Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие и коррекция эмоциональной сферыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специфика развития подростка обусловливает необходимость коррекционной, профилактической и развивающей работы относительно возможных отклонений или нарушений эмоциональной сферы детей. С одной стороны, однообразие и монотонность, продиктованные традиционной классно-урочной организацией обучения, являются одной из основных причин снижения мотивации к учению у средних и старших школьников. С другой — растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта». Таким образом, можно определить основные задачи коррекции эмоциональной сферы подростков: • пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков; • развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений; • снижение эмоциональной нестабильности. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ Цель: развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений. Ход игры: Участники делятся на две-три команды. Упражнение проходит в три серии. В первой серии каждая команда задумывает какую-нибудь эмоцию из списка, заранее заготовленного ведущим, после чего отправляет своего представителя к команде-сопернице. Задача делегата — молча выслушать слово, задуманное соперниками, а затем после двухминутной подготовки невербально изобразить своим соратникам задуманное слово. Во второй серии командам предлагается задумать не только эмоции из ограниченного списка, но и вообще любое переживание (далее аналогично первой серии). В третьей серии команды имеют право задумать вообще любое слово, имеющее отношение к эмоциональной сфере. ЧУВСТВА ЖИВОТНЫХ Цель: развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений. Ход игры: Участники делятся, на группы по три человека. В тройках договариваются, кто станет первым игроком, кто — вторым, кто — третьим. Только после этого они получают инструкцию ведущего касательно собственно задания. Первый игрок должен задумать любое животное, третий — любую эмоцию. После этого они «на ушко» сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Соперникам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает. ОБЪЯСНЯЮ - ПОНИМАЙ! Цель: пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков.
___________________ 68 Все игры, приводимые в данном разделе, ориентированы на групповой вариант проведения с подростками 11-15 лет. Ход игры: Каждая команда задумывает какое-нибудь слово, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть понятие, означающее форму переживаний, например стресс, аффект или страсть. Нужно объяснить соперникам, что означает слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания не возбраняется кратко и четко описать ситуацию, в которой это переживание может возникнуть. Соперники должны после тридцатисекундного размышления определить слово.
МУХА Цель: снятие напряжения лицевой мускулатуры. Ход игры: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на лоб, то на рот, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаза и не поднимая рук с колен, согнать назойливую муху. ЛИМОН Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Ход игры: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. СОСУЛЬКА Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Ход игры: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы своего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под воздействием солнечного тепла вы начинаете «медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. ВОЗДУШНЫЙ ШАР Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Ход игры: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. МИМИКА Цель: эмоциональная гимнастика. Ход игры: Тренер последовательно поворачивается к разным подросткам и с помощью мимики и позы изображает для каждого из них некоторое эмоциональное отношение. Заигрывание, обида, восхищение, усталость, ужас, что-то другое — это вполне по силам изобразить тренеру и опознать подростку. Последний может обратиться к помощи тех, кто сидит рядом. Потом тренер предлагает продолжить этот ряд эмоциональных отношений кому-то из круга подростков. Теперь уже тренер и другие подростки отгадывают изображаемые эмоциональные состояния. Комментарии: При отгадывании эмоций необходимо понимать, что абсолютно точно угадать переживаемое человеком эмоциональное состояние только по его мимическому выражению нельзя, причем еще и в ситуации, когда это состояние только изображается, а не переживается истинно. Но тренер как раз заинтересован во множестве гипотез, множестве формулировок, очерчивающих некоторый эмоциональный ареал. ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ Цель: самовыражение, эмоциональное раскрепощение. Ход игры: Начинается это упражнение обычно с фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут, — петуха, котенка или собаку. Следующих подростков можно попросить уже самостоятельно показывать какое-то животное. Так появляется медведь, змея, воробей, суслик, баран. Некоторых животных придется показывать в парах, русскую тройку — даже втроем.
