Развитие познавательной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие познавательной сферы



(мышле­ния, речи, воображения, памяти, внимания)38

Восприятие, внимание, память в дошкольном дет­стве характеризуются нарастанием элементов про­извольности» мышление приобретает форму нагляд­но-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции пла­нирования и регуляции деятельности, активно раз­вивается воображение.

Внимание, память, воображение, восприятие при­обретают характер еще большей произвольности в младшем школьном возрасте, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умствен­ном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, дей­ствия моделирования, становящиеся предпосылка­ми будущего формирования формально-логическо­го мышления.

Игры на развитие мышления и речи

 

ПОМОГИ ХУДОЖНИКУ

Цель: развитие мышления, восприятия.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Возраст: 3-4 года.

Матерная: простые рисунки, на которых на дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д.).

Ход игры: Ребенку показывают рисунок, на ко­тором есть недорисованный элемент. Он должен, сказать, чего не хватает.

Для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д.). Детям более стар­шего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второсте­пенные, менее заметные детали.

СОБЕРИ ЦВЕТОК

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д.). Затем игра проводится так же, как в лото: веду­щий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

____________________________

38 Яковлева Н. Я. Психологическая помочь дошкольнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001. В. Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Да­нилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 1998. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, 1990, №6. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось—89», 2003.

НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: Каждый ребенок выбирает в качес­тве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; прямоугольник — чемодан, кир­пич, портфель, телевизор, книга, дом, окно; треуголь­ник — крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, елка, египетская пирамида; овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Цель: развитие мышления, общей осведомленнос­ти, быстроты реакции, внимания.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Ведущий называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значе­нию. Примеры называемых слов: большой, старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, сложный, силь­ный, злой, внутри, над, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т. п.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цель: развитие способности быстро устанавли­вать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Ведущий берет наугад три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «каран­даш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обяза­тельно включали бы в себя эти три слова (мож­но менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упус­тил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти пред­меты в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Выигрывает автор самого интерес­ного предложения.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Ведущий выбирает любые три сло­ва, например «собака», «помидор», «солнце». Детям дается задание оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно сло­во, «лишнее», не обладающее этим общим призна­ком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся па­ру слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же на­прашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), же­лательно поискать нестандартные и в то же вре­мя очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Комментарии: Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формиру­ет установку на то, что возможны совершенно раз­ные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решени­ем, а надо искать целое их множество.

ПОИСК АНАЛОГОВ

Цель: научить детей выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельнос­ти с каждым из них, формирование способности классифицировать явления по их признакам.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Ведущий называет какой-либо пред­мет или явление, например «вертолет». Детям не­обходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различ­ным существенным" признакам. Следует также сис­тематизировать эти аналоги по группам в зависи­мости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (ле­тают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Цель: развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умения вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Называется какой-либо хорошо извес­тный предмет, например «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для ки­нопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

ПОИСК ОБЩЕГО

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: Берутся наугад два слова, так же мало связанных, например «тарелка» и «лодка». Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными («изделия человеческих рук», «имеют глубину»), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожи­данные ответы, позволяющие увидеть эти предме­ты в совершенно новом свете; их оказывается не так уж и мало. Побеждает тот, у кого список об­щих признаков длиннее. Можно ввести и качест­венные критерии: начислять дополнительные бал­лы за оригинальность.

Комментарии: Эта игра учит в разрозненном, несвязном материале находить множестве общих моментов, «состыковок» и дает четкое представле­ние о степени существенности признаков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.026 с.)