Коррекция трудностей поведения




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция трудностей поведения



И характера в дошкольном

И младшем школьном возрасте

Трудности межличностных отношений могут про­являться в особых формах конфликтного поведе­ния с одной стороны, а также — являться причи­ной формирования негативных черт характера — с другой. В специальной психологической помо­щи нуждаются дети с наиболее типичными для дошкольников и младших школьников варианта­ми проблем поведенческого характера. Среди них повышенная агрессивность, конфликтность, обидчи­вость, застенчивость и тревожность.

2.8.1. Застенчивость и тревожность56

Застенчивые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытыва­ют страх перед чужими людьми и новой обстанов­кой. Застенчивый ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Таких детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Они час­то ведомы более активными сверстниками, подвер­жены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытыва­ет дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Этим характеризуются и тревожные дети. Меха­низм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хоро­шего от окружающих.

Несмотря на внешнюю «бесчувственность», за­стенчивые и тревожные дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стиму­лирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые дви­жения и т. д.).

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контак­тов, достижению успехов в личностной и профес­сиональной сфере.

У школьников застенчивость сопровождается так­же и повышенной тревожностью, мнительностью, не­уверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незна­комых людей, молчаливы, замкнуты.

Между тем они довольно часто обладают боль­шими способностями, легко осваивают компьютер­ную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комп­лексом неуверенности в себе, внутренним напря­жением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие — проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Застенчивость «читается» по внешним призна­кам:

• покраснение лица;

• потливость;

• дрожь;

• учащение сердцебиения;

• стесненное дыхание;

_______________________________-

56 Широкова Г. А., Жадько Б. Г. Практикум для детского психо­лога.— Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

• опущенные вниз глаза;

• тихий голос;

• скованность мышц и движений.

Ребенок, которого называют тревожным, как пра­вило, обладает большинством из следующих харак­теристик:

• любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;

• во время выполнения заданий или при по­пытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

• беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

• у него не нарушено внимание, но ему труд­но сконцентрироваться на чем-либо, когда он вол­нуется;

• плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

• не уверен в себе, своих силах, ожидает не­удач в деятельности;

• старается скрывать свои проблемы и тревогу.

Организация помощи застенчивым и тревожным детям проходит от индивидуальной формы, через работу в парах с коммуникабельными сверстника­ми к групповой работе.

Не менее важно помочь ребенку научиться сво­бодно выражать свои эмоции, желания, чувства. За­стенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутрен­нее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считает­ся, что прятки, жмурки — это развлечения, в кото­рых участвуют одни лишь дети, причем они яко­бы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детям выражать свои эмоции и акти­визировать жизненную энергию, устанавливать бо­лее непосредственные отношения с окружающими. Игры-соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проиг­равшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли.

Таким образом, коррекционную работу с тревож­ными и застенчивыми детьми, по мнению Е. К. Лю­товой и Г. Б. Мониной57, целесообразно проводить в трех основных направлениях:

• по повышению самооценки ребенка;

• по обучению ребенка способам снятия мы­шечного и эмоционального напряжения;

• по отработке навыков владения собой в си­туациях, травмирующих ребенка.

Данные авторы предлагают следующие игры в работе с тревожными и застенчивыми детьми58.

______________________________

57 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействие с детьми. — СПб.: ООО Издательство «Речь»,. 2001.

58 Во всех играх возраст играющих — 5-10 лет, форма проведения игр—групповая.

ПОХВАЛИЛКИ

Цель: повышение самооценки ребенка, его зна­чимости в коллективе.

Ход игры: Все дети сидят в кругу (или за пар­тами). Каждый получает карточку, на которой за­фиксировано какое-либо одобряемое окружающи­ми действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем начав словами «Однажды я...». Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Од­нажды я очень быстро выполнил домашнее зада­ние» и т. д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по оче­реди) делает краткое сообщение о том, как од­нажды он здорово выполнил то действие или со­вершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сдела­ют это сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необ­ходимо очень внимательно, заботливо и доброжела­тельно относиться к людям, окружающим нас.

ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА

Цель:повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Ход игры: Все дети сидят в кругу (или за пар­тами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить од­ного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в груп­пе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого целесообразно обсудить с детьми, при­ятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами дела­ют вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: На первых порах дети, чтобы по­казаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не ме­шают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

 

ЗАЙКИ И СЛОНИКИ

Цель: дать возможность детям почувствовать се­бя сильными и смелыми, способствовать повыше­нию самооценки.

Ход игры: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правиль­но, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, ес­ли слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зай­ки, если видят волка?...» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. По­кажите, как спокойно, размеренно, величаво и бес­страшно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

Комментарии: После проведения упражнения ре­бята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой;

Ход игры: Играют взрослый и ребенок (или де­ти). Взрослый начинает игру словами: «Давай по­говорим. Я бы хотел стать...(волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположение и завязывается бесе­да. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступ­ления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда ини­циативу на себя должен взять взрослый.

Комментарии: Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже его.

СКУЛЬПТУРА

Цель: развитие умения владеть мышцами ли­ца, рук, ног и т. д., снижение мышечного напря­жения.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По зада­нию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

• ребенка, который ничего не боится;

• ребенка, который всем доволен;

• ребенка, который выполнил сложное зада­ние и т. д.

Темы для скульптур может предлагать взрос­лый, а могут выбирать сами дети. Затем дети мо­гут поменяться ролями. Возможен вариант груп­повой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изобра­жать, какую — нет.

 

ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие так­тильных ощущений.

Ход игры: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга раз­личные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Данная игра нравится многим детям, но, к сожа­лению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задум­ки партнера по игре, могут волноваться, пережи­вать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому предлагается модификация дан­ной игры.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солныш­ко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце0«ласковым» мелком?» И взрос­лый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас бел­ка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «сти­рает» все, что он нарисовал, при этом слегка мас­сируя спину или другой участок тела.

ПОКАТАЙ КУКЛУ

Цель: игра способствует снятию мышечных за­жимов в области рук, повышению уверенности ре­бенка.

Ход игры: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребе­нок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжите еще раз.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.01 с.)