ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ



ПО ПРАВИЛУ И РАЗНЫХ ВИДОВ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в четыре этапа, три из которых обязательны, четвертый, дополнительный, этап рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов.

Ориентировочно-обучающий этап

Здесь происходит ориентировка ребенка в содер­жании игры, его знакомство со всеми обязательны­ми этапами его будущих действий.

Этап освоения правил

Он связан с самостоятельным выполнением ре­бенком игровых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в про­странственной ориентировке ребенка, испытываемые им трудности в выполнении действий как в ум­ственном, так и в практическом плане, актуализи­руется мотивация усвоения необходимых правил действия.

Этап продвинутого освоения игры проводится после специального обучающего занятия, на кото­ром еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется «линия роста» в качестве планирую­щей и контрольных функций: ребенок видит пер­спективу освоения действий и фиксирует промежу­точный итог своего места в ходе игры.

 

 

Этап совместных форм деятельности

Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком, а затем между детьми.

Ребенок самостоятельно программирует деятель­ность (усиление планирующего контроля), осущест­вляет коррекцию выполнений действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль).

Контрольно-итоговый этап

Здесь фиксируется сформированность выполне­ния всего набора игровых действий: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и кон­троля, а также сформированность новой психоло­гической позиции — субъекта присвоения учебно-игрового опыта.

 

ОФИЦЕР-СОЛДАТ

Цель: формирование умения действовать по пра­вилу и разных видов контрольно-оценочных дей­ствий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Ход игры: На первом этапе игры («Подготовка к службе») взрослый вместе с ребенком определя­ет пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ, правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрослый вместе с ребенком определяет и обозна­чает пространственные признаки листа.

Собственно игра начинается на втором этапе («Служба солдата»). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределяет роли (взрослый — «офи­цер», ребенок — «солдат»), знакомит ребенка с иг­ровыми правилами (выполнение команд «офицера»), вводит игровое употребление предметов (лист бума­ги — карта). Взрослый предлагает ребенку выпол­нить подобное задание из 2-3 ходов, где выявля­ется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем 2-3 за­дания с различным количеством ходов в зависи­мости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех случаях ребенок «докладывает офицеру» о вы­полнении каждого хода.

Обычно первые задания обнаруживают необхо­димость введения дополнительного обучающего уп­ражнения «Молчаливая карта заговорила». После него предлагаются более сложные, например вы­полнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пунк­та движения.

На третьем этане («Присвоение звания») проис­ходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составляет задания для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присут­ствии взрослого знакомит его с правилами и са­мостоятельно организовывает обучение в игровом процессе.

На четвертом этапе («Трудные задания») взрос­лый обучает ребенка составлению знакового пись­ма. Здесь ребенок уже выполняет письменные ко­манды взрослого — «офицера», после чего, приняв роль «офицера», составляет свое письмо для взрос­лого — «солдата».

Таким образом, смысл игры для ребенка состо­ит в правильном выполнении команд «офицера» в пределах условно выделенного периода (например, начиная с третьего задания), приобретении умения давать словесный отчет о выполняемых действи­ях, принятии роли «офицера» и умении управлять игровой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового опыта.

ПОИСК КЛАДА

Цель: формирование умения действовать по пра­вилу и разных видов контрольно-оценочных дей­ствий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Ход игры: На первом этапе игры («Учусь со­ставлять план») взрослый и ребенок совместно рисуют план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначе­ния предметов. Взрослый обращает внимание ре­бят на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.

На втором этапе игры («Учусь искать клад по плану») взрослый вводит ребенка в игровую ситуа­цию. Взрослый прячет предмет — «клад» — и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его (это повторяется несколько раз).

На третьем этапе («Учусь обозначать на плане место клада») взрослый и ребенок меняются роля­ми. Теперь уже ребенок прячет «клад» и отмечает это место на плане, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуализа­ции контрольных действий ребенка. На этом же этапе взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить план другого помещения.

На заключительном, четвертом этапе («Учу иг­рать другого») в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с прави­лами игры, проводит ее).

Игровой смысл для ребенка проявляется в без­ошибочной ориентации в условном (план) и реаль­ном (помещение) пространстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей ис­кусно запрятывать «клад», рефлексии присвоения новых умений.

Комментарии: Как показано выше, в соответ­ствии со структурой игровой деятельности взрослый актуализирует у ребенка соответствующие мотивы, вводит его в игровую ситуацию, а для материали­зации игровой ситуации в наглядном плане вво­дится так называемая «линия роста», на которой ребенок обозначает меру своего освоения игры. «Линия роста» является средством формирования у детей внутренней мотивации освоения ими но­вого учебно-игрового опыта. Дети имеют возмож­ность на каждом занятии фиксировать меру осво­ения деятельности.

В игре «Офицер — солдат» эта «линия» (полос­ка бумаги) называется «линия службы», на ней ре­бенок условным значком (фишка или звездочка) отмечает место своего продвижения на каждом занятии:

 

«Подготовка к службе» «Служба солдата» «Присвоение звания» «Трудные задания»
Где какая сторона Знаком­ство с картой местности Начало службы Молчали­вая карта загово­рила Слово офицера Школа офицера Служба офицера Полевые учения
               

В игре «Поиск клада» «линия роста» представля­ет собой «круг моих умений» (см. выше). Каждому этапу игры соответствуют два круга, различающиеся размером и интенсивностью цвета. Малый и менее интенсивный по цвету, круг фиксирует начало ос­воения того или иного умения. Чуть больший по размеру и интенсивности цвета круг означает итог отработки того же умения.

В ходе игровых занятий дети овладевают пла­нирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о процессе фор­мирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.008 с.)