Развитие навыков общения и коммуникативной компетентности69
Общение со сверстниками Отрочество — период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников, пик которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Желание добиться признания со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремится соответствовать их требованиям, что в свою очередь оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие. Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста — проблема отверженности. От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у него есть один-два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющим различать эти явления. Дифференцировать их можно также по тому, как подросток осознает и переживает свое положение среди сверстников. При отверженности переживания могут быть негативными, если подросток адекватно осознает свое положение, либо неадекватными позитивными, выполняющими защитную функцию, если подросток оценивает свое положение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания. От подлинного одиночества следует также отличать «квазиодиночество» — чувство, которое переживают многие подростки. Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с тем, что подросток чувствует себя непохожим на других. Это вызывает у него амбивалентные переживания: одновременно привлекает и отталкивает его. В этом смысле переживание себя как «изгоя», мысленное проигрывание и примеривание к себе этой роли оказывается значимым для развития Я-концепции подростка. Содержание Я-концепции характеризуют две составляющие: 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивидуума с другими людьми, и 2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной уникальности. Последняя обеспечивает определенную привлекательность роли «изгоя». С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение, которое может принимать достаточно уродливые, а временами и опасные формы. ___________________________________ 69 Все игры, приводимые в данном разделе, ориентированы на групповой вариант проведения с подростками 11—16 лет. Здесь использованы следующие источники: Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979; Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2004; Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., исп. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. Следует специально подчеркнуть, что, несмотря на определенное ослабление влияния семьи и увеличение роли сверстников, в рассматриваемый период благополучие подростка, его нормальное развитие и благоприятный прогноз на будущее зависят как от характера общения со сверстниками, так и от семейного воспитания. В этот период сверстники не заменяют семью, но, можно сказать, почти сравниваются с ней по силе влияния. При индивидуальной работе, равно как и при организации групповых занятий с подростками, психологу следует учитывать влияние общения со сверстниками на все стороны развития подростка и на его эмоциональное самочувствие. При работе с подростком у психолога часто появляется соблазн решить все его проблемы, использовав для этого группу, но здесь важно помнить, что ее чрезвычайно сильное влияние — обоюдоострое, т. е. может способствовать усилению уверенности в себе, самостоятельности подростка, а может, напротив, привести к приспособительному и зависимому поведению, некритичному усвоению требований и т. д. Общение подростка со сверстниками, влияние, оказываемое на него группой, во многом зависят от его представления о себе и отношения к себе. Некоторые дети нуждаются в индивидуальной предварительной подготовке к таким занятиям. Важным направлением работы психолога подростками является обсуждение проблем, связанных с общением, причинами популярности и непопулярности у сверстников. Это могут быть и индивидуальные консультации — при наличии у подростков каких-либо особых проблем, однако очень большое значение приобретают именно групповые обсуждения.
Общение с родителями В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Самостоятельность подростки отождествляют со взрослостью, вследствие чего они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее время препровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии. В этот период важна аргументация требований, исходящих от взрослых, простое навязывание требований, как правило, отвергается. Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Часто восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них приводит к возникновению конфликтов. Многие подростки стремятся избегать конфликтов. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении. Значительное большинство исследованных школьников показало, что они испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение. Но, к сожалению, эта потребность не получает своего удовлетворения, так как в жизни преобладает регламентированный тип общения.
