учится сдер­живать свои чувства, контролировать импульсивные желания, что помогает ему избавиться от негатив­ных привычек, которые не приемлются группой.

• развитие навыков речи. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодией речи, объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Игра со сло­вами дает детям возможность поупражняться в грамматике, которой они в это время овладевают.

• разыгрывание ролей, имитация деятельности взрослых. Ознакомление с социальными отношени­ями, нормами, традициями.

• когнитивное развитие. Во время игры дети узнают о свойствах различных предметов, тех за­конах, которым они подчиняются. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для се­бя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний.

• развитие интеллектуальных способностей. Иг­рая, дети могут беспрепятственно эксперименти­ровать, при этом у них формируются сложные навыки.

• развитие способностей к символизации. Совер­шенствуя навык замещения одного объекта другим, дети становятся способными объединять множество символов в сложные последовательности.

• развитие мотивационной сферы. Отечествен­ные психологи усматривают в процессе детской иг­ры в раннем возрасте формирование двух важней­ших особенностей мотивационной сферы. Во-первых, во время игры у ребенка формируется соподчи­нение мотивов — подчинение ситуативных моти­вов более общим, высоким. Во-вторых, происходит формирование самих мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребенком взятых на се­бя обязанностей. Например, у ребенка, играющего вкубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сде­лать постройку, а в том, чтобы ее делать, то есть в содержании самого действия.

• развитие интереса к творческим видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение).

Рассмотрим возможности домашних общеразвивающих игр31.

1. Кубики. Двухлетний ребенок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков и строительных наборов. Задача взросло­го сводится к минимуму: начать постройку, «под­толкнуть» игру, так как ребенок этого возраста не обладает образным мышлением и не может само­стоятельно создать то, чего он себе не представляет, а вот продолжить начатое взрослым, пусть даже стереотипно, он вполне в состоянии. Обязательно нужно похвалить его постройки, даже если они кривобоки и некрасивы: гораздо важнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые ребенок использовал. Ведь в ходе этой игры он практически овладевает представле­нием о геометрических формах и размерах фигур, о соотношении разных по размеру, но одинаковых по форме фигур, развивается координация его дви­жений и тонкая моторика руки.

3. Мозаика. У ребенка двух-двух с половиной лет слабо развито образное мышление, поэтому он пока не может использовать мозаику по ее прямо­му назначению — для выкладывания узоров или картинок по образцу — и тем не менее он впол­не может играть с мозаикой.

__________________

31 Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Рекомендации по обучению детей предметным действиям .

Для начала ребенка нужно просто научить встав­лять «кнопки» мозаики в дырочки: это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он делает это в любом порядке, пока не надоест; это прекрас­ное упражнение для развития тонкой моторики.

Следующее задание может быть сложнее: рас­положить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется уже не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым).

Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже ес­ли ребенок еще не пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае — элементы мозаики); знание ребенком названия цвета не обязательно, хотя, без­условно, назвать его надо. Задача взрослого состоит в том, чтобы дать ребенку образец каждой линии, то есть начать ее двумя-тремя элементами мозаики одного цвета и предложить ему продолжить линию такими же «кнопочками». Выполнение этого зада­ния помогает развитию тонкой моторики, глазоме­ра, способности к элементарному анализу и синте­зу; попутно ребенок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начнет позже.

3. Найди ошибки. Эта игра напоминает известный рассказ К. Чуковского «Так и не так». Взрослый заранее рисует картинку (художественные достоин­ства картинки не имеют никакого значения), на ко­торой допущено несколько ошибок. Начинать сле­дует с одной достаточно грубой и заметной ошибки, а затем, по мере усложнения игры, довести коли­чество ошибок до 5-6. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Игра направлена на раз­витие внимания и наблюдательности.

4. Почини игрушку. Для этой игры нужно по­добрать простую игрушку, например машинку, и предоставить ребенку возможность в течение не­ скольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребенок ознакомится с особенностями и возмож­ностями данной игрушки. Затем незаметно, чтобы ребенок не видел, «испортите» игрушку (например, на колесо машинки можно надеть резинку, которая не даст ему крутиться). Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и нашёл ее причину.

Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать до трех, но каждая новая не­исправность добавляется после того, как ребенок научился находить предыдущую.

Игра направлена на развитие внимания, образно­го и логического мышления, требует определенной моторной ловкости.

5. Оденем кукол. Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая меж­ду собой однотипные предметы разного размера. Ребенку дают двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды и объясняют, что кук­лам холодно, они хотят одеться, но перепутали всю одежду. Малышу предлагается помочь куклам. Не беда, если сначала ребенок распределит вещи не­правильно. Следует обратить его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Ког­да каждой кукле достанутся ее вещи, ребенка на­до похвалить и подчеркнуть: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой. Большие туфли — большой кукле, а маленькие — малень­кой». Задание можно усложнить, предложив ребен­ку трех кукол разных размеров.