Общение с учителями Положение старшеклассника в школе довольно сложно и неоднозначно. С одной стороны, на подростков накладывается дополнительная ответственность как на уже «взрослых людей», с другой стороны, в дисциплинарном отношении, по своим правам они остаются фактически на том же самом уровне, что и раньше. Отношение подростка к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Учеба, приобретение знаний становятся прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. С этим связано более равнодушное отношение к учебной отметке. Значительно более сложным и дифференцированным становятся отношения к учителям и с учителями. В образ «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества — способность к «пониманию», эмоциональному отклику, сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем — умение справедливо распоряжаться властью. Таким образом, подростковый возраст серьезно меняет структуру и содержание взаимоотношений со взрослыми, ставя перед родителями и учителями ряд проблем. Но чтобы сохранить психологический контакт со старшеклассниками, учителя и родители должны самым серьезным образом учитывать взросление детей, отказываясь от авторитарных методов воспитания, даже если они казались успешными раньше, и всемерно стимулируя развитие самовоспитания. Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями и учителями могут быть самыми различными. Но во всех. подобных случаях инициативу в предупреждении и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители и учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно. 3.4.1. Упражнения-игры, направленные на сплочение группы
Данная категория игр используется в качестве игр-знакомств и игр-разминок в тренинговой работе с подростками. Они направлены на то, чтобы дать почувствовать детям атмосферу групповой работы, расшевелить одних, несколько поубавить пыл других, начать притирку каждого члена группы к группе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника70. КРУГ ЗНАКОМСТВ Цель: дать каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное — сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений. Ход упражнения: Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов: 1. Один из игроков делает шаг к центру круга. 2. Называет свое имя или псевдоним, которым он (она) хотел (а) бы называться в этой группе. 3. Демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным. 4. Назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг. 5. Все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга. При анализе мысли детей направляются в сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить, что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны, забавны, необычны.
ИСПОРЧЕННЫЙ ВИДЕОМАГНИТОФОН Цель: передача эмоций, чувств по кругу с помощью мимики и жестов. Ход упражнения: Группа сидит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то, прикасаясь к соседу (допустим, справа), старается этим прикосновением выразить какое-то чувство. «Получивший» это чувство старается передать его дальше по кругу. При этом он не обязательно повторяет то, как к нему прикасался предыдущий партнер. Он своим прикосновением к следующему участнику старается как можно точнее передать именно то чувство, которое он почувствовал. В конце концов чувство возвращается к его пославшему. Затем обсуждается, что почувствовал каждый участник, как старался это передать. Обычно такое упражнение создает очень теплую атмосферу между участниками, снимает какие-то барьеры в контакте. И неплохо вводит язык чувств. Участники ____________________ 70 Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. Все игры, приводимые в данном разделе, ориентированы на групповой вариант проведения с подростками 11-16 лет. начинают лучше чувствовать друг друга, а групповое пространство наполняется чувствами «здесь и теперь».
ДИАЛОГ РУКАМИ Цель: развитие умения чувствовать другого человека. Ход упражнения: Группа разбивается на пары, которые закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга, только через прикосновение рук. Участники работают по двое, причем каждая пара отдельно от остальных. Ведущий предлагает участникам взять в пару человека, которого он меньше всего, как ему кажется, чувствует и понимает. Затем в каждой паре участники садятся друг против друга так, чтобы можно было взять друг друга за руки. Они закрывают глаза. Их задача: с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками, «познакомиться», потом «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После 5-7. минут такого общения все снова садятся в круг и обсуждают полученный опыт. Комментарии: Практически всегда у участников возникает совершенно новое ощущение партнера, которое иногда чувствуется даже глубже и значительнее полученного зрительного и слухового образа. Возникают новые чувства к этому партнеру. Возникает ощущение, что он теперь более понятен и открыт, появляется ощущение собственной открытости перед ним, чувство близости, даже интимности. ЛОВЛЯ МОЛИ Цель: вовлечение всех участников группы в работу. Ход упражнения: Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. Ведущий прекращает упражнение с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.
ИЗОБРАЗИ ПРЕДМЕТ Цель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений. Ход упражнения: Тренер движениями рук и тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.
ЗДРАВСТВУЙ! Цель: знакомство, вовлечение всех участников группы в работу. Ход упражнения: Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок, шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?» Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся». В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его». КОМПЛИМЕНТЫ Цель: знакомство, сплочение группы. Ход упражнения: Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять-таки, в какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнительную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.011 с.) |