6. Найди такой же. Перед ребенком расклады­вают 4-6 однородных предметов, различающихся по цвету, величине, рисунку, и предлагают найти сре­ди них такой же, как тот, что находится в руках у взрослого. Чтобы ребенку было интереснее иг­рать, можно загадывать с ним предметы по оче­реди и делать при этом ошибки, которые ребенок, конечно же, заметит. Можно усложнить игру, уве­личивая количество предметов, различия между ко­торыми не так заметны.

Эта игра, требующая от ребенка умения выде­лять различные признаки предметов, способствует развитию внимания, логического мышления.

7. «Окошки». Из листа цветной бумаги нуж­но вырезать кусочки в форме различных простых геометрических фигур. Этот лист с вырезанными «окошками» наклеивается на белую бумагу. Ребе­нок должен разложить данные ему геометрические фигуры таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ре­бенка запоминать названия фигур, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак пред­мета, как форма, и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить формы «окош­ка» и той геометрической фигуры, которую он в это окошко вставляет.

8. Счетные палочки. Обычные школьные счет­ные палочки прекрасно подходят для игры с двух­летним ребенком. На ровной твердой поверхности взрослый начинает выкладывать из палочек ка­кую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая ребенку сделать то же самое из своей части палочек. Так, повторяя за взрослым каждый шаг, каждый элемент, ребенок выложит аналогичную фигуру. Так ребенок посте­пенно, по шагу овладевает действием по образцу, пока еще в самой элементарной форме. Кроме то­го, эта игра также требует от ребенка некоторой моторной ловкости и глазомера.

9. Магнитная азбука. Магнитная азбука может надолго занять маленького ребенка: он с удовольс­твием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности — стенке холодильника, стиральной машине, подносу и пр. Ни в коем случае не сле­дует заставлять ребенка запоминать буквы: — это занятие пока лишено для него всякого смысла.

Можно предложить ребенку выбрать буквы опре­деленного цвета, предварительно показав ему одну — две из них. Как и при игре с мозаикой, ребенок может не знать наименований цветов, но выделить цвет как признак предмета он вполне способен.

Можно предложить ребенку и более сложное задание — подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребен­ка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определен­ной формы. Выполнение этого задания способству­ет развитию памяти (ребенок должен помнить, как выглядит та буква, которую он ищет), внимания, учит ребенка сравнивать предметы по форме, вы­делять сходство и различие.

 

1.5.1. Игры-занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета32

Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами (зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т. д.) не приводят к восприятию формы.

Непонимание пропорций и формы предметов мо­жет задерживать развитие ребенка. Его руки дей­ствуют неловко, с трудом удерживают предметы, малыш часто роняет их. Когда ребенок научится определять форму и величину предметов как су­щественные признаки, он быстро овладеет действи­ями с этими предметами, научится рисовать, конс­труировать, лепить.

Игры, включенные в этот раздел, помогают ре­бенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет), знакомят с последователь­ностью размещения цветовых тонов в спектре.

Во время игры с настольными игрушками от ре­бенка требуется большая сосредоточенность и вни­мание при выполнении необходимых действий.

Надо стараться не отвлекать в это время малы­ша посторонними вопросами или громкими разго­ворами.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ

Цель: формирование понятий «большой», «ма­ленький».

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: большие и маленькие мячи, произ­вольно перемешанные.

Ход игры: Взрослый стоит на расстоянии 3-5 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, да­вая ребенку подержать большой и маленький мя­чи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружнос­ти большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч.

Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже са­мый маленький мяч.

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: четыре круглых и четыре квадрат­ных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины — 2 см. Тонкие шнуры или толстые нит­ки для нанизывания.

Ход игры: Кукла или другая игрушка «прихо­дят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в кор­зиночке. Кукла просит ребенка сделать из буси­нок украшения.

 

________________

32 Все игры данного раздела рассчитаны на возраст детей до трех лет. Источник: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Гала­нова. — Ярославль: «Академия развития», 1998

 

Взрослый показывает ребенку бусины и гово­рит, что они разные по форме: похожи на шари­ки и кубики. Взяв пару бусин, взрослый расска­зывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрослый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и ку­бик) и нанизать их.

Внимание ребенка фиксируется на том, что оказа­лось надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бу­синку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик...». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание.

В конце занятия ребенок показывает кукле, ка­кие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: научить ребенка различать предметы по форме.

Форма проведения:индивидуальная.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.035 с